Кто, кому и когда необходим: ментор, тьютор, наставник, консультант?

Преподаватель – это не просто человек, который будет вести за собой подопечных, объяснять теоретические или научные каноны, развивать определенные практические компетенции. Его роль и возможности гораздо шире в рамках учебного процесса, чем кажется на первый взгляд. Сегодня мы расскажем о его дополнительных статусах, которые содействуют наиболее полной подготовке учащихся и пополнению профессиональной копилки научного сотрудника.

Кто, кому и когда необходим: ментор, тьютор, наставник, консультант?
Преподаватель – это не просто человек, который будет вести за собой подопечных, объяснять теоретические или научные каноны, развивать определенные практические компетенции. Его роль и возможности гораздо шире в рамках учебного процесса, чем кажется на первый взгляд. Сегодня мы расскажем о его дополнительных статусах, которые содействуют наиболее полной подготовке учащихся и пополнению профессиональной копилки научного сотрудника.

Кто такой консультант?

В рамках обучения роль педагога постепенно меняется или сочетает в себе различные амплуа. Одной из первоочередных задач учителей и преподавателей становится воспитание и развитие подопечных в рамках вверенного ему предмета. Выступая первым знающим и понимающим дисциплину лицом на занятии, он явно обладает лидерством и авторитетом, что позволяет ему вести за собой учащихся, погружая их в новый научный и практический мир.

Суть работы педагога-консультанта
Суть работы педагога-консультанта

Первая и основная, сохраняющаяся на протяжении всего периода обучения школьников, студентов и даже аспирантов роль педагога – консультант. Под данной категорией понимают банальную работу учителя или научного работника вуза:

  • Разъяснение предмета с разбивкой на темы, ключевые слова и методы, механизмы и инструменты, достаточные для дальнейшего погружения и обретения соответствующих навыков работы. То есть первоочередной функций педагога-консультанта становится введение в предмет на основе календарно-тематического плана, план-конспекта с целью объяснить, показать, научить;
  • Консультант помогает разобраться во всех тонкостях и нюансах, понять действие правил и научить пользоваться ими с учетом специфики ситуаций, условий и ограничений. Он будет лично показывать ход решения тех или иных задач, а затем давать аналогичные задания для закрепления и автоматизации.

Педагог-консультант является знатоком, экспертом в рассматриваемой научной плоскости или теме, поэтому он может с легкостью изложить самую сложную информацию на доступном для целевой аудитории языке, грамотно и правильно подобрать нужные слова и примеры, упростить процесс изучения и пр.

В ходе выполнения заданий он координирует действия учащихся, на начальных порах помогает в преодолении трудностей, указывая на ошибки и давая подсказки по ходу решения задач, но далее постепенно отступает, придавая занятиях более самостоятельный (но контролируемый) ход.

Консультант помогает в постижении узких научных границ и практических навыков в рамках преподаваемой дисциплины. Он также может вести научно-исследовательскую деятельность совместно с учащимися, выполняя роль научного руководителя при подготовке студентами курсовых работ, научных статей и пр., при выполнении школьниками индивидуальных проектов и пр.

Таким образом, каждый преподаватель в обязательном порядке будет выполнять функции консультанта, с постепенным отходом к более насущной или новой роли.

Особенности работы наставника в образовательном заведении

Постепенно деятельность и роль преподавателя переходит в боле самостоятельное русло. Так он отходит от роли консультанта, простого учителя и становится наставником.

Наставник – это квалифицированный в определенной научной или предметной области специалист, который способен развивать у подопечных знания, а также грамотно организовывать самообразование, самоизучение тем с выполнением различного уровня сложности заданий. Его миссия состоит в передаче знания и развитии соответствующих практических полномочий учащихся.

Деятельность наставника в учебном процессе схожа с консультантом-педагогом, но она более утонченная. Во-первых, наставник разъясняет лишь наиболее сложные моменты и темы, а далее у подопечных появляется пространство для маневра – самостоятельного изучения, закрепления, саморазвития и пр. То есть основная миссия наставника – упростить изучение предмета в узких сегментах, сложных или проблемных участках, а также развить базовые или иные практические навыки.

Основные функции наставника
Основные функции наставника

Во-вторых, наставник никогда не станет все тотально «разжевывать». Он обязательно оставит определённую часть темы на самоизучение. Данный подход чаще всего реализуется на базе колледжей и вузов при подготовке дипломированных специалистов. Притом наставничество процветает в указанных заведениях с первого курса.

В-третьих, наставник приводит простейшие примеры, помогая осознать суть вопроса и основные механизмы, инструменты для работы, но никогда не дает готовых инструкций и решений, заставляя подопечных думать, искать, читать и развиваться самостоятельно. Как правило, в подобных ситуациях педагог начинает, а студенты подхватывают и развивают тему далее.

В-четвертых, для работы в качестве преподавателя-наставника важно иметь профильное образование и разбираться в дисциплине, всех нюансах. То есть в данном качестве может пребывать только опытный и авторитетный специалист с соответствующей базой. Его основная задача – дать знания и навыки, развить самостоятельность и побудить интерес к теме/предмету.

Наставничество – самый идеальный вариант взаимодействия между педагогом и студентом при выполнении проектной деятельности: написании курсовых работ, отчетов по практике, ВКР и пр. Поэтому нередко данную категорию ставят на одну ступень с научным руководителем.

Кто такой ментор?

Ментор – очередная разновидность преподавательской деятельности. Под данным специалистом понимают квалифицированного в определенной плоскости работника, способного содействовать саморазвитию индивида на профессиональном личностном уровне.

Основная задача ментора состоит в развитии прикладных навыков и личностном развитии учащихся. То есть он может разъяснять правила, термины, методики работы, но больше акцентирует внимание на возможностях развития и совершенствования подопечных в рамках самообучения, учитывая их сильные и слабые характеристики, таланты и возможности.

Ментор в учебном процессе – личность неоднозначная. С одной стороны, он намечает траекторию следования и помогает в ее преодолении с помощью рекомендаций, советов, подсказок. С другой стороны – он никогда не даст полный и развернутый ответ на поставленный вопрос, заставляя тем самым подопечного дополнительно изучать вопрос, материалы, самостоятельно разбираться в отдельных моментах.

Зачем нужен ментор?
Зачем нужен ментор?

У менторство и наставничества есть масса сходств. Но ключевым различием указанных статусов является от, что ментор не задействован в учебном процессе, не преподает предмет на лекциях или семинарах. Чаще всего данный специалист востребован в рамках дистанционного образования, в сфере дополнительного личного роста (всевозможные курсы, тренинги, мастер-классы и пр.).

Ментор не будет заниматься банальным обучением и разъяснением, он укажет на ошибки, подскажет как можно исправить ситуацию, но не даст подробных инструкций, предоставив тем самым возможность для самостоятельной работы, креатива.

Важно отметить, что для работы в качестве ментора не обязательно наличие профессионального образования в рамках обучаемой ниши, а также практический опыт в выполнении обозначенных задач. То есть он должен сам понимать и разбираться во всех нюансах, а для этого порой достаточно рядового опыта, уверенности в себе и обоснованности действий.

В чем заключается работа тьютора?

О специфике тьюторских услуг и работе тьютора, отличии тьютора от репетитора мы писали ранее в нашем блоге.

Тьютор – это комбинированный специалист, который занимается наставлением и координацией по самостоятельному изучению темы или предмета.

В его спектр полномочий не входит непосредственное обучение и разъяснение предмета, обозначенного вопроса. То есть он не учит. Миссия тьютора состоит в прокладывании доступной для индивида траектории самообразования, которая будет учитывать возможности по самоизучению предмета, саморазвитию в его плоскости.

Базовые функции тьютора
Базовые функции тьютора

Работа тьютора сводится к следующим действиям. Во-первых, диагностика подопечного лица с целью определения текущего уровня подготовки, возможностей и талантов для развития в намеченном русле.

Во-вторых, построение траектории для самообразования в рамках научной или предметной, тематической области с выделением тем, терминов, подходов, методологии и пр.

В-третьих, подбор списка литературы для самоизучения поверенным лицом и предоставление рекомендаций с акцентом, на что обратить внимание при изучении каждого первоисточника.

То есть основная задача тьютора – грамотно спланировать ход изучения дисциплины, темы, ориентируясь на имеющиеся и подопечного лица знания и навыки. Помимо этого, он должен уметь мотивировать слушателей к самоизучению, подбирать интересные факты и первоисточники для углубленного или достаточного освоения научных и практических границ.

Для работы в данной роли не обязательно меть профессиональное педагогическое образование, но важно владеть тематикой, иметь личный опыт в данном русле.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Сравнительная характеристика консультанта, наставника, тьютора и ментора: кто есть кто?

Чтобы понять, особенности в деятельности каждого из вышеописанных статусов, возможности и сферу их действия, предлагаем проанализировать ниже представленную таблицу.

Статус

Обязанности и функции Требования к образованию

Сфера применения, работы

Консультант Подробное разъяснение тем в рамках поверенной предметной или научной плоскости, темы. Приведение примеров, консультирование Важно наличие педагогического образования Школы, колледжи, вузы в качестве преподавателя-предметника
Наставник Содействие в освоении предмета, темы, но с акцентом на самообразование. Занимается частичным консультированием по вопросам исследования наук, написания проектов и пр.

Рекомендации и краткий инструктаж по вопросам выполнения заданий, но без подробных описаний для проявления смекалки и самоизучения

Колледжи, вузы, центры дополнительного образования
Ментор Консультирует по трудным вопросам, но не занимается непосредственным обучением. Нацелен на развитие личностных качеств, навыков софт скиллс Наличие профессионального образования не обязательно, но опыт и практические навыки в рамках обозреваемой плоскости потребуется Центры дополнительного развития, научно-исследовательские лаборатории и центры, отдел по развитию персонала и пр.
Тьютор Проектирует и планирует траекторию по изучению научной плоскости или темы. подбор литературы, план самообразования Частная практика, центры дополнительного образования

Таким образом, деятельность преподавателей кардинально разнится и чаще всего зависит от учебного плана и текущего уровня подготовки подопечных. Деятельность консультанта и наставника схожа, но работа последнего более требовательная и ориентированная на координационно-контрольный срез. Эти эксперты востребованы на базе учебных заведений всех уровней.

Работа ментора и тьютора также частично совпадает, но ментор может разъяснять или консультировать подопечных в рамках возникающих проблем и вопросов, а тьютор лишь проектирует ход освоения для самоизучения. Данные специалисты не обязаны меть за плечами педагогическое образование, поэтому могут трудиться в самых разных нишах.

Важно отметить, что заниматься научно-исследовательской деятельностью могут все указанные виды педагогов и специалистов по развитию, но строить научную карьеру и содействовать научному развитию подопечных посильно только консультантам и наставникам.

Как показывает практика, студенты неизбежно прибегают к помощи преподавателей, консультантов, наставников, а уже состоявшиеся специалисты в целях совершенствования обращаются за помощью к менторам и тьюторам. Притом в любом случае без проектной деятельности, изучения первоисточников не обходится. На освоение обозначенных тем и вопросов требуется время и силы, внимательность и желание учащегося, ведь ни один консультант, наставник, тьютор или ментор не в силах заставить подопечного развиваться.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Кто, кому и когда необходим: ментор, тьютор, наставник, консультант?”

  • а на первый взгляд это все одно и то же. Оказывается их функции и возможности различаются, как и сфера деятельности… спасибо за пояснение! Интересная статья.

    • Добрый день, Marina765! Рад, что данная статья оказалась для вас полезной. На первый взгляд действительно кажется, что это одно и тоже, но деятельность преподавателей кардинально разнится и чаще всего зависит от учебного плана и текущего уровня подготовки подопечных. Деятельность консультанта и наставника схожа, но работа последнего более требовательная и ориентированная на координационно-контрольный срез. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/pravilnyj-vybor-nastavnika-dlya-napisaniya-kandidatskih-i-doktorskih-dissertatsij/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *