Чтение книг – это не только необходимость развития, но и увлекательный процесс, позволяющий интересно провести свободное время с пользой для ума. Самый большой объем изучения литературы приходится на школьные и студенческие годы, когда учебный процесс предполагает постоянное изучение определенных дисциплин.
Далеко не всегда прочитанное быстро усваивается индивидом. У него могут возникнуть сложности с запоминанием информации. Сегодня мы расскажем о наиболее эффективных методах запоминания.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие рекомендации по чтению книг
Наверняка каждый из Вас хоть раз в жизни сталкивался с тем, что необходимо ознакомиться с трудом, который Вам не интересен и ни капельки не привлекает. На такую книгу или даже страницу жалко тратить свое время, а с каким чувством неприязни это делается?! Конечно, такое чтение будет непродуктивным, а доля запомнившейся информации едва достигнет 25% от всего изученного материала.
![Общие рекомендации по выбору книг для чтения](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-227.png)
Чтобы знакомство с произведением было эффективным и полезным, достаточно придерживаться общих правил:
- Повышаем интерес.
Даже если материал вам изначально не интересен, важно попытаться найти в нем что-то притягательное, что позволит заинтересовать ваш мозг. Постарайтесь найти плюсы от изучения темы или книги, понять, как это вам пригодится в перспективе, замотивируйте себя.
Читать материал, осознавая его полезность, позволит повысить интерес к нему. Поставьте перед собой конкретный вопрос и попробуйте ответить на него до и после прочтения. Например, «Что нового я узнаю?». Ответить на него до прочтения фактически невозможно.
Самым эффективным и оригинальным мотиватором при исследовании любого вопроса является спор. Достаточно поспорить с другом, кто быстрее прочитает книг, как в Вас проявится азарт, и Вы начнете взахлеб читать ее.
- Идите от простого к более сложному.
Не стоит сразу же пытаться разобраться в тонкостях той или иной науки. Если у Вас нет базы, то нет смысла покорять Эверест без соответствующей подготовки. Старайтесь начать изучение предмета или материала с азов, постепенно повышая уровень сложности. Следуйте поэтапному знакомству, чтобы процесс развития и познания был простым и понятным.
![Для чего человеку нужно читать книги?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-228.png)
К чему путаться среди непонятных терминов, если можно сначала изучить их, а затем смело лезть в дебри?
- Грамотно выбираем источники информации.
Конечно, в школьной и студенческой программе особо выбирать не приходится. Учащийся обязан изучить рекомендованную преподавателем литературу. Но даже здесь он может проявить некую избирательность.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
В частности, по одной и той же теме могут посоветовать изучить разных авторов. Знакомство с трудами будет легче, если точка зрения исследователя совпадет с Вашей, Вы найдете общие черты и совпадения. Поэтому не стоит убиваться над учебниками, которые вам непонятны, неинтересны. Постарайтесь найти то, что Вам ближе по духу. При этом эффективность изучения будет высокой, а знания достаточными для профессиональной деятельности и роста.
- Изучайте то, что Вам посильно.
Речь идет не о конкретной науке или предмете. Важно понять, что в целом в науке и жизни до сих пор остается неизученные и порой необъяснимые моменты. Поэтому достаточно изучить определенные издания, предмет, согласно учебному плану, нежели перелопачивать все возможные книги в данной сфере. Главное, усвоить азы, ключевые правила, понять принцип действия той или иной закономерности.
Что нужно для лучшего усвоения прочитанной информации?
Если не тренировать память, запомнить информацию с первого раза вряд ли удастся. Поэтому первым делом нужно укреплять память: быть более внимательным, концентрироваться на информации, стараться понять ее. Чтобы укрепить «систему запоминания» нужно периодически подкреплять мозг, тренировать его: заучивать стихи или песни, номера телефонов, запоминать определенные даты и пр.
![Как запомнить только что прочитанную информацию?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-229.png)
Улучшить процесс изучения материала поможет комфортная обстановка. Важно создать достойные условия для изучения материала: тишина, освещение, поза и пр. Не стоит читать книгу перед телевизором или на кухне за чашечкой чая. Важно сосредоточиться, сконцентрироваться на информации, а не отвлекаться по мелочам. Чтение предполагает погружение в материал, а не выполнение нескольких дел одновременно.
Старайтесь читать внимательно и быстро, чтобы не возвращаться по несколько раз к изученному. Выделяйте из текста суть (устно или письменно), запоминайте ее и следуйте дальше.
Самые эффективные техники запоминания информации: читай и запоминай
Методика №1. Мнемотехника.
Суть данного приема состоит в том, что индивид старается визуализировать прочитанное, представить это в более приемлемом и понятном для него виде, запомнить при помощи ассоциаций, картинок и пр. Мнемотехника основывается на конкретных образах, которые помогают лучше понять и запомнить материал.
Например, красный цвет у человека ассоциируется с тревогой, запретом. Поэтому запрещающие знаки ПДД имеют красный фон или цвет, на том же принципе построена работа светофора.
![Суть методики мнемотехники](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-230.png)
Существует масса разновидностей мнемотехники:
- акростихотворение (например, запомнить порядок расположения цветов радуги можно при помощи стиха «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»),
- мнемостих (упрощает запоминание определенной последовательности);
![Пример запоминания материала](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-231.png)
- Локации (позволяет привязать к привычным вещам новую информацию). Например, ежедневно Вы ездите на учебу по одному и тому же маршруту, поэтому можете отметить очевидные ориентиры: остановка, урна, транспорт, дорожный знак, магазин и пр.
Методика №2. ОВОД.
ОВОД – аббревиатура, которую можно расшифровать следующим образом:
![Суть методики ОВОД](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-232.png)
Чтение нового материала сводится к нескольким этапам: сначала из прочитанного необходимо выделить основную мысль, ключевые фразы, слова и моменты, ход мыслей автора. Можно выписать отдельные моменты на лист бумаги или представить это в виде схемы, графика и пр.
Далее для наиболее эффективного восприятия информации нужно внимательно прочесть текст еще раз, обратив внимание на детали, наиболее важные моменты. Здесь важно читать неторопливо и сконцентрировано, связать основные мысли с деталями.
После этого рекомендуется поверхностно пробежаться по тексту, чтобы освежить его в памяти. Притом лучше всего начинать с конца, задавать себе вопросы по прочитанному, отвечать на них, сформировать план текста для дальнейшего повторения – следующего этапа под названием «Доводка». Он предполагает повторение пройденного, пересказ информации без каких-либо подсказок и подглядываний в первоисточник.
Методика №3. ОЧОГ.
Данный прием схож с предыдущим, но его особенность проявляется в чтении материала вслух. Индивиду предстоит 4 раза вслух прочесть текст, притом делать это рекомендуется внимательно, с чувством, толком и расстановкой.
![Расшифровка аббревиатуры](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-233.png)
О – Ориентировка, которая предполагает выделение ключевых аспектов, сути. Допускается выделение отдельных моментов в тексте, выписывание наиболее важных фрагментов или понятий и пр.
Чтение – предполагает повторное знакомство с материалом. Индивиду предстоит в очередной раз внимательно и неторопливо вслух прочесть информацию, акцентировав внимание уже на деталях и нюансах.
Обзор – предполагает краткий пересказ или формирование плана пересказа, который позволит понять, какие моменты человек выделил, что усвоил и запомнил.
Главное (Г) – важно каждый этап сопроворждать не мысленным пересказом, а проговаривать все вслух. Притом лучше всего читать и перечитывать минимальное количество раз, а повторять и пересказывать изученное можно неограниченное количество раз.
Методика №4. Метод Цицерона.
Суть этого приема сводится к тому, что читатель расставляет новый материал по полочкам в конкретной комнате. Метод Цицерона также называют «методом мест».
![Методика Цицерона](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-234.png)
Использование этой техники предполагает, что пользователь хорошо знает «здание», где будет размещать собственные знания. Поэтому важно хорошо знать расположение комнат или предметов, чтобы грамотно уместить логику повествования в них, в ходе перемещения по ним переключаться на новые части, связывая их между собой в единую цепь.
В дальнейшем для того чтобы вспомнить нужный материал, достаточно представить комнату и свои ассоциации.
Методика №5. Пиктограммы.
Данный метод сопровождает людей практически повсюду. Он предполагает, что некоторые фразы и действия можно уложить в виде небольшой графической записи. Например, на парковке можно встретить знак инвалида, который будет означать, что данное место предназначено для парковки машин, владельцем которых является лицо с ОВЗ.
![Методика пиктограмма](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-235.png)
Также практически во всех зданиях помещениях вход и выход, урна для мусора и пр., которые также могут быть помечены в виде соответствующей картинки.
При изучении нового материала читатель может делать подобные зарисовки, которые будут понятны ему в дальнейшем, помогут запомнить и усвоить материал.
Используйте всевозможные методы запоминания информации, чтобы облегчить процесс обучения и развития. Чтение книг должно быть интересным и увлекательным, простым и понятным. Каким будет ваш процесс знакомства с новой информацией, зависит от Вас!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Интересная статья. В ней разобрался ребенок школьного возраста (10классник)) надеюсь, она ему поможет. Программа сейчас в школах трудная, читать нужно много, а запоминать удавалось не все. Спасибо Дисхелп за полезные и простые материалы, ценные советы.
Чтобы лучше запоминать, надо не только читать по разным методикам, но и в целом память тренировать: стих учить, скороговорки, песни, заниматься танцами или спортом и хорошо питаться. Вот и весь секрет. Но в целом, используя описанные методики можно повысить эффективность: будешь быстрее разбираться в информации, улавливать суть. Спасибо за подробное описание приемов.