Проведение экологических и биологических исследований нередко сопровождается глубоким исследованием определённого вида биоресурса. Нередко студентам доводится проводить так называемый анализ почв.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и суть анализа почв, сфера применения
При изучении экологических и биологических наук универсанты сталкиваются с необходимостью провести анализ почв. Данная процедура предполагает тщательное и всестороннее изучение грунта, как с визуальной, так и качественной точки зрения.
Чаще всего подобного рода исследования необходимы в сфере сельского хозяйства при подборе места для посадки тех или иных культур, оценки качества почвы и необходимости ее насыщения теми или иными микроэлементами и удобрениями для повышения ее плодородности.

Анализ почв выполняет несколько существенных функций. Во-первых, он помогает собрать полную информацию и оценить текущее состояние территории, степень ее соответствия требованиям тех или иных посадочных объектов, растений и пр.
Во-вторых, с помощью данного инструмента прорабатываются профилактические и «лечебные» действия в отношении грунта, помогающие избежать экологических проблем, иногда — экономических и пр.
В-третьих, исследование земель также помогает определить месторождения тех или иных полезных ископаемых и возможности их добычи, переработки, благоустройства территории и пр.
Основная задача анализа грунта заключается в качественной оценке биоматериалов и определении перспектив ее рационального применения в тех или иных целях.
То есть анализ почв – это специфический вид деятельности исследовательского характера, предполагающий всестороннюю оценку местности, грунта на предмет безопасности, рациональности использования и пр. Эта процедура применима не только в агрономии, экологии, но и строительстве.
Виды анализа почв
Не стоит думать, что исследование грунта – процедура универсальная. Процесс изучения местности и ее почвенного наполнения напрямую зависит от темы и цели проводимого исследования. Поэтому важно понимать и различать разные виды анализа почв.
Студенты чаще всего сталкиваются с визуальной и качественной оценкой грунта. В первом случае они «на глаз» оценивают местность и находящуюся на ней землю: цвет, рыхлость и плотность, сырость, климатические условия, общие признаки принадлежности к тому или иному виду и пр.
Качественный мониторинг грунта нацелен на проведение таких вариантов исследований, как:
Вид |
Суть |
Показатели, инструменты |
Механический | Оценка частиц грунта и определение их размера, веса, магнитного поля | Соотношение глины, песка, чернозема, констатация типа грунта |
Химический | Определение качественных характеристик биоресурса: микроэлементов, минералов, насыщенность прочими веществами и пр. | Доля питательных частиц, кислотность, объём загрязнения, коэффициент плодородности, коэффициент поглощения, частота удобрений и пр. |
Минералогический | Определение доли и удельного веса минералов в составе почвы | Наличие и отсутствие минеральных веществ, их польза для отдельных культур, связь минералов и структуры грунта и пр. |
Агрохимический | Определение химического состава земель, пригодности их для посадки культур, определение экологических проблем и пр. | Запас питательных веществ, показатели кислотности, определение уровня плодородности, частота удобрения и пр. |
Токсикологический | Определение объема и влияния токсических веществ в грунте, диагностика степени безопасности земель | Определение токсических веществ, диагностика класса опасности почвы, расчет индекса токсичности, диагностика пригодности почвы под сельхознужды |
Микробиологический | Мониторинг общего состояния почвы, выделение основных свойств грунта, подсчет микроорганизмов в нем | Расчет биологических и химических показателей состава почвы, сравнение с нормативными шкалами, индекс наличия бактерий, лабораторная диагностика |
Радиологический | Определение негативного воздействия на почву со стороны местных производств и промышленных центров | Качественный анализ состава почвы, оценка экологических рисков, определение радиационного уровня почвы |
Обратите внимание, что качественное исследование грунта проводится в лабораторных условиях. То есть все образцы подвергаются инструментальному изучению с применением различных инструментов, реактивов и пр. Визуально «на глаз» определить состав грунта и его особенности невозможно.
Механическое исследование почвы предполагает внимательное изучение частиц земли под микроскопом для определения размера крупиц, визуальных качеств: размер гранул, цвет, склонность к рыхлости или рассыпчатости, расчёт соотношения составных частей (песок, глина, чернозем, металлы и пр.). Данный формат позволяет диагностировать принадлежность биоресурса к конкретному виду и возможности его применения.
Химическое исследование грунта нацелено на определение безопасности земель для посадки, наличие вредных веществ и уровень их опасности, определение состояния земли. По результатам такого исследования пользователь получает факты, на основе которых принимается решение об использовании территории в определённых целях или ее удобрении и пр.
Минералогический мониторинг поможет исследователям понять степень насыщения земли теми или иными минералами, их влияние на плодородность или перспективы применения в агропромышленном, строительном русле и пр. Также на основе таких результатов можно провести генетическое исследование грунта, понять, как менялась территория с годами, тенденции плодородности и пр.
Микробиологическая диагностика земли поможет изучить ее изнутри. С помощью лабораторных исследований индивид сможет установить наличие и соотношение микроорганизмов в грунте, их достаточность или дефицит/избыток, влияние на плодородность. При выявлении микроорганизмов проводится их анализ по группам и пр.
Токсикологическая оценка почвы призвана определить наличие в ней вредоносных частиц, причины их появлений, оценить общую экологическую обстановку в рассматриваемой местности, изучить наличие и влияние местных промышленных центров и пр.
Радиологическая экспертиза грунта проводится с помощью такого инструмента, как спектрометр. С его помощью исследователи оценивают наличие радиоактивных веществ, их распределение. Уровень опасности. Чаще всего такое исследование проводится, если по близости с объектом исследования располагаемая АЭС или есть подозрения на наличие по близости радиоактивных захоронений и пр.
Важно отметить, что в рамках каждого формата определения состава почв будет применяться определённый инструментарий и оборудование, набор реактивов или иных веществ. Оценить состояние грунта на базе одного и то же запаса реактивов или на одном и том же оборудовании не удастся. Это значит, что процесс анализа почв – планомерный и требующий предварительной подготовки.
Как проводить анализ почв студентам? (этапы)
Исследование состава и качества грунта – специфическая процедура, которая основана на последовательном изучении местности с использованием специальных механизмов и веществ.
Для начала важно понять, с какой целью будет проводиться анализ земли. Здесь все зависит от того, какое направление осваивает универсант, для чего он изучает грунт, каким инструментарием обладает и какую тему проекта намерен развивать.
Этап |
Суть |
Основные параметры |
Подготовительный | Выбор объекта исследования, выборка участков земли для сбора проб, тематическое ориентирование | Определение темы и цели исследования, объект исследования |
Основной | Забор биоматериалов ля проведения экспертизы, выбор методов исследования | Лабораторная диагностика состава почвы |
Результативный | Описание результатов исследования грунта, научное обоснование возможностей применения земель, рисков и угроз | Оформление отчета о НИР, проекта с констатаций рисков, угроз, основных показателей качества грунта |
Далее, нужно выбрать объект исследования – конкретная местность. Для начала стоит ознакомиться с ее основными характеристиками: географическая характеристика, климатические особенности, исторические данные относительно растительности и животного мира, общий экологический мониторинг и пр.
Далее проводится сбор проб грунта в разных точках исследуемой территории. Эта стадия должна быть реализована с учетом рядом правил. Во-первых, собирать образцы нужно в разных точках исследуемой местности. Чаще всего по краям объекта делают небольшие насечки, а затем с помощью лопатки или совка набирают землю в пробирку или мешочек. Для полноценного изыскания не нужно запасаться ведрами. Достаточно взять около 50-100 грамм с каждой насечки.
Во время сбора проб недопустимо работать голыми руками. Исследователь должен быть в перчатках и работать только специальной лопаткой, ложечкой или совком. Ручной сбор может исказить качество результатов.
Затем последует проведение анализа пробы. В данном случае важно определить вид соответствующей диагностики, подготовить необходимый инструментарий (микроскоп, пробирки, стекла, реактивы, дополнительные агрегаты, колбы для наблюдений за реакциями и пр.).
Чаще всего студенты и исследователи проводят не 1 вид анализа грунта, а комплексный. Такой ход позволяет получить более объективные данные и описать грунт как в целом, так и подробно с учетом содержимых в нем элементов.
Завершающая стадия исследования грунта – обработка результатов. Здесь студенты и исследователи оцениваю полученные результаты и делают грамотные, научно обоснованные выводы относительно состава, возможностей применения, оценки рисков и угроз для местности и пр.
Тонкости оформления результатов анализа почв в студенческих работах
оценка состава и качества грунт является частью серьезного исследования. в большинстве случаев его оформляют в виде специального отчета: о НИР, лабораторной работе практике и пр. Также данная процедура может быть положена в основу курсовых и дипломных работ по экологии, биологии, природоохранной деятельности, сельскому хозяйству и пр.

Чтобы корректно изложить все факты и тенденции, автору проекта придется грамотно структурировать собранный материал. Сам по себе анализ почв – действие аналитическое. Он может быть положен в основу аналитической главы для диагностики проблемы исследования. Также результаты такого мониторинга используют при обосновании рекомендаций по решению проблемы.
Итак, первым делом нужно описать программу проводимого исследования и выделить необходимость анализа почв. Программа данного испытания предполагает разработку таких моментов, как общая характеристика объекта (местности), затем описание выборки (отдельных участков, откуда будут брать пробы грунта для исследования). Допустимо прикрепление фото собранного для исследования грунта для качественной визуализации биоматериала.
Затем в студенческой работе будут представлены результаты лабораторных исследований с учетом вида проделанной работы. Все показатели должны быть грамотно сгруппированы с акцентом на их взаимосвязь и влияние. Такой ход поможет быстрее и легче выделить соответствующие тенденции. Каждая группа коэффициентов и тенденций важно описать и обосновать с научной точки зрения, по возможности – с практической.
Чаще всего отражение результатов лабораторного исследования представляют в виде таблицы. Для подчеркивания связей и влияния каких-либо факторов на объект исследования, готовят графики, рисунки.
Лучше всего структурировать практическую часть студенческой работы по пунктам, где каждый последующий параграф – определенный вид анализа почвы. Так удастся детально описать особенности каждого типа исследования и в конце обобщить все данные в выводе по главе.
При обобщении результатов и подведении общей картины, выделении тенденций важно опираться на соответствующие факты: изменение показателей, описание характера отклонений и динамики с научной точки зрения, разбор статистических данных для оценки плодородности и урожаемости и пр.
Анализ показателей должен быть емким и информативным. Притом лучше всего прибегать к общей лексике и минимизировать сложные узкие категории.
Обработка результатов анализа почв должна укладываться в рамках научного стиля и учитывать общие требования форматирования документа.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по проведению анализы почв
Проводить анализ почв не так-то просто. Чтобы результаты такого исследования были корректными и достоверными, важно придерживаться следующих советов.
Продумайте и достойно опишите научный аппарат проводимого естественнонаучного исследования. Все элементы должны быть представлены четко, однозначно. Важно точно обозначить цель и задачи всех манипуляций, обозначить исследовательский вопрос и границы тематического погружения, роль почвенного мониторинга.
Собирая образцы для лабораторной диагностики и визуального описания, будьте очень аккуратны. Исключите прямое касание голых рук с грунтом, чтобы избежать искажений при диагностике. Притом собирайте базу для исследования в разных уголках изучаемой территории. Самый оптимальный период для сбора образцов считается в сезон посева.
Выбирайте подходящие цели проекта методы анализа почв. Притом опирайтесь не на один подход, а на их комплекс. Постарайтесь всесторонне изучить грунт и затем углубиться в проблему исследования для ее обоснования и установления причинно-следственных связей.
Удостоверьтесь, что все результаты записаны корректно. По возможности перепроверьте все сведения во избежание ошибок.
Если собственной лаборатории или необходимого оборудования нет под рукой, то проведение лабораторной части проекта модно доверить сторонним лабораториям и центрам исследований. В этом случае исследователь получит готовые результаты, которые останется лишь грамотно преподнеси и проанализировать.
В числе базисных показателей при анализе почв студенты выделяют уровень кислотности грунта, состав основных питательных элементов, доля тяжелых металлов, биохимический состав почвы и пр. Далее набор показателей формируется исходя из цели проводимого исследования или темы проекта, намеченных студентов границ основного исследования.
Результаты почвенного анализа кладут в основу при разработке решения, так как именно благодаря ему удается установить основные проблемы, причины и следствия, связанны с плодородностью и безопасностью грунта.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!