Как гласит народная мудрость «Век живи – век учись». На самом деле обучение в школе, колледже или Вузе – не единственный этап по обретению новых знаний и навыков. Порой даже тех компетенций, полученных в образовательном заведении, становится недостаточно, чтобы занимать должность или пост, определенную роль. Человеку всегда приходится совершенствоваться, а в этом деле на помощь приходит саморазвитие.
Термин говорит за себя: человек самостоятельно постигает новые научные или иные горизонты, развивается самостоятельно без чьей-либо указки или помощи (притом прибегать к посторонней экспертной помощи вполне уместно!).
СОДЕРЖАНИЕ
Что движет человеком, подталкивая к саморазвитию?
Каждый человек стремится быть востребованным и полезным, поэтому он должен обладать теми знаниями и навыками, которые помогут ему занять определенную нишу в жизни, науке, отрасли и пр. Для этого ему приходится постоянно пополнять свою «базу знаний» новыми моментами, восполнять квалификационную копилку или расширять кругозор.
Далеко не всегда начальство требует очередного образования или корочки об обучении, чтобы занять желаемую должность. Порой достаточно владеть определенными знаниями и навыками без документального подтверждения, показать руководству умение и ими пользоваться, чтобы добиться продвижения по карьерной лестнице.
Еще Абрахам Маслоу доказал, что необходимость в саморазвитии подтверждается самоактуализацией, то есть соответствием человека и современного (текущего) положения дел, умения решать вопросы современными способами, с помощью новых методик и технологий.
Саморазвитие является началом самообразования, когда человек осознает важность и ценность новых познаний, стремится овладеть ими, стать более эрудированным. Фактически саморазвитие позволяет индивиду реализовывать свой потенциал, расширять границы собственных возможностей и способностей, совершенствоваться, соответствовать переменам и быть готовым к любым сложностям.
Некоторые современные ученые полагают, что саморазвитие может проявляться в разных формах: самоактуализация, самоутверждение, самосовершенствование, самоорганизация и самодисциплина, самоопределение и пр. Притом каждая из форм позволяет индивиду улучшить себя не только интеллектуально, но и морально, в социальном плане и т.д.
Формы саморазвития
Саморазвитие позволяет удовлетворить конкретные потребности, желания человека. Например, он стремится стать более эрудированным, полезным для общества, желает стать быть конкурентоспособным или подготовленным и пр. При этом самосовершенствование может иметь определенное направление:
- Физическое.
Данный аспект предполагает проведение различных тренировок с целью укрепления тела, мышц, повышения выносливости, силы воли и улучшения физического развития. Данная разновидность позволяет не только улучшить физические данные, внешность, но и развить такие качества, как самодисциплина, сила воли, активность, силу, скорость и пр.
- Физиологическое.
Эта форма саморазвития нацелена на улучшение физиологических показателей: самочувствия, здоровья, питания и пр. Здесь особое внимание уделяется изучению различных методов избавления от недугов, качества питания, иные методики, позволяющие улучшить работу отдельных органов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Социальное.
Эта форма саморазвития предполагает изучение различных способов мышления, способностей, которые будет можно применить в социуме в личных целях: для установления новых контактов адаптации в новом коллективе, продвижения по карьерной лестнице, установления доверительных отношений с руководством и пр.
- Духовное.
Данный вид самосовершенствования обладает больше философским значением. Он приемлет поиск смысла жизни, собственного предназначения, способы получения удовольствия от выполняемой работы, душевное спокойствие, развитие умения спокойно воспринимать происходящие событий, ориентироваться в них и решать проблемы без лишних нервов, принимать на себя ответственность за все. Здесь на первое место выносится моральное и нравственное саморазвитие.
- Интеллектуальное.
Это направление предполагает расширение интеллектуальных границ: пополнение словарного запаса, изучение новой информации (а главное – интересной для индивида), развитие новых навыков, качеств. Такое саморазвитие способствует не только расширению научных горизонтов, интеллектуальных способностей человека, но и повышению его эрудированности и грамотности.
- Профессиональное.
Данная часть саморазвития нацелена на совершенствование профессиональных знаний и навыков, повышение квалификации, переаттестации, освоение новых теорий и технологий методик и пр.
Важно отметить, что независимо от вида и формы самообразование, стремление и тяга к новым познаниям – сугубо личное и добровольное желание. Заставить саморазвиваться не сможет никто, только Вы сами. Притом вовсе не обязательно для этого поступать в очередной ВУЗ, СУЗ. Для саморазвития достаточно понимания: что я хочу изучить, как я буду это делать, подобрать литературу и изучать ее.
Основные этапы саморазвития
На самом деле нет единой методики саморазвития. Каждый индивид самостоятельно определяет, как, что и когда он будет делать. Мы отметим лишь наиболее распространенные шаги к самосовершенствованию, которые делают люди в большинстве случаев:
Шаг №1. Осознание необходимости перемен.
Саморазвитие начинается именно с осознания того, что человеку необходимы новые знания и навыки, перемены. Понять важность и необходимость новшеств поможет самоанализ, критический анализ самого себя. В большинстве случаев толчком для саморазвития становятся следующие причины: ощущение деградации, тревога внутри, появление свободного времени и незнание чем себя занять, появление вредных привычек и пр.
Шаг №2. Анализ собственных недостатков и определение направления совершенствования.
Нет смысла улучшать то, что уже хорошо получается. Работать нужно над отрицательными сторонами. Плохо владеете компьютером – добро пожаловать на специальные курсы. Важно пополнять запасы тех знаний, которых Вам не хватает.
Для начала проанализируйте: каких качеств, знаний или навыков Вам не хватает для продвижения на работе, среди друзей, что вы хотите в себе воспитать.
Шаг №3. Постановка цели.
Предыдущий шаг поможет получить общую картину, к чему Вы желаете стремиться. Теперь важно конкретизировать цель.
Чтобы поставить четкую цель, можно прибегнуть к следующему способу. Выпишите на лист бумаги Ваши отрицательные стороны, далее выберите пробел, который хотите искоренить, а затем напишите, как это можно сделать.
Например, для получения «компьютерных азов» нужно успешно окончить соответствующие курсы, научиться владеть определенной программой и пр.
Шаг №4. Выбираем способ саморазвития.
Здесь важно ориентироваться на намеченную цель. Важно изучить все возможные варианты и выбрать именно тот, который будет удовлетворять индивида: он сможет освоить нужные горизонты (посильность), это не будет слишком трудно и затратно, он будет получать удовольствие от выполняемой работы и пр. Например, изучать историю можно не только с помощью книг, но и фильмов, совершенствовать социальную сторону можно с помощью курсов и тренингов, различных вебинаров и пр.
Шаг №5. Действуйте незамедлительно!
Не откладывайте дела на потом. Приступайте к действиям моментально! Выделите для саморазвития определенное время (например, час перед сном или о работы) и строго в обозначенный временной интервал следуйте к своей цели. Не ленитесь.
Самыми мешающими факторами в саморазвитии считаются: лишние гаджеты, если они не задействованы в «развивательном процессе» (телефон, планшет, телевизор), лень, стресс, плохой опыт, жесткий контроль со стороны или самоконтроль, форс-мажоры и пр.
Саморазвитие всегда проходит в свободное от работы и важных дел время. Здесь важно желание познавать ново и стремление к этому. Лени в этом деле не место. Поэтому это занятие важно включить в привычный режим дня.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!