Каждый студент на протяжении обучения выполняет самые разные проекты, начиная от простейших (рефератов и докладов) и заканчивая серьезными документами (курсовые, дипломные, отчеты и пр.). В рамках каждого из них он выполняет определенное исследование темы, а порой ему приходится проводить и эксперименты. Но далеко не каждый индивид знает и понимает виды и особенности реализации конкретных типов изысканий. Сегодня мы расскажем, как провести пилотное исследование и оформить его результаты в рамках студенческой работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое пилотное исследование? (признаки, функции)
Перед написанием НИР или студенческой работы каждому автору требуется сначала подготовиться к этому процессу. В данном случае ему необходимо понять, о чем он будет писать, что ему потребуется для раскрытия темы и обоснования своей идеи, авторской позиции и пр. То есть исследователю предстоит предварительно проработать ключевые моменты в рамках выбранного им направления. В этом деле ему помогает так называемое пилотное исследование.
Под ним понимают набор действий, которые призваны определить ключевые факторы и моменты «тематического погружения». Такое разъяснение термина следует, если студент выполняет теоретическое погружение.
В рамках практической академической работы автору предстоит продумать и провести эксперимент, который позволит ему «осмотреться» в реалиях, понять ход действий и специфику получения результатов, а затем оценить соответствующие выводы и выработать наиболее достойную траекторию, которая гарантирует получение более точных, достоверных результатов и рекомендаций. То есть в рамках прикладных проектов – это своего рода апробация выдвинутой идеи и оценка ее эффективности, реалистичности, надежности.
Данный вид исследовательской деятельности выполняет ряд немаловажных функций:
- Во-первых, он помогает универсанту грамотно установить ориентир в рамках избранной темы, продумать каждый шаг и ход. В этом проявляется его планомерная миссия;
- Во-вторых, такой ход действий позволяет оценить предложенный план мероприятий на предмет достаточности, эффективности, в этом проявляется оценочная функция;
- В-третьих, данный подход помогает понять, какие результаты стоит ожидать и в чем их особенности, как сложности возникают на пути реализации. Здесь очевидна констатирующая и частично прогнозирующая задачи;
- В-четвертых, предварительное изучение темы и апробация плана действий призвана помочь в доработке, усовершенствовать выдвинутую гипотезу или механизм, инструментарий для повышения эффективности и получения качественного результата. То есть очевидна и оптимизационная функция.
Пилотное исследование имеет ряд специфических черт. Одной из его характеристик является первичность. То есть оно предполагает, что автор впервые реализует разработанный им план действий и оценивает его со всех ракурсов, учитывая факторы и пр.
Второй особенностью выступает его организационный характер. Как правило, подобные действия помогают исследователю подготовиться к более масштабному или серьезному исследованию, разобраться в основных нюансах и точнее проработать логику и траекторию исследования.
Третьим признаком является приблизительность. Результаты такого погружения нельзя воспринимать как точные и достоверные. Они подлежат тщательному фактчекингу, анализу, перепроверке и только после этого будут допустимы для дальнейшего использования.
Проведение пилотажного изучения темы требует от автора наличия соответствующих представлений и личного мнения. Рассматриваемый подход помогает ему лучше разобраться в тонкостях, грамотно разработать или уточнить научный аппарат проекта и подчеркнуть самостоятельную работу над исследовательским вопросом и оригинальность проекта в целом. Без этого шага не обходится ни один студенческий или научный проект.
Таким образом, пилотное исследование для студента представляет собой предварительное исследование темы с посильных для него сторон и опорой на доступные подходы, механизмы и методы. Оно помогает разобраться в сути избранного направления, проверить авторские наработки и продумать дальнейший ход действий по применению идеи. Это своего рода «палочка-выручалочка» для автор, которая углубит его познания и усовершенствует практическую подготовку.
В каких случаях студенты проводят пилотное исследование?
Как правило, пилотное исследование является частью серьезного труда или тематического изыскания. Оно призвано установить все факторы, воздействующие на ход изучения исследовательского вопроса, разработки гипотезы и ее дальнейшей реализации, а также выявить достоинства и недостатки предложенного алгоритма действий. То есть данное мероприятие призвано оценить и усовершенствовать авторский подход к решению научной или иной проблемы в рамках выполняемого проекта.
Когда же универсантам предстоит проводить пилотажное исследование? Большинство пользователей предполагает, что данная парадигма необходима сугубо в прикладных или экспериментальных НИР. Но на самом деле, желая того или нет, она реализуется и при выполнении сугубо теоретических проектов (притом независимо от и масштабов). Сейчас мы это докажем.
Написание курсовой, дипломной, научной работы требует от автора хорошего владения теорией. Для этого ему предстоит не просто собрать соответствующие первоисточники, но и правильно, грамотно их использовать. В данном случае автор фактически формирует информационную базу, избирая для раскрытия избранной им темы и ракурса, позиции подходящие факты, сведения. В конечном счете, он включит в свой проект только проверенные материалы, то есть проведет тем самым «пилотажное погружение». Оно здесь предстает в виде проверки информации на критерии качество, то есть банальный фактчекинг. То есть рассматриваемый формат просто неизбежен для любого автора. Здесь проявляется общий характер и повсеместность его применения.
Но в более точном и корректном применении данный подход используется при выполнении НИР прикладного типа, то есть в экспериментальных работах. В этом случае автор проводит намеченный план действий в реалиях и оценивает все его стороны: достоинства и недостатки, сложности в реализации, точность результатов и возможности их дальнейшего применения, корректность гипотезы, полнота траектории исследования или плана мероприятий и т.п.
Исходя из вышесказанного, можно отметить: каждый студент так или иначе сталкивается с необходимостью проведения пилотного исследования. В общем контекте он выражается как подготовка теоретической части студенческого или научного проекта, а в узком – при подготовке прикладного проекта с экспериментальной частью. Но в любом случае он помогает повысить качество информации и результатов, НИР в целом. То есть все студенческие проекты требуют проведения соответствующих мероприятий для получения достоверных и эффективных результатов.
Правила проведения пилотного исследования
Пилотажное исследование – это не просто импровизация или проведение мероприятий согласно первично набросанному плану. Рассматриваемая процедура – весьма тонкий процесс, основанный на тщательной проработке каждого момента. Это важное мероприятие, требующее соблюдение конкретных принципов.
Во-первых, автору предстоит придерживаться определенных тематических рамок. То есть рассматриваемый формат используется строго в тематических рамках: чем точенее установлены границы, тем качественнее буду результаты и меньше необходимость доработки, перепроверки и пр.
Во-вторых, студенту важно следовать правилу планомерности. Он предполагает, что сначала ему предстоит продумать общую траекторию исследования, затем наметить конкретную схему действий и придерживаться ее. Только при точном исполнении намеченного плана автору удастся убедиться в его состоятельности, выявить сильные и слабые и стороны и пр.
В-третьих, принцип констатации. Он предполагает, что универсанту предстоит не просто выполнять намеченные мероприятия, но и отслеживать и вовремя фиксировать получаемые результаты. То есть в данном деле ему пригодятся такие качества как внимательность, наблюдательность и пр. Оценить итоги можно только при корректном и своевременном их учете.
Четвертое правило состоит в координации и контроле. Он предполагает, что автору документа или изыскания предстоит не просто проводить изначально сформированный план мероприятий, но и учитывать различные факторы и оперативно вносить изменения, контролировать ход выполнения «тематического расследования» и пр. Без этих функций проведение «пилотопогружения» становится бессмысленным и бесперспективным.
Пятый принцип – логика. Этот завет устанавливает причинно-следственные связи в ходе НИР, которые позволяют уточнить корректность итогов и выводов, установить связь между различными факторами и следствиями, сделать ход изыскания понятным и последовательным, обоснованным.
Таким образом, проведение пилотного исследования в рамках выполнения студенческой работы – это не просто хаотичное или импровизационное изучение темы. Данный подход требует планомерности, координации и контроля, логичности. Только при соблюдении соответствующих правил можно добиться эффективного результата.
Схема реализации пилотного исследования
Реализация пилотажного плана – это не просто исполнение конкретного алгоритма. Здесь есть масса нюансов, которые нужно учесть. Притом сам по себе процесс – поэтапный.
Итак, как же проводить пилотажное исследование в рамках студенческой работы? В этом деле важно продумать четкий план действий с акцентом на такие моменты, как тема проекта, проблема исследования (основной исследовательский вопрос), гипотеза (идея автора и его позиция).
Этап |
Краткая характеристика |
Мероприятия |
Проектирование и планирование | Разработка общей стратегии выполнения проекта с акцентом на избранную тематику | Постановка исследовательского вопроса
Разработка научного аппарата Определение тематических ограничений |
Конкретизация исследовательской программы | Уточнение плана проекта, формирование логики исследования | Разработка тезисного плана или программы исследования |
Реализация | Проведение мероприятий на практике | Использование намеченной траектории, методологии с получением соответствующих результатов и их фиксацией |
Анализ результатов | Оценка качества информации и достоверности полученных итогов | Проверка результатов, их обоснование |
Оптимизация исследовательской программы | Корректировка программы мероприятий с целью устранения недостатков, сложностей | Пересмотр мероприятий, добавление дополнительных действий или удаление отдельных действий |
Апробация | Проверка новой траектории | Применение обновленного плана с констатацией и оценкой результатов, утверждение окончательной программы НИР |
То есть первым шагом станет проектирование и планирование исследования с опорой на общие и индивидуальные критерии. Студенту необходимо выбрать и утвердить тему, наметить базовый план по ее раскрытию, четко обозначить противоречие и идею по его решению, собственное мнение.
Вторым шагом станет конкретизация общей исследовательский программы. То есть здесь универсант будет конкретизировать каждый шаг: что он намерен изучать и предпринимать, к какие результатам стремиться, какие действия реализовывать и пр. То есть базисный план превратится как минимум в тезисный, а при грамотном подходе – в программу исследования.
Третий шаг – этот непосредственная реализация. Она предполагает, что вузовец будет совершать в реалиях все описанные в траектории НИР мероприятия, фиксировать полученные результаты.
Фактически, на этом проведение пилотажного исследования заканчивается. Далее студиозу предстоит провести ряд дополнительных, но обязательных мероприятий:
- Анализ результатов: он предполагает оценку качества полученных итогов, их точности и достоверности, сложностей при реализации плана, определении причинно-следственных связей, возможность научного обоснования текущих итогов и пр.;
- Определение необходимости оптимизации программы НИР: введение дополнительных инструментов подходов, дополнение плана новыми шагами и действиями, изменение текущих мероприятий (выбор новых механизмов, приемов и пр.);
- Корректировка и апробация новой траектории: создание более точной программы «тематического изучения» и ее реализация, оценка результатов и выработка рекомендаций по применению.
То есть работа над пилотажным изучением темы, проблемы требует от автора наличия организаторских способностей. Она состоит в четком проектировании и планировании НИР, проверке намеченной траектории на предмет точности, надежности и достоверности. Притом без изменений изначально построенного алгоритма не обходится ни один исследователь. Ведь именно в ходе проведения пилотного погружения происходит явное выявление недостатков, пробелов, новых факторов, воздействующих на конечный результат и его качество.
Порядок оформления пилотного исследования в студенческой работе
Продумать, что и как делать для тематического раскрытия и подготовки полноценного студенческого проекта – это половина дела. Далее студиозу предстоит грамотно оформить соответствующую программу исследования и полученные результаты. Делается это с учетом общих правил и специфика траектории и логики НИР.
Во-первых, пилотажное исследование будет проводиться не только с учетом темы, авторской идеи и позиции, но и формата выполняемого проекта. То есть в данном случае границы, логика будут также учитывать и масштабы проектной деятельности. Согласитесь, что глубина, ширина раскрытия исследовательского вопроса в курсовой или дипломной работе, научной статье будет разниться. Поэтому важно учитывать логические и формальные критерии оформления документа.
Во-вторых, исследовательская деятельность будет описываться как в теоретической, так и практической части студенческой работы. Поэтому важно грамотно описать суть выдвигаемой концепции, обосновать ее необходимость и продумать программу изыскания. Данный аспект подлежит подробному описанию в составе теоретической главы, где будут разъяснены все термины и понятия, правила, методы, формулы и пр.
Непосредственно экспериментальная деятельность автора будет излагаться в составе практической главы курсовой. Дипломной или иной работы. Здесь ему важно представить общие сведения об объекте и выдвинуто программу НИР (план) с четким отражением каждого шага. Как правило, диагностика проблемы проводится в рамках аналитического раздела, а проверка гипотезы и решение исследовательского вопроса – в рамках апробационного этапа. Описание полученных итогов может быть отмечено как в аналитическом, так и рекомендательном пунктах.
Обратите внимание, что в данном случае описание пилотажного исследования будет учитывать общие правила ГОСТ и формат студенческой работы. О порядке оформления курсовой работы, дипломного проекта мы писали в нашем блоге ранее.
Программу пилотного исследования можно приложить в качестве «Приложения» в форме таблицы, где будут указаны основные мероприятия, цель их проведения, при необходимости – уточнены и сроки реализации. Такой ход поможет показать, какие действия предпринимал автор для раскрытия темы и решения проблемы, как и зачем изменял ход НИР и пр. Но чаще всего первичная программа изыскания не подлежит подробному изложению. Достаточно привести конечный план действий и описать соответствующие результаты.
Чаще всего траектория «пилотажного погружения» не освещается в научных трудах. Как правило, в основной части академической работы описывается окончательно продуманный план действий и соответствующими результатами, выводами и рекомендациями. Пилотный сценарий служит своего рода «подготовкой» к серьезному или тотальному изучению направления и проблематики. Он помогает конкретизировать алгоритм НИР, оперативно устранить пробелы и недостатки, сложности, точнее обосновать авторскую идею и позицию.
Таким образом, можно отметить, что далеко не каждый академический или научно-исследовательский труд будет содержать подробное описание пилотажного этапа. Студент в курсовой или дипломной работе описывает тотально продуманный или окончательный сформированный план мероприятий (уже ранее проверенный, оптимизированный и пр.). Но он может включить в состав проекта соответствующую главу или параграф, затрагивающий пилотный момент. В этом случае ему останется описать соответствующие моменты с учетом общих правил подготовки документа к защите (ГОСТы, методичка и пр.).
Достоинства и недостатки пилотного исследования при подготовке студенческих проектов
Выполнение отчетов о НИР, курсовых работ, дипломных проектов требует от автора не только умения красиво и грамотно писать в рамках избранного направления, основного исследовательского вопроса, но и учитывать ряд формальных требований, специфику изыскания и прочих моментов. Поэтому можно смело сказать, что ни один студенческий труд не обходится без пилотажного исследования. Просто оно будет носить определенный характер: теоретический (при работе с информационной и доказательной базой), практический – при непосредственной реализации мероприятий в прикладных форматах.
Важно отметить, что пилотажный аспект имеет свои особенности, в том числе достоинства и недостатки.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Подготовка к эксперименту или раскрытию темы с тщательным обоснованием каждого шага | Изначально носит приблизительный характер и не позволяет получить моментально достоверные и точные сведения, требует перепроверки |
Четкое отражение идеи и авторской позиции, сужении фокуса НИР, определение конкретных границ научного и практического погружения | Увеличивает время выполнения НИР на фоне повторных экспериментов, уточнения данных и пр. |
Развивает организаторские способности универсанта | Могут возникнуть сложности при описании хода изыскания и обоснования результатов на фоне формальных требований к структуре и содержанию проекта |
Среди достоинств рассматриваемого подхода можно отметить, что он помогает автору проекта сориентироваться в выбранной нише, теме, подготовить общий план действий, информационную базу. То есть пилотажное погружение призвано установить основные ориентиры, границы и затем детализировать авторской подход к решению обозначенной проблемы.
Более того, студент с помощью пилотажного изыскания подчеркивает узость, ценность и новизну выдвигаемой им идеи, отмечает авторскую позицию и формирует четкую доказательную базу. В рамках этого формата он определяет степенно разработанности темы, ее актуальности, а также отмечает недостатки и сложности в решении исследовательского вопроса. После корректив и реализации обновленной программы он получает не только информа2ционную основу проекта, но и формирует доказательную базу.
В числе дополнительных плюсов можно отметить, что проведение пилотажных мероприятий развивает у студента творческий потенциал, организаторские способности, исследовательские качества и методики. Все это плодотворно сказывается на его профессиональной подготовке.
Но помимо достоинств, у этого подхода существует и ряд существенных недостатков. Во-первых, пилотажное изучение не предоставляет предельно точных результатов. Каждый шаг, итог, вывод подвергается перепроверке, оценке и только после этого подлежит включению в проект. То есть изначально, этот способ не предоставляет заведомо точных, обоснованных и качественных результатов. Он лишь воссоздает общую приблизительную картину.
Во-вторых, для фактчекинга хода и результатов пилотажного исследования требуется дополнительное время. Здесь важно учитывать общие сроки подготовки проекта, а также время на реализацию каждого шага.
В-третьих, описание проведения пилотажного плана и полученных результатов требует тщательного переосмысления информации, ее трансформации с акцентом на стиль, формальные требования к проекту. Здесь важно грамотно полагаться на терминологию, корректно отмечать результаты и их ценность и пр.
Таким образом, у рассматриваемого подхода есть как сильные, так и слабые стороны, которые необходимо учесть при его применении и отражении в составе академического или научного проекта.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по проведению и описанию пилотного исследования
Чтобы у студента не возникало проблем в ходе реализации и описания результатов пилотного исследования, специалисты ДиссХелп подготовили несколько советов.
Совет 1. Учитывайте формат выполняемой работы. В данном случае, важно понимать, насколько подробно нужно описывать реализованные мероприятия, какие формальные параметры учитывать. Например, объем курсовой работы будет меньше, чем дипломной. То есть здесь придется избирательно подходить к отражению данных, учитывать соответствующие требования.
Совет 2. Изучите аналогичные труды. Чтобы построить грамотную и оригинальную траекторию исследования, пилотажный этап, следует изучить особенности и итоги НИР предшественников. Такой подход поможет понять, какие мероприятия и методы уместны, в каком направлении (фокусе) двигаться, какие моменты уточнить, дополнить и пр.
Совет 3. Научный стиль. Все студенческие работы пишутся в рамках академического письма. Внимательно изучите специфику этого жанра и полагайтесь на соответствующие правила, особенности при описании пилотной программы.
Совет 4. Согласовывайте действия. При построении программы пилотного исследования учитывайте логические аспекты. Все мероприятия должны быть последовательными, результативными, взаимосвязанными. Обязательно учитывайте тематические границы.
Миссия пилотажного подхода состоит в поверке качества информации, результатов, обновлении траектории для получения наиболее эффективного результата. Не получается «изобрести велосипед»? так не надо. Главное – сформируйте индивидуальную траекторию и обоснуйте ее, докажите ее состоятельность.
Совет 5. Учитывайте рекомендации научного руководителя. Все действия, этапы и программы, планы должны не просто укладываться в формальные рамки и параметры подготовки студенческой работы. Автору следует согласовывать мероприятия с наставником. Такой ход поможет построить изначально грамотный план действий, минимизировать риск ошибок, а также подчеркнуть особенности тематического раскрытия.
Совет 6. Тщательно перепроверяйте результаты. По мере реализации программы НИР удостоверьтесь, что не допустили ошибок, полученные итоги совпадают с намеченными ориентирами и границами. Если есть сомнения относительно точности и достоверности материалов, то лучше всего провести перепроверку. При написании курсовых и дипломных проектов важно полагаться на качественные первоисточники. В противном случае точность и надежность результатов, выводов будет страдать, что приведет к доработкам или снижению итоговой оценки за проект.
Совет 7. Учитывайте требования по оформлению. Интерпретация результатов пилотного исследования (если она предусмотрена) должна учитывать общие правила подготовки документа с учетом действующих нормативов. Студенту следует обратить внимание, какой проект он готовит и какие параметры к нему предъявляются со стороны ГОСТ, учебного заведения. Внимательно изучите методические рекомендации и учтите все требования по оформлению студенческой работы. В противном случае материал не будет допущен к защите и аттестации.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!