Порой для улучшения определенных показателей успеваемости учащихся, повышения эффективности и усвоения пройденного материала приходится прибегать к радикальным мерам. В педагогической практике немало нюансов. Работа с детьми – самая сложная, так как учителю предстоит до каждого из них донести суть, привить определенные знания и навыки.
Применять общие методы преподавания не всегда эффективно, а индивидуальные – непосильны, так как в одной группе или классе может быть более 30 человек. В этом случае на помощь приходит метод педагогического эксперимента.
Что это такое?
Метод педагогического эксперимента – уникальный эмпирический способ по оценке ситуации и ее совершенствованию, оптимизации. Его сущность заключается в том, что преподаватель вмешивается учебный процесс, внедряет новые методы обучения, корректирует занятия. Все действия педагога нацелены на повышение результативности обучения создание более благоприятных условий для учащихся и пр.

Как определить, что учащемуся не хватает определенных знаний, навыков, инструментов для обучения? Опытные педагоги отмечают, что достаточно взглянуть на его рабочие тетради, успеваемость, поведение, также поговорить с родителями: сколько времени ребенок занимается дома, не перегружен ли он дополнительными секциями или иными обязанностями, как он проводит свободное время и пр.
Фактически, педагогический эксперимент — это уникальный метод педагогики, который помогает установить реальную картину, причинно-следственные связи и улучшить условия для воспитания и развития общества, детей. Данный способ позволяет понять действие определенных гипотез, их правоту или ложь, усовершенствовать образовательный процесс и успеваемость учеников.
Специфика педагогического эксперимента
Данная методика предполагает, что исследователь будет включен в образовательный процесс, он будет регулировать факторы и условия обучения, тем самым воздействуя на подопечных. Здесь уместны различные приемы, которые прямо или косвенно влияют на учащихся: освещение, комфортабельность кабинета, рабочее место ученика, методы преподавания, способ объяснения темы (формальный, игровой и пр.) и т.д.

Педагогический эксперимент позволяет изменять параметры в зависимости от ситуации. Он более маневренен для педагога, который может ориентироваться как на отдельных учеников, так и класс (группу) в целом.
Объект исследования педагогического эксперимента специфичен. Он легко может изменяться: взрослеть, проявлять характер, иметь сознание, изменять собственное поведение и пр. Важно учитывать все перемены и результаты, происходящие на их фоне, что усложняет процедуру реализации методики.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы реализации педагогического исследования в форме эксперимента
Педагогический эксперимент – процедура длительная, требующая не просто необдуманных вмешательств, а анализа и четкой оценки ситуации, принятия важного решения, нацеленного на модернизацию образовательного процесса.
Технология проведения педагогического эксперимента основывается на трех основных этапах:

- Наблюдение.
Здесь исследователь выявляет сильные и слабые стороны учебного процесса, отмечая, в каких сегментах наблюдаются «провалы», с какими трудностями сталкиваются отдельные учащиеся и класс в целом, что необходимо предпринять для повышения результативности.
- Эксперимент.
Здесь педагог должен предложить и спланировать новые действия, которые помогут улучшить условия обучения, повысить интерес к учебе, облегчить учебный процесс. Уместны не только смена метода преподавания (с делового или формального подхода на игровой), обустройство кабинета и личного рабочего места ученика, введение системы вознаграждений и штрафов (наказаний), но и групповое видение (коллективное посещение музеев, кино, театров и пр.), совместное творчество педагога и ученика и пр.
Все действия и мероприятия должны быть продуманными, а в ходе внедрения проанализированы и оценены, отмечены перемены (как положительные, так и отрицательные).
- Вывод.
Здесь исследователь подводит итоги «самодеятельности», эксперимента. Он должен понять: сработала ли его гипотеза, чего ему не хватило и каких результатов он достиг, как это отразилось на учащихся и пр.
Каждый педагогический эксперимент должен учитывать намеченные цели и задачи, гипотезу, учитывать текущие условия и запланированные мероприятия, сравнивать промежуточные результаты, а также изначальное положение дел и новые итоги.
Проведение педагогического эксперимента возможно в естественных условиях (например, в отношении конкретного класса в ходе учебного процесс, в школе) и в лабораторных (например, когда из класса выделяют несколько человек для эксперимента, с ними занимаются вместе с классом и индивидуально, фиксируя результаты).
Не менее важно проводить беседу с объектами исследования. Чтобы понять, как они воспринимают новшества, не усложняют ли они их жизнь и пр.
Таким образом, педагогический эксперимент позволяет педагогу откорректировать учебный процесс, улучшить условия обучения и воспитание детей, изменить их успеваемость и результативность, подготовку к лучшему, исходя из их общих и индивидуальных особенностей, окружающих факторов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!