Выбирая ту или иную сферу деятельности, хобби или род занятий, какое-либо мероприятие в первую очередь человек ориентируется на собственные желании и потребности в развитии, а также самооценку. Именно последняя категория чаще всего оказывает решающее воздействие при выборе возможностей для своего развития и самовыражения, удовлетворения.
От уровня самооценки зависит перспективность избранной траектории и дела, а также собственное чувство самоудовлетворения, развития и пр. Завышенная самооценка способна привести к разочарованию. Ею обычно страдают неуверенные в себе личности, старающиеся с помощью иллюзий и самоутвердиться. Заниженная самооценка же задает массу преград на пути, порождая сомнения на каждом шагу.
Далеко не каждый может объективно оценить свою самооценку. В данном деле на помощь приходит практическая самодиагностика на основе известных методик. Одним из наиболее популярных инструментов в этом деле выступает методика самооценки Дембо.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности и база практической психодиагностики: понятие, функции, суть
Самооценка — это то, как индивид представляет и воспринимает сам себя, оценивая свои возможности и роль в обществе, профессиональной или творческой деятельности и пр. Данный параметр считается самым неоднозначным и изменчивым. Он может зависеть как от физического, так и морального, эмоционального состояния индивида, внешних факторов и пр. Поэтому зачастую людям приходится делать выбор, полагаясь на принцип «здесь и сейчас».
Исследованием самооценки людей занимается такая научная парадигма, как практическая психодиагностика. Данный формат призван оценить конкретные психологические черты, качества и характеристики людей, отметить из особенности в поведении, общении, жизни, а также выделить психоэмоциональное состояние. Но важно отметить, что такой вид оценки личностных качеств и черт непостоянен, то есть может измениться в любую минуту, поэтому не всегда бывает объективным.

В качестве базового инструмента выступает методика диагностики самооценки, когда индивиды пытаются определить свои сильные и слабые стороны, перспективы в развитии и росте самостоятельно. В этом случае преобладают такие приемы как самоанализ и самооценка. Именно на их основе базируется практически все существующие научные подходы и стратегии.
Методика самооценки выполняет ряд полезных функций:
- Самоопределение и самопонимание, самосознание. С помощью самостоятельного разбора внутренних желаний, текущего уровня подготовки и сил, потребностей в развитии и прочих факторов индивид делает взвешенное и осознанное решение, выбирая то или иное направление для освоения, дополнения и пр.;
- Самовыражение. Когда человек обоснованно приступает к развитию, совершенствованию, то он имеет шанс грамотно выразить свое мнение и отношение, стремление к чему-либо. То есть он через выбранное русло подчеркивает собственные перспективы, достоинства, усилия, мотивы и пр., что повышает его уровень конкурентоспособности в общей массе.
- Стимулирование. При определении своих сильных и слабых сторон, желаний и потребностей, индивид находит новые причины и мотивы для развития, покорения новых вершин, осознавая роль соответствующих умений в своей жизни.
- Ориентирующая и развивающая. Именно благодаря своевременной и качественной самодиагностике индивид может понять, какие стороны ему нужно улучшать, какие навыки развивать и дополнять, то есть помогает наметить траекторию развития с учетом его личных потребностей и требований окружающей среды, внешних факторов.
- И пр.
Таким образом, методика самооценки – это один их мощнейших инструментов, с помощью которых индивид может принимать правильные, осознанные и грамотные решения в любой ситуации и любом направлении. С помощью таких инструментов каждый человек выстраивает личные границы, оценивает собственные возможности и желания, потребности и способы их удовлетворения. Благодаря правильно диагностированной и вовремя скорректированной самооценке улучшаются коммуникации, повышается продуктивность в работе и иных начинаниях, открываются новые перспективы.
Особую роль практическая психодиагностика и самооценка играет в жизни школьников и студентов, которым предстоит сделать серьезный выбор в своей жизни – профессия, карьера и пр. В данном случае именно самооценка играет решающую роль в правильности этого выбора, ведь учащиеся полагаются на такие параметры, как: кем я хочу стать, что я умею, смогу ли освоить направление или предмет и пр. То есть, выбирая колледж или вуз, специальность, они ориентируются на собственные представления о своем текущем положении, подготовке и желаниях (мечтах, мотивах и пр.).
Какие способы и подходы психодиагностики самооценки существуют?
Казалось бы, провел простой самоанализ с акцентом на вопросы «Что я умею?», «Что я хочу?» и вперед! Но на самом деле ответить на указанные вопросы недостаточно, чтобы понять все тонкости и особенности текущего положения дел. Поэтому важно правильно подобрать соответствующий прием или методику.
Самооценочные опросники |
Методика самооценки – тест |
Метод наблюдения |
Готовый шаблон с вопросами, согласно общим правилам психологии и психодиагностики | Использование конкретной техники, стандартного теста, определенной методики. Набор заданий | Зависит от целей и задач исследования, изучаемых параметров и качеств |
Количество вопросов не ограничено | Прием ограничен лишь временными сроками, ситуацией и пр. | |
Открытые и закрытее вопросы, ситуационные задачи | Выбор ответа | Описание поведения человека в конкретной ситуации с акцентом на действия, эмоции, результат и пр. |
Конкретная шкала оценки ответов |
Интерпретация результатов на основе научных правил, критериев, существующих нормативов |
В практической психодиагностике чаще всего полагаются на следующие способы самоанализа или самодиагностики:
- Самооценочные опросники. В данном случае пользователи фактически заполняют стандартную анкету, отвечая на поставленные в ней вопросы с учетом задания. Как правило, в них преобладают вопросы на оценки себя по определенным характеристикам, параметрам. Иногда могут быть добавлены простые ситуационные задачи для выявления особенностей в поведении и пр.
- Методика самооценки – тест. В данном случае могут использоваться типичные тестовые задания «вопрос-ответ» или техника проектировочного тестирования, когда пользователь проецирует свои мысли, эмоции, чувства, настроение, характер на рисунки, фотографии. Расшифровка таких результатов происходит на основе специальной шкалы, а также во втором случае – по реакции испытуемого на картинки и пр.
- Метод наблюдения. В данном случае можно проводить самонаблюдение и подробно расписывать свой день в специальном дневнике и пр. или же привлечь ля этого стороннее лицо, психолога и пр. Наблюдая за поведением, реакциями, можно получить общие сведения об индивиде, его развитии темпераменте и личностных качествах. Но при таком подходе есть ряд существенных особенностей: важен контекст наблюдаемой ситуации, объективность и внимательность.
Чаще всего методика диагностики самооценки базируется на опросниках и тестах. Это считается наиболее проверенными техниками, где можно получить наиболее объективные и обоснованные результаты.
Опытные эксперты все же рекомендуют прибегать к комплексной самооценке, базируясь на нескольких методиках или подходах, чтобы всесторонне оценить личные параметры и особенности, избежать ошибок.
Правила применения методов психодиагностики
Согласуетесь, что методика самооценки вызывает немало сомнений относительно качество результатов, в особенности их точности и корректности. Чтобы такой подход принес пользу индивиду и помог в дальнейшем развитии, росте, важно придерживаться следующих правил самодиагностики.

Принцип #1. Целенаправленность. Исследование собственных личностных характеристик и черт должно быть не общим, а ради определенной цели, для чего-либо. Поэтому важно понять, зачем вам нужна психодиагностика и на что она может повлиять. Важно определить, какие качества и параметра вы намерены оценивать, чтобы правильно подобрать соответствующий инструментарий, а результаты исследования были пригодны на практике.
В рамках целеполагания при проведении психодиагностики важно ориентироваться на набор исследуемых качеств, потребности.
Принцип #2. Методологическая приверженность. Важно изначально разобраться в тонкостях ситуации и выбрать наиболее подходящие приемы, способы для диагностики, анализа и пр. Пользователю предстоит продумать, как он намерен оценивать себя, какие стороны или качества и затем подобрать соответствующие проверенные наукой и временем методики. Только тщательно спланированная система поможет грамотно и качественно изучить личность и определить наличие у нее тех или иных характеристик.
Важно подобрать уместный подход и соответствующий ему инструментарий, учесть располагаемые факторы, сведения и пр.
Принцип #3. Грамотная интерпретация результатов. Проводя самодиагностику, важно не просто выделить те или иные качества, черты характера, решения, но и правильно их описывать, обосновывать. Для этого индивиду придется быть честным с самим собой, проявили объективность и адекватность при обработке результатов психологического исследования, четко обозначить сильные и слабые стороны без гиперболизма. Не менее важно подготовиться к открытой самокритике, критической оценке. Притом при выявлении определенных проблем психологического характера не стоит паниковать.
Важно не просто правильно описывать те или иные качества, но и подчеркивать научную и практическую ценность результатов, их обоснованность, достоверность. Притом стоит учесть требования анонимности и/ли конфиденциальности данных при интерпретации результатов и их использовании в научных работах.
Принцип #4. Регулярность и систематичность. Согласитесь, что психологическое тестирование, пройденное полгода или год назад, сегодня будет неактуальным. Мировоззрение, позиция и точка зрения, характер и настроение меняется у людей «со скоростью света». Поэтому методика самооценки должна использоваться периодически, а ранние результаты помогут выявить изменения, тенденции, причинно-следственные связи и пр.
Принцип #5. Индивидуальность. Методика диагностики самооценки ориентирована на изучение конкретного индивида, то есть носи персонализированный характер. Не смотря на унификацию вопросов, форм исследования, она подчеркивает специфические личностные и иные черты определенного человека. В данном деле важно снизить долю субъективизма и трезво оценивать свои желания, возможности, потребности, силы и пр.
То есть индивидуальность проявляется в том, что каждый психологический тест, опросник призван выделить особенности конкретной личности, ее всестороннего развития, достоинства и недостатки и пр.
Принцип #6. Ограниченность и планомерность. Использование любых приемов по психодиагностике и самооценке должны быть тщательно продуманными, целенаправленными и ограниченными. Порой психологический эксперимент может затянуться на несколько месяцев или лет, поэтому важно установит четкие границы такого исследования: набор исследуемых параметров, критерии оценки, временные рамки, этапы и пр. Только при масштабированном и тщательно продуманном подходе возможно получить достоверный результат.
Принцип #7. Профессиональная помощь. В идеале оценивать особенности и возможности в развитии должны дипломированные и опытные психологи, которым подвластны все существующие методы диагностики, терминология и правила. Им можно доверить полное диагностирование индивида или сбор информации по интересуемым параметрам, обработку результатов проведенного психологического исследования и т.п.
Правильное проведение психодиагностики помогает получить более качественную информацию относительно личностного, профессионального и иного развития индивида. Чтобы применение той или иной техники самооценки была корректной и применимой в перспективе, достаточно полагаться на вышеописанные каноны.
Роль результатов психодиагностики: как ими пользоваться во благо?
Согласитесь, что далеко не каждый пользователь сумеет для начала правильно расшифровать значение тех или иных ответов, понять, о чем они свидетельствуют и что отражают. Но и даже правильно интерпретировав результаты, важно, чтобы они не были добыты попусту и пылились где-то на полке. Полученные материалы должны быть использованы во благо человека, способствуя его саморазвитию, личностному росту, профессиональной и научной карьере, творческим вершинам и пр.
Методика диагностики самооценки призвана получить корректный вывод относительно состояния индивида, его талантов, способностей, особенностей. Как же пользоваться полученными результатами?

Для начала обратите внимание на сильные и слабые стороны. Сильные – на них можно опираться в любой ситуации, а слабые – нужно восполнять, отрабатывать. Корректировать. То есть фактически результаты самооценки помогают индивиду наметить план по самосовершенствованию, опираясь на имеющиеся недочеты, пробелы, отрицательные черты и проблемы.
Далее важно выделить причинно-следственные связи тех или иных черт: почему и откуда, когда появился тот или иной недостаток, проблема, действие, вывод, эмоция и пр. Данный момент важно тщательно проработать, чтобы не просто понять, но и осознать, установить истинные причины и следствия и выработать потенциальные «дорожки» по искоренению, порядок действий в аналогичной ситуации для минимизации негатива и пр.
Также методика самооценки помогает индивиду получить обоснованные и качественные выводы, на основе которых может быть проработана индивидуальная программа развития или обучения. В данном случае буде легче понять, какое из направлений ближе или легче для освоения, каков потенциал в развитии, какие стороны или моменты нужно изучать глубже, какие личностные параметры и «травмы» прорабатывать и пр.
То есть методика самооценки должна привести испытуемого к конкретным выводам в части саморазвития, помогая преодолеть соответствующие проблемы и преграды в будущем, успешно и легко продвигаясь по намеченной траектории к утвержденной цели.
Среди ярких примеров по применению результатов психодиагностики и самооценки можно отметить следующую ситуацию. Петр Петрович всегда страдал неуверенностью в себе и боялся самостоятельно принимать решения. После того, как он провел самодиагностику, он понял, что данная проблема появилась у него еще в детстве на фоне частых насмешек со стороны сверстников и упреков родителей при выполнении домашнего задания (когда он допускал ошибки). Все это оставляло след и в профессиональной деятельности. Петр Петрович был очень зависим от мнения окружающих и начальства. Он обратился за помощью к психологу. Специалист подготовил для него индивидуальную программу. Она состояла из нескольких тренингов по личностному росту, дополнительных психотерапевтических курсов, консультаций по профессиональному росту и пр. Благодаря такому комплексному проектированию Петр Петрович сумел побороть свою неуверенность и в течение полугода сумел пойти на повышение по должности, заработать достойный авторитет коллег и друзей, а также он отметил потенциал к дальнейшему росту.
Таким образом, методика самооценки помогает индивиду увидеть собственные недостатки, оценить возможности, а также проработать траекторию самосовершенствования.
Суть и особенности методики самооценки Дембо-Рубинштейна
Одним из самых распространенных подходов в психодиагностике выступает методика самооценки Дембо-Рукбинштейн. Ее разработчиками являются два опытных психолога: Тамара Дембо и Сусанна Яковлевна Рубинштейн (она усовершенствовала изначальную технику).
По мнению авторов этой стратегии, каждый индивид может вполне объективно оценить собственное положение и развитие, способности и использовать результаты самоанализа для саморазвития и самосовершенствования. Предлагаемый подход основан на использовании на гипотезе: люди оценивают себя согласно конкретным стандартам и критериям.
Суть данной тактики несложная. Для ее реализации потребуется лист бумаги, ручка или карандаш. Пользователю важно выделить параметры, которые он намерен тестировать. В типичной схеме от создателей выделяют такие целевые моменты, как здоровье, интеллект, характер и счастье.

С чего начать? Итак, кладем перед собой лист бумаги, берем ручку. Далее чертим 4 вертикальных отрезка. Обратите внимание, что количество линий будет зависеть от количества исследуемых параметров. Далее отмечает на каждом отрезке центр. Разработки отмечают, что оптимальная высота каждого отрезка – 100 миллиметров. Притом каждый миллиметр равен 1 баллу. Верх свидетельствует о том, человек доволен своим положением, достижениями и пр. Чем ниже будет стоять его отметка (ближе к началу отрезка) – тем несчастнее индивид.
Свое положение пользователь отмечает черточкой на отметке. В данном случае о степени счастья или несчастья служит тот самый центр отрезка. Затем кружком индивид помечает то положение, в котором он бы хотел находиться (к чему стремиться). Третья метка на отрезке — крестик, который символизирует положение, где он может оказаться из-за собственных ошибок, рисков.
Методика самооценки Дембо-Рубинштейна базируется на таких параметрах, как высота и реалистичность. Высота показывает степень адекватности и объективности оценки собственного положения, кружок – мотивы для развития, крестик – опасения, страхи. То есть фактически от начала отрезка до отметки Х – шкала показывает уровень притязаний. Далее от черточки до кружочка – это высота самооценки.
Далее расшифровка полученных результатов возможна следующим образом.
Высота самооценки |
Уровень притязаний |
||
От 50 до 75 | Реалистичная , адекватная самооценка | От 60 до 90 | Реалистичный |
От 75 до 100 | Завышенная | От 90 до 100 | Нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям |
Ниже 50 | Заниженная | Ниже 60 | Неблагоприятное развитие личности, заниженный уровень |
Отметка индивида в диапазоне 50-75 считается нормальной, оптимальной. Если же пользователь пометил свое текущее положение в рамках 75-100, то он явно указывает на какие-то недостатки или отклонения в своей личностной натуре. Чаще всего они связаны с пренебрежением былого опыта, искажением личности и нежелании развиваться, нежелание учитывать замечания и пр.
Разработчики отмечают, что самооценка считается нормальной и адекватной, если пользователь поставил черточку чуть выше центра отрезка. Также самооценка считается идеальной, если О стоит чуть ниже верхней точки отрезка, а Х – между чертой и О.
Но если большая часть черточек стоит ниже центра отрезка, то здесь проявляется явная и чрезмерная самокритика, повышенная требовательность к себе и вечное недовольство собой.
Не менее важно оценить соотношение между высотой самооценки и уровнем притязаний. Часть отрезка от Х до О (при условии что Х находится между черточкой и кружочком) – это то, что недостижимо для индивида сейчас. Отметка от черты до Х – достижимая грань. Чем меньше расстояние Х-О, тем выше уровень оптимизма у пользователя.
Опытные психологи отмечают, что при переработке пометок есть масса нюансов, с помощью которых можно определить симптомы и причины отклонений, особенности в поведении и взаимоотношениях, эмоциональной зрелости и пр.
Важно понимать, что методика самооценки Дембо-Рубинштейна позволяет оценить текущий уровень самооценки. Притом неважно, какой он. Его всегда можно корректировать и регулировать, разобравшись в себе, выполняя рекомендации или определенные упражнения.
Рассматриваемый подход может быть преобразован как методика самооценки тест. В данном случае нужно ответить на поставленные вопросы или выбрать одно из утверждений, подходящих им. Каждый ответ будет оцениваться по утвержденной шкале и в конце будет выведен конечный результат-вердикт, который поможет подчеркнуть основные личностные характеристики.
В основе схемы Дембо лежит принцип консультирования и личностного роста. Специалист будет опираться на результаты опроса или использована методика самооценки тест для построения плана по преодолению негативных черт и развитию положительных параметров, привычек и пр.
Таким образом, методика самооценки Дембо-Рубинштейна – это серьезный и мощный инструмент, своего рода путеводитель самосознания и саморазвития, с помощью которого можно легко выявить слабые и сильные стороны и построить грамотный путь личностного и профессионального роста.
Сложности применения методик диагностики самооценки
Далеко не всегда методика диагностики самооценки бывает эффективна и посильна простому пользователю в данном случае каждый индивид может столкнуться с различными вопросами и нюансами.
Достоинства техники Дембо-Рубинштейна |
Недостатки |
Простота и доступность | Риски искажения результатов |
Возможности использования в повседневной рутине и в научной деятельности | Узкий круг оцениваемых параметров и не учет других важных аспектов |
Сравнительный подход, повышение объективности | Зависимость от внешних и внутренних факторов. Высокая скорость изменчивости |
У каждой палки две стороны. Среди явных преимуществ рассматриваемого приема психодиагностики выступает его доступность. Сама по себе тактика проста в изучении и выполнении, посильна даже старшекласснику.
Также очевидным плюсом выступает ее повсеместное применение. Индивид может анализировать собственные удачи и неудачи в жизни, проводить научные исследования по психологии и пр.
Также достоинством является то, что в основе метода лежит сравнительный подход, который упрощает проведение самодиагностики и повышает степень достоверности результатов, помогает качественно их обосновать.
Одной из наиболее ярких и распространенных сложностей выступает субъективизм. Индивиды не всегда могут посмотреть на себя со стороны и объективно дать оценку тому или иному качеству, действию, результату, параметру. Это фактически искажает результаты диагностирования и может негативно сказаться при построении программы роста.
Вторым нюансом в рамках самодиагностики выступает слабое владение научным аппаратом в области психологии, непониманием методики (что делать, как оценивать, что означает тот или иной результат и как им пользоваться). В данном случае незнание и непонимание также способны исказить результаты психологического исследования , сделать их трактовку неправильной и пр.
Третьей сложностью при реализации методики самооценки Дембо выступает зависимость от ситуации, внутриличностных характеристик, состояния и внешних факторов. Порой пользователь получает неполную или недостоверную картину, что усложняет самопонимание и самосознание.
Методика самооценки носит слишком общий и приблизительный характер, чаще – сиюминутный. То, что было диагностировано вчера, завтра может оказаться уже неактуальным. Поэтому важно периодически проходить тест заново и следить за тенденциями.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по применению методик диагностики самооценки
Провести самооценку непросто. Данный процесс весьма кропотливый, самопогружающий и требовательный. Чтобы получить надежные или качественные результаты с возможностью из дальнейшего применения, следует учитывать некоторые рекомендации.
Во-первых, для начала нужно понимать, какие стороны, качества, характеристики вы намерены изучать и оценивать. Именно они служат ориентиром при выборе наиболее подходящей методики самооценки. То есть важно четко и точно наметить список черт, качеств и пр.
Во-вторых, пользователь должен не просто проводить самоанализ своей жизни или определенного периода, а ориентироваться на конкретные стороны и вопросы. То есть важно наличие плана действий, ограничений, правил, норм. Поэтому следует выбирать одну или несколько психологических стратегий – методика самооценки тест и пр.
В-третьих, учитывайте внешние факторы. Выбирайте методику не только, исходя из собственных познаний и возможностей. Учитывайте третьи факторы: контекст ситуации, шкала измерения и необходимая информационная база, возможности преобразования информации и пр. То есть нужно располагать достаточной информационной базой и уметь пользоваться ею при использовании той ил иной техники.
В-четвертых, если вы не можете обеспечить адекватность и объективность данных, адекватно изучать себя «со стороны», то лучше доверить данный процесс сторонним экспертам – психологам или исследователям. Они помогут собрать качественную информационную базу, проведут необходимые манипуляции или диагностические тестирования, а также помогут выделить и обосновать результаты, наметить траекторию для саморазвития и самосовершенствования.
Важно отметить, что студенты, обучающиеся на факультете психологии, сталкиваются с необходимостью проведения психологического эксперимента при написании научных статей, дипломных работ, диссертаций и пр. Но не всегда у них получается грамотно произвести выборку или подобрать достойные объекты. В этом случае в качестве объекта исследования они могут зарекомендовать себя. В качестве основного метода будет служить методика диагностики самооценки. Притом результаты такого исследования помогут подчеркнуть не только самостоятельность, но и профессионализм, умение качественно организоваться научную деятельность и практиковаться.
Специалисты ДиссХелп готовы проконсультировать по вопросам применения методики самооценки Дембо и помочь в интерпретации полученных результатов при выполнении курсовых, дипломных работ, статей и диссертаций, НКР и отчетов по психологической практике. Снами разобраться в мелочах и тонкостях, освоить новые подходы к самодиагностике – легко!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!