Каждый студент сталкивается с проектной деятельностью, которая в целом складывается из разработки и реализации определенной концепции. Она может и будет затрагивать два русла: непосредственно исследование и сам проект (документ). Многие учащиеся колледжей и университетов полагает, что концепция исследования и концепция проекта – это одно и то же. Так ли это? Давайте разбираться.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие концепции исследования
Итак, после того как студент выбрал направление для изучения и развития, сформулировал тему своего «погружения», ему предстоит продумать так называемую концепцию исследования. Под ней понимают определенную систему действий, которая поможет разобраться в базовых категориях и составить четкую последовательность мероприятий, нацеленную на раскрытие темы и получение конкретного результата.
Проще говоря, концепция исследования – это план действий, помогающий тщательно изучить все тематические аспекты и получить ответы на поставленные автором вопросы: цель, задачи, способы решения проблемы и пр. То есть она воссоздает логическую структуру по работе над избранной тематикой и проблематикой.
Концепция исследования – сугубо индивидуальная парадигма, которая придает ходу изучению темы и в дальнейшем ее интерпретации высокую смысловую и техническую уникальность. То есть в ней проявляется новизна и значимость проводимого изыскания, обоснованность и эффективность полученных результатов.
Среди функций концепции исследования можно выделить:
- Ограничительная. Она помогает автору понять, о чем он будет вещать и что именно изучать, какая глубина и ширина тематического погружения намечается и пр.;
- Планирующая и проектирующая. Она проявляется в том, что автор предопределяет последовательность мероприятий: с чего он начнет изучение темы, какие методы будет применять, к каким результатам стремиться и пр.;
- Индивидуальность. Она подчеркивает сугубо авторскую позицию и мнение по теме, его идею в отношении проблемы и пр.;
- Информационная. Помогает отобрать тематические первоисточники и разобраться в избранной парадигме, плоскости, категориях и пр.;
- Аргументационная. Благодаря этой категории автор собирает неоспоримую общую и доказательную базу, с помощью которой аргументирует все итоги и выводы.
Концепция исследования тесным образом соприкасается с планом исследования. Она его конкретизирует, выделяя опорные моменты и точки для изучения, оценки, разбора и интерпретации. Притом все соответствующие моменты преподносятся связно, в единстве. То есть концепция исследования – это взаимосвязанная последовательность мероприятий, приводящая к конкретному результату.
Более того, концепция исследования складывается из уточненного научного аппарата. То есть она задает конкретный ракурс, направление для изучения, сужая ход НИР. В ней будет отмечена и обоснована актуальность темы, цели и задачи исследования, описаны основные методы (помогающие автору разобраться в избранном направлении и плоскости), предмет и объект и пр. Подробнее о составных частях концепции и исследования мы писали в нашем блоге ранее.
Таким образом, концепция исследования затрагивает логический план и стратегию тематического погружения. Она позволяет автору выделить соответствующие параметры, ключевые слова и опорные категории, которые помогут ему в развитии собственных взглядов и идей, профессиональных компетенций.
Суть концепции проекта
Как только студент переходит к описательной части, то считается, что он приступает к подготовке студенческого проекта. Он может быть представлен в самых разных форматах: начиная от классического реферата, доклада, научной статьи курсовой работы, диплома или диссертации, отчета и НКР и пр. Но в целом, суть здесь одна: сначала ему нужно продумать концепцию проекта.
Под ней понимают комплексная категория, которая объединяет в себе логику исследования (с полученными в ходе НИР результатами и выдвинутыми положениями) с формальной структурой документа. То есть это то самое сочетание формальных и неформальных критериев при написании текста конкретного вида студенческой работы.
Важно отметить, что концепция проекта – широкая парадигма, которая будет затрагивать содержательные и структурные стороны проектной деятельности. Фактически, концепция исследования – является ее составной частью.
Основные задачи рассматриваемой категории состоят в следующем:
- Выстраивание четкой структуры документа с учетом общих стандартов, формальных правил, методических рекомендаций. То это она помогает грамотно и систематизировать, сгруппировать и распределить первоисточники и факты, добытые автором при раскрытии темы и реализации концепции исследования;
- Ограничивающая. Она состоит в регулировании не только объема документа и его отдельных частей, но и выделении основополагающих, ведущих моментов и аспектов для описания, учет лингвистических особенностей повествования и пр.;
- Унифицирующая. Как правило, в отношении студенческих работ концепция проекта – стандартная. Она состоит из базовых элементов: введение, основная часть и заключение. То есть в этом проявляется ее стандартизация и единство, повсеместность распространения.
- Констатирующий характер. С помощью данной парадигмы исследователь конкретизирует мероприятия и результаты, делает акцент на существенных фрагментах, выделяя собственную позицию, эффективность выдвигаемых положений и пр.
Именно концепция проекта помогает понять, какие способы интерпретации результатов и визуализации информации наиболее эффективны, доступны и уместны, как с их помощью можно регулировать объем документа и делать акценты на соответствующих фрагментах и результатах.
То есть концепция проекта – это своего рода «обложка» или оболочка концепции исследования, которая формируется под воздействие общих правил гост, внутриучебных регламентов и требований педагога по отношению к составу документа, его визуализации.
Сравнительная характеристика концепции исследования и концепции проекта
В целом, уже на данной стадии разбора стало ясно, что рассматриваемые термины имеют как сходства, так и отличия. То есть это не синонимы! Это две специфические парадигмы, предопределяющие успех в исследовательской деятельности. Давайте же выделим конкретные сходства и специфические черты в отношении каждой и концепций.
Основание для сравнения |
Концепция исследования |
Концепция проекта |
Сфера применения |
Проектная и исследовательская деятельность |
|
Цель | Упорядочивание мероприятий по изучению темы, ее развитию | Регламентация порядка описания хода исследования и полученных результатов |
Основная работа | Логическая структура | Формальная структура документа |
Состав | Аналогичен научному аппарату исследования | Сочетает в себе формальные требования по структуре документа и логику исследования |
Функционал | Выделение ограничений исследования, постановка ориентиров, индивидуализация исследовательского процесса, отражение новизны и значимости тематического раскрытия и погружения в целом | Структурирование и группировка информации, визуализация результатов исследования |
Основа |
Проектирование и планирование работы над избранной темой |
|
Принципы выстраивания |
Целеполагание, тематическая приверженность, авторская идея и позиция, методологическая основа, единство, последовательность, результативность и обоснованность |
Концепция проекта и исследования имеют некоторые сходства. Оба варианта основаны на принципах проектирования и планирования, то есть они упорядочивают ход действий: в первом случае в рамках логики, во втором – при описании полученных результатов и добытых фактов. То есть так или иначе они соприкасаются с информационным полем и требуют грамотного расположения данных с учетом их роли в исследовании, уместности при упоминании и роли в документе в целом. Более того, оба формата требуют четкого планирования: для исследования важна программа мероприятий, для проекта – план (структура и содержание), последовательность описания добытых первоисточников и итогов.
Различий между концепцией исследования и концепцией проекта все же больше. Во-первых, концепция исследования ориентирована на ход изучения темы вне зависимости от того, какой проект выполняет студент. То есть именно она регулирует границы тематического погружения, помогает наметить четкие цели, мероприятия для ее достижения, показать стремление автора и его самостоятельность в избранном направлении.
Во-вторых, состав концепции исследования аналогичен научному аппарату и конкретизирует его с учетом авторского уклона. Концепция проекта же ориентирована на унифицированную интерпретацию полученных результатов и грамотную систематизацию материалов с учетом норм форматирования, требований по технической уникальности текста, объема разделов и документа в целом и пр. То есть указанные парадигмы по-разному относятся к качеству НИР.
В-третьих, функции этих парадигм также отличаются. Если концепция исследования помогает сформировать траекторию по изучению темы, то концепция проекта помогает понять, как грамотно описать, обосновать и показать результаты и выводы, на основе какой информации их лучше аргументировать, как оптимизировать объем работы и пр.
Таким образом, рассматриваемые нами термины можно считать взаимодополняемыми в рамках выполнения НИР и студенческих работ. Концепция исследования помогает наметить специфический путь по раскрытию темы, обосновать соответствующий выбор и новизну, а концепция проекта – грамотно интерпретировать собранные данные. Притом реализация концепции исследования всегда предполагает в дальнейшем ее описание в виде проекта, а реализация концепции проекта немыслима без концепции исследования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Так ли важно пронимать особенности каждой из концепций?
Казалось бы, обе категории нацелены на изучение и описание выбранной автором тематики и проблематики. Но на самом деле именно понимание их различий и особенностей помогает универсантам минимизировать ошибки.
С помощью концепции исследования авторы устанавливают спектр исследовательских вопросов и последовательность действий именно по изучению тематики и проблематики, подчеркивают конкретный исследовательский вопрос и ищут ответ на него всеми посильными способами. Такая миссия может затянуться. Но концепция проекта позволяет оптимизировать в дальнейшем ход НИР и емко охарактеризовать исследовательский процесс, выделяя ключевые моменты, итоги, аргументы и выводы. То есть ограничивая тем самым концепцию исследования на бумаге.
Фактически, концепция исследования – это основной исследовательский путь, который отвечает на вопрос: «что делать исследователю для раскрытия темы и решения проблемы?». Концепция проекта же призвана ответить на иные вопросы: «как описать ход исследования? Как грамотно представить результаты исследования и обосновать их? Как показать новизну и значимость результатов? Как пользоваться полученной информацией и разработками?».
Более того, не всегда план проекта позволяет грамотно преподнести основные мероприятия. Зачастую студентам приходится объединять несколько задач или этапов при разработке одного параграфа или главы. То есть проследить концепцию исследования только по оглавлению не всегда возможно. Здесь нужно уметь правильно формулировать заглавия и группировать материалы, умело преподносить их в общей картину и выделять существенные моменты, факты, парадигмы.
Занимаясь проектной деятельностью, автору нужно уметь различать логику и формальную структуру документа, уметь их грамотно и правильно сочетать для полного и аргументированного раскрытия темы, придания ей уникальность и значимости, новизны.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!