Как грамотно и быстро конспектировать лекции?

Какие занятия студенты охотно посещают (особенно, если они начинаются не с первой пары)? Конечно же, лекции. «Почему?» - спросите Вы. Ответ прост. Именно на лекциях от студента требуется лишь умение слушать и записывать важные моменты. Здесь преподаватель не опрашивает учащихся, а наоборот, сам делится информацией, знаниями и опытом.

Какие занятия студенты охотно посещают (особенно, если они начинаются не с первой пары)? Конечно же, лекции. «Почему?» – спросите Вы. Ответ прост. Именно на лекциях от студента требуется лишь умение слушать и записывать важные моменты. Здесь преподаватель не опрашивает учащихся, а наоборот, сам делится информацией, знаниями и опытом.

Одного присутствия на лекции недостаточно. Важно вникать в сказанное педагогом и конспектировать отдельные фрагменты, моменты. Делать это нужно не ради галочки, а чтобы в дальнейшем по этим записям студент мог сориентироваться вспомнить, о чем говорилось, подготовиться к предстоящим рубежам (написанию контрольной работы, сдаче зачетов или экзаменов и пр.).

Неужели придется записывать каждое слово, чтобы не нарушить ход мыслей и понять тему? Как успеть зафиксировать все, ведь педагог не будет специально диктовать материал? Сегодня мы поговорим о том, как правильно записывать лекции.

Правила грамотного конспектирования материала

Все мы знаем, как проходит лекция. Зачастую педагог «распинается» у доски или кафедры, разъясняя тему, а студенты заняты своими делами. Лишь единицы внимательно его слушают и стараются записывать, что успевают.

Функции лекции
Что такое лекция и зачем она проводится

Не стоит злоупотреблять добротой преподавателя и думать, что он ничего не замечает. Уже по поведению можно судить, насколько серьезен учащийся и как относится к учебе, каким специалистом он может стать.

Не торопитесь записывать каждое слово. На протяжении 1,5 часов делать это возможно, но слишком утомительно и трудно. Любой конспект должен удовлетворять трем основным требованиям:

  • Содержать только ключевые моменты, основные мысли: определения, формулы, краткие пометки о второстепенном (например, названия теорий или законов, авторов и пр.), отражать хронологию событий и пр.
  • Материал должен быть читабельным, понятным;
  • У студента должно быть приготовлено все необходимое для записей: тетрадь, ручка и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чтобы умело записывать лекции, нужно обладать не только высокой скоростью записи, но и обладать конкретными навыками:

  • Преподаватель может иногда отвлекаться от темы, поэтому студент должен отличать важные и второстепенные моменты. Первые следует фиксировать, а вторые – можно опустить, так как они не имеют прямого отношения к теме.
  • Старайтесь использовать так называемую «цитатную технику написания». Лекции всегда пишутся вручную. Это одно из обязательных требований в системе образования. В некоторых случаях, преподаватели разрешают набирать материал на ноутбуке. Цитатная техника фиксирования материала предполагает, что студент записывает каждую новую мысль с красной строки. Так будет легче разобраться в записях.
  • Обязательно переписывайте все, что преподаватель фиксирует на доске. Обычно там отражаются наиболее важные моменты: формулы, схемы, примеры, упрощающие процесс усвоения нового материала;
  • Прощайте процесс записи с помощью цифр и аббревиатур. Можно использовать не только общепринятые сокращения, но и «изобретать» свои. Помечая на полях их расшифровку.

Как успеть записать все или к каким хитростям можно прибегнуть, чтобы конспект получился полным и полезным?

Далеко не всегда студенту удается записать, все, что он хочет и слышит. Основными причинами в этом деле является низкая скорость письма, отсутствие у него разборчивости относительно важности текста (выделять основную мысль), педагог торопится и быстро преподносит тему слушателям.

Как правильно записывать материал
Правила записывания лекционного материала

Чтобы записать по максимуму информацию, сделать лекцию полезной и полной в тетради, достаточно придерживаться следующих принципов:

  • Повышайте скорость письма. Делать это можно с помощью сокращений, различных техник или банальной тренировки руки (больше писать дома, стараться увеличивать скорость письма).
  • Записывайте лекцию на диктофон. Новые гаджеты и мобильные телефоны практически все оснащены такой функцией. Пользоваться ею следует с умом, например, на лекции. Запишите ее на аудиоустройство, а дома дополните свои записи (после прослушивания материала).
  • Пользуемся план-конспектом. Данный термин означает, что во время лекции студент должен записать лишь «ключи»: тезисы, определения, авторов теорий и пр., основные разделы темы, а дома он сможет самостоятельно более полно изучить материал и законспектировать его.
  • Графический конспект. Порой уместить большой объем информации можно с помощью графических материалов: схем, графиков, диаграмм таблиц и п. Если Вы умеете быстро ориентироваться в тексте, сказанном, то смело фиксируйте лекцию в «графическом стиле». Так она обретет не только оригинальный вид, но и возьмет в себя больше информации, быстрее усвоится.
  • Не пропускайте лекции. Полная посещаемость позволит не только наполнить лекционные записи, но и заслужить достойную репутацию. Более того, посещение всех занятий со временем выработает у Вас собственную технику конспектирования материала.
  • Если не успеваете за мыслью преподавателя, то можно сократить слова, пустив в них гласные. Поверьте, нет ни одного слова, которое бы было невозможно понять без главных. Пропускать можно не все гласные, а их часть. Например, «матмтка» – математика, «рзвтие» – развитие и пр.

Чтобы запись лекции была грамотной и полезной, пригодилась студенту при подготовке к контрольному рубежу, самостоятельной работе или сессии, важно уметь выделять основную мысль и второстепенные части. Это в значительной степени упростит процесс конспектирования. Как говорится, опыт приходит с годами. Поэтому старайтесь посещать все занятия и оттачивать свои навыки и мастерство, профессионализм.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Как грамотно и быстро конспектировать лекции?”

  • Хочу добавить еще один вариант – списать у одногруппника лекцию и не париться) Это шутка. Хорошая статья. Помнится мне, будучи студентом не успевал за преподом записывать, уж больно быстро он читал материал. Где мои студенческие годы? Обязательно бы опробовал ваши методы.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *