Согласитесь, что обучение – это не только изучение предметов и выполнение заданий на базе образовательного заведения (школа, колледж или вуз). Немалую часть программы индивиды осваивают самостоятельно в домашних условиях. Но не всегда выполнение домашней работы, закрепление материалов, решение задач и выполнение различных проектов дома дается им легко. Упростить ход выполнения и повысить продуктивность в учебе в домашней обстановке поможет создание благоприятных или подходящих условий.
В некоторых случаях индивиды переходят на домашнее или дистанционное обучение. Такой сценарий требует тщательной подготовки и создания подходящих условий для освоения программы. Сегодня мы расскажем, как грамотно организовать условия дома, чтобы изучение материалов и обучение было продуктивным.
СОДЕРЖАНИЕ
Условия для хорошей учебы дома: на что обратить внимание?
Учиться дома бывает намного сложнее, чем в школе или колледже, университете. Чаще всего к освоению материалов не располагает обстановка и условия. Притом дело не только в том, что нужно выполнять задания, погружаться и разбираться в темах. Индивид попросту теряет мотивацию к обучению, полагая, что дома он должен только отдыхать.
Так или иначе школьникам и студентам приходится осваивать часть образовательной программы самостоятельно дома, а также закреплять пройденный материал. Им задают домашнее задание, где требуется прочитать и как минимум пересказать, законспектировать текст, решить кейсы и задачи, выполнить проекты и пр.
На что же нужно обратить внимание, чтобы создать оптимальные условия для обучения дома? Пожалуй, следует выделить три основных сегмента:
- Рабочее место;
- Условия;
- Цели и стимулы.
Рабочее место представляет собой специально отведенную зону с соответствующим инструментарием и материалом. Самый простой вариант его обустройства выглядит так: письменный стол, стул, тетради для записей, книги и учебники для освоения темы или предмета, компьютер или гаджет – для поиска дополнительной информации и пр.
Условия обучения – это внешние факторы, воздействующие на ход изучения материалов. Они чаще всего представлены в виде распорядка дня, нагрузки на индивида, отвлекающие факторы и пр.
Цели и стимулы — это внутренние условия саморазвития, которые делают ход погружения в предмет обоснованным, целенаправленным. Они определяют границы изучения материалов, выделяют основные моменты и помогают определить достаточный объем ресурсов для изучения, варианты развития (онлайн, письменно, устно и пр.). То есть данная часть позволяет учащемуся понять, что и для чего исследовать, как этим пользоваться и пр.
Грамотная проработка каждого из указанных сегментов поможет индивиду подготовиться к выполнению заданий и качественно их выполнить, добиться желаемых результатов и успехов в учебе.
5 шагов по организации идеальных условий для обучения дома
Чтобы выполнение задач, написание курсовых и отчетов, ВКР и иных заданий и общее погружение в программу, дисциплины проходило легче, нужно создать подходящие для этого условия.
Шаг 1. Выбор места для обучения. В данном случае речь идет не просто о рабочем месте студента, а именно о том, в какой обстановке будет проходить освоение им материала. Лучше всего выбирать тихое, спокойное и обособленное место без провоцирующих факторов: без громких звуков, лишних предметов (телевизор, радио, игровые приставки и пр.).
Если есть возможность заниматься в отдельной комнате – прекрасно! Предупредите близких, чтобы не отвлекали и не мешали вам в определенные часы. Также важно продумать рабочее место: заранее подготовить материалы для прочтения, конспектирования и пр.
Особое внимание уделите комфорту: настройте освещение, подготовьте рабочий стол и уберите все лишнее, выбирайте удобный стул (кто знает, сколько придется сидеть и читать, писать).
Шаг 2. Планирование, структурирование и приоритезация. Согласитесь, что даже когда вы садитесь за выполнение домашнего задания, то возникает вопрос: «С чего начать?». Если дисциплин, тем несколько – то нужно определить последовательность изучения. Лучше всего начать с более тяжелых тем, чтобы более легкие или известные и достаточные для повторения материалы оставить на конец. Расставьте приоритеты: что важнее, нужнее и распределяйте поставленные перед вами учебные задачи.
Следите за временем. Тщательно планируйте каждый день и шаг, отмечайте границы (информационные, временные и пр.). Будьте собранными.
Не менее важно грамотно распределять нагрузку. Делайте небольшие перерывы для восполнения энергии и переключения между разными задачами. В этом деле зарекомендовали себя техника Помидора и пр.
Тайм-менеджмент творит чудеса в жизни студента, не давая ему впустую распыляться и изматывать организм при освоении программы.
Шаг 3. Мотивация и самодисциплина. Согласитесь, что указанные параметры играют существенную роль и оказывают влияние на качество подготовки индивида. Именно эти качества делают ход разбора материалов, выполнения домашней работы, тематического исследования более осознанным.
Мотивация – залог успеха и легкого выполнения всех намеченных планов и требований. Она предполагает, что индивид понимает роль и необходимость всех материалов, задач, проектов и пр. Именно на фоне «принятия» учебных обязанностей и грамотной установки на их выполнение строится эффективное обучение.
Самодисциплина – штурвал и гарант успеха в учебе. Без нее, даже при наличии четкого и тщательно продуманного расписания студент не добьется успеха. Порой желание учиться угасает на фоне эмоционального или профессионального выгорания, внешних факторов и пр. Именно самодисциплина и упорство помогает ему преодолеть лень, сложности и выполнить задание (любой ценой). Данное качество предполагает сочетание упорства, планомерности и целеполагания.
При грамотном сочетании мотивации и самодисциплины учеба становится легкой и желанной.
Шаг 4. Установление обратной связи или получение помощи. Согласитесь, что не всегда школьникам и студентам легко дается постижение тех или иных предметов, тем, решение задач или написание проектов. На пути к новым знаниям и умениям у них возникает немало вопросов, сложностей, нюансов, требующих оперативного разрешения. В этом случае может понадобиться консультация, разъяснение, определенный толчок и пр. Поэтому важно установить доверительные отношения с преподавателями, друзьями и одногруппниками.
Шаг 5. Использование IT и ИИ-технологий. Согласитесь, что в век информационных технологий учиться стало намного проще и интереснее. Интернет-технологии должны использоваться не только для организации досуга, но и с умом в рамках обучения. Сегодня найти информацию по любой теме или вопросу можно за считанные минуты, обработать текст – за секунды притом приняв минимальное личное участие в этом. При грамотной постановке запроса, отражения корректной и ясной команды студент может быстро выполнить любое задание.
Поиск информации через интернет сокращает расходы на поездку по библиотекам и книжным лавкам. Более того, сокращается и время выполнения задания.
Нейроспети и ИИ могут за несколько минут сделать информационную подборку по заявленной теме, написать научную статью или курсовую работу, проверить текст на ошибки и пр. Почему бы не воспользоваться этими благами дома при освоении образовательной программы, выполнения домашней работы и пр.?
Будьте рациональны. Если знаете, как можно упростить ход изучения предмета без ущерба качеству подготовки, то вперед!
Техники создания условий для обучения на дому
Все вышеотмеченные советы и условия – формальность, типичная для каждого. Но не всегда даже проработка каждого сегмента и воссоздание достаточных условий для обучения приводит к должному результату. Сейчас мы представим несколько техник, которые помогут справиться с любым заданием в домашних условиях.
Техника |
Суть |
Основные элементы |
Информационный минимализм | Опора на базовую информацию: лекции, семинары, конспекты и учебники | Рабочий стол, тишина, имеющиеся на руках материалы по теме или предмету |
Информационный максимализм | Поиск максимально доступной информации, работа с большим объемом информации | Сортировка и обработка информации с учетом контроля за временем, распределение нагрузки, грамотная организация рабочего места |
«Ничего лишнего» | Акцент – на создании внешних условий и обстоятельств для обучения в сочетании с информационным минимализмом | Организация рабочего места и обеспечение тишины, опора на расписание занятий и тайм-менеджмент, учебники и конспекты |
«Надо» | При отсутствии мотивации и желания изучать предмет, выполнять домашнее задание, нужно уметь заставить себя преодолеть лень и приступить к принудительному прочтению | Борьба с прокрастинацией, опора на расписание занятий и сложные предметы, активно используется в период сессии |
«Чередование» | Планирование списка дел, использование способов переключения между заданиями, чередование дел и отдыха | Определение списка задач. По мере выполнения каждой задачи студент делает небольшую передышку. |
Привлечение сторонней помощи | Поиск способов облегчить ход изучения материалов и выполнения заданий | Обращение к педагогам и сторонним исполнителям за консультацией, делегирование заданий и полномочий |
Согласитесь, что с указанными подходами вы знакомы (как минимум теоретически). Притом каждый из сценариев имеет свои ограничения по применения.
Техника информационного минимализма, «ничего лишнего» и привлечение сторонней помощи активно используется студентами, когда сроки выполнения задания поджимают, им трудно разобраться в темах.
Техника информационного максимализма используется при грамотном планировании и достаточном времени на подготовку. Чаще всего универсанты прибегают к ней при подготовке курсовых и дипломных работ, написании научных статей и диссертаций, а также в целях саморазвития и дополнительного обучения.
Метод чередований помогает студенту лучше усвоить изученный материал, лучше его запомнить, а также распределить нагрузку и отдых. Небольшие «перекусы» помогают отвлечься от напряженной «мозговой активности», освежиться и приступить к изучению последующих материалов, выполнению новых заданий со свежей головой. В рамках этой техники можно выделить сходство с техникой 80/20 или методом Помидора.
Привлечение сторонней помощи – основа грамотного делегирования учебных полномочий. Этот вариант может использоваться, как в течение учебного года, так и в острый период – сессия, ГОСы, защита и пр. Такой ход позволяет облегчить учебную участь индивидов, получить готовый материал для изучения (ускорив тем самым подбор литературы и ее сортировку), консультацию для разъяснения непонятных и сложных фрагментов и т.д. Нередко за таким содействием студенты и аспиранты обращаются к команде DissHelp.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Секреты по созданию достойных условий обучения дома
Итак, как же правильно организовать обучение дома (независимо от того, осваиваете ли вы дистанционную программу или выполняете банальное домашнее задание)?
- Распределите дела, занятия и нагрузку с учетом расписания занятий. Согласитесь, что учеба для студента должна стоять на первом месте (особенно, если он учится очно). Поэтому, в качестве «домашнего устава» будет служить расписание занятий. Именно на него следует опираться при распределении дел, мероприятий и планировании досуга. В приоритете будет выполнение ДЗ на предстоящий день, подготовка серьезных работ, изучение сложных те и дисциплин. Все остальное можно распределить в течение недели или иного периода. Постарайтесь адаптировать режим дня с учетом учебной нагрузки, расписания.
- Пользуйтесь онлайн-возможностями с умом. Поставьте блокировку на рекламу, соцсети и пр. Если вы решили использовать It-инструменты для обучения, то следуйте намеченной цели. Не стоит серфить по сайтам, читать бесполезную. Информацию и распыляться по мелочам. Будьте точным в запросах, избирательны при сборе информации. Знаете, как облегчить поиск информации (нейросети, ИИ) – терзайте!
- Полагайтесь не только на базовые учебные материалы, но и дополнительные первоисточники. Изучение дополнительной информации (при грамотном управлении временем и силами) еще никому не навредило. Если есть желание и стремление узнать больше, то не стоит ограничиваться. Главное – следите за временем и скоростью погружения в предмет, качество выполнения заданий, готовность к ближайшим парам и пр.
Притом важно не просто искать тематические материалы на разных ресурсах. Можно пользоваться различными форматами: видео, аудиокниги, семинары, тренинги, онлайн-занятия, прослушивание тематических подкастов и пр. Выберите наиболее посильный и интересный для себя вариант поиска информации.
- Поощряйте себя за выполнение задач и достижение намеченных границ, ориентиров и целей. Самомотивация помогает легче справиться даже с самыми сложными задачами. Согласитесь, что получать даже небольшую награду за свои труды приятно. В таком случае учеба становится приятной и более результативной.
- Подключайте активность. Согласитесь, что постоянно сидеть и зубрить – сложно и невозможно. Организму нужно выплескивать энергию, эмоции. Поэтому нужно грамотно сочетать «погружение в науку» и ЗОЖ: совершайте небольшие прогулки и пробежки, делайте «пятиминутки-зарядки», включите в рацион витаминизированную и белковую пищу и пр. Такой ход улучшит кровообращение, поможет отвлечься от рутинной работы и приступить к выполнению заданий с новыми силами и вдохновением.
Таким образом, чтобы освоить программу или выполнить задание в домашних условиях, важен настрой и правильная обстановка. Ответственно подойдите к созданию подходящих для обучения параметров: подготовьте рабочую зону, обеспечьте тишину и минимум отвлекающих факторов, разумно пользуйтесь современными благами и успех вам буде гарантирован.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в выполнении домашнего задания и обучении в рамках дистанта, надомных сценариев. Какими техниками и секретами пользуетесь вы? Ждем ваши варианты в комментариях.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!