Чтение книг – это не только необходимость развития, но и увлекательный процесс, позволяющий интересно провести свободное время с пользой для ума. Самый большой объем изучения литературы приходится на школьные и студенческие годы, когда учебный процесс предполагает постоянное изучение определенных дисциплин.
Далеко не всегда прочитанное быстро усваивается индивидом. У него могут возникнуть сложности с запоминанием информации. Сегодня мы расскажем о наиболее эффективных методах запоминания.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие рекомендации по чтению книг
Наверняка каждый из Вас хоть раз в жизни сталкивался с тем, что необходимо ознакомиться с трудом, который Вам не интересен и ни капельки не привлекает. На такую книгу или даже страницу жалко тратить свое время, а с каким чувством неприязни это делается?! Конечно, такое чтение будет непродуктивным, а доля запомнившейся информации едва достигнет 25% от всего изученного материала.
Чтобы знакомство с произведением было эффективным и полезным, достаточно придерживаться общих правил:
- Повышаем интерес.
Даже если материал вам изначально не интересен, важно попытаться найти в нем что-то притягательное, что позволит заинтересовать ваш мозг. Постарайтесь найти плюсы от изучения темы или книги, понять, как это вам пригодится в перспективе, замотивируйте себя.
Читать материал, осознавая его полезность, позволит повысить интерес к нему. Поставьте перед собой конкретный вопрос и попробуйте ответить на него до и после прочтения. Например, «Что нового я узнаю?». Ответить на него до прочтения фактически невозможно.
Самым эффективным и оригинальным мотиватором при исследовании любого вопроса является спор. Достаточно поспорить с другом, кто быстрее прочитает книг, как в Вас проявится азарт, и Вы начнете взахлеб читать ее.
- Идите от простого к более сложному.
Не стоит сразу же пытаться разобраться в тонкостях той или иной науки. Если у Вас нет базы, то нет смысла покорять Эверест без соответствующей подготовки. Старайтесь начать изучение предмета или материала с азов, постепенно повышая уровень сложности. Следуйте поэтапному знакомству, чтобы процесс развития и познания был простым и понятным.
К чему путаться среди непонятных терминов, если можно сначала изучить их, а затем смело лезть в дебри?
- Грамотно выбираем источники информации.
Конечно, в школьной и студенческой программе особо выбирать не приходится. Учащийся обязан изучить рекомендованную преподавателем литературу. Но даже здесь он может проявить некую избирательность.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В частности, по одной и той же теме могут посоветовать изучить разных авторов. Знакомство с трудами будет легче, если точка зрения исследователя совпадет с Вашей, Вы найдете общие черты и совпадения. Поэтому не стоит убиваться над учебниками, которые вам непонятны, неинтересны. Постарайтесь найти то, что Вам ближе по духу. При этом эффективность изучения будет высокой, а знания достаточными для профессиональной деятельности и роста.
- Изучайте то, что Вам посильно.
Речь идет не о конкретной науке или предмете. Важно понять, что в целом в науке и жизни до сих пор остается неизученные и порой необъяснимые моменты. Поэтому достаточно изучить определенные издания, предмет, согласно учебному плану, нежели перелопачивать все возможные книги в данной сфере. Главное, усвоить азы, ключевые правила, понять принцип действия той или иной закономерности.
Что нужно для лучшего усвоения прочитанной информации?
Если не тренировать память, запомнить информацию с первого раза вряд ли удастся. Поэтому первым делом нужно укреплять память: быть более внимательным, концентрироваться на информации, стараться понять ее. Чтобы укрепить «систему запоминания» нужно периодически подкреплять мозг, тренировать его: заучивать стихи или песни, номера телефонов, запоминать определенные даты и пр.
Улучшить процесс изучения материала поможет комфортная обстановка. Важно создать достойные условия для изучения материала: тишина, освещение, поза и пр. Не стоит читать книгу перед телевизором или на кухне за чашечкой чая. Важно сосредоточиться, сконцентрироваться на информации, а не отвлекаться по мелочам. Чтение предполагает погружение в материал, а не выполнение нескольких дел одновременно.
Старайтесь читать внимательно и быстро, чтобы не возвращаться по несколько раз к изученному. Выделяйте из текста суть (устно или письменно), запоминайте ее и следуйте дальше.
Самые эффективные техники запоминания информации: читай и запоминай
Методика №1. Мнемотехника.
Суть данного приема состоит в том, что индивид старается визуализировать прочитанное, представить это в более приемлемом и понятном для него виде, запомнить при помощи ассоциаций, картинок и пр. Мнемотехника основывается на конкретных образах, которые помогают лучше понять и запомнить материал.
Например, красный цвет у человека ассоциируется с тревогой, запретом. Поэтому запрещающие знаки ПДД имеют красный фон или цвет, на том же принципе построена работа светофора.
Существует масса разновидностей мнемотехники:
- акростихотворение (например, запомнить порядок расположения цветов радуги можно при помощи стиха «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»),
- мнемостих (упрощает запоминание определенной последовательности);
- Локации (позволяет привязать к привычным вещам новую информацию). Например, ежедневно Вы ездите на учебу по одному и тому же маршруту, поэтому можете отметить очевидные ориентиры: остановка, урна, транспорт, дорожный знак, магазин и пр.
Методика №2. ОВОД.
ОВОД – аббревиатура, которую можно расшифровать следующим образом:
Чтение нового материала сводится к нескольким этапам: сначала из прочитанного необходимо выделить основную мысль, ключевые фразы, слова и моменты, ход мыслей автора. Можно выписать отдельные моменты на лист бумаги или представить это в виде схемы, графика и пр.
Далее для наиболее эффективного восприятия информации нужно внимательно прочесть текст еще раз, обратив внимание на детали, наиболее важные моменты. Здесь важно читать неторопливо и сконцентрировано, связать основные мысли с деталями.
После этого рекомендуется поверхностно пробежаться по тексту, чтобы освежить его в памяти. Притом лучше всего начинать с конца, задавать себе вопросы по прочитанному, отвечать на них, сформировать план текста для дальнейшего повторения – следующего этапа под названием «Доводка». Он предполагает повторение пройденного, пересказ информации без каких-либо подсказок и подглядываний в первоисточник.
Методика №3. ОЧОГ.
Данный прием схож с предыдущим, но его особенность проявляется в чтении материала вслух. Индивиду предстоит 4 раза вслух прочесть текст, притом делать это рекомендуется внимательно, с чувством, толком и расстановкой.
О – Ориентировка, которая предполагает выделение ключевых аспектов, сути. Допускается выделение отдельных моментов в тексте, выписывание наиболее важных фрагментов или понятий и пр.
Чтение – предполагает повторное знакомство с материалом. Индивиду предстоит в очередной раз внимательно и неторопливо вслух прочесть информацию, акцентировав внимание уже на деталях и нюансах.
Обзор – предполагает краткий пересказ или формирование плана пересказа, который позволит понять, какие моменты человек выделил, что усвоил и запомнил.
Главное (Г) – важно каждый этап сопроворждать не мысленным пересказом, а проговаривать все вслух. Притом лучше всего читать и перечитывать минимальное количество раз, а повторять и пересказывать изученное можно неограниченное количество раз.
Методика №4. Метод Цицерона.
Суть этого приема сводится к тому, что читатель расставляет новый материал по полочкам в конкретной комнате. Метод Цицерона также называют «методом мест».
Использование этой техники предполагает, что пользователь хорошо знает «здание», где будет размещать собственные знания. Поэтому важно хорошо знать расположение комнат или предметов, чтобы грамотно уместить логику повествования в них, в ходе перемещения по ним переключаться на новые части, связывая их между собой в единую цепь.
В дальнейшем для того чтобы вспомнить нужный материал, достаточно представить комнату и свои ассоциации.
Методика №5. Пиктограммы.
Данный метод сопровождает людей практически повсюду. Он предполагает, что некоторые фразы и действия можно уложить в виде небольшой графической записи. Например, на парковке можно встретить знак инвалида, который будет означать, что данное место предназначено для парковки машин, владельцем которых является лицо с ОВЗ.
Также практически во всех зданиях помещениях вход и выход, урна для мусора и пр., которые также могут быть помечены в виде соответствующей картинки.
При изучении нового материала читатель может делать подобные зарисовки, которые будут понятны ему в дальнейшем, помогут запомнить и усвоить материал.
Используйте всевозможные методы запоминания информации, чтобы облегчить процесс обучения и развития. Чтение книг должно быть интересным и увлекательным, простым и понятным. Каким будет ваш процесс знакомства с новой информацией, зависит от Вас!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Интересная статья. В ней разобрался ребенок школьного возраста (10классник)) надеюсь, она ему поможет. Программа сейчас в школах трудная, читать нужно много, а запоминать удавалось не все. Спасибо Дисхелп за полезные и простые материалы, ценные советы.
Чтобы лучше запоминать, надо не только читать по разным методикам, но и в целом память тренировать: стих учить, скороговорки, песни, заниматься танцами или спортом и хорошо питаться. Вот и весь секрет. Но в целом, используя описанные методики можно повысить эффективность: будешь быстрее разбираться в информации, улавливать суть. Спасибо за подробное описание приемов.