Педагогическое исследование – уникальный процесс научного познания, позволяющий исследовать актуальные проблемы образовательной отрасли, акцентировать внимание на текущих проблемах и решить их с учетом современных возможностей.
Для определения текущего состояния учебной среды исследователи используют эмпирические методы, которые позволяют практическим путем познать реальное воздействие проблемы, а также понять принцип ее воздействия и решения.
Педагогическое исследование представляет собой процесс позволяющий оценить деятельность педагога в естественных условиях, увидев конкретные действия и полученные им результаты. Одним из самых востребованных методов, применяемых в процессе обучения, является метод рейтинга и самооценки.
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность метода рейтинга и самооценки
Указанные способы оценки педагогической деятельности позволяют понять, какие меры принимал педагог в ходе организации учебного процесса, как воздействовал на детей, как привлекал их внимание и интерес к учебе, какие результаты получал. В основе этих методик лежит выставление конкретных оценок за каждый поступок, притом оцениванием занимается специальная комиссия (квалифицированные эксперты).
![Методы оценки работы педагога](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-52.png)
Рейтинговая оценка
Метод рейтинговой оценки используется лишь квалифицированными экспертами, которые разбираются не только в основах педагогики, но и знают все ее нюансы, имеют практический опыт. Оценивающими специалистами могут быть отдельные люди, которые соответствуют установленным требованиям: имеют профильное педагогическое образование, работают в педагогической отрасли определенное количество (не менее) лет, имеют за плечами ученую степень или звание, обладают такими качествами, как самокритичность, объективность, справедливость и пр.
![Применение метода рейтинга и самооценки](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-53.png)
Если оценивается работа молодого педагога, то «судьями» могут быть более опытные работники той же или сторонней компании. Если же оценке подлежит труд уже практикующего (несколько лет) специалиста, то здесь анализировать и делать вывод о его деятельности могут более опытные и квалифицированные эксперты.
Метод рейтинговой оценки предполагает, что каждый из судей выделит сильные и слабые стороны объекта исследования, а затем проранжирует их (чем выше балл, тем больше доля этого навыка). Также в качестве «облегченного варианта» могут применяться специальные или стандартные анкеты, в которых достаточно определить рейтинг профессиональных и личных качеств педагога.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Метод рейтинговой оценки позволяет определить профессионализм, компетентность объекта исследования со стороны.
Самооценка
Данный вариант предполагает, что исследователь самостоятельно оценивает результаты собственной деятельности, отмечая каждый шаг, действие и пр. Данный метод не всегда достоверен, так как автор исследования может завысить собственную оценку и мнение, из-за чего страдают такие критерии, как объективность и справедливость.
![Суть самооценки](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-54.png)
Использование указанных методов параллельно позволяет определить:
- Какой репутацией обладает педагог, что о нем думают коллеги и более опытные работники?
- Как он оценивает собственную работу и ее результаты (самооценка)?
- Насколько совпадает мнение общества и личная позиция исследователя?
- Достоинства и недостатки работы объекта исследования?
- Варианты совершенствования работы педагога.
Особенности использования эмпирических методов педагогического исследования
Сущность эмпирических методов педагогического исследования появляется в том, что они способствуют сбору реальных данных демонстрирующих деятельность объекта исследования. Здесь чаще всего используют наблюдение (открытые занятия), оценка результатов работы (успеваемость учащихся, итоговая аттестация выпускников и пр.), тестирование и опрос (определение уровня компетентности педагога, мнение окружающих о его деятельности и профессионализме) и пр.
Эмпирические методы позволяют оценить деятельность конкретного объекта исследования и целой группы (например, организации в целом). Они дают реальные представления о работе педагога, его отношению к своей профессии, детям и пр.
Самыми распространенными и эффективными методами педагогического исследования признаны:
- Беседа: она проводится непосредственно с объектом исследования, его коллегами и учениками. Позволяет оценить, насколько компетентен преподаватель, как он относится к детям, какие методы преподавания практикует и пр.;
- Тестирование: оно возможно как в отношении педагога с целью определения уровня его знаний и компетенций, навыков, так и учащихся для оценки результата работы учителя (насколько хорошо они владеют предметом и пр.);
- Анализ педагогической документации: позволяет оценить умение грамотно и правильно вести документооборот, планировать занятия и пр.
Каждый из эмпирических способов педагогического исследования позволяет понять, какими инструментами и методами пользуется преподаватель в своей практике и насколько они эффективны, что нужно предпринять для повышения результативности его работы и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!