Как бороться с синдромом эмоционального выгорания студенту?

Любое важное мероприятие или процесс требует максимально полной отдачи, в противном случае получить достойный результат или успех просто невозможно. Чтобы стать дипломированным специалистом, студенту приходится адаптироваться под постоянно меняющиеся условия, учитывая правила конкретного педагога и общие требования вуза, важность предмета, объем поручаемых заданий, личные мотивы и хобби, работу и учебу и пр. Все дела требуют не просто разрешения конкретной проблемы или ситуации, но и тотального погружения в каждый момент, что сопровождается дополнительным стрессом, нагрузкой на организм. Сегодня мы расскажем о самом распространенном явлении в студенческих и рабочих рядах – синдроме эмоционального выгорания.

Как бороться с синдромом эмоционального выгорания студенту?
Любое важное мероприятие или процесс требует максимально полной отдачи, в противном случае получить достойный результат или успех просто невозможно. Чтобы стать дипломированным специалистом, студенту приходится адаптироваться под постоянно меняющиеся условия, учитывая правила конкретного педагога и общие требования вуза, важность предмета, объем поручаемых заданий, личные мотивы и хобби, работу и учебу и пр. Все дела требуют не просто разрешения конкретной проблемы или ситуации, но и тотального погружения в каждый момент, что сопровождается дополнительным стрессом, нагрузкой на организм. Сегодня мы расскажем о самом распространенном явлении в студенческих и рабочих рядах – синдроме эмоционального выгорания.

Что это такое?

Мы уже не раз писали, что для того, чтобы успевать во всем и везде, достаточно пользоваться простейшими правилами тайм-менеджмента и расставлять приоритеты. Но даже столь расчетливый подход не спасет учащегося колледжа или и вуза от переутомления, физической усталости и умственной перегрузки, эмоционального потрясения. Казалось бы, такие мелочи? На самом деле эмоциональные неурядицы и проблемы способны в разы как улучшить, так и ухудшить результативность любой работы!

К эмоциям всегда относились с неким пренебрежением, но в 1974 году психиатр Гербер Фрейденберг сумел доказать, что от эмоционального фона индивида может зависеть качество выполняемого им дела или работы. Именно он сумел дать простое и понятое определение такому нюансу, как «синдром эмоционального перенапряжения» или «синдром эмоционального выгорания». В изначальной трактовке он воспринимался как «внутренний дискомфорт личности» или не комфортное общение с окружением, порождающее внутренний дисбаланс и негативные впечатления: злость, гнев, раздражительность, дискуссии и ссоры, оставлявшие неприятный осадок.

На что влияет синдром эмоционального выгорания?
На что влияет синдром эмоционального выгорания?

В перспективе новосозданный термин доработали и придали ему конкретики. Под синдромом эмоционального выгорания понимают состояние человека, сопровождающееся постоянной и часто возникающей усталостью, снижением работоспособности и качества получаемых результатов (отдельных показателей работы или конечного результата в целом), снижение активности и инициативности и пр. Именно эти черты стали ключевыми признаками эмоционального нарушения индивида, которое напрямую сказывалось на всех сторонах деятельности (как личной, та и профессиональной жизни).

Вспомните сами, наверняка у Вас в жизни случались ситуации, когда в начале дня Вам кто-то испортил настроение, произошло какое-либо неприятное событие (даже не на самой работе/учебе, а по пути на работу или учебу) и день просто пошел наперекосяк: все вокруг стало раздражать, валиться из рук, кругом слышны упреки и недовольства в ваш адрес, все так и норовят «поучить» и пр. А теперь вспомните, как все это отразилось на результатах работы и учебы: сконцентрироваться на деле сложно, негатив так и хлещет, раздражительность растет, довести дело до ума не получается (постоянно отвлекаешься, не можешь сосредоточиться, получаемые итоги ниже нужных планок) и пр.

Самыми яркими признаками эмоционального выгорания считаются:

  • Снижение работоспособности и качества получаемых результатов: снижение успеваемости, снижение темпов работы (за один и тот же промежуток времени студент стал выполнять меньше заданий и пр.), постоянно чувство усталости или разбитости, отсутствие мотивации и нежелание погружаться в предмет или работу и пр.;
  • Постоянное или частое напряженное состояние: раздражительность, страх, стресс, непонимание простейших моментов по теме, давление со стороны преподавателя, нежелание заниматься и пр. На фоне нервов могут развиться «сопутствующие патологии», напрямую влияющие на скорость восприятия нового материала, память: забывчивость от волнения, заикание во время выступления на публике и пр. Все это мешает дать объективную отметку относительно уровня подготовки студента;
  • Полное или частичное разочарование в учебе и снижение мотивации, работоспособности;
  • Данное состояние является временным процессом, который может зависеть от внутренних и внешних факторов. К первым относят например генетику, наличие хронических заболеваний, гормональный фон, текущий уровень знаний и навыков, коммуникационные навыки, особенности характера и пр. Во вторую группу включают внешние факторы: требования и отношения с педагогом, отношения с одногруппниками, учебная и рабочая нагрузка и пр.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания проявляется в явном неудовлетворении студента от происходящих событий, что мешает ему сосредоточиться на деле, осознать суть и важность конкретного дела, максимально полно погрузиться в него. В большинстве случаев данное состояние порождается на фоне частых переутомлений, некорректной мотивации, несовпадения ожиданий и реальности, отсутствия четкого распорядка дел и интереса.

Важно отметить, что квалифицированные психологи выделяют «синдром эмоционального выгорания» в уникальную болезнь. Она может проявляться следующим образом:

  • Физически: частые болезни. Чаще всего они проявляются в виде ОРЗ и ОРВИ, головные боли, мышечные боли (боли в спине, напряжение в глазах, бессонница и пр.), снижение остроты зрения, потеря или набор веса и т.д.;
  • Эмоционально: перепады настроения, частые истерики или тревожность, агрессия по отношению к окружающим, замкнутость, плаксивость, нервозность и пр.;
  • Поведение: смена привычек (пищевых, вкусовых и пр.), частые опаздывания на занятия, чрезмерное употребление успокоительных препаратов или алкоголя в погоне за расслаблением и отдыхом, невнимательность и снижение концентрации, развитие усталости при минимальной нагрузке и пр.;
  • Интеллектуально: ухудшение памяти, ухудшение скорости восприятия новой информации, снижение интереса к саморазвитию и пр.;
  • Социально: отказ от общительности в пользу замкнутости или наоборот, утрата интереса к делу, нежелание работать в команде, прекращение или минимизация общения и пр.

Многие полагают, что смена настроения и интересов – процесс временный и само проходящий. Но если не обращать на подобные симптомы внимания, можно заработать не просто стресс, а серьезный недуг (настоящее заболевание с точки зрения медицины – от обострения хронических болезней до обретения новых: язва, гастрит, онкология, невралгия и пр.). Ведь уже давно доказано, что все «болячки» от нервов. Поэтому, чтобы не усложнять путь по преобразованию студента в специалиста, важно оперативно реагировать на все изменения, происходящие как снаружи, так и внутри. Чувство внутреннего дискомфорта способно замедлять рабочие и иные процессы, снижая эффективность и результативность труда.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Причины и факторы, провоцирующие возникновение синдром эмоционального выгорания у студентов?

Если подумать, то обучение студентов напоминает «день сурка»: одни и те же дела каждый день, расписание – стабильное, нагрузка четко распределена, в течение семестра занятия проходят по одним и тем же предметам, отношения завязываются в одном кругу (одногруппники, преподаватели и пр.). Ну, как здесь может не надоесть?

Из-за чего возникает синдром эмоционального выгорания у студента?
Из-за чего возникает синдром эмоционального выгорания у студента?

Синдром эмоционального выгорания – это психологическое явление. Чаще всего в студенческой среде он появляется на фоне следующих факторов:

  • Слишком жесткая учебная нагрузка: много пар при вузе в течение дня, большой объем домашнего задания и заданий для самоизучения, отсутствие или малый объем свободного времени. В большинстве случаев с этими проблемами сталкиваются студенты технических профилей, слишком короткие сроки на выполнение заданий или подготовку к занятиям;
  • Доминирование сложных предметов в учебной программе. Чаще всего данный фактор провоцируется некорректным выбором профессии, когда абитуриент полагался не на текущий уровень подготовки, а сугубо на собственные мечты и желания;
  • Сложности с адаптацией в новом заведении или коллективе. С этой проблемой сталкиваются преимущественно первокурсники, но от скорости ее решения и преодоления может зависеть текущая успеваемость и пр.;
  • Разочарование в профессии или учебном заведении, несовпадение ожиданий и реальности. Данный фактор чаще всего возникает на фоне некорректного восприятия профессии или ее непонимания, неправильной оценкой собственных возможностей и требований вуза/реалий и т.д. То есть студент ожидает, что все будет легко, беззаботно, но на деле оказывается наоборот из-за нехватки знаний, отсутствия каких-либо навыков и качеств, когда профессия перестает нравиться и пр.;
  • Отсутствие баланса между учебой и отдыхом, совмещение нескольких дел одновременно с ущербом для себя (сокращение времени на хобби, общение, отдых в пользу обучения и пр.), то есть банальное переутомление. Из-за отсутствия полноценного сна, питания или просто отвлечения от учебы у организма может возникнуть дисбаланс и нежелание учиться дальше. Чаще всего подобное явление возникает у тех, кто всеми силами стремится постичь сложные предметы, уделяя им все свободное от учёбы время или попросту не умеет грамотно организовывать свой день;
  • Погоня за модой, престижем, авторитетом и зарплатой и отсутствие морального, эмоционального, душевного равновесия, покоя и удовлетворения. Любое дело должно приносить не только выгоду в финансовом, материальном, вещественном плане, но и «внутреннем». Важно получать удовольствие от выполняемого поручения или задания. Если этого не происходит, то рано или поздно заниматься делом становится менее приятно, а позже и вовсе возникает чувство ненависти к работе, профессии, отрасли, неделание разбираться в нюансах и пр. Работа через силу отнимает больше сил и энергии, времени на выполнение заданий и приносит больше ущерба, чем пользы: депрессия, нервные срывы, бессонница и пр.;
  • Отсутствие мотивации и непонимание, зачем студент все это изучает, решает, учится также со временем провоцирует эмоциональный коллапс, который попросту может привести его к провалу и отчислению;
  • «Сессия и послесессионный период», когда студент превращается в «сухофрукт или выжатый лимон». В этот промежуток времени редкий ученик обходится без перегрузок и бессонных ночей, переживаний и адреналина, бесконечных заучиваний и зубрежки.

Таким образом, студенты в процессе обучения в вузе и постижения профессиональных горизонтов сталкиваются с синдромом эмоционального выгорания на фоне отсутствия четкого распорядка дня, некорректного выбора вуза и/или профессии, некорректной расстановки приоритетов и распределения собственных сил и желаний. На результативность обучения могут влиять, как внутренние, так и внешние факторы. Важно оперативно на них реагировать: анализировать ситуацию, выделять основные моменты и искать альтернативы с наименьшим ущербом и пр.

Синдром эмоционального выгорания у студента – явление сугубо персональное, поэтому возрождать его могут только факторы и основания, провоцирующие у индивида отрицательные эмоции и отнимающие больше сил и энергии.

Стадии синдрома эмоционального выгорания у студента

Синдром эмоционального выгорания у студентов – это не резкое, а поэтапное, постепенное явление. Скорость его протекания зависит от внутренних особенностей организма: у одних оно проходит в течение нескольких дней, у других же – месяцами или годами. Но в общей практике выделяют три основные стадии столь специфического «психологического механизма».

Этапы проявления синдрома эмоционального выгорания студента
Этапы проявления синдрома эмоционального выгорания студента

Первый этап. Ухудшение самочувствия, снижение работоспособности и развитие быстрой утомляемости. Самым первым признаком развития синдрома эмоционального выгорания у студентов является снижение интереса к учебе, чувство постоянной усталости при первых думах об учебе (даже сразу после сна или когда индивид еще не начал ничего делать).

В рамках первой стадии учащийся замечает, что не хочет учиться, посещать занятия (учащаются прогулы), задания делать становится все сложнее (порой приходится себя заставлять или вовсе не выполнять домашнюю работу), на парах часто летает в облаках и не вникает в суть темы, а при погружении в предмет появляются сложности, головные боли, ухудшение самочувствия, изменение в состоянии здоровья (учащение заболеваемости и пр.).

Второй этап. Проявление первых психологических симптомов – личностные изменения. В рамках второго этапа синдрома эмоционального выгорания у студентов наблюдается сложности в отношениях с педагогами или друзьями (частые замечания, пререкания, неготовность к занятиям и как результат снижение успеваемости). Также нередко возникает агрессия, неприязнь к предмету и нежелание его изучать, развивается депрессия, накануне или перед занятием возможна смена настроения (появление страха, волнения, агрессии и пр.) и пр.

Третий этап. Полная потеря интереса и желания развиваться, риск парасуицида. Данная стадия развивается в крайних случаях, когда студент не может переубедить или заставить себя взять ситуацию под контроль, решить свои проблемы и начать заниматься. В результате такого бездействия или пренебрежения его отчисляют из вуза и он не знает, что и как действовать дальше: как признаться родным, что делать дальше, стоит ли восстанавливаться в вузе, на кого учиться дальше, где работать, как отреагируют близкие на такие новости и пр. Притом около 3% учащихся решаются на суицид.

Также можно выделить психосоматические стадии развития синдрома эмоционального выгорания студента: пренебрежение обучением (выделение обязательных и необязательных предметов, отказ от изучения отдельных дисциплин, прогулы и пр.), повышение тревожности и развитие хронической усталости, появление неудовлетворенных потребностей (получение нежеланной или неожиданной негативной отметки, замечания) и развитие агрессии/депрессии, нежелание менять ситуацию собственными силами и неприятие собственные ошибок, полный отказ от учебы.

Обратите внимание, что эмоциональное состояние напрямую влияет на результативность обучения: качество знаний, скорость развития навыков, репутацию и авторитет среди педагогов и друзей, инициативность и активность студента. Поэтому, как только заметили снижение темпов обучения – важно проанализировать себя на наличие симптомов синдрома эмоционального истощения.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Более того, финальная стадия данного недуга будет зависеть от корректного настрой студента: продолжение обучения или отчисление, освоение текущей профессии или смена программы (перевод, отчисление, перепоступление и пр.), смена распорядка дня или окружения, расстановка приоритетов или переоценка ценностей и пр. Но в любом случае – перемены неизбежны.

Как справиться с синдромом эмоционального выгорания: общие советы и самые популярные методы?

Как только наблюдается упадок сил, энергии и снижение желания учиться, студенту не стоит все сваливать на собственную лень, бессилие. Важно вовремя проанализировать все свои действия и получаемые от них результаты, чтобы определить причинно-следственные связи и правильно поставить диагноз: чем же все-таки страдает учащиеся – ленью или синдромом эмоционального выгорания? Притом не стоит скептически или с насмешкой подходить к такому диагнозу. Это весьма серьезное «отклонение», которое может в значительной степени снизить качество жизни, обучения и работоспособности!

Способы управления синдромом эмоционального выгорания для студента
Способы управления синдромом эмоционального выгорания для студента

Если подойти к данном вопросу философски, то можно сразу же выделить два верных пути по исправлению:

  • Самостоятельный, предполагающий самодиагностику, самоанализ и самоисцеление (то есть все происходит собственными силами);
  • Профессиональный, когда индивид обращается к специалистам ха помощью, притом данная помощь будет оказываться на всех этапах: от «постановки диагноза» и проектирования траектории до непосредственного «выздоровления».

В целом, в любом из вариантов стадии будут одинаковыми, только в первом случае студент будет все реализовывать самостоятельно, а во втором – под наставничеством и контролем опытного специалиста (чаще всего психолога психоаналитика и пр.).

Самым дешевым и распространенным способом, помогающим справиться с синдромом эмоционального выгорания является первый – самостоятельный. В данном случае студенту достаточно пройти следующий путь:

  1. При первых же ощущениях усталости или разочарования, нежелании продолжать погружение в профессию или какой-либо предмет, важно как можно быстрее приступить к самоанализу ситуации и ответить себе на следующие вопросы: от чего я устаю, что меня не устраивает в текущем положении, почему мне разонравилось учиться, какие проблемы отталкивают меня от учебы и пр. Притом чем честнее будет ответ, тем проще путь по исцелению. Главное в этом деле – выделить первопричину ухудшения.
  2. Далее следует попытаться выделить положительные черты которые могли бы вновь замотивировать на успехи. В этой миссии главное — фантазия, креативность и инициатива. Попробуйте ответить на вопросы: чем меня привлекала профессия, как я могу реализовать себя, как улучшить успеваемость, как наладить отношения с педагогом и пр.
  3. Поиск решения. Здесь, после грамотной мотивации, важно выработать способ «эмоциональной разгрузки» с акцентом на причину, факторы и проблему. Если всему виной большая нагрузка – то важно выделить время на отдых и разнообразить его (не просто полежать на диване, а прогуляться с друзьями, почитать книгу, посмотреть любый сериал, поиграть в игру и пр.). В большинстве случаев перестроить темп и качество жизни помогает простое планирование дел и ликвидация провоцирующих факторов. Важно найти оптимальную альтернативу.

«Лечение синдрома эмоционального выгорания» производится посредством минимизации негативных явлений и получении новых, свежих, а главное – положительных впечатлений. Поэтому решение данного нюанса кроется в смене образа жизни или «распорядка дня», разнообразии дел и их грамотном перераспределении. Главное – понять первопричину «эмоционального перегорания» и работать в конкретном сегменте: профессиональном, личностном, социальном, интеллектуальном и пр.

Второй путь по исцелению от синдрома эмоциональной усталости – профессиональный. В целом, студенту предстоит все те же стадии, но в проектировании данного пути будет помогать квалифицированный психолог: он выслушает и задаст наводящие или риторические вопросы, поможет разобраться в себе и наметить адекватные планы и пр. Притом их реализация также будет проходить под его контролем. Единственным и существенным отличием этого метода является то, что услуги специалистов зачастую оказываются на платной основе.

Не стоит думать, что психолог сразу же назначит антидепрессанты, какие-то пилюли для успокоения. Его миссия – скорректировать ваш путь с минимумом «химии», научить преодолеть трудности с минимальными эмоциональными и иными потерями.

Профилактика синдрома эмоциональной усталости

Эмоциональный провал способен ухудшить показатели успеваемости студента, его отношения с окружением, а также качество его жизни в целом. Он чреват также появлением серьезных отклонений в состоянии здоровья на фоне нервной, эмоциональной или иной перегрузки организма. Поэтому лучше всего не «лечить» синдром эмоциональной перегрузки, а избегать его (то есть заниматься его профилактикой).

Чтобы «эмоциональное потрясение» не застигло студента врасплох, можно полагаться на следующие советы:

  • Обязательно устраивайте «разгрузочные дни», в течение которых будет полностью отсутствовать или по максимуму сведено на «нет» негатив (с акцентом на его первопричину). В идеале откажитесь от гаджетов, телефонов, телевизора и просто займитесь любимым хобби, делом: прогулка на свежем воздухе, очное общение и встречи с друзьями, полный отказ от учебы или работы. Именно для этих целей у каждого студента и работника есть как минимум 1-2 выходных дня и предусмотрены каникулы или отпуск! В такие промежутки времени важно насытиться положительными эмоциями и разнообразить свой день новыми делами и планами!
  • Используйте техники «выпуск пара». В этом деле поможет активный спорт или тренировка, где можно выплеснуть энергию и силы (поколотить подушку или боксерскую грушу, победить в схватке с партнером, прокричаться и пр.) или спокойные подходы в виде медитации йоги, массажа и СПА и пр. Главное выбрать наиболее подходящий и безопасный для вас вариант: кому-то достаточно получить приятные процедуры, а кому-то нужно просто выплеснуть свой гнев, предварительно пропустив его через себя и «выплеснув» на что-то.
Основные профилактические мероприятия для минимизации риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у студента
Основные профилактические мероприятия для минимизации риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у студента
  • Заведите личный дневник, где будут с одной стороны — вестись записи об обидах, поражениях и выговариваться на бумаге, а с другой – отмечать свои достижения, хвалить себя, подчеркивать достоинства и пр. Такой ход поможет провести качественный самоанализ, выразить свои эмоции и выговориться (то есть не держать и копить все в себе, а выпускать наружу) и пр.
  • Старайтесь тщательно планировать каждый свой день и вовремя вносить коррективы, в обязательном порядке выделяя время на отдых: перекур, перекус, уединение, хобби. Важно хотя бы на 15-30 минут переключаться с основного дела на иной «расслабляющий» пункт, чтобы восполнить дефицит энергии, разгрузить организм от негатива и пр. Учите, что количество дел должно быть посильным для организма, а не изматывающим! Поэтому учитесь грамотно расставлять приоритеты и определять степень важности мероприятий.
  • Лучше всего подключить спортивные занятия или физическую активность. Притом не обязательно заниматься спортом профессионально или тратиться на тренажерный зал. Для каждого студента вполне посильны: пробежки на свежем воздухе (например, в парках культуры и отдыха, на специально оборудованных на улице спортплощадках), домашние тренировки (притом вести скачать специальные приложения и координировать свои тренировки с акцентом на нужную группу мышц) и пр. При желании можно посещать бассейн, сауну или баню, где будет и разгрузка, и закаливание одновременно;
  • Заведите новое хобби, притом лучше всего, чтобы оно развивало новые навыки, расширяло кругозор или способствовало максимальному отвлечению от проблем и неурядиц;

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Для выполнения гормонального и витаминного фона не менее важно сбалансированное питание. Поэтому меньше вредностей и больше свежих овощей, фруктов, мяса и пр.
  • Также рекомендуется расслабляться в правильной обстановке и команде. Если студент страдает от переизбытка информации и общения, то лучше всего уединиться (заниматься или отдыхать одному под любимую музыку/фильм и пр.). Если же необходима кардинальная смена – можно отправиться в небольшое путешествие или поход, позвать друзей на прогулку и просто пообщаться на свободные (а главное – приятные!) темы и пр. Поэтому выбирать нужно, исходя из личных потребностей;
  • Дыхательная гимнастика. Казалось бы, чем может помочь столь необычная композиция? На самом деле благодаря техничным и умелым вдохом-выдохом мы можем тренировать мышцы, насыщать клетки кислородом, а если добавить ко всему этому размышления или фантазии о чем-либо хорошем, то может смело релаксировать с пользой и за считанные минуты снять напряжённость и успокоиться.
  • Не стоит все взваливать на свои плечи. Достичь эффекта можно и менее затратными (при этом не безубыточными!) способами – командная работа, делегирование полномочий, обращение к платным специалистам-исполнителям и пр. Главное – оптимизировать нагрузку с умом.

Таким образом, для профилактики и исцеления от синдрома эмоционального переутомления достаточно разнообразить серые будни яркими и полезными красками, добавить колорита и перемен, но делая это с умом, тщательно регулируя объем и характер дел, их соотношение с учетом собственных возможностей.

Не стоит пренебрежительно относиться к эмоциональному фону и усталости, ведь все эти факторы напрямую отражаются на состоянии организма производительности труда и качестве жизни. Помните – не бывает безвыходных ситуаций! Главное – проанализировать все моменты, выделить плюсы и минусы, определить достойные альтернативы и четко спланировать дальнейшие действия с акцентом на посильность и позитив. Поверьте, оптимистичный настрой способен творить чудеса: вдохновлять на новые свершения, не обращаться внимания на негатив, быстро и легко решать любые проблемы и получать взамен добро!


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Как бороться с синдромом эмоционального выгорания студенту?”

  • в свое время столкнулась с этой проблемой, была истощена морально и физически. К психологу не обращалась, невролог прописывал успокоительные. В итоге помог только режим дня и тайм-менеджмент. В статье об этом как раз написано. С их помощью я просто распределила нагрузку, выделила время для отдыха. Буквально за пару недель моему организму стало легче, нервозность стала уходить, успеваемость при этом не страдала хотя до этого ничего не успевала и понабирала хвостов). Единственное, я решила облегчить текущее обучение и обратилась за помощью по ликвидации долгов к вам (отдельное огромное спасибо за выполнение контрольных работ и курсовой – сдала все без проблем и закрыла задолженность). Поэтому все в ваших руках: планируйте дела, не откладывайте на потом, общайтесь с друзьями и отдыхайте (в меру).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *