Какой студент не стремится к финансовой независимости и самостоятельности? Их активности и инициативности может позавидовать любой опытный специалист. Сегодня даже первокурсники стараются поскорее устроиться на работу, притом не абы как – а сразу по осваиваемой специальности. Конечно, получается это не у всех и далеко не всегда. Сегодня мы расскажем о карьерных возможностях для новоиспеченных универсантов.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое карьерные ресурсы для первокурсника?
Под карьерными ресурсами студентов понимают возможности по построению профессиональной карьеры в рамках постигаемой ими профессии или за ее пределами. Согласитесь, что на начальной стадии обучения, когда еще нет даже базовых знаний и минимальных умений по профилю, устроиться на работу по специальности практически невозможно. Но целеустремленные и упорные универсанты находят выход даже из столь непростой ситуации.
Также под карьерными ресурсами понимают личностный потенциал индивида, на основе которого он намерен позиционировать себя перед работодателями. То есть это набор его способностей, талантов, умений и представлений, которыми он готов распоряжаться для выполнения поставленных перед ним задач. В данном случае первокурсник выстраивает карьеру не по специальности, а в рамках посильного для него направления или сфер деятельности.
То есть можно выделить как минимум два вида карьерных ресурсов для первокурсников:
- Профессиональные, которые затрагивают осваиваемую ими профессию и представлены предложениями на рынке труда;
- Общими, затрагивающими их личностное и дополнительное развитие и помогающее получить рабочее место в любой из доступных для них сфере деятельности.
Важно отметить, что карьерные ресурсы у студентов будут отличаться в силу уровня их подготовки, амбиций, их развития. Каждый из них самостоятельно решает: в каком направлении будет строить профессиональную или научную, творческую и иную карьеру.
Карьерные ресурсы первокурсника будут уже и слабее, чем у выпускника или дипломированного специалиста. К их числу можно отнести: мотивация к работе или трудоустройству, наличие определенных качеств и умений (свойственных определенной сфере деятельности), наличие свободного времени (которое можно посвятить работе) и пр.
Таким образом, возможности по трудоустройству по осваиваемой специальности у первокурсников малы, но это не мешает им устраиваться на работу и развивать профессионально и личностно. При грамотном подходе и качественной «самоподаче» универсанты могут найти достойное место работы с дальнейшим ростом по профессии.
Где искать карьерные ресурсы первокурснику?
Казалось бы, на первом курсе нужно посвятить себя только учебе, чтобы быстро адаптироваться к новым условиям, понять требования педагогов и уровень сложности программы и пр. Но многие студенты стараются поскорее стать более независимыми и самостоятельными личностями.
Под карьерными ресурсами также можно понимать способы поиска места для трудоустройства, построения профессиональной или внепрофессиональной деятельности. Где же добыть искать их?
Вариант |
Место для поиска |
Основные инструменты и возможности |
Поиск по месту учебы | Профильная кафедра, деканат, центр содействия студентам, волонтерские движения при вузе и пр. | Трудоустройство, внеурочная деятельность, личностное развитие, рост в профессии |
Центр занятости | Государственная служба по содействию в трудоустройстве населения | Трудоустройство, дополнительное профессиональное образование |
Волонтерские организации | Специализированные центры и движения | Социальное, профессиональное, личностное развитие |
Интернет | Поиск работы на сайтах организаций, досках объявлений и пр. | Трудоустройство, дополнительное образование, онлайн-заработок |
Практика, стажировка, менторство | База практики, партнеры учебного заведения, сторонние организации | Построение профессиональной карьеры, личностное развитие, дополнительное образование, научно-исследовательский опыт и пр. |
Одним из мест, где первокурсники могут начать искать карьерные ресурсы, является непосредственно образовательное заведение (место обучения). Нередко при вузах есть центр помощи студентам и выпускникам, центр трудоустройства или стажировки. Здесь они могут, как минимум, уточнить, что им нужно для трудоустройства, где они могут получить рабочее место или положение и что для этого нужно, а также подобрать надежного работодателя среди партнеров вуза.
Вторым способом поиска карьерных возможностей является центр занятости или центр содействия молодежи и молодежным движениям, волонтерские организации, база практики и пр. То есть студент (только не очник!) имеет право обратиться за помощью в поиске работы в ЦЗН, кадровые агентства, где ему помогут в составлении резюме и поиске места для трудоустройства (как по специальности, так и за ее пределами).
Первокурсники могут вступать в волонтерские движения (связанные с осваиваемой профессией) и развиваться комплексно: личностно, социально, психологически, профессиональной и пр. Но здесь есть одно «но» — зарплата в таких компаниях не платится, а работа выполняется сугубо на добровольной основе.
Третьим вариантом подбора карьерных ресурсов для первокурсника является серфинг по сайтам и онлайн-платформам. Согласитесь, что в век информационных технологий и Интернета каждый может найти достойное занятие дистанционно и получать при этом если не стабильный доход, то как минимум неплохую подработку и надбавку. Притом многие IT-должности доступны даже для лиц, не имеющих профессионального образования.
Еще одним подходом при поиске карьерных ресурсов выступает стажировки и менторство. В данном случае индивид не только получает возможность заработать, он и развить профессиональные и иные качества, обрести хороший опыт, который пригодится ему в будущем.
То есть фактически карьерные ресурсы прокладывают достойный старт в профессии или построении профессиональной карьеры для первокурсников и студентов в целом. Именно с этой ступени начинается их «трудовая порука».
Как грамотно пользоваться карьерными ресурсами?
Найти или подобрать карьерные ресурсы с учетом располагаемых возможностей и требований (желаний) студента не так просто. Но не менее важно рационально или правильно ими распоряжаться, извлекая максимум выгоды и пользы.
Во-первых, важно не просто узнать, куда и кем можно устроиться на работу в рамках постигаемой специализации или вне нее. Данная парадигма подразумевает не только работу, но и дальнейшее развитие (личностное, профильное, творческое и пр.). Поэтому постарайтесь понять, чем будет полезен тот или иной формат, рабочее место и пр. Обязательно оцените плюсы и минусы, риски и пр. Важно понять, подходит ли это вашим интересам, способностям, потребностям, не будет ли вредить образованию и пр.
Во-вторых, еще до поиска возможностей трудоустройства, совмещения работы и учебы важно обозначить цель и расставить приоритеты. При обучении и параллельном трудоустройстве, построении карьеры время от времени придется чем-то жертвовать (ведь «накладки», совпадения не исключены). Для первокурсника на первом месте должно быть образование. Поэтому важно грамотно составить расписание, график и умело маневрировать меду работой и учебой, минимизируя вред здоровью.
В-третьих, карьерные ресурсы используют запланировано. То есть важно располагать свободным временем и грамотно его распределить между учебой, карьерой и отдыхом, интересами и пр. построение профессиональной или иной карьеры и учеба не должны занимать все свободное время. Важно не забывать о полноценном отдыхе, саморазвитии, спорте и пр. Поэтому следует пользоваться принципами тайм-менеджмента. Этот подход поможет грамотно и эффективно распоряжаться ресурсами и силами.
Таким образом, пользоваться карьерными ресурсами нужно умело и грамотно, чтобы они не мешали обучению в СУЗе или вузе, личной жизни. Важно подобрать оптимальный ил наиболее подходящий индивиду вариант и график, грамотно построить систему мотивации и обозначить четкую цель.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по поиску и использованию карьерных ресурсов для первокурсника
Карьерные ресурсы – это комплексная категория, сочетающая в себе не только возможности построения карьеры в рамках постигаемой профессии, специализации, но и предусматривающая всесторонний рост – личностный, психоэмоциональный, физический, материальный, финансовый, социальный и пр. поэтому подбирая и применяя такие возможности важно быть осторожным и аккуратным.
Чтобы использование карьерных ресурсов было успешным и приносило полное удовлетворение (физическое, духовное, финансовое и пр.), достаточно придерживаться следующих советов.
Совет 1. Не исключайте профориентирование. Перед тем как принять решение о поиске возможностей профессионального развития и роста, построения карьеры, сначала тщательно оцените ситуацию и собственные возможности. Постарайтесь понять, какая сфера деятельности и работа вам ближе, чем вы хотите заниматься, какой график подойдет, какие дела вас увлекают и менее утомляют и пр. Лучше всего пройти тест по профессиональному ориентированию, а также можно посоветоваться с консультантами, преподавателями при вузе. Они также могут подсказать дельные места, варианты и дать неплохие рекомендации.
Совет 2. Не бойтесь пользоваться всеми благами от работодателя. Старайтесь по максимуму использовать современные онлайн-технологии и возможности не только в обучении, но и самообразовании и построении профессиональной карьеры. Многие крупные организации не только принимают на работу, но и готовы помогать в развитии сотрудника, предлагая ему пройти дополнительные семинары, тренинги, курсы и пр. Не стоит отказываться от такой возможности. Главное – грамотно перераспределить время и силы, расставить приоритеты.
Совет 3. Не упускайте из виду дистанционные возможности и онлайн-ресурсы. Современные онлайн-ресурсы и онлайн-работа позволяет строить карьеры в свободное от учебы время, полагаясь на гибкий график. Более того, многие университеты и организации предлагают пройти дистанционную стажировку, что облегчает адаптацию и ход погружения в должность, помогает получить дополнительные знания и навыки и пр.
Совет 4. Исследуйте все возможности дополнительного развития при вузе и действуйте. Нередко при образовательных заведениях действуют дополнительные секции, проводятся различные мероприятия. Это также своего рода карьерный ресурс, который помогает раскрыть потенциал, помочь самореализоваться в интересующей сфере, обрести новые знакомства и деловые связи.
Совет 5. Умейте красиво самопрезентовать себя. Согласитесь, что использование карьерных ресурсов и продвижение по карьерной и даже научной лестнице требует от индивида умение грамотно и красиво себя «упаковать» и преподнести целевой аудитории свои идеи, доводы, выводы и пр. Чтобы завоевать доверие работодателя или организатора мероприятия, не всегда важно и нужно профильное образование. Порой важны личностные качества, таланты, коммуникации. Постарайтесь подготовиться ко встрече ли контакту, выделите себя с положительной стороны, подчеркните достоинства, сделайте акцент на умениях и компетенциях, готовности к саморазвитию и обучению. В идеале следует запастись хорошим резюме и портфолио.
Пользоваться карьерными ресурсами нужно с умом. Они не терпят лени, пренебрежения, неаккуратности и безответственности.
Таким образом, карьерные ресурсы – это «козырный туз» в рукаве каждого первокурсника и студента в целом. Они предполагают возможности построения карьеры (в профессиональном, научном, творческом и ином формате) на основе располагаемых индивидом компетенций, знаний, способностей и возможностей. Эта парадигма полагается не только на располагаемые мотивы и навыки универсанта или соискателя, но и саморазвитие и обучение.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!