Студенты, связанные с «искусством пера и слова», осваивающие лингвистический профиль и желающие стать впоследствии редакторами или корректорами, в ходе обучения в университете проходят редакционную практику.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности редакционной практики
Редакционная практика является одной из разновидностей учебных стажировок в рамках программ по издательскому делу, журналистике, частично – лингвистике и пр. Она проходит на базе действующих издательских домов, редакций журналов и книг, полиграфических комплексов и пр. По результатам такой подготовки универсанту предстоит подготовить специальный документ – отчет по редакционной практике, который подчеркнет ход прохождения соответствующего этапа подготовки, развития определенных навыков и компетенций в данной области.
Редакционная практика затрагивает самые разные стези в текстовом направлении: корректура материалов, редактура рукописей. Написание материалов с ноля на основе располагаемой информации, анализ текстов на соблюдение принципов лингвистической корректности, фактчекинг данных, предпубликационная подготовка рукописи и пр. Конечно же, новичок не сможет сразу работать во всех направлениях. Рассматриваемый формат подготовки протекает по этапам в рамках каждого из которых он будет осваивать 2-3 компетенции.
Редакционная практика выполняет немало важнейший учебно0-практических функций:
- Информационная. Она помогает оценить особенности и условия работы в редакции, понять специфику данной отрасли и ознакомиться с действующими регламентами этой среды;
- Мотивирующая. Только на практике можно «примерить на себя» профессию редактора и понять, подходит ли она вам, какие стороны и навыки нужно усовершенствовать или дополнить, какова «роль специалиста» изнутри (сложности и тонкости) и пр.;
- Расширить теоретическую подготовку и укрепить текущие знания, развить базовые профессиональные умения и качества: наблюдательность, внимательность, начитанность, грамотность и пр. Дать представления о публикационном процессе и раскрыть «карты» по работе с поступающими рукописями;
- Организационная. Помогает студентам научится грамотно распределять обязанности, расставлять приоритеты, разбираться в различных сторонах и аспектах (начиная от темы рукописи и направления издания, заканчивая маркетинговыми парадигмами, рекламными стратегиями, дизайном материалов и пр.);
- И пр.
Студенты лингвистического факультета, журфака проходят учебные стажировки поэтапно. В рамках учебной практики они получают общие представления о деятельности и особенностях в работе специалиста, его обязанностях, нагрузке. Основных функциях и пр. В рамках производственной практики им доверяют выполнение части обязанностей (но под строгим контролем наставника) с целью развития и освоения базовых умений в сфере издательского дела, корректуры и редактуры текстов, анализа и оценки рукописей и пр.
В рамках преддипломной практики им предстоит тотально развить свой мастерство по работе с материалами в рамках публикационного процесса (не исключена как сугубо редакторская деятельность, так и подготовка собственной рукописи к публикации в издании. Но можно смело сказать, что на любом этапе практического становления практикантам не придется скучать.
Классическая структура и содержание отчета по редакционной практике: о чем писать?
Отчет по редакционной практике студента будет иметь типичную структуру, но его содержание и наполнение обладает рядом специфических черт.
В составе этого документа практику предстоит выделить и заполнить следующие разделы:
- Введение.
В нем важно обозначить четкие границы и ход прохождения практики, ее вид и основные ориентиры. Как минимум, студент выделить здесь цель (она зависит от специфики осваиваемой профессии и вида практики), задачи (основные этапы стажировки), объект или базу практики (организацию), сроки прохождения практики и пр.
Цель редакционной практики может быть разной: начиная от развития навыков работы с текстов в области редактуры и корректоры, исследования публикационной процедуры изнутри, заканчивая развитие коммуникационных навыков по взаимодействию с авторами, корректорами, дизайнерами и пр. Исходя из цели, постановка задач в каждом случае также будет своя.
Средняя продолжительность данного этапа прикладной подготовки – около 2-3 недель.
- Основная часть.
Именно в этом разделе пользователь описывает все происходящее с ним в рамках стажировки в издательской организации. Здесь можно выделить следующие базовых параграфы:
- Анализ работы издательства. Здесь достаточно описать основное направление организации, по каким отраслям науки она публикует материалы, особенности и роль редактора в публикационном процессе, описать условия его работы, обязанности и пр.
- Обзор издательской продукции. В данном деле важно выделить основные форматы материалов, принимаемые редакторами к проверке, оценке, а также отметить целевую аудиторию и особенности подготовки материалов под нее и пр.;
- Анализ редакционной политики издания и разбор ключевых требований: на что редактор должен обращать внимание в первую очередь, какие детали учитывает, на что ориентируется и пр.;
- Выделение коммуникаций между редактором и остальными сотрудниками издательства, внутренними и внешними агентами, порядок выстраивания отношений с авторами, пользователями и пр.;
- Оценка документооборота редактора: какие материалы принимает, какие документы выдает или перенаправляет, куда, особенности работы с претензиями и пр.
Помимо этого, в составе основной части отчета по редакционной практике будет выделять индивидуальное задание. Чаще всего оно носит прикладной характер. Обычно в рамках этого вида деятельности практиканту предстоит выполнить конкретное поручение от кафедры (сугубо профессионального плана): выделить особенности редакционной политики, провести разбор рукописи и оценить ее с точки зрения лингвистики и редактуры, подготовки рекомендации по совершенствованию рукописи. Описать публикационный процесс и роль редактора в нем и пр.
- Заключение.
Обобщить ход прохождения и отметить результаты редакционной практики: чему научился, что узнал, с какими сложностями столкнулся, личные впечатления о работе редактора, анализ проделанной работы и оценка достижений, выделение проблем в редакционном деле и выдвижение предложений по их решению. Или способов преодоления и пр.
То есть отчет по редакционной практике будет посвящён тотальному разбору функционала и особенностей в работе редактора, определению его роли в издательском деле и выделению сложностей в его профессиональной деятельности.
Источники информации для отчета по редакционной практике
Чтобы подготовить отчет по редакционной практике, стажеру предстоит не просто «проникнуть в центр соответствующего издания», но и собрать необходимую информационную базу.
В основу такого студенческого проекта кладут следующие первоисточники:
- Базовая литература по лингвистике, филологии, основам речи: правила русского языка, стилистические особенности текста, приемы и иные инструменты для акцента в письменной речи, контекстуальные подходы и пр.
- Научная литература в сфере лингвистики, издательского дела. С ее помощью практикант сможет оценить степень соответствия текущего положения дел в редакции реалиям, возможности оптимизации и пр.;
- Материалы редакции. К этой категории относят в первую очередь устав издательства, редакционную политику, правила си внутренние стандарты редактуры текстов, журналистские карточки, обязанности редактора в рамках должностной информации и пр.;
- Данные архива и статистика. Данная информация поможет практиканту оценить развитие издательства, особенности и эффективность работы редакторов, отметить тенденции и изменения в рамках издательства или редакторского отдела, установить среднюю нагрузку на каждого редактора и пр.
- Анкетирование или интервью действующих редакторов, беседа с наставником по места практики. Такая информация позволит оценить психологический климат в коллективе, мнение сотрудников о своей работе и компании, выделить проблемные сегменты в издательстве, отметить основные компетенции и задачи специалиста и пр.;
- Внешние первоисточники в виде рецензий, комментариев, отзывов, СМИ и пр.
То есть в рамках отчета по редакционной практике студенту предстоит не просто стать «агентом внутри сети», изучить все изнутри, но и исследовать объект со всех досягаемых сторон. Предоставив при этом четкие выводы и аргументы.
Обязательно полагайтесь на самые разнообразные источники информации. Притом перед их применением обязательно удостоверьтесь в их достоверности, надежности и корректности.
Оформление отчета по редакционной практике
Подготовка отчета по редакционной практике к защите или сдаче на кафедру для аттестации – процесс требовательный и ответственный. В данном случае нужно честь основные требования по его оформлению.
Правильное и грамотное оформление отчета по практике редактора – залог успеха универсанта. Такой документ легко читается, правильно воспринимается и подчеркивает его профессиональные качества и компетенции.
Для начала нужно выделить формальную структуру и разложить располагаемые материалы, факты по соответствующим разделам. Лучше всего подготовить общий или тезисный план с выделением ключевых моментов и параметров: что освещать и где?
Отражение результатов редакционной практики происходит в рамках академического письма. Форматирование текста происходит согласно классическим канонам:
- Основной шрифт – TimesNewRoman. Размер – 14;
- Межстрочный промежуток – не более 1,5;
- Настройка базовых параметров страницы (полей): левая сторона – 3 см, правая – 1 см, остальные поля – по 2 см;
- Красные строки и абзацы начинают с отступом в 1,25см;
- Текст выравнивается по ширине страницы.
Основная часть отчета должна быть представлена не монотонно. То есть важно разнообразить способы интерпретации данных. Практиканту предстоит не только собрать и отреферировать первоисточники. Важно их грамотно систематизировать, сгруппировать, преобразовать в таблицы, графики, диаграммы, схемы и пр. Притом все графические и иллюстративные материалы должны сопровождаться анализом отмеченных фактов.
Если таблица или графический элемент превышает 2/3 от объема страницы, то его нужно вынести в раздел Приложения, не забыв при этом упомянуть и проанализировать в основной части документа.
Все первоисточники должны быть задействованы легально и профессионально: с учетом их роли в отчете, контекста при употреблении, с соблюдением норм авторской этики и правил цитирования. Более того, все источники информации также подлежат полному библиографическому описанию в списке литературы согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008.
Помимо отчета по редакционной практике, к нему необходимо также приложить ряд сопутствующих документов:
- Характеристика с места практики;
дневник; - Копии документов от издательства и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке отчета по редакционной практике
Для начала внимательно изучите программу редакционной практики, чтобы понять: что от вас требуется, зачем она нужна, чему должна научить и пр. Исходя из понимания основных ориентиров и правил будет легче подготовить введение и наметит план действий.
При анализе базы практики важно выделить именно редакционную сторону: роль, основные задачи и полномочия, рабочие процессы и сложности, права и обязанности, материалы для работы, правила и регламенты и пр.
Все источники информации важно перепроверить и зафиксировать. Толь ко надежная информационная база может быть использована в отчете. Это продемонстрирует умение использовать принципы фактчекинга и профессиональную компетентность будущего специалиста.
Важно тщательно следовать правилам форматирования и требованиям учебного заведения. Планируйте ход и время выполнения отчета, чтобы справиться со всеми задачами вовремя и грамотно!
Перед сдачей рукописи перепроверяйте ее на корректность и правильность, форматирование и полноту.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!