Выполнение дипломной работы сопровождается соблюдением определённых правил и одновременно с этим проявлением некой индивидуальности. В частности, автор должен самостоятельно определить «ракурс» и этапы исследования, а затем раскрыть их с учетом заявленных параметров: стиль, уникальность текста, структурированность, грамотность и пр. Все это в одной связке позволяет студенту выполнить качественное исследование и заслужить признание членов комиссии, достойную оценку и присвоение должной квалификации, к которой он стремился на протяжении всего периода обучения.
Написание ВКР предполагает грамотное описание всех действий автора в словесно-графической форме. Здесь важно не просто систематизировать накопившиеся в ходе эксперимента и прочтения текст, фрагменты, но и сделать их уникальными (с учетом заявленных минимумов) и читабельными. В смысловых связках и переходах между кардинально разными элементами помогают так называемые клише.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Клише – это некие «стандартные», шаблонные фразы и предложения, помогающие автору грамотно преподнести, подвести читателя к следующему этапу исследования, связать различные явления, термины, теории и факты и пр.
Клише являются наиболее распространенными и часто употребляемыми словами/предложениями/абзацами, поэтому злоупотреблять ими не стоит. Ведь это может негативно сказаться на оригинальности теста. У всего должна быть мера.
Устойчивые и стандартные фразы призваны сделать текст более логичным, последовательным и читабельным, упрощают процесс изучения и усвоения темы/вопроса.
Как пользоваться клише при написании научно-исследовательских работ и ВКР?
Написание любого проекта требует максимальной концентрации, учета ряда параметров. Одним из ключевых требований качественного проекта является логичность и последовательность мыслей. Использование клише позволяет эффективно применять указанные принципы.
Включение шаблонов и «стандартных оборотов» в текст дипломной работы должно быть обдуманным и обоснованным. Поэтому автору следует придерживаться следующих правил:
- Смысловая нагрузка. Клише должно вписываться в общий контекст работы и отдельного фрагмента: главы и подпункта, абзаца. Здесь необходимо определить роль «шаблона», его место в тексте (между какими именно фрагментами, предложениями) и пр.
- Необходимость и целесообразность. На данном этапе следует определить целесообразность использования: если можно обойтись без «воды», то незачем ее включать в проект, тем более что она только снизит уникальность текста. Но если связать отдельные мысли и элементы работы без подобных конструкций не представляется возможным (теряется взаимосвязь, не конкретизируется ход мыслей автора, отсутствует логика и последовательность), то выбор клише будет обоснованным.
- Частота употребления. Помните, шаблоны, клише – это часто употребляемые обороты, которые снижают оригинальность работы. Поэтому не стоит громоздить в каждом подпункте или абзаце различные вводные, связующие и иные элементы. Текст автора, ход исследования, куда важнее, чем второстепенные и лирические отступления. Самый оптимальный вариант использования клише без вреда качеству ВКР – это их употребление не чаще 1 приема на протяжении 2 страниц. Чем меньше подобных элементов будет, тем лучше.
Разновидности клише, применяемых в ходе выполнения научно-исследовательских работ
Если Вы полагаете, что клише – это просто шаблоны, не имеющие особых критериев, значений, то вы глубоко ошибаетесь. На самом деле ученые выделяют более десятка видов «стандартных фраз и оборотов». Сегодня мы расскажем о наиболее востребованных из них среди студентов и исследователей.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Можно выделить следующие две основные классификации клише:
- Общие. Подобные фразы не вносят существенной смысловой нагрузки, но позволяют «соединить» разнокалиберные мысли и элементы, подвести читателя к определенному этапу или кульминации и пр. Чаще всего такие конструкции носят вводный или итоговый характер, выступают в качестве связующих элементов. К подобного рода элементам можно отнести такие фразы, как «как правило», «таким образом» и пр.
- Конкретизирующие. В данном случае шаблоны призваны подчеркнуть определённый элемент или действие автора, акцентировать внимание на чем-либо. Зачастую такие фразы используются во введении (при описании актуальности, переходе от цели к задачам и пр.), заключении. Не обошли клише и основную часть, где автор отмечает этап исследования фразами «при исследовании…», «в ходе реализации (указание действий)» и т.д.
Если детализировать указанные группы, то можно выделить шаблоны по следующим основаниям:
- Вводные;
- Связующие;
- Итоговые;
- Смысловые (для увеличения объема текста, плавного перехода от термина к термину, констатации фактов и пр.);
- Развернутые (в виде крупных оборотов, предложений) и сокращенные (в виде нескольких слов или сокращений) и пр.
Обзор употребления клише при написании курсовых и дипломных работ (по разделам)
Из вышесказанного нами можно сделать следующий вывод: у клише нет четких границ и местоположения их можно использовать в любой части исследования.
Самыми распространенными шаблонами, используемыми студентами при выполнении курсовых и дипломных работ во введении выступают:
- Актуальность темы обусловлена…
- Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи…
- Объектом/предметом ВКР является…
- Исходные положения проекта сгруппированы нами в виде… (задач, требований, условий и пр.);
- Научная новизна ВКР проявятся в…
- Теоретическая/практическая значимость работы заключается в…
- Для обоснования гипотезы необходимо…
- Проблематика исследования заключается (проявляется) в…
Во ведении использование шаблонов позволяет автору кратко и емко подчеркнуть ключевые аспекты проделанной работы. Структура данного разделена четко определена методическими рекомендациями, но формулировка б каждого элемента (в 90 случаев) стандартна.
В заключении к ВКР автор подчеркивает достигнутые результаты и формулирует общие выводы. Для этого студент использует такие обороты, как:
- В ходе проделанной работы удалось установить…
- В результате исследования были раскрыты следующие моменты…
- По итогам (на основе) анализа…
- Сравнительный (или иной) анализ данных показал…
- Для решения проблемы необходимо…
- Эффективность предложенных мероприятий обусловлена…
Необходимость и целесообразность использования шаблонов в тексте заключительного раздела очевидна: они позволяют кратко и емко конкретизировать результаты исследования, их новизну и значимость.
В основной части использование клише призвано соединить раздельные компоненты, элементы в единую, полномасштабную и понятную картину. В этом случае, как гласит народная мудрость, «все средства хороши». Чаще всего в данном контексте употребляют вводные и подытоживающие конструкции:
- Как правило, в итоге, иными словами, по результатам анализа таблицы…
- Динамика показателей свидетельствует о…
- В наше время, на современном этапе развития…
- Имеющаяся информация о…
- Данные таблицы (рисунка/графика/схемы) подчеркивают…
Образец использования клише в ВКР: пример + обоснование
Рассмотрим употребление клише на примере дипломной работы по теме «Оценка финансового состояния предприятия».
Выделенные фрагменты – это те самые «стандартные фразы и обороты», призванные подчеркнуть определённые этапы или моменты. В первом случае, автор отмечает актуальность темы, предварительно отметив ее целесообразность, обоснованность и пр.
Указанные фрагменты свидетельствуют об эффективности оборотов. В частности, фраза «Исходя из вышесказанного» позволяет выпускнику подвести итог и отметить взаимосвязь между актуальностью темы и планируемыми действиями (целью и задачами), а фраза «Для достижения намеченной цели» позволяет плавно перейти от одного постулата к следующему.
В основной части автор использует связующие конструкции позволяющие сделать текст логичным и последовательным, подводя читателя к деталям, конкретным выводам, результатам, моментам. Обратите внимание, что в некоторых случаях от клише можно отказаться (например, в предложении «дескриптивные методы, известные также как модели описательного характера…»). В данном случае «шаблон» использовался скорее для формального увеличения объема работы., так как существенной смысловой и иной нагрузки не играет.
В практическом разделе чаще всего используют клише при формулировке выводов по проведенному анализу данных, представленным результатам исследовательской деятельности. В этом случае выпускник с их помощью конкретизирует, что он проанализировал (анализ динамики пассивов…), а затем отмечает диагностированные тенденции (анализ таблицы 2.4 позволил выявить…).
В заключении автор с помощью клише акцентирует внимание на реализованных мероприятиях, основных аспектах и достигнутых результатах, описывая далее их характер. С помощью «Стандартизированных оборотов» исследователь плавно переходит от одного этапа к другому, связывая промежуточные итоги в единую картину – проблему, обосновывая необходимость ее решения и намечая перспективы (рекомендации).
Таким образом, с помощью клише удается сделать проект более простым и понятным для восприятия, грамотным, последовательным и читабельным, что положительно сказывается не только на качестве ВКР, но и профессиональных качествах, репутации автора.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
если использовать клише слишком часто, то страдает уникальность. Но если стараться и вовсе обойтись без них (но это очень сложно), то преподаватели начинают придираться. Поэтому везде важна мера и уместность.