Гуманитарные науки учат людей не просто принимать решение в каждой конкретной ситуации с учетом имеющихся знаний и навыков, но и подходить к выбору более осознанно, взвешенно. Одним из таких предметов является философия. Нередко ее ставят на одну линию с историей, культурологией, географией и пр. На самом деле миссия этой дисциплины, куда важнее и шире.
Философия – это уникальное направление научной мысли, основанное на человеческом опыте, логике и рассуждении. В этом научном пространстве можно найти не мало интересных и противоречивых фактов, явлений, гипотез и теорий, но все они имеют место и проявление в реалиях до сих пор. Сегодня мы расскажем о том, как философский метод исследования помогает студентам в выполнении курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ.
Философский метод – это…
Философский метод – неординарное понятие, которое можно рассматривать с двух ракурсов. Первый – обыденный, предполагающий использование самых посредственных приемов по исследованию проблемы: чтение и запоминание (сбор), рассуждение и анализ, аргументация и вывод и пр.

Второй – профессиональный, предполагающий рассмотрение философского метода как набор инструментов и приемов, позволяющих оценить глубину проблемы и разработать новые вариации ее более эффективного решения.
Философский метод, как обыденный постулат, призван воспитать и развить у студентов аналитический склад ума, критическое мышление в общем смысле. Для этого им следует подключить общенаучные методы познания темы, личный опыт, а также такие действия, как логика, последовательность, планомерность, рассуждение и анализ, гипотезовыдвижение и аргументация, выводы и т.д. Каждый из указанных элементов позволяет исследователю разобраться в деталях, понять, что и как «работает» (воздействует), к каким последствиям приводит и почему, как улучшить ситуацию.
Философский метод, как система инструментов, предполагает погружение именно в философию, как науку, где функционируют общие и индивидуальные правила. К общим относят те приемы, которые можно использовать повсеместно: индукция, дедукция сравнение, сопоставление, абстракция, моделирование и пр. К специальным методам относят те, которые применимы преимущественно в гуманитарных направлениях. К таким специфичным методам философии относят диалектику, метафизику, сенсуализм, рационализм, иррационализм и пр.

Независимо от того, какой метод исследования выберет автор научного изыскания (курсовой, дипломной или иной работы), важно, чтобы инструмент позволял достигать намеченной цели с учетом таких принципов, как:
- Объективность, предполагающая исследование конкретных фактов и аргументов, тенденций. Такой параметр позволит избежать заблуждений, навязываний мнения и определить «нейтральную сторону» проблемы: как она воздействует на самом деле. Объективность в научном исследования предполагает всестороннее изучение проблемы без приверженностей и предпочтений автора, привязанностей и пр.
- Конкретика. Автор должен четко наметить цель и план действий, определить проблему, которую он будет исследовать, а также выдвинуть четкую гипотезу, требующую изучения и доказательств.
- Ликвидация противоречий. Философские методы исследования позволяют отсеять недостоверные и сомнительные материалы, лучше разобраться в ситуации. С их помощью автор устанавливает причинно-следственные связи, производит всесторонний анализ проблемы, определяет основные этапы развития темы и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Философские приемы позволяют установить основные вехи развития проблемы, степень ее воздействия на объект, модификации и значимость. Помимо этого, использование общего и специфического инструментария при выполнении студенческих и научно-исследовательских проектов позволяет досконально разобраться в ситуации, собрать неопровержимую доказательную базу и предложить оптимальный вариант решения, так как в основе лежат такие способы, как логика, рассуждение и анализ. С их помощью автор сможет разобраться в любой ситуации: хоть в науке, хоть в повседневной жизни.
Как пользоваться философскими методами при выполнении курсовых и дипломных работ?
Давайте распределим философские вариации проведения исследования на две большие группы: обыденная и профессиональная.

Как мы уже говорили, обыденные способы представлены в виде таких приемов и параметров, как логика и последовательность, анализ и рассуждение. При написании курсовых, дипломных и научных работ существуют определенные правила и требования. Указанные проекты должны быть обоснованными, читабельными. В них в обязательном порядке прослеживается определенная логика, то есть имеет место конкретная мысль и идея автора, отражающая позицию автора, почему он изучает проблему и для чего. Притом раскрытие темы должно быть не сиюминутным, а поэтапным. Отсюда следует, что в проекте должна присутствовать определенная последовательность действий и мыслей, которая приведет к конечному результату.
Добыча аргументов и фактов всегда происходит посредством проведения анализа ситуации, где исследователь изучает конкретный объект исследования, проблему, обстоятельства с помощью «подручных средств»: информации, научных приемов, личного опыта, эксперимента и пр. Здесь важно понять, что и как «работает», на что воздействует, как улучшить ситуацию. Для аналитической работы важно располагать всеми необходимыми данными (проверенными и надежными), пользоваться конкретной методикой (расчеты коэффициентов, сравнение теорий, оценка текущего положения объекта и пр.), рассуждать и делать выводы.
Фактически, обыденные философские методы используются повсеместно, позволяя принимать решения в любой ситуации.

Профессиональная группа философских методов предполагает подключение следующих приемов:
- Диалектика – это способ изучения действительности посредством гибкого, всестороннего изучения фактов, проблемы, последовательного выявления тенденций развития проблематики. Нередко он используется в психологических проектах, а также работах, основанных на проведении эксперимента;
- Метафизика представляет собой инструмент, позволяющий оценить проблему обособленно, с конкретной позиции или с учетом имеющихся фактов и обстоятельств, обособить проблему и углубиться в нее. Данный прием призван изучить конкретное явление, не связывая его с общими тенденциями, развитием ситуации в целом.
- Догматизм. Этот метод философского познания предполагает восприятие фактов через существующие догмы (суждения, мнения, теории, правила и пр.). Фактически он позволяет объяснить ход событий и характер результатов. В данном случае теории, законы и суждения являются аксиомами. Этот инструмент успешно используется гуманитариям при оценке ситуации.
- Эклектика – прием, который предполагает сочетание несочетаемого, когда автор без явных на то причин пытается связать два разных событий или явления, показать, что он имеет «один корень». В этом случае исследователь достигает «поверхностных» результатов, которые носят правдоподобный и логичный характер. Метод успешно зарекомендовал себя в творческих направлениях, а также моделировании, технике и пр.
- Софистика. Этот прием основан на опровержении существующих или ранее выдвинутых правил, теорий, результатов. Он способствует выдвижению кардинально нового решения, которое ранее казалось неверным, ложным и не стоящим внимания.
- Рационализм – уникальный метод, предполагающий сочетание таких приемов, как анализ, сравнение, суждение и пр. Он позволяет с точки зрения разума выявить конкретные тенденции и проявления проблемы, степень их воздействия и разработать достойный план по ее решению. Здесь ведущая роль отводится логике, последовательности и рассуждению, которые рождают научную мысль. Этот инструмент используется повсеместно.
- И пр.
Философские приемы призваны облегчить познавательный и исследовательский процесс, помочь в сборе доказательной базы, формулировании и выдвижении и гипотезы и развитии научной мысли.
Роль философского метода при написании курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ
Философские методы зачастую носят приблизительный характер. Они не являются приверженцами точных расчетов, в то же время позволяют установить четкие взаимосвязи между происходящими явлениями.

Философские приемы основаны на трех китах: логика, анализ и вывод. Эти три основополагающие компонента являются обязательными элементами любого исследования независимо от области наук, дисциплины, специальности и пр.
Зачастую философские приемы познания относят к «поверхностным». На самом деле они носят неоднозначный характер. Указанные нами правила применимы как в точных, так и гуманитарных, творческих науках. Они способствуют определению истины, формированию достоверного вывода, выработке эффективного и взвешенного, обоснованного решения конкретной проблемы с учетом всех факторов и условий.
Несмотря на отсутствие математических расчётов, посредством банального сравнения данных можно определить характер изменений и спрогнозировать дальнейшие вариации событий.
Роль философских методов неоднозначна, но, несомненно, от их использования больше пользы, чем вреда.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!