Литературные исследования – специфический вид научно-исследовательской или аналитической деятельности, основанный на разборе литературных произведений. С таким форматом сталкиваются как школьники на уроках литературы, так и универсанты, постигающие педагогический и филологический профиль. Заниматься такой деятельностью непросто, но очень интересно и полезно. Давайте разбираться во всех тонкостях анализа литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции литературного исследования
Литературное исследование представляет собой широкую важную область в сфере литературоведения. С помощью этого формата пользователь успешно и глубоко разбирается в текстах литературных произведений, отмечая не только общую суть, но и вникая в детали: причины и следствия отдельных действий, формируя общий портрет действующих лиц, выделяя дополнительные факторы и пр. То есть с помощью такого подхода читатель сознательно подходит к изучению текстов и выделяет особенности и тонкости как отдельных жанров, так и творчества авторов конкретной эпохи и пр.

Основная задача литературных исследований заключается в проведении тщательного разбора произведения в целом и детальное изучение его частей для понимания содержания, стилистических особенностей, структуры, языка и прочих аспектов. То есть посредством такого подхода пользователь легко определяет специфику картины, характер и роль каждого героя и действия, отмечает обстоятельства и факторы-провокаторы и пр.
Литературные исследования выполняют ряд важнейших функций:
- Аналитическая. Она состоит в изучении и определении ключевых моментов, действий, результатов, главных лиц и их особенностей. То есть с помощью анализа произведения (как в целом, так и отдельных частей) автор разбирает текст на составные части, осознает его сюжет, специфику героев и их характер, отмечает скрытые подтексты и мотивы, символики и пр. Именно анализ помогает разобраться в смысле, значении картины.
- Интерпретационная. Данная парадигма нацелена на грамотное толкование выявленных тенденций, мотивов, контекста, описание героев, оценку произведения в целом. То есть она предполагает грамотное описание проведенного разбора.
- Исследовательская. Проведение литературного исследования предполагает не только вычитку конкретного произведения, но и проведение научного исследования с целью изучения истории его происхождения особенности эпохи (в рамках которой он появился), роль в творчестве автора и пр. То есть данная функция позволяет понять связь и акценты в произведении и реалиях.
- Просветительская. Эта опция предполагает расширение кругозора, пополнение лексикона, духовное и культурное развитие на фоне изученного произведения и пр.
То есть с помощью литературных исследований пользователи и студенты не просто читают конкретный авторский или народный материал, но и тщательно в нем разбирается. С помощью таких манипуляций индивид развивает аналитическое и критическое мышление, внимательность и наблюдательность, повышает эрудицию и перенимает сторонний опыт. То есть посредством таких изысканий происходит общий, культурный и духовный рост.
Виды литературных исследований
Литературное исследование – это не конкретный единый вид деятельности, основанный только на изучении художественных произведений. На самом деле здесь можно отметить целую градацию таких исследовательских мероприятий. Притом каждый из которых будет делать определённый акцент и раскрывать соответствующие аспекты с конкретной точки зрения.

Первый вариант – формальный. Он ориентирован на изучении структуры текста и ее особенностей, выделение в составе каждой части определенных тенденций, тонкостей: главные герои и второстепенные лица, их роли, действия и следствия, факторы и обстоятельства, языковая структура текста и слога и пр. То есть в данном случае разбор происходит внутри произведения: кто сделал, в какой части, как это связано с предшествующими описаниями и пр. Такой подход помогает определить, как воспринимается материал в общем и по частям, насколько он легко читается и на сколько он понятен для целевой аудитории.
Второй вариант – исторический анализ. В рамках такого подхода делается акцент на исследовании специфики периода, когда создавался материал, с проведением параллели описываемых тенденций, моментов, действий с реалиями. То есть на основе таких разборов пользователь понимает, что послужило опорой или причиной для создания картины, особенности его состава и наполнения (факты, события, обстоятельства и пр.), выделить прототипы главных героев того времени. То есть здесь анализ будет комплексным, основанным на внешнем и внутреннем погружении.
Третий вариант – критический анализ. Данная технология позволяет пользователям понять реалистичность описываемых моментов, их правдоподобность и аналогию с реалиями, оценить качество языка повествования, выделить особенности по сравнению с похожими трудами или текстами аналогичного времени, направления. Такие литературные исследования сужают ракурс и помогают определить особенности в авторской манере, явные и скрытые смыслы и мотивы и пр. То есть посредством критического подхода происходит более объективный и качественный разбор картины и творчества автора с выделением характерных черт, особенностей и пр.
Четвертый вариант – дедуктивный (общий) или индуктивный (частный). В первом случае исследуется картина в целом с акцентом на причины и следствие. Обычно при таком раскладе пользователи выделяют особенности произведения, силу его воздействия, информативность и удобочитаемость и пр. Во втором сценарии производится разбор определённой части произведения: конкретный этап, герой, действие, результат, мотив и пр. Нередко читатели проводят параллель между героем и личной жизнью, реалиями, отмечая актуальность и особенности картины, описанной проблемы и пр.
По характеру можно выделить аналитические и сравнительные литературные исследования. Первый тип предполагает выделение определенных тенденций, особенностей, опорных моментов, результатов, общего смысла. Сравнительные предполагает проведение сопоставления между героями, сравнение ситуаций, соотнесение схожих картин и выделение их особенностей и пр.
Таким образом, литературные исследования бывают разными. Каждый из вариантов делает акцент на объекте исследования, способах его разбора и изучения. Грамотный выбор формата и типа погружения в картину облегчит его восприятие и осознание.
Принципы проведения литературного исследования
Чтобы грамотно и качественно провести литературное исследование, важно знать соответствующие правила.

Во-первых, пользователю предстоит быть внимательным и наблюдательным, чтобы обеспечить полный и глубокий анализ материала, разобраться в каждом моменте и слове.
Во-вторых, необходимо полагаться на контекстуальный подход. То есть важно расценивать не отдельно стоящее слово, а суть соответствующего фрагмента и момента в целом. Только так будет обеспечена корректность и ясность текста.
В-третьих, языковое погружение. Данное правило предполагает, что исследователю предстоит разбираться в значении всех неизвестных ему слов. Притом стоит понимать не только, что оно обозначает и для чего было задействовано в произведении, но и иные интерпретации и толкования. Более того, литературное исследование учитывает авторские особенности повествования: какие приемы он использует, свойственны ли они жанру и эпохе, как делает переходы между событиями и героями, тонкости в описании отдельных моментов и черт и пр. Без обращения внимания на язык написания, невозможно понять все нюансы или заметить семантическую нагрузку, акценты и пр.
В-четвертых, принцип сочетания всеобщности и расчлененности. В первом случае важно сначала выделить суть всего произведения, а во втором – разобраться в его деталях, частях и пр. То есть понять до конца, о чем хотел сказать автор и к чему призвать, что он выделяет и почему без комплексного погружения невозможно.
В-пятых, важно учитывать правило самостоятельности и индивидуальности. То есть каждый читатель или исследователь проводит литературное исследование самостоятельно, с некой долей субъективизма. То есть каждый пользователь отмечает свое восприятие и понимание картины, мелочей, тенденций и мотивов, а также оценивает ее доступность, ясность, информативность, насыщенность и пр. То есть в данном деле важна самостоятельная работа.
В-шестых, проведение литературного исследования не должно быть спонтанным процессом. Важно установить четкие цели и составить план действий. Принцип планомерности поможет наметить основные этапы и точки изучения, скоординирует читателя, облегчит ход разбора рукописи.
Таким образом, проведение литературного исследования – процесс комплексный, требующий знания и применения массы различных правил, каждое из которых призвано конкретизировать ход мероприятий и действия индивида, облегчить знакомство и восприятие произведения, выделить и перенять из него опыт героев, факты и пр.
Методы проведения литературного исследования
В зависимости от вида проводимого литературного исследования, автору предстоит грамотно подобрать соответствующий инструментарий и способы. Умелое сочетание различных подходов облегчит ход изучения и разбора, осознания материала. Ниже мы представим наиболее популярные техники проведения литературного исследования среди студентов и аспирантов.
- Сравнительная характеристика. В данном случае объектом исследования могут быть действующие лица произведения или схожие произведения одного или разных авторов. Как правило, сравнение затрагивает ключевые моменты и действующие лица с разбором сходств, отличий, причин и следствий, языковых особенностей и пр. То есть данная техника помогает определить особенности конкретного текста, творческого пути и пр.
- Хронологический анализ. Миссия этого приема – установить конкретную цепочку событий и результатов, определить связь между ними, выделить общую логику картины. То есть такой формат упорядочивает пописываемые явления и процессы. Помогая автору понять когда и что появилось, кто и что сделал, к чему привели те или иные действия и пр.
- Философский анализ. В этом случае пользователю предстоит подумать над определенным моментом или произведением в целом и постараться примерить роль героя на себя, отметить свое отношение и восприятие описанных моментов. В этом случае получится своего рода эссе по произведению с выделением частной позиции и мнения, предложений.
- Структурный мониторинг. В данном случае важно определить состав и композицию рукописи, определить внутреннюю логику и хронологию событий, связность действий и результатов, обоснованность концовки и пр. Благодаря такой технике исследователь отмечает ход повествования, специфику распределения информации по разделам и частям, детали.
- Стилистический разбор. Литературное исследование предполагает определение стиля текста и использованных автором приемов, степень их эффективности и достаточности, предназначения (что он хотел показать, как выделил те или иные моменты и пр.). То есть в данном случае особое внимание уделяется внутренней языковой структуре: построение предложений, словарный состав, общая концепция произведения, эмоциональное и смысловое изучение материала и пр.
- Историко-культурный метод. Такой прием позволяет определить и выделить влияние исторической эпохи на произведение, отметить культурные ценности (прививаемые в ходе прочтения), связи с социокультурными факторами и пр.
- И пр.
Методология проведения литературного исследования подбирается индивидом самостоятельно, исходя из особенностей объекта исследования и цели его проведения. Каждый подход или прием помогают посмотреть на рукопись с точки зрения различных наук: история, психология, философия, социология и пр. Столь разнообразный инструментарий позволяет получить качественные результаты и надежные выводы.
Как проводить литературное исследование?
Литературное исследование стоит рассматривать как упорядоченный процесс со своими шагами, гранями, тонкостями. Притом при его проведении важно не просто уметь анализировать. Но и грамотно описывать, преподносить полученные результаты.

Первый шаг – подбор литературы для изучения или ознакомления. Студенту необходимо получить задание или же самостоятельно выбрать рукопись для разбора. В данном случае чаще всего пользователи руководствуются личными интересами и предпочтениями или требованиями рабочей программы по предмету, профилю. Результаты литературного исследования нередко ложатся в основу курсовых и дипломных работ по педагогике, филологии.
На данной стадии важно уточнить требования к произведениям для анализа, условия его проведения и тонкости оформления полученных результатов.
Второй шаг – вычитка текста. На данной стадии пользователь читает произведение. Допустимо делать небольшие заметки по мере изучения: тезисное конспектирование, выделение черт героев и пр. Важно понять суть картины, определить круг действующих лиц и пр.
Третий этап – проведение литературного анализа с акцентом на цель или избранный метод, технику. В данном случае важно определить. Что и для чего изучается, обозначить ракурс (призму) и тщательно исследовать объект, собрав доказательства из оригинала и грамотно их обработав.
Четвертый шаг – интерпретация. Здесь автор грамотно описывает ход проделанной работы с акцентом на результат, собственное мнение, выводы. Важно отметить не только очевидные моменты, но и глубинный смысл и мотивы, их значение, факты и пр.
Интерпретация результатов литературного исследования возможна в виде эссе, курсовой работы, отчета, диплома и пр. Все зависит от специфики полученного задания и этапа обучения индивида.
То есть можно отметить, что проведение литературного исследования – процесс последовательный и тщательно спланированный, целенаправленный. В рамках каждого шага происходит конкретный набор действий, помогающий разобраться в задании и собственном восприятии картины.
Сложности и ошибки при проведении литературного исследования
Проведение литературного исследования соприкасается с рядом нюансов, которые способны усложнить ход разбора материала и обоснования выводов, мнения исследователя.

Одним из самых распространенных недочетов является неправильный выбор методологического аппарата. Нередко студенты полагаются на устаревшие или классические приемы, минуя современные способы, что снижает эффективность и качество результатов, удлиняет траекторию изыскания и пр. Более того, некорректно подобранный способ анализа может привести к недостоверным или некорректным результатам.
Второй ошибкой литисследования является отсутствие систематичности. То есть пользователь сразу делает акцент на конкретном объекте и не учитывает общей картины, условий, факторов при его оценке. Подобного рода поведение приводит к упущению весомых деталей и неправильному восприятию модели.
Самой частой огрехой универсантов является предвзятость. Пользователи могут поверхностно относиться к рукописи, не вникать в отдельные аспекты, термины или обороты. Что приведет к неправильному пониманию и некорректному отражению данных, неточным и ненадежным выводам. При проведении литературного исследования важно также учитывать мнения других исследователей.
Не менее сложно студентам бывает грамотно описать ход и тоги литературного исследования. Нередко они не понимают, как преобразовать информацию и уложить ее в конкретный формат (курсовая или доклад и пр.), какой стиль использовать, как оформлять. Все эти нюансы следует уточнять у преподавателя.
То есть литературное исследование – процесс длительный, комплексный и трудоемкий. Чтобы минимизировать ошибки, важно опираться на системный анализ рукописи, правильно подбирать методологический аппарат учетом цели изыскания, корректно воспринимать и грамотно описывать соответствующие результаты.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по проведению литературного исследования
Тщательно планируйте каждый шаг литературного исследования, чтобы понимать: на чем сконцентрироваться, какие действия предпринимать, что изучать дополнительно и пр.
Старайтесь не только базироваться на исследуемом произведении, но и учитывать различные обзоры на него, научные статьи и иные исследования. То есть важно не только выдвигать собственное мнение, но и полагаться на мнения других экспертов, опираться или оппонировать на них.
Обосновывайте свои выводы и результаты литературного исследования конкретными фактами: выдержками из рукописи, историографией произведения, разбором творческого пути автора и пр.
Подбирайте наиболее понятные формы интерпретации результатов исследования. Группируйте материал по смыслу, включайте цитаты и выдержки из произведения, сопоставляйте различные элементы и пр. Пишите простым и понятным языком.
При возникновении различных вопросов и проблем, связанных с проведением литературного исследования, обращайтесь за помощью к научному руководителю или сторонним экспертам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!