Написание курсовых и дипломных работ по педагогике и психологии фактически невозможно без проведения экспериментальной части и грамотного ее оформления в соответствующем разделе. Нередко у студентов возникают определенные сложности в выполнении практической главы, поэтому специалисты Дисхелп решили подготовить эту статью, описав основные моменты и правила проведения, оформления эксперимента.
Планируй – действуй – анализируй
Педагогический и психологический эксперимент заключается в совершенствовании теорий, навыков специалиста, проверке новых приемов непосредственно на людях, тесный контакт с наблюдаемыми индивидами. Сам по себе эксперимент пройти не может, поэтому в этом деле важно придерживаться четкого правила «планируй – действуй – анализируй».
- Планирование.
На данном этапе целесообразно определить тему исследования, проблематику и грамотно наметить план действий с учетом всевозможных факторов. Чем точнее и конкретнее будет план эксперимента, тем достовернее будет получаемый результат. Поэтому к планированию педагогического или психологического эксперимента необходимо подойти с максимальной ответственностью и вниманием, так как от этого этапа будет зависеть качество исследования.
Для начала автору необходимо определить:
- Тема и проблема, гипотеза;
- Объект и предмет, выборка: кто будет исследуемым (возраст, пол, количество, дополнительные характеристики);
- Этапы эксперимента: оценка текущей ситуации, введение новшеств (для проверки гипотезы), оперативное фиксирование получаемых результатов; анализ полученных данных;
- Оформление эксперимента.
План эксперимента должен подробно расписывать каждый этап: какие действия и в какой последовательности будут предприняты, продолжительность эксперимента и каждого шага, учет необходимых материалов и условий и пр.
Примерный алгоритм действий будет следующим:
- Теоретическая подготовка к исследованию: разработка плана с учетом выбранной темы, проблемы;
- Организация эксперимента: подготовка помещения и условий для непосредственного проведения запланированных действий с учетом заявленного графика, разработка и подготовка материалов (заданий, тестов, дополнительных параметров), уведомление или отказ от уведомления испытуемых об эксперименте и пр.;
- Реализация плана.
- Действие
На данном этапе автор курсовой или дипломной работы приступает к непосредственной реализации намеченного плана. Притом важно не отклоняться от него, а если коррективы и новшества неизбежны, то важно их обосновать и учесть (как они отразятся на конечном результате, ходе исследования (продолжительность и пр.)).
Сперва исследователь должен оценить текущее положение дел путем определения уровня подготовки испытуемых: выполнение задания, простое наблюдение за ними и пр. Затем следует проверить выдвинутую им гипотезу с помощью предлагаемых инноваций, постепенно внедряя их, он должен фиксировать получаемые результаты. Они могут проявляться разными способами: изменение в поведении объекта, изменения в успеваемости или концентрации внимания, результатах и скорости их получения и пр. При этом автор должен моментально фиксировать все свои наблюдения и получаемые итоги.
Фактически реализационный этап эксперимента в педагогике и психологии позволяет диагностировать проблему и проверить действие гипотезы, выявить заблуждения и ошибки, определить сложности и проблемы в ходе исследования и пр. Важно чтобы материально-техническая база эксперимента была полностью готова, учтены все факторы и параметры, условия и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
На всех стадиях эксперимента важен контроль. Он проявляется в точности выполняемых действий с учетом плана, продолжительности каждого шага.
- Анализ итогов.
На данном этапе автор анализирует полученные итоги, конкретизируя следующие моменты: симптоматика проблемы и ее проявления (диагностика), реалистичность и правота выдвинутой гипотезы (анализ полученных результатов, сравнение ситуации «до» и «после» или полученных итогов с действующими нормами), моделирование ситуации и прогнозирование сценариев, определение достоинств и недостатков эксперимента (какие сложности возникли на пути, качество исследования), общие выводы и рекомендации автора.
Оформление психологического и педагогического эксперимента в студенческих и научно-исследовательских работах
Экспериментальная часть исследования занимает около трети от общего объема проекта. Здесь важно кратко и емко, но в то же время четко расписать каждое действие. Для этого достаточно описать каждый этап с учетом полученных итогов.
В самом начале раздела целесообразно отметить план эксперимента, подчеркнув в нем: проблему и гипотезу, цель и задачи, методологию, материально-техническую базу. Отдельные моменты требуют дополнительного сопровождения. Например, важно приложить подготовленные задания, можно сделать «фотооотчет» относительно создания условий для реализации эксперимента, предоставить краткую характеристик на объект исследования, приложить график проведения мероприятий и пр.
По мере диагностики текущего положения важно приложиться промежуточные итоги: результаты выполненных заданий, наблюдений и пр. аналогичным образом поступают по мере проведения проверки выдвинутой гипотезы.
После каждого этапа или по мере получения промежуточного результата целесообразно сформулировать аргументированные и обоснованные выводы. Они позволяют оценить не только качество эксперимента, ход исследования, но и получаемые результаты.
Аналитическая работа призвана оценить эксперимент в целом и полученные итоги. Для этого исследователю необходимо хорошо владеть теорией, иметь представления о нормах, изменениях и их характере и пр. В этой части экспериментального раздела предстоит обосновать свою позицию, подчеркнуть полученные аргументы в ее пользу или против нее. Притом важно создать таблицы или схемы с конкретизацией полученных итогов.
Все материалы и описания должны быт оформлены с учетом общих правил. Для упрощения аналитической работы можно представить отдельные моменты с помощью графических элементов, таблиц и пр.
В конце экспериментального раздела курсовой или дипломной работы необходимо сформулировать общий вывод, затрагивающий правоту и реалистичность гипотезы, возможность ее применения в перспективе и пр.
Все итоги эксперимента, зафиксированные непосредственно при реализации плана, необходимо вынести в раздел «Приложения». Здесь целесообразно прикрепить результаты первоначальной оценки ситуации (решение задач, итоги наблюдений, результаты анкетирования/тестирования или опроса и пр.), результаты проверки гипотезы.
Также здесь уместно отражение плана эксперимента, материально-технической и методической базы исследования: все планы, задания, критерии оценивания и пр.
Экспериментальную главу можно разбить на следующие подпункты: общая характеристика и план эксперимента, методическая и материально-техническая основа, описание хода эксперимента и полученных результатов, рекомендации. В этом случае в раздел «Приложения» попадут лишь громоздкие элементы, а описание каждого этапа будет максимально емким и полным.
Роль экспериментов в педагогической и психологической среде, при написании курсовых и дипломных работ
Эксперимент – это неотъемлемая часть любого исследования, призванная оценить предлагаемые автором новшества. С его помощью изыскатели не только диагностируют и подчеркивают актуальную проблему в конкретной среде (образование, психологическое развитие человека, наука или практическая отрасль и пр.), но и подчеркивают важность и значимость перемен.
Эксперимент при написании курсовой или дипломной работы – это своего рода способ получения доказательной базы или опровержения относительно выдвинутой гипотезы. Его реализация позволяет не только проверить правоту автора, его мнения и позиции, но и оценить уровень подготовки: знание предмета, профессионализм, навыки по планированию, организации, аналитические способности, унификацию (следование стандартам и правилам) и пр.
Реализация эксперимента в педагогике и психологии позволяет оценить коммуникационные качества: умение находить общий язык, учитывать особенности объекта при оценке ситуации, создавать подходящие условия и пр.
Результаты эксперимента выступают в качестве основы курсовой и дипломной работы, диссертации или иного научного труда. Именно здесь формируется обоснованная и эффективная доказательная база относительно гипотезы и мнения автора, подчеркивающая возможности и перспективы новшеств, совершенствования и пр.
Чаще всего неточности, погрешности и сложности возникают при слабом или не тщательном планировании мероприятий, отклонении от заявленного сценария. Поэтому важно максимально точно все рассчитать, предусмотреть и реализовать.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!