Для ряда направлений подготовки глубокое или тотальное знание иностранного языка является обязательным моментом в профессиональной подготовке. Притом погружение в иностранный язык происходит на протяжении многих лет, на протяжении которых студенты оттачивают все возможные сферы и способы его применения: письменная грамотность, устная речь, восприятие на слух, формирование деловых и иных документов.
Особый подход к освоению и проверке знаний иностранного языка действует в отношении таких направлений подготовки, как переводоведение, дипломатия, лингвистика и пр. Здесь обязательным этапом подготовки и аттестации является аудирование.
Сегодня мы расскажем о данной процедуре и раскроем секрет по успешной подготовке к этому виду деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Аудирование представляет собой процесс погружения или проверки восприятия речи на определённом языке. Данная процедура проводится посредством прослушивания аудиозаписей, аудиоуроков, просмотра фильмов на иностранном языке (без перевода), общения с носителями языка.
Сам процесс общения – не есть аудирование. Аудирование предполагает тренировку слуха, фонематических особенностей восприятия иностранного языка. Во всех языках существуют схожие по произношению, но кардинально разные по смыслу слова. Аудирование помогает студентам и иным лицам вникать в суть текста, речи, пополнять словарный запас, а также различать стили речи: деловой, разговорный, публицистический и пр.
Аудирование способствует более простому изучению языка, развитию разговорных навыков, тренировку слуха и восприятия речи на иностранном языке, углубленному изучению особенностей и трансформаций, лингвистических и иных особенностей.
Аудирование может являться частью профессиональной подготовки и проявляться в следующих вариациях:
- Прослушивание песен и иных аудиозаписей с целью развития фонематического слуха на иностранном языке, коррекции произношения и пр.;
- Общение с носителями языка или квалифицированными специалистами с целью пополнения словарного запаса, развития разговорных и слуховых навыков распознавания речи, слов, смысла, построения ответной реакции с учетом интонации, эмоций, правил грамматики/культуры и пр.;
- Аттестация учащегося или слушателя посредством воспроизведения записей и выполнения конкретных заданиях, затрагивающих озвученный текст: ответ на вопросы, написание эссе, прохождение теста и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Аудирование по английскому языку как способ аттестации: особенности организации и проведения
Всесторонняя проверка знаний иностранного языка проводится в большинстве случаев в отношении тех направлений подготовки, которые требуют тотального погружения, напрямую связаны с его применением на практике: переводчики, политики и дипломаты, юристы, специалисты регионального/федерального уровня, лингвисты, писатели и пр.
В данном случае аудирование выступает в качестве одного их проверочного этапа. Экзаменатор подбирает материал с четом пройдённого курса: аудиозапись, задания к ней и пр.
Самыми распространенными вариантами проведения аудирования являются:
- Прослушивание аудиозаписи;
- Соотнести вопрос и ответ, сопоставить данные;
- Тестирование: выбор правильно ответа на поставленный вопрос, который соотносится с прослушанным текстом;
- Заполнить пропуски (вписать слова, подходящие по смыслу или которые прозвучали в тексте, сыграли ведущую роль);
- Сформулировать краткий вывод в рамках озвученного материала: о чем он был, какая проблема освещена, какие выводы сделал автор;
- Расставить представленные отрывки, предложения или фрагменты в том же порядке, что гни были озвучены на аудиозаписи;
- Ответить на вопросы экзаменатора.
Аудирование является самым сложным этапом подготовки и проверки знаний студентов. Здесь требуется не просто тотальное знание иностранного языка, богатый словарный запас, но и владение разговорной речью, знание фонетических, морфологических и иных особенностей.
Как правило, аудирование – ограничен по времени. На его реализацию уделяется от 30 до 90 минут (зависит от вида проверки, теста (Ielts, Toefl и пр.)). Уровень сложности заданий различный и зависит от требований ВУЗа, международных стандартов, специализации и образовательной программы, пройденного курса и пр.
Нередко аудирование носит тематически характер. Притом тематика может озвучиваться экзаменаторами заранее, что способствует более глубокой подготовке к аттестации: студенты могут изучить темы, подходящие ресурсы ля полноценного и всестороннего ответа, анализа и пр. Но важнее всего запомнить именно тот текст, который прозвучит во время экзамена.
Поэтому для успешного прохождения этого этапа необходимы такие качества, как внимательность и концентрация, хорошая память (можно делать небольшие заметки по озвучиваемому тексту: ключевые слова, определения, характеристика абзацев и пр.). Важно не просто прослушать текст, но и качественно проанализировать его. Для этого важно обладать большим словарным запасом, умением воспринимать речь на слух и быстро переводить ее.
Как подготовиться к аудированию по английскому языку?
Обратите внимание, что выучить иностранный язык за несколько часов или дней не удастся даже полиглотам. Данный процесс — очень длительный и может занимать не один год. Для качественной подготовки, погружения в иностранный язык необходимо не менее 2-3 лет. За это время можно не просто выучить грамматику, стилистику, но и освоить разговорную речь, культуру и этику, формировать документацию, писать различные письма и пр.
Поэтому будьте готовы, что к аудированию готовиться придётся с самых азов, с начала изучения: важно различать звуки, как их правильно произносить, как выделять, где и как делать акцент, порядок расположения слов, специфика интонации и пр. Притом важно не просто отмечать это на слух, но и практиковаться самим, корректируя собственный «иностранный говор».
Поэтому при изучении иностранного (английского) языка следует придерживаться следующего алгоритма:
- Чтение книг, материалов для повышения уровня грамотности, пополнения словарного запаса;
- Прослушивание аудиокниг для развития слухового восприятия речи на английском или ином языке, совершенствования произношения и ответной реакции, развития аналитических способностей и пр.;
- Беседа. Разговорная речь, общение с носителями языка также можно отнести частично к аудированию.
На начальном изучении иностранного языка рекомендуется изучать аудиокниги, способствующие пополнению базовых знаний: алфавит, расширение словарного запаса (произношение слов на английском и их перевод). По мере погружения в тонкости иностранного языка следует усложнять аудиопрограмму, подбирая соответствующий уровень: небольшие рассказы на английском с переводом на русский, постепенная смена стиля текста, жанра, терминологии и пр. Главное – брать тот уровень, который Вам посилен на данный момент. Переходить на более высокий и жесткий вариант следует только по мере усвоения предшествующего модуля, программы.
Аудирование должно стать привычным и регулярным способом познания и совершенствования знаний иностранного языка. Поэтому студентам и иным слушателям целесообразно определить «режим аудирования» его частоту, тренироваться не только в простом прослушивании материала, но и выполнении небольших заданий: ответ на вопросы, тест и пр.
Аудирование должно сопровождаться развитием следующих навыков:
- Определение сути и основного смысла: о чем был текст?
- Выделение ключевых слов, базовых терминов и пр.;
- Определение последовательности мыслей автора, логики: что и когда он упоминал, как связывал, анализ текста.
Аудирование предполагает прослушивание текста как минимум 2 раза. На начальном прослушивании важно постараться запомнить максимум доступной и понятной информации, бегло пробежаться по заданиям и по возможности ответить на посильные из них. Повторное прослушивание текста призвано освежить материал в памяти и решить более сложные задания.
Рекомендации экспертов Дисхелп по качественной подготовке к аудированию по английскому языку
Чтобы успешно преодолеть данный аттестационный этап, необходимо постоянно тренировать память и слух. Слушайте иностранные песни (притом не просто слушайте и напевайте, но и пытайтесь разобраться в них: смысл, дословный и логический перевод и т.д.), аудиокниги, иностранные новости (радио, телевещание и пр.), аудиоуроки (онлайн, очно и пр.).
Во время аудирования важно пользоваться черновиками, делать пометки: ключевые слова, суть фрагментов и их последовательность. Не старайтесь запомнить все и сразу. После воспроизведения записи отвечайте на посильные и понятные для Вас вопросы и не пытайтесь вспомнить, что же было подходящего. Отвечайте только на то, что Вам посильно по принципу «здесь и сейчас». Ликвидировать проблемы можно будет во время повторного прослушивания записи.
Если что-то забыли, то не пытайтесь это вспомнить после первого прослушивания. В этом случае есть риск и вовсе забыть текст. У вас будет время, чтобы сконцентрироваться на заданиях.
Обязательно анализируйте собственные и чужие ошибки, извлекайте урок. Используйте все варианты: если возможно дополнительное прослушивание – терзайте. Если есть пометки, то сосредоточьтесь на них. Главное – правильно понять текст, перевести нужные моменты, внимательно изучить и вникнуть в задания и пр.
Объективно и адекватно оценивайте текущий уровень подготовки и подбирайте посильную программу обучения. Лучше всего в этом деле воспользоваться услугами компетентных специалистов: пройти предварительную проверку (тестирование), подобрать индивидуальную программу обучения, литературу, спланировать день и приступить к изучению. Самообучение, дисциплина и ответственность, мотивация сыграют немаловажную роль в подготовке к аудированию.
Для подготовки используйте все доступные варианты: онлайн-курсы, вебинары, бесплатные и платные курсы, репетиторы и тьюторы и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!