Исследование влияния группы на самооценку личности (на примере методики Дембо-Рубинштейн)

Сегодня о самооценке не говорят только младенцы. Конечно, данное утверждение вполне утрировано и спорно. Но слово «самооценка» на слуху. И с голубых экранов, и в периодике, и в сети интернет можно услышать и найти программы и интервью, статьи и многочисленные комментарии, в которых со всех сторон рассматривают глобальные и персональные проблемы человека. И, как нестранно, источник всех проблем, с «экспертной» точки зрения, кроется в отсутствии уверенности и предвзятое отношение к личности как таковой.

Исследование влияния группы на самооценку личности (на примере методики Дембо-Рубинштейн)

Сегодня о самооценке не говорят только младенцы. Конечно, данное утверждение вполне утрировано и спорно. Но слово «самооценка» на слуху. И с голубых экранов, и в периодике, и в сети интернет можно услышать и найти программы и интервью, статьи и многочисленные комментарии, в которых со всех сторон рассматривают глобальные и персональные проблемы человека. И, как нестранно, источник всех проблем, с «экспертной» точки зрения, кроется в отсутствии уверенности и предвзятое отношение к личности как таковой.

Техника Дембо-Рубинштейна

Так что рекомендуется, для достижения существенных перемен в восприятии и себя, и отношения со стороны окружающих, усилено работать в направлении поднятия самооценки. Но путь отнюдь непрост. Внешнее влияние весьма существенно. Именно поэтому вопросы влияния группы на самооценку личности постоянно находятся в зоне внимания исследователей.

Самооценка: общее

Под данным явлением понимается определенная сторона личности, которая воспринимается проводником в рамках социума. Если самооценка находится на приемлемом уровне, то отмечается низкая численность поступков, в которых присутствует импульсивность и легкомысленность. Вполне уверенный в себе человек признается преуспевающим, довольным жизнью, способным выстроить карьеру и обустроить быт.

Но, для начала, необходимо отметить, абсолютно все люди, при рождении, становятся обладателем нормального уровня самооценки. В них изначально заложена любовь к себе, они воспринимают себя, в глазах окружающих, любимыми, красивыми, способными. И именно влияние окружающей среды, социум вообще и отдельные его группы, серьезно отражается на ребенке, способствуя изменению, в большую и меньшую сторону, самовосприятия.

Самооценка ребенка развивается вместе с ним. Процесс активного влияния общества на личность начинается с момента поступления ребенка в дошкольные учреждения. Серьезным толчком к трансформации самооценки отмечается тогда, когда детей начинают уравнять и сравнивать. Первичный «взгляд на себя» меняется, закрадывается сомнение в собственной исключительности. Затем оценочный критерий переходит на совершенно иной уровень, потому что ребенок отправляется в школу, где оценивается все, от успеваемости до поведения.

И опять прослеживается процесс «уравниловки», где персональные качества ребенка никем не учитываются (подвижность, неусидчивость и т.п.). Не берутся во внимание и персональные мнения, в которых выражается личное отношение каждого к той или иной ситуации. Именно на этом этапе приходит понимание, что мнение окружающих серьезно влияет и определяет уровень самооценки индивида. Вера в себя и свои силы – определяющий критерий становления личности. И практически каждому человеку, вне зависимости от возраста, необходимо моральная поддержка, понимание, помощь.

Что такое самооценка?
Что такое самооценка?

Следовательно, требуется тщательно разбираться в том, что представляет собой самооценка и как на нее влияют различные группы.

Самооценка: частное

Итак, стоит запомнить, что под самооценкой понимается личная точка зрения человека на самого себя, где им критически воспринимаются и оцениваются поступки, чувства и т.п.

Если рассматривать термин «самооценки» с точки зрения психологии, то это явление представляет собой образ, сложившийся в голове индивида о самом себе. В реальности самооценка – величина относительная, так как восприятие складывается из сравнительных аспектов, возникающих в рамках сопоставления личности с другими представителями социума.

Общество является генератором стандартов, по которым все сравнивают себя со всеми. В данной связи стоит остановить внимание на параметрах адекватной самооценки, которая, в рамках социальных критериев, не утрачивает четкости взгляда и реальности оценочных параметров. Адекватное самомнение – шанс сохранить баланс между идеалом и реальностью. Здравомыслие позволяет четко определять рамки возможностей, демонстрировать талант верного выбора, адекватного поведения, минимизации ошибочных действий.

Влияние: знание – сила

Оценка собственных поступков, взглядов и т.п. – критерий переменный, способный менять вектор направленности не то, что ежедневно, но даже несколько раз на день. Самовосприятие личности, как утверждают исследователи, представляется фактором наследственным. А это значит, что существует стороннее влияние, которое серьезно отражается на результатах того, как человек воспринимает сам себя.

Базовыми факторами влияния на личность признается социум, отведенная личности роль в обществе и то, чем личность занимается.

Сфера деятельности и социальные функции

Оценивающие представления людей о них самих могут быть как общими, так и частными. Частные представления – это то, как личность реализуется в профессиональной сфере. Степень весомости обозначенной сферы определяет уровень влияния, положительного (успех) или отрицательного (неудача), на совокупные самооценочные характеристики.

Сфера действия самооценки
Сфера действия самооценки

Возраст и компетентность

Считается, что с возрастом человек становится более уверенным. Утверждение, на взгляд автора, спорное. Однако не вызывает сомнения, что психика ребенка и подростка, в рамках взаимодействия с обществом, признается фактором менее устойчивым, что приводит к частым срывам, расстройствам и депрессивным состояниям. Чем старше индивид, тем увереннее и устойчивее степень самооценки.

Стороннее мнение

Самоуважение к себе формируется, в том числе, в сравнении себя и того, какое мнение высказывают окружающие. Положительные мнения способствуют росту показателей уверенности. Да и собственные ожидания человека тоже играют роль, ведь он зжэ.э.э.э.э.ожидает реакции со стороны, и соответственно реагирует на него. Негативная оценка снижает уверенность, что обеспечивает стремление ограничить общение.

Я-концепция

Если личность собой недовольна, то с уверенностью можно говорить о том, что представления о себе у данного человека носят деструктивный характер. Для формирования заниженной самооценки приводят определенные факторы:

  • физическое воздействие или игнорирование;
  • недостаток заботы;
  • разочарование, демонстрируемое другими;
  • некоммуникабельность.

Серьезным основанием для депрессии, неадекватного поведения и уязвимости становится неспособность личности ужиться в той или иной группе

Влияние группы

Личность должна формироваться, развиваться в обществе, структуру которого выстраивают большие (общие признаки) и малые (общие интересы, ценности) группы. У каждого человека есть значимая для него группа. И именно ее влияние (положительное, отрицательное) обуславливает то, в каком ключе будет развиваться личность. Рассмотрим особенности каждого влияния.

Положительное

Благотворное влияние группы складывается из следующих факторов:

  • представители группы выступают культурными ориентирами; реализуется при условии приблизительно одинакового уровня культурного развития группы и индивида; высокий уровень провоцирует ощущение неполноценности, что влечет потерю интереса; низкий ведет к деградации личности если он своевременно не покинет группу; активное участие в группах разного плана способствует развитию личности, накапливанию разного рода весомых достоинств;
Влияние группы на самооценку
Влияние группы на самооценку
  • источник нравственных ориентиров и правил, принятых в обществе; влияние осуществляется через структуру взаимодействия человека и других представителей группы;
  • контакты в группе помогают развивать умение вести диалог; степень владения языковыми навыками определяется уровнем активности в работе разных групп;
  • источник неискаженной информации об индивиде, что помогает укреплению правильной самооценки; степень восприимчивости, активности и широты обмена мнениями в группе обуславливает степень обстоятельности отражения личности;
  • группа становится для человека опорой в любого рода проектах; становится источником эмоциональной подпитки, помогает осознать степень значимости.

Отрицательное

Отрицательная сторона влияния группы складывается из следующих элементов:

  • уничтожение индивидуальности из-за отказа от личных убеждений; источники обезличивания:
  1. скрытие имени;
  2. экзальтированность;
  3. перемещение внимание с персональной линии поведения, на окружение;
  4. развитие приспособленчества как формы монолитности группы;
  5. понижение показателей самооценки и дисциплины;
Внутренние и внешние факторы самооценки
Внутренние и внешние факторы самооценки
  • понижение показателей креативности у профессионалов; групповые цели снижают фактор индивидуальной ответственности;
  • эмоциональные качели, находящиеся в зависимости от состояния членов группы;
  1. психологический климат в группе;
  2. конфликтность как следствие нездоровой атмосферы;
  3. переживания, возникающие по итогам конфликтных ситуаций;
  4. высокие показатели тревожности (личной, ситуативной) приводят к межличностным конфликтам;
  5. рост показателей переживаний с негативным окрасом.

Двойственное

  • групповая поляризация проявляется по итогам каких-либо обсуждений, где мнения всей группы смещаются к одному из крайних полюсов; причина явления – влияние группы информационного и нормативного характера;
  • приспособленчество проявляется в форме предрасположенности или склонности индивида поддаваться воздействию группы (реальная, воображаемая).

Исследования влияния группы на самооценку личности ведется достаточно давно. В данной связи хочется отметить обширную методологическую базу ведения исследования и получения необходимой информации для подтверждения определенной гипотезы. Обратимся к одному из ведущих инструментов самооценки личностных качеств.

Методика Дембо-Рубинштейна

В основе данного способа выяснения степени влияния группы на самооценку личности, заложен принцип оценивания, который осуществляет сам испытуемый. В ходе исследования используются шкалы, на которых объект исследования должен самостоятельно обозначить имеющийся и желаемый уровень развития определенных качеств. Требуется использование определенной символики. Таким образом можно выяснить реальные показатели самооценки и уровня притязаний испытуемого.

Особый акцент специалисты делают не на числовые показатели, а на беседе, которая сопровождает процесс выполнения заданий. Именно анализ сказанного может предложить ясную картину влияния группы на самооценку конкретной личности.

Методика, носящая имена Дембо и Рубинштейна, подвергалась переработкам и модификациям для того, чтобы тесты могли быть использованы для разных возрастных групп. Так, для подростков возрастной категории 10-16 лет, используется модификация А. Прихожан. Тест адаптирован для самостоятельного заполнения и обладает нормативной информацией со стандартными характеристиками.

Техника Дембо-Рубинштейна
Техника Дембо-Рубинштейна

В рамках изучения влияния группы на самооценку личности испытуемым предлагается самостоятельно оценить определенные личные качества (физические, психологические состояние, умения, интересы, темперамент и т.п.). Для выполнения теста выдается опросник с инструкцией и указаниями по выполнению.

Исследование влияния группы на самооценку личности с помощью методики Дембо-Рубинштейна должны проводиться строго в рамках запланированной последовательности мероприятий. Исполнители должны придерживаться предложенных им инструкций.

Методика признается доступным и весьма результативным вариантом исследования самооценки личности. Это незатруднительный способ найти расхождения, которыми обладает «я» объективное и идеальное. Выяснение данного факта является вспомогательным инструментом для выяснения степени влияния группы на то, как человек сам себя осознает.

Если формулировать гипотезу исследования, осуществляемого на основании методики Дембо-Рубинштейна, то она будет базироваться на предположении о том, что групповая деятельность влияет на личность: похвала и успехи обуславливают повышение показателей самооценки, критика и отчуждение приводят к снижению уровня самооценки. Слово за экспериментом.

Руководство к действию

Живя в обществе, человек не может не оценивать себя, сравнивая самые разные параметры (умения, способности, темперамент и т.п.). Степень развития качеств, личностных характеристик – показатель, который можно измерить. Для этого была придумана вертикальная шкала в форме линии определенной длины (100 мм). Она имеет две полярные точки: нижняя фиксирует самые минимальные показателями развития, высшая точка фиксирует наивысшие оценки.

В рамках исследования организуется эксперимент и создаются условия для группового взаимодействия, обуславливающего необходимость совместного решения определенной задачи с последующим ее обсуждением. Создаются две группы, в каждой из которых обратная связь обладает разной направленностью. В первой – положительной, во второй – отрицательной, где присутствует критика и отсутствует поддержка. Данные фиксируют не только результаты диагностики, но и то, как участники реагируют на качество обратной связи. Диагностика по методике проводится до и после проведения эксперимента.

Как пользоваться методом Дембо-Рубинштейна?
Как пользоваться методом Дембо-Рубинштейна?

Испытуемым предлагается страница, на которой отображается семь шкал. У каждой имеется свое обозначение:

  1. состояние здоровья;
  2. интеллект, умения;
  3. темперамент;
  4. авторитет;
  5. способности к ручному труду, талант;
  6. внешний облик;
  7. вера в себя.

В процессе выполнения теста требуется использовать определенные знаки – «-» и «х». Первым знаком на шкалах необходимо отметать оценку собственных качеств на момент прохождения теста. Второй знак требуется поместить на шкале там, где видится желаемый уровень развития качеств, способный удовлетворить собственное эго.

Задача

Испытуемым предлагается рассмотреть шкалы-линии, которых, как было обозначено раньше, – семь. На линиях обозначены полюса и середина. Примечательно, что на полюсах точки заметны, а в середине линии едва просматривается. Разработанная и адаптированная методика позволяет проводить исследование влияния группы на самооценку личности не только индивидуально, но и фронтально, то есть с определенной группой личностей. В случае работы с группой, специалист должен контролировать процесс обработки первой шкалы каждым участником эксперимента. Это необходимо для полного понимания того, как донесенные инструкции восприняты и есть ли проблемы с правильностью выбора и размещения предложенных знаков.

В случае возникновения у испытуемых вопросов, специалист должен обязательно дать на них ответы. Затем следует этап самостоятельной работы с предложенным материалом. Общий временной отрезок, который выделяется для обработки шкал, включая ознакомление с инструкцией, не должен превышать 12 минут.

Интерпретация данных

Для анализа отбираются только шесть линий. Самая первая «шкала здоровья» является пробным вариантом, необходимым для отслеживания правильности работы со шкалой и знаками. Отраженные на линиях ответы участников эксперимента переводятся в баллы. Количественная характеристика выводится из известной продолжительности шкалы-линии, равной 100 мм. Измерение расстояния, отделяющего нижний полюс от места установки отметки, выражается в миллиметрах, которые приравниваются к соответствующему количеству баллов.

Особенности метода Дембо-Рубинштейна
Особенности метода Дембо-Рубинштейна

Работа со шкалами ведется не только для определения уровня стремлений и высоты планки самооценки. Третий параметр – значение расхождения между обозначенными выше параметрами. Измеряется расстоянием от одного знака «х» до другого «-». Если уровень амбициозности ниже показателей самооценки, значит он фиксируется с отрицательными характеристиками.

Собранные данные требуют не просто фиксации. По каждому результату на шести шкалах требуется вычислить усредненный показатель.

Проведенный эксперимент и повторная диагностика, с использованием рассмотренной методики, могут продемонстрировать разноплановые результаты в двух разных группах участников. В группе, где присутствовала позитивная обратная связь, значения реальной самооценки демонстрировали высокие показатели, что приближало их к уровню притязаний. Как следствие, прослеживалось положительное влияние поддержки, оказываемой группой.

В группе, где отсутствовала поддержка и высказывалась критика, данные фиксировали низкие показатели самооценки. Как результат, расстояние между притязаниями и реальной самооценкой увеличивалось. Это демонстровало то, как негатив со стороны группы понижает самооценку индивида. Все это можно увидеть и просчитать с помощью количественных характеристик, размещенных в таблице ниже.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

 

Работа с параметрами

Для оценки полученных в ходе эксперимента данных требуется таблица количественных характеристик двух проверяемых критериев. Приведенные ниже параметры можно использовать для анализа информации, собранной в ходе исследования влияния группы на самооценку личности в рамках школы.

Параметр Количественная характеристика (балл)
норма Очень высокий
низкий средний высокий
Уровень притязаний менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки менее 45 45-59 60-74 75-100

Притязания

Из таблицы видно, что параметры могут быть как нормальными, так и очень высокими. Кстати, норма по показаниям тоже подразделяется, в соответствии со шкалой измерения. Если анализировать уровень притязаний, то они достаточно реалистичны в рамках нормы, когда результат демонстрирует показатели от 60 до 89 баллов. Оптимальными же показателем признаются те, что находятся в рамках 75-89 баллов. Именно эти показатели могут быть подтверждением того, что испытуемый обладает разумным подходом к оценке собственных возможностей. Параметры могут указать и на неутешительные характеристики личностного роста. В таком неблагоприятном исходе убеждают цифры, спускающиеся на шкале ниже 60 баллов.

Самооценка

Наличие реалистичной самооценки демонстрируют баллы, находящиеся на отметке 45-74 балла. Завышенная самооценка присутствует у тех, чьи показатели находятся на отметке 75-100 баллов. Такие и более высокие показатели красноречиво говорят о том, что в ходе формирования личности индивида проявляются реальные отклонения. В таком случае может быть выявлена личностная незрелость, отсутствие навыков анализа и сравнения собственной деятельности. Низкая самооценка – показатель серьезных отклонений.

Секреты эффективной самооценки
Секреты эффективной самооценки

Если показатели не доходят до отметки в 45 баллов, то они демонстрируют крайнюю степень неуверенности, что говорит о том, что развитие личности идет по неблагополучному сценарию. Выявленные личности относятся к «группе риска». И здесь требуется разобраться, из-за чего развился факт неуверенности в себе. Это может быть как «подлинная» и «защитная», когда констатация факта (неумение, неспособность и т.п.) не влечет за собой никаких действий.

Из всего выше сказанного можно сделать закономерные выводы о том, что группа, несомненно, влияет на самооценку личности, как на стадии ее становления, так и на любой из других стадий, внося коррективы в исходный уровень. Личность, которую окружает поддержка и одобряются ее действия, демонстрирует повышение показателей самооценки. Личность, испытывающая на себе негатив со стороны группы (критика, изоляция), демонстрирует снижение показателей самооценки. Использование в исследовании влияния группы на самооценку личности методики Дембо-Рубинштейна признается эффективной в отношении выявления изменений, затрагивающих самооценку индивида в ходе взаимодействия в группе.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!