Выпускные квалификационные работы – это всегда весьма серьезный исследовательский труд, способный продемонстрировать способности и навыки студента, вышедшего на финишную прямую обучения. Если говорить о выпускниках факультета психологии, то для них ВКР – серьезное научное исследование, как теоретическое, так и эмпирическое. В первой части квалификационных работ, связанных с рассмотрением проблематики личностных черт, рассматриваются теоретические основы исследований. Для этого используется тематическая литература. Выпускник отбирает, обобщает, анализирует подобранный материал. В итоге, в первой части предлагается четкая, логическая, грамотная структура обработанного материала.
Кроме того, выдвигается гипотеза, которая, в рамках практического исследования по психологии, требует проверки. Как результат, в исследовательском труде выпускника, связанном с диагностикой личностных черт, появляется практическая часть. Стоит помнить, что под «эмпирическим исследованием» понимается любая исследовательская работа, в основе выводов которой закладываются определенные экспериментальные данные. Значит доказательства выдвинутой гипотезы автоматически относятся к категории «проверяемых».
Данные практических изысканий в направлении диагностики личностных черт собираются посредством использования определенных методов исследования. Последние могут быть как количественными, так и качественными.
Если рассматривать современную интерпретацию термина «эмпирический», то под ним предполагается необходимость сбора материала с опорой на факты, собранные посредством различных методов (наблюдение, опыт, инструменты).
СОДЕРЖАНИЕ
Психология: эмпирическое исследование
Все, что связано с опытом и практической стороной исследования, в рамках психологии, носит название «эмпирический». В данной связи, за теоретической, первой главой, исследования по диагностике личностных черт, следует вторая – практическая или опытно-экспериментальная.
Если рассматривать логическую последовательность изложения материала в ВКР по психологии, то стоит отметить такие особенности:
- Начальный этап работы связывается с изучением трудов по диагностике личностных черт, разбором теоретических моделей и знакомством с информацией об итогах уже проведенных изысканий.
- Беря за основу проработанную информацию и собственную гипотезу, выпускник начинает процесс формирования плана предстоящего практического изыскания.
- На основе разработанного плана, будущий психолог организует эмпирическое исследования по диагностике личностных черт, проводит оценку эффективности достигнутых результатов и подводит итоги проделанной работе.
Психология: суть эмпирического исследования
Особенностью данного вида исследования в рамках психологии называется возможность изучения принципов психического мышления, эмоциональных проявлений, поведенческих черт и т.п.

Если рассматривать практическое исследование в рамках психологии, то здесь, в качестве инструмента, используются механизмы диагностики, представляемые в формате тестов, опросников, анкет и т.п. Использование именно этих инструментов помогает как студенту, так и специалисту собирать результаты диагностики личностных черт, анализировать и делать выводы о тех или иных закономерностях в данной области психологии.
Полученные опытным путем итоги исследования являются обладателями статуса психологического закона. Стоит отметить, что психология, как наука, характеризуется обилием активно применяемых на практике теорий и моделей.
Методики в структуре эмпирического исследования
Если цели практического изыскания характеризуются четкостью и ясностью, идентичностью с целями всего исследования, тогда не составит труда выбрать верные психодиагностические методики для качественной диагностики личностных черт.
Если мы говорим о методиках практического исследования, то стоит уточнить, что под методиками понимаются инструменты сбора фактической информации об особенностях личностных черт объекта изучения. Традиционными методиками для диагностики личностных черт признаются такие виды:
- Анкета. Основной ориентир данного типа методики – сбор информации о социальных и демографических параметрах, особенностях психики. Данный инструмент не отличается корректностью и надежностью. Характер вспомогательный.
- Тест и опросник. Инструменты, обладающие определенным стандартом, обусловленным правилами психологии. Помогают выяснять параметры особенностей психики объекта исследования. Итоговые показатели характеризуются достоверностью. Частые инструменты для написания академических работ.

- Проективные методики. Ориентир на выяснение психологических характеристик объектов эксперимента. Стандарты для данных инструментов существуют, но они не такие жесткие, как в опросниках. Сфера использования – клиническая и психотерапевтическая практика в рамках индивидуальных занятий.
Экспериментальные методы можно классифицировать на основании алгоритма получения информации. По итогу получаем два направления: количественное и качественное.
Эмпирические методы из разряда количественных позволяют накапливать и оценивать данные, выраженные в числах. Числовая информация демонстрирует количественный анализ рассматриваемого феномена. Анализ числовых данных может стать основой для доказательства или отрицания изначально выдвинутой гипотезы.
Опрос – один из часто применяемых в психологии количественных методов. Рассматриваемый вариант сбора данный позволяет работать с большим объемом информации. Форма анкетирования может быть как устной, так и письменной. Простота метода заключается в использование определенного числа закрытых вопросов, ответы на которые не должны вызывать затруднений.
Когда количественные методы для диагностики личностных черт использовать не представляется возможным, тогда на помощь приходят качественные методы, базирующиеся на результатах описательных. Они также могут служить доказательством или опровержением выдвинутой ранее гипотезы.
Характерными чертами качественных методов стоит называть использование данных, в которых отсутствуют числовые показатели. Данные с нечисловыми характеристиками ориентированы на выяснение смысловых нюансов, предпосылок и принципов изучаемых явлений.

Бывают случаи, когда одного метода, для достижения цели по диагностике личностных черт, недостаточно. Это обусловлено, к примеру, необходимостью более детального представления о том или ином явлении. В таких случаях прибегают к комбинированию методов, что положительно отражается на результативности эксперимента.
Диагностика личности
Прежде чем говорить о том, какими инструментами пользуются в процессе диагностики личности, стоит выяснить, что же из себя представляет данное явление.
В рамках психологической науки такое явление как личность относится к категории основополагающих объектов изучения. Эксперты практически единогласны во мнении, что процесс точного определения содержания данного явления и его понимания относится к категории самых трудных
Исследованию личности уделялось серьезное внимание, что стало основанием для возникновения огромного числа теорий, практической информации. Но, несмотря на имеющийся материал, достаточно разноплановый и противоречивый, остановиться на каком-то одном направлении, в ущерб другим, не представляется возможным. Кроме того, отмечается неокончательная проработанность некоторых теорий, что не добавляет ясности в определение понятия и элементов личности.
Если обращаться к отечественной психологии, то в ее рамках личность представляется системным качеством, для которого характерна интеграция индивида в отношения, существующие в обществе. Данное качество является приобретенным, вырабатываемым в рамках практической работы и фактического взаимодействия в социуме.
Личность – явление, характеризующиеся многообразием проявлений. Обоснованием этого служит как структура личности, так и окружающая действительность (обстоятельства, условия).
На современном этапе развития диагностического направления в психологии, определению и оценке структуры личности больше всего способствуют следующие методы: опросники и проективные методики.
Опросники
Диагностика личностных черт проводится посредством личностных опросников, представляемых комплексом инструментов, применяемых для определения и анализа особенностей. Существует несколько видов данного типа опросных листов. Их используют с диагностическими целями во всех сферах жизнедеятельности людей. История опросников насчитывает сотню лет. И сфера продолжает расширятся и совершенствоваться. Сегодня в центре внимания психологов проблемы, связанные с моделированием личных опросников, использованием зарубежных образцов и их адаптации под отечественные потребности, вопросами достоверности, адекватности и надежности.

Личностные опросники имеют форму списка вопросов (утверждений). Их предлагают объекту исследования вместе с инструкцией, которой требуется придерживаться. Списки могут обладать разной численностью пунктов: от нескольких десятков, до нескольких сотен вопросов. Диагностические личностные опросники обладают различной направленностью. Они могут быть ориентированы на диагностику личностных черт (Р. Кеттелл), мотивов (А. Эдвардс), интересов (Г. Кюдер), ценностей (Д. Супер) и т.п.
Конструкционная база выстраивается в соответствии с определенным принципом. На этом основании выделяют два вида опросников:
- факторные, базирующиеся на факторном анализе (Р. Кеттелл);
- эмпирические, базирующиеся на критериально-ключевом принципе (MMPI).
Еще одно возможное разделение опросников базируется на выборе количественного показателя измерений качеств или свойств: один – одномерный или несколько – многомерный. Сфера их использования приемлема для работы как индивидуально, так и в групповом формате.
Опросники – перечень вопросов. Вопросы могут быть разной формы и с разной формой ответов:
- «да-нет»;
- «да-нечто среднее-нет»;
- «правда-ложь»;
- «нравится-не нравится»;
- шкала, ограниченная значениями «всегда» — «никогда»;
- «да-затрудняюсь ответить-нет»;
- выбор из перечня развернутых высказываний.
Итоговые данные такого рода опросников обладают количественными оценками. Последние соотносятся с многомерными шкалами и приобретают форму показателей в рамках определенных стандартов.
О степени достоверности
Вопросы и сомнения, возникающие в свете использования опросников для диагностики личностных черт, развеиваются экспертами, утверждающими, что такой тип обследования позволяет объектам чувствовать себя уверенно и отвечать максимально искренне. Исследования, проведенные не так давно, выявили серьезные показатели «чувствительности» опросников к действиям, ведущим к осознанной фальсификации реальности.

Однако на степень достоверности ответов серьезное влияние оказывают факторы установочной природы, который, к примеру, определяют предпочтение, отдаваемое ответам с «социально положительной» характеристикой. Здесь срабатывает защитная реакция индивида, стремящегося избежать критики. Помощь и поддержка, в которой нуждается личность, могут предопределять выбор ответов, показывающих личность с невыгодной стороны.
Также негативно влияют на качество ответов в личностных опросниках:
- установки согласия;
- установки на ответы с неясной формулировкой (неопределённой);
- установки на ответы, располагающиеся на шкалах в крайних позициях;
- установки на ответы, далекие от традиционных (отклонение).
Черты личности
Рассматривая данное явление, стоит четко представлять, что под ним понимается цепочка поступков, склонность с постоянными поведенческими характеристиками. Черты обладают собственной иерархией, где верхнюю ступень занимают факторы с обилием разноплановых поведенческих моделей. Для них характерны стабильность, исследуемость, серьезная значимость для социума. В специализированной литературе подобные факторы могут носить название черт базисных или универсальных.
Для формирования прогнозов поведенческих проявлений объекта исследования, в рамках допустимой ситуативности, специалистам необходимо уметь определять параметры обозначенных черт.

Автором известного опросника под названием «Шестнадцать личностных факторов» является британо-американский ученый Реймонд Бернард Кеттел. Численность пунктов, разработанного опросника, приближается к 190. Все они затрагивают условия или обстоятельства человеческой повседневности. В качестве ответов опрашиваемые могут использовать три варианта: «да-нет-не знаю». Минимальный возрастной порог, допускающий возможность использования опросника в рамках диагностики личностных черт, находится на отметки 16 лет.
Адаптированными под отечественные условия жизни признаются такие варианты опросника 16 PF, которые допускают использование материала для возрастной категории лиц от 8 до 12 лет, для старшеклассников. Варианты опросников CPQ и HSPQ создали известные психологи Э. М. Александровская и И. Н. Гильяшева. 16 РФ – опросник, созданный в самом конце века ХХ Шмелевым в соавторстве с другими психологами. «Шестнадцать русскоязычных факторов» признается первой отечественной методикой с многофакторными характеристиками. Благодаря данному опроснику, в котором внимание акцентировано на особенностях русскоязычной идентичности, появилась возможность более точно проводить оценку профиля личности.
Диагностика личностных черт: темперамент
Методика Стреляу оформлена в виде теста с ориентацией на анализ базовых характеристик психики. В центре внимания три уровня: процессы возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов. В основу РТТ – Регулятивной Теории Темперамента, Стреляу заложил идею Павлова о важной роли темперамента в адаптационном процессе индивида в естественной среде обитания. Кроме того, было использовано понятие Д. Хебба об оптимальном уровне возбуждения. Теория выделяет в структуре темперамента два направления – реактивность и активность.
Опросник рекомендовано использовать для диагностики уровня силы базовых типов нервной деятельности (возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов). Опросник помогает в расчетах параметров баланса сил таких процессов как возбуждение и торможение.
Основная форма теста – шкала. Таких в опроснике три. В них распределены 134 вопроса, варианты ответов на которые выглядят как «да-затрудняюсь ответить-нет».
Для диагностики личностных черт, в рамках проведения эмпирических исследований, используется еще одна разновидность методов.
Проективные методы
Данная категория методов ориентирована на изучение и анализ того, что порождается воображением и фантазией объектов исследования. Основная ориентация – личность, ее внутренний мир, личные ощущения, чувства, руководства, надежды. Психолог Л. Франк ввел в оборот термин «проекция», относящийся к специальной группе методов. Ему удалось выявить общие признаки существенно различающихся техник формирования психологического портрета личности.

Проектные методики характеризуются специфическими особенностями:
- задачи для объекта исследования носят неформализованный характер, что определяет возможность получения многообразия ответов;
- побудительные мотивы характеризуются неопределенностью, размытостью и отсутствием четкой структуры, но дают возможность выражать личностные характеристики, противоречия, чувства;
- личность оценивается всесторонне, акцент на аспектах глубоких, бессознательных, тайных.
На современном этапе диагностики личностных черт посредством проективных методик, численность последних постоянно увеличивается. Изучение вопроса становится основанием многочисленных публикаций. Но это не мешает критически воспринимать критерий объективности, который, по мнению ряда специалиста, признается недостаточным. Под критику попадают очевидные расхождения между методиками и требованиями к инструментарию, используемому в ходе диагностирования личностных черт. К недостаткам относят затруднённость и личностный подход в трактовке результатов, что обусловлено недостатком или неточностью нормативных данных.
Наличие достаточного числа недостатков не мешает проективным методикам быть на пике популярности. В ходе диагностики личностных черт выбор в пользу проективных методик опирается на минимальную возможность искажения личностной информации. Этим проективные методики качественно отличаются от опросников.
Привлекательность проективных методик заключается в завуалированности цели исследования. В отсутствии определённых рамок исключается возможность искажения и маскировки личностных черт.
Еще одно преимущество проективных методик – максимальная эффективность нахождения общего языка с объектом исследования. Это особенно важно, когда обследование предстоит проводить детям младшего возраста. Проективные методы привлекательны для детей, что обуславливает их добровольное участие в эксперименте.
Следовательно, неоспоримым преимуществом проективных методик, в отличии от других инструментов в диагностике личностных черт, можно обозначить отсутствие острой необходимости в формировании условий и стимулировании испытуемых.
Есть психологи, которые поняли преимущества использования проективных методов диагностики личностных черт как клинического инструмента. Его признают дополнительным, но весьма эффективным инструментом выстраивания взаимодействия с объектом исследования. Базовые условия качества результатов, в этом случае, зависят от уровня профессиональности специалиста.
Существуют общепринятые проектные методики, классификацию которых провел Л. Франк.
Структурирование
В данную категорию проектных методик включена методика чернильных пятен.
Автор – швейцарский психиатр Г. Роршах. Максимально популярна. Используется для совокупной диагностики личностных черт. Многочисленные клинические исследования позволили сопоставить ответы испытуемых и различные психические заболевания. Так возникла система показателей, сложившихся в базовые варианты оценки и объяснения ответов.

Методика предполагает использование специальных карточек (10 шт.) с нанесенными на них симметричными двусторонними пятнами. Важна и цветовая гамма – серо-черная, с добавлением ярко-красных штрихов и пастельных тонов.
Методики работы требует последовательности и стандартности положения в процессе представления карточек с озвучиванием вопроса о том, на что похоже изображение. Продолжение спонтанных высказываний испытуемого может стимулироваться дополнительными вопросами.
Важно! Ответы фиксируются дословно, с указанием временных рамок, эмоций и поведенческих изменений.
Общее впечатление по карточкам, после представления всех десяти, дополняется вопросами по их частям, ассоциативным особенностям. Анализ и объяснение показателей могут проводиться по нескольким системам (локализация, содержание, распространенность и т.п.).
Психологическое заключение, в рамках данной методики, содержит описание личностных черт объекта исследования, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Здесь же могут рассматриваться нюансы коммуникативной сферы. Для полноты картины специалист использует данные, взятые из внешних источников.
Интерпретацию результатов затрудняет такой показатель как продуктивность ответов. Данный критерий, что доказывают многочисленные эксперименты, зависит от таких факторов как возраст, интеллект, уровень образования.
Базовые тесты были разработаны для взрослой категории обследуемых. Их адаптировали для разных возрастных групп. Группа психологов, во главе с Эймсом, поработала и сформулировала нормы для трех возрастных категорий: 2-10, 10-16, от 70 и старше.
Широкие возможности научно-технического прогресса позволяют привлекать к анализу и подсчету современные информационные технологии.
Интерпретация
В данном разделе проективных методик выделяется тест под названием «Тематический апперцептивный». Авторы К. Морган и Г. Мюррей. Тест сформирован в середины 40-х годов прошлого века и использовался для диагностики расстройств личности (психосоматика, невроз).
В рамках ТАТ психолог работает с тремя десятками таблиц. Изображения в последних отражают ситуационную неопределенность. Существует и пустой бланк. Обследуемый получает на руки два десятка таблиц, которые отбираются в соответствии с возрастными и половыми признаками. Диагностирование личностных черт в рамках этой методики допускает работу с лицами 14 лет и старше.

Основная цель подготовительных мероприятий, предложить объекту исследования написать рассказ на основании картинок. Испытуемый должен отразить не только то, что видит, но придумать то, что привело к данному положению дел. Кроме того, предлагается придумать, чем может закончиться ситуация, отображенная на картинке. На пустом бланке испытуемый должен написать рассказ по картинке, придуманной им самим.
Основными параметрами, фиксируемыми во время эксперимента, является время, необходимое объекту исследования для обработки каждой отдельной таблицы. При этом отмечается время, которое тратиться на обдумывание увиденного и начала повествования. Специалист должен фиксировать индивидуальные особенности речи и поведения (паузы, мимика, настроение и т.п.). Обязательна фиксация всего, что произносит испытуемый.
Тест имеет два этапа, реализуемые с разницей в 24 часа. Повествования испытуемого завершаются диалогом, в котором эксперт интересуется источником вдохновения для составления рассказанных историй. При наличии речевых неточностей, нелогичностей и иных речевых отклонений, специалист должен выяснить их причину.
Алгоритм анализа результатов ТАТ, созданный Г. Мюррей, сегодня не считается единственным. Алгоритмы модифицируются, подстраиваются под новые обстоятельства, условия. Использование различных концепций также влияет на итоговый результат. Возникновение новых измененных моделей анализа теста происходит благодаря необходимости получения информации о личности, скрытых за защитными механизмами психики. В этой связи эксперты уделяют внимание не только содержанию рассказанного материала, но и его структуре.
Диагностика личностных черт с использованием ТАТ заложена в основу схожих методик. Акцент в этих вариантах диагностических мероприятий смещается на одну конкретную потребность, возрастные особенности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Экспрессия
В центре внимания методик, относящихся к данной категории диагностических мероприятий личностных черт, изобразительная деятельность испытуемого. Акцент данной техники сосредоточен на изображении человека. Графическая методика К. Маховер носит название «Нарисуй человека».
Задание – нарисовать человека карандашом на листе бумаги. Следующее задание – рисунок, где изображен человек, но противоположного пола. В центре внимания специалиста – процесс рисования. Требуется фиксировать все нюансы (речь, последовательность прорисовки и т.п.). На следующем этапе может быть организована беседа, в рамках которой испытуемый получает новое задание по составлению рассказа о том, кого он нарисовал, уточняются определенные критерии нарисованных персонажей (возраст, профессия, семейное положение и т.п.).

Данная методика делает упор на качественную составляющую, которая отмечается в ходе анализа рисунка (величина, расположение, одежда, фон и т.п.)
Среди общепринятых проективных методик графического характера часто используются методики, анализирующие рисунок «семьи», изображение «дом, дерево, человек», «автопортрет» и т.п. Внимание к графическим методикам обусловлено мнением о том, что в человеческом изображении воплощаются элементы личности автора рисунка. Именно эти элементы и анализируются.
Как видно, методик диагностики личностных черт достаточно, чтобы подобрать для каждого конкретного случая свой, получить достаточно данных и произвести качественный анализ результатов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!