Уже на старших курсах студенты задумываются о работе. Притом большинство из них спешит найти место по выбранной профессии. Работодатели не всегда приветствуют в своем штате учащихся, так как они еще не имеют полных и реальных навыков, им необходимо посещать ВУЗ и отлучаться на сессию.
Чаще всего студенты «занимают» свое рабочее место во время прохождения практики. Именно в этот период формируется их профессиональный опыт, «рабочее мировоззрение». Наблюдая за практикантом, руководство может понять: готов ли он полноценно работать, что ему можно доверить.
Давайте поговорим о самых популярных способах проверки уровня профподготовки студента, которые применяют работодатели.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое профпригодность студента?
Оценка профессиональной пригодности – понятие субъективное. В целом оно не может отражать реальную компетентность учащегося, но позволяет оценить его «боевую готовность»: что он знает, что может делать, что можно доверить и пр.
Первоначальная оценка профпригодности студента появляется на этапе написания курсовых и дипломных работ. Эти проекты демонстрируют степень усвоения образовательной программы, а также умение работать с большим объемом информации, анализировать и систематизировать данные, следовать стандартам, грамотно выражать свои мысли и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие методы проверки студента на профессиональную пригодность применяются на практике?
Самый простой способ проверки уровня компетентности студента – это прохождение теста на профпригодность. Такое мероприятие может быть организовано как психологом, так и администрацией ВУЗа. Он включает в себя не просто определение предрасположенности (способности и возможности) студента к выбранной специальности, но и знания, представления в рамках выбранного направления деятельности, умение оперировать терминами, пользоваться знаниями на практике и пр.
К опросному методу выявления уровня готовности студента к рабочим обязанностям относят специальные тесты: «Готовность к профессиональной деятельности», «Реальная профессиональная занятость студентов во внеучебное время» и т.д.
Первый тест предполагает определение самооценки студента. Здесь он сам определяет, какие обязанности ему посильны, какие задачи он сможет решить или, как он поступит в конкретной ситуации и пр. На каждый вопрос нужно дать развернутый ответ.
Второй тест позволяет оценить уровень реальной подготовки, знаний и умений. Притом здесь можно раскрыть реальный потенциал студента: возможно, он работает в сфере, не соприкасающейся с выбранной специальностью, или он оттачивает знания и практику одновременно (работает по специальности) и пр.
Таким образом, оценка профпригодности студента складывается из личностной подготовки (самооценки, особенностей темперамента, способностей) и «специализационной» (знания, навыки, опыт) и пр.
На каком этапе происходит определение готовности студента к работе?
На самом деле «тест на профпригодность» проходит каждый соискатель рабочего места. Первый этап проявляется уже на собеседовании, когда работодатель задает наводящие вопросы, поручает решить ту или иную задачу, проанализировать ситуацию, определяет кругозор потенциального сотрудника и пр.
Следующий этап «проверки» уровня компетентности студента или соискателя проявляется во время стажировки. Именно она порой предопределяет будет ли человек работать в этой компании или нет. Во время стажировки важно показать не только свои знания и умения, но и стремление к развитию и обучению.
Проверка профпригодности студента начинается гораздо раньше: в ВУЗе и во время практики. Практиканты учатся выполнять свои прямые обязанности, обретают первый опыт, а также могут заработать достойную репутацию и доверие администрации, что в дальнейшем приведет к получению рабочего места.
Определение профпригодности в ВУЗе появляется на защите дипломного проекта, где выпускник должен кратко описать ход проведенного исследования, показав свою работу: что он сделал, выявил, предложил, насколько это эффективно и пр.
Также следует отметить такой критерий «готовности к работе», как профессиональная мобильность. Каждый специалист должен следить за изменениями в своей профессиональной среде (не только в компании, но и вне нее: законы, правила, новости и пр.), умение оперативно на них реагировать.
Как повысить профессиональную пригодность студента?
Студент, выпускник ВУЗа – это еще не до конца сформировавшаяся личность и специалист. Чтобы состояться, важно показать себя с лучшей стороны. Но это не значит, что нужно работать за всех в офисе.
Чтобы стать профпригодным, нужно вникать в преподаваемый в ВУЗе материал, достойно вести себя на практике, по возможности трудоустраиваться по полученной или осваиваемой специальности.
Следует помнить, что со временем знания могут устаревать, а имеющихся у специалистов навыков может не хватать для реализации намеченных задач. Чтобы соответствовать реалиям, необходимо своевременно проходить курсы по повышению квалификации или переквалификации (переаттестации), заниматься саморазвитием и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
еще будучи студенткой 3 курса я пыталась найти работу по специальности, но меня не спешили на нее брать. Я не проходила даже собеседование. Сейчас я выпускница, и понимаю все свои ошибки. Более того, в этой статье автор фактически подчеркивает те моменты, которые могут указывать на «проверку на вшивость» во время трудоустройства. Учитывайте все советы, это обязательно поможет.