Эмпирические методы исследования в педагогике: методы рейтинга и самооценки

Педагогическое исследование – уникальный процесс научного познания, позволяющий исследовать актуальные проблемы образовательной отрасли, акцентировать внимание на текущих проблемах и решить их с учетом современных возможностей.

Эмпирические методы исследования в педагогике: методы рейтинга и самооценки
Педагогическое исследование – уникальный процесс научного познания, позволяющий исследовать актуальные проблемы образовательной отрасли, акцентировать внимание на текущих проблемах и решить их с учетом современных возможностей.

Для определения текущего состояния учебной среды исследователи используют эмпирические методы, которые позволяют практическим путем познать реальное воздействие проблемы, а также понять принцип ее воздействия и решения.

Педагогическое исследование представляет собой процесс позволяющий оценить деятельность педагога в естественных условиях, увидев конкретные действия и полученные им результаты. Одним из самых востребованных методов, применяемых в процессе обучения, является метод рейтинга и самооценки.

Сущность метода рейтинга и самооценки

Указанные способы оценки педагогической деятельности позволяют понять, какие меры принимал педагог в ходе организации учебного процесса, как воздействовал на детей, как привлекал их внимание и интерес к учебе, какие результаты получал. В основе этих методик лежит выставление конкретных оценок за каждый поступок, притом оцениванием занимается специальная комиссия (квалифицированные эксперты).

Методы оценки работы педагога
Оценка деятельности педагога

Рейтинговая оценка

Метод рейтинговой оценки используется лишь квалифицированными экспертами, которые разбираются не только в основах педагогики, но и знают все ее нюансы, имеют практический опыт. Оценивающими специалистами могут быть отдельные люди, которые соответствуют установленным требованиям: имеют профильное педагогическое образование, работают в педагогической отрасли определенное количество (не менее) лет, имеют за плечами ученую степень или звание, обладают такими качествами, как самокритичность, объективность, справедливость и пр.

Применение метода рейтинга и самооценки
Как применяют метод рейтинга и самооценки?

Если оценивается работа молодого педагога, то «судьями» могут быть более опытные работники той же или сторонней компании. Если же оценке подлежит труд уже практикующего (несколько лет) специалиста, то здесь анализировать и делать вывод о его деятельности могут более опытные и квалифицированные эксперты.

Метод рейтинговой оценки предполагает, что каждый из судей выделит сильные и слабые стороны объекта исследования, а затем проранжирует их (чем выше балл, тем больше доля этого навыка). Также в качестве «облегченного варианта» могут применяться специальные или стандартные анкеты, в которых достаточно определить рейтинг профессиональных и личных качеств педагога.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Метод рейтинговой оценки позволяет определить профессионализм, компетентность объекта исследования со стороны.

Самооценка

Данный вариант предполагает, что исследователь самостоятельно оценивает результаты собственной деятельности, отмечая каждый шаг, действие и пр. Данный метод не всегда достоверен, так как автор исследования может завысить собственную оценку и мнение, из-за чего страдают такие критерии, как объективность и справедливость.

Суть самооценки
Что такое самооценка?

Использование указанных методов параллельно позволяет определить:

  • Какой репутацией обладает педагог, что о нем думают коллеги и более опытные работники?
  • Как он оценивает собственную работу и ее результаты (самооценка)?
  • Насколько совпадает мнение общества и личная позиция исследователя?
  • Достоинства и недостатки работы объекта исследования?
  • Варианты совершенствования работы педагога.

Особенности использования эмпирических методов педагогического исследования

Сущность эмпирических методов педагогического исследования появляется в том, что они способствуют сбору реальных данных демонстрирующих деятельность объекта исследования. Здесь чаще всего используют наблюдение (открытые занятия), оценка результатов работы (успеваемость учащихся, итоговая аттестация выпускников и пр.), тестирование и опрос (определение уровня компетентности педагога, мнение окружающих о его деятельности и профессионализме) и пр.

Эмпирические методы позволяют оценить деятельность конкретного объекта исследования и целой группы (например, организации в целом). Они дают реальные представления о работе педагога, его отношению к своей профессии, детям и пр.

Самыми распространенными и эффективными методами педагогического исследования признаны:

  • Беседа: она проводится непосредственно с объектом исследования, его коллегами и учениками. Позволяет оценить, насколько компетентен преподаватель, как он относится к детям, какие методы преподавания практикует и пр.;
  • Тестирование: оно возможно как в отношении педагога с целью определения уровня его знаний и компетенций, навыков, так и учащихся для оценки результата работы учителя (насколько хорошо они владеют предметом и пр.);
  • Анализ педагогической документации: позволяет оценить умение грамотно и правильно вести документооборот, планировать занятия и пр.

Каждый из эмпирических способов педагогического исследования позволяет понять, какими инструментами и методами пользуется преподаватель в своей практике и насколько они эффективны, что нужно предпринять для повышения результативности его работы и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!