Эмпирические методы исследования в педагогике: метод педагогического эксперимента

Порой для улучшения определенных показателей успеваемости учащихся, повышения эффективности и усвоения пройденного материала приходится прибегать к радикальным мерам. В педагогической практике немало нюансов. Работа с детьми – самая сложная, так как учителю предстоит до каждого из них донести суть, привить определенные знания и навыки.

Эмпирические методы исследования в педагогике: метод педагогического эксперимента
Порой для улучшения определенных показателей успеваемости учащихся, повышения эффективности и усвоения пройденного материала приходится прибегать к радикальным мерам. В педагогической практике немало нюансов. Работа с детьми – самая сложная, так как учителю предстоит до каждого из них донести суть, привить определенные знания и навыки.

Применять общие методы преподавания не всегда эффективно, а индивидуальные – непосильны, так как в одной группе или классе может быть более 30 человек. В этом случае на помощь приходит метод педагогического эксперимента.

Что это такое?

Метод педагогического эксперимента – уникальный эмпирический способ по оценке ситуации и ее совершенствованию, оптимизации. Его сущность заключается в том, что преподаватель вмешивается учебный процесс, внедряет новые методы обучения, корректирует занятия. Все действия педагога нацелены на повышение результативности обучения создание более благоприятных условий для учащихся и пр.

Педагогический эксперимент
Суть проведения педагогического эксперимента

Как определить, что учащемуся не хватает определенных знаний, навыков, инструментов для обучения? Опытные педагоги отмечают, что достаточно взглянуть на его рабочие тетради, успеваемость, поведение, также поговорить с родителями: сколько времени ребенок занимается дома, не перегружен ли он дополнительными секциями или иными обязанностями, как он проводит свободное время и пр.

Фактически, педагогический эксперимент — это уникальный метод педагогики, который помогает установить реальную картину, причинно-следственные связи и улучшить условия для воспитания и развития общества, детей. Данный способ позволяет понять действие определенных гипотез, их правоту или ложь, усовершенствовать образовательный процесс и успеваемость учеников.

Специфика педагогического эксперимента

Данная методика предполагает, что исследователь будет включен в образовательный процесс, он будет регулировать факторы и условия обучения, тем самым воздействуя на подопечных. Здесь уместны различные приемы, которые прямо или косвенно влияют на учащихся: освещение, комфортабельность кабинета, рабочее место ученика, методы преподавания, способ объяснения темы (формальный, игровой и пр.) и т.д.

Специфика педагогического эксперимента
Особенности проведения педагогического эксперимента

Педагогический эксперимент позволяет изменять параметры в зависимости от ситуации. Он более маневренен для педагога, который может ориентироваться как на отдельных учеников, так и класс (группу) в целом.

Объект исследования педагогического эксперимента специфичен. Он легко может изменяться: взрослеть, проявлять характер, иметь сознание, изменять собственное поведение и пр. Важно учитывать все перемены и результаты, происходящие на их фоне, что усложняет процедуру реализации методики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы реализации педагогического исследования в форме эксперимента

Педагогический эксперимент – процедура длительная, требующая не просто необдуманных вмешательств, а анализа и четкой оценки ситуации, принятия важного решения, нацеленного на модернизацию образовательного процесса.

Технология проведения педагогического эксперимента основывается на трех основных этапах:

Реализация педагогического эксперимента
Основные этапы проведения педагогического эксперимента
  • Наблюдение.

Здесь исследователь выявляет сильные и слабые стороны учебного процесса, отмечая, в каких сегментах наблюдаются «провалы», с какими трудностями сталкиваются отдельные учащиеся и класс в целом, что необходимо предпринять для повышения результативности.

  • Эксперимент.

Здесь педагог должен предложить и спланировать новые действия, которые помогут улучшить условия обучения, повысить интерес к учебе, облегчить учебный процесс. Уместны не только смена метода преподавания (с делового или формального подхода на игровой), обустройство кабинета и личного рабочего места ученика, введение системы вознаграждений и штрафов (наказаний), но и групповое видение (коллективное посещение музеев, кино, театров и пр.), совместное творчество педагога и ученика и пр.

Все действия и мероприятия должны быть продуманными, а в ходе внедрения проанализированы и оценены, отмечены перемены (как положительные, так и отрицательные).

  • Вывод.

Здесь исследователь подводит итоги «самодеятельности», эксперимента. Он должен понять: сработала ли его гипотеза, чего ему не хватило и каких результатов он достиг, как это отразилось на учащихся и пр.

Каждый педагогический эксперимент должен учитывать намеченные цели и задачи, гипотезу, учитывать текущие условия и запланированные мероприятия, сравнивать промежуточные результаты, а также изначальное положение дел и новые итоги.

Проведение педагогического эксперимента возможно в естественных условиях (например, в отношении конкретного класса в ходе учебного процесс, в школе) и в лабораторных (например, когда из класса выделяют несколько человек для эксперимента, с ними занимаются вместе с классом и индивидуально, фиксируя результаты).

Не менее важно проводить беседу с объектами исследования. Чтобы понять, как они воспринимают новшества, не усложняют ли они их жизнь и пр.

Таким образом, педагогический эксперимент позволяет педагогу откорректировать учебный процесс, улучшить условия обучения и воспитание детей, изменить их успеваемость и результативность, подготовку к лучшему, исходя из их общих и индивидуальных особенностей, окружающих факторов.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!