Отрасль научного общения нельзя сравнивать с какой-то другой сферой. Тут совершенно другие приоритеты и принципы. Важно максимально лаконично, однозначно, обосновано обозначать собственные мысли. Зачастую научный стиль находит применение в письменной форме. Но, в последнее время видны немного другие тенденции. Учитывая стремительное развитие современных технологий, увеличения количества средств масштабных коммуникаций, числа различные симпозиумов, вебинаров, лекций, устная речь в данном контексте выходит на кардинально другой уровень.
СОДЕРЖАНИЕ
Главные принципы научного стиля
Такую подачу информации можно отнести к художественному литературному формату, где основными особенностями являются:
- тщательный подбор языковых оборотов;
- желание добиться оптимального нормированного слога;
- детальное обдумывание каждого построенного предложения – оно должно быть логически выстроено;
- речь преподносится в формате монолога.
Главная его функция – донесение до широких масс важной актуальной информации. Применяется преимущественно в научной отрасли. Выделяется несколько подстилей:
- классический научный;
- популярный в научном контексте;
- учебного формата.
Среди основных разновидностей – лекции, беседы, презентации, научные доклады. Если говорить о строго письменной форме, то это справочные пособия, методические рекомендации, различные инструкции, творческие труды. Научным может называться исключительно тот стиль, в котором соблюдены нижеперечисленные принципы:
- насыщенность информацией – полное раскрытие темы;
- грамотно выстроенный алгоритм последовательности предложений;
- обобщенно-отвлеченный стиль подачи;
- выделение наиболее логичных и полезных аспектов;
- полная объективность предоставленной информации, подтвержденная конкретными фактами;
- творческая безобразность.
Лексический формат отличается некой замкнутостью и однотипностью, что приводит к минимальном применение синонимов и похожих оборотов. Масштаб материала увеличивается не благодаря использованию разнообразных слов и словосочетаний, а за счет внедрения одних и тех же повторов. Здесь нет места разговорной речи. Тут также нельзя увидеть некую оценочность, анализ каких-то проблем, определение выводов. Автор обязательно выделяет основные аспекты, но делает это строго в рациональном, а не каком-то эмоциональном или импульсивном формате.
Нормальными считаются слова и словосочетания по типу «Всем известно», «Научно доказано», «Согласно официальной информации» и так далее. Важно продемонстрировать отстраненность автора от изучения проблемы. Необходимо преподносить информацию максимально объективно.
Обычным явлением является широкое применение вводных слов. Они акцентируют внимание на правильно построенном алгоритме действий. В качестве примера создаются списки с конкретными аргументами. В конце делается заключение. Языковая информация далеко не единственная особенность научного стиля. Если речь идет о письменном формате, то активно используются таблицы, диаграммы, формулы. Все они берутся из достоверных источников, поэтому их актуальность и подлинность не будут вызывать и малейших сомнений.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сфера применения научного стиля
Второй важный момент – где именно используется такой формат подачи информации. К научной литературе можно отнести стили, что характеризуются функциональной спецификой и однотипным смысловым построением. То есть, все максимально стереотипно, нет места каким-то размышлениям, собственным выводам и анализам. Можно выделить масштабные и мелкие форматы. Среди крупных жанров литературы выделяют следующие:
- докторские диссертации;
- словари с одного языка на другой;
- справочники на разные тематики;
- энциклопедии, в том числе большие научные;
- монография, написанная в индивидуальном или коллективном формате;
- пособия для учащихся разных ВУЗов.
Есть также малые стили научной литературы, в частности:
- тезисы;
- обзорные тексты;
- рефераты;
- хроники;
- аннотации.
Некоторые материалы могут излагаться в периодических изданиях. Речь идет о статьях в журналах, газетах и другой прессе. Подавляющее большинство носят не периодический характер. Размер таких жанров занимает не более нескольких десятков страниц. Иногда объем и вовсе ограничивается 2-3 абзацами, где выделены основные тезисы, связанные с конкретным вопросом. В крупных жанрах материал состоит из разделов, которые обязательно связаны между собой логико-смысловой нагрузкой. Даже, если над контентом работали сразу несколько авторов, все равно будет чувствоваться единственный стиль, определенная связь между главами, логический переход с одной главы на другую.
Классификация научных работ
Есть несколько аспектов, по которым разделяют. Согласно степени обобщения предоставленной информации, жанры бывают двух видов:
- первичные – материалы, основная суть которых донести информацию, получаемую на промежуточных этапах анализа;
- вторичные – здесь сигнализируется уже об окончательных результатах тех или иных исследований, беря во внимание переработку данных различными эффективными методами, а также применяя аналитическое мышление.
В независимости от конкретной работы, главное, доказать явления природы и общих социальных принципов. Но, каждый отдельный текст уже заточен под обоснование каких-то конкретных фактов. В основе любой научной статьи всегда лежат коммуникативно-прагматические утверждения. Есть несколько наиболее популярных жанров:
- инструктивный – применяется в инструкциях, методических рекомендациях;
- учебный – соответственно в учебниках для студентов, аспирантов и не только;
- оценочный — сфера использования ассоциируется с выводами экспертов, отзывами, рецензиями, полемическими дискуссиями;
- информационный – зачастую актуален для учащихся ВУЗов, так как включает в себя аннотации, рефераты, резюме;
- академический – имеет непосредственное отношение к высшим учебным степеням и связан с докладами, тезисными работами, диссертациями, монографиями и так далее.
Наиболее престижным можно назвать научно-деловой жанр. Тут речь идет об авторских патентах, официальных государственных стандартах, определении конкретных изобретений и их функций. В данной категории не допускаются какие-либо отклонения от нормы – должны быть все необходимые печати, подписи, разрешения от соответствующих структур и не только. за подделку таких данных или нарушение в контексте структуры/оформления предусмотрена даже уголовная ответственность.
Есть жанры, где наоборот, нет четко определенной структуры. Это рецензии, статьи разного формата, тезисы. Обязательно нужно учитывать рекомендации, когда дело касается написания аннотации, реферата, курсовой или дипломной работы. Курсы лекций, справочники, рефераты и некоторые другие жанры даже выделяют в качестве периферийного контента. Лингвостилистические принципы тут действительно присущи в не столь выраженном формате как в случае с некоторыми другими видами работ.
Лексический состав в научном стиле
Если объединить особенности такого жанра, то можно выделить несколько основных аспектов. Он всегда характеризуется применением художественной лексики и большого количества терминов. Намного чаще используются многозначные слова и словосочетания в одном и двух значениях. Абстрактная лексика существенно превышает уровень конкретной.
Значительно увеличивается процент интернационализмов в терминологии. Лексическое содержание характеризуется некой замкнутостью. Предусматривается достаточно много синтаксических конструкций, которые делают акцент на логической связи и правильному алгоритму мыслей.
Принципы культуры речи
Нормой считают наиболее распространенные методы реализации языковой системы. Они анализируются, отбираются и фиксируются во время общественных коммуникаций. Это единообразное применение частей языка, в частности слов и предложений. Такие нормы не разрабатываются специалистами, а являются закономерностью, что доказывается на речевой практике.
Литературной нормой называют утвержденные на практике принципы произношения, употребления слов, применение языковых средств. Это то, что позволяет максимально грамотно и удобно выстраивать коммуникации. Норма четко указывает на то, что принято считать правильным, а что наоборот – ведет к деградации. Правильным называют языковое явление, которое соответствует принципам общественного признания, соответствия необходимой структуре и массовом использованию при коммуникациям.
Выделяют несколько видов норм. Диспозитивные указывают на возможность выбора вариантов, демонстрируя, что есть несколько методов, с помощью которых можно выразить тот или иной термин. Императивные – являются полной противоположностью, так как определяют только конкретную форму словоупотребления. Нет никаких альтернатив. Если нарушается такой принцип, то можно утверждать о ненадлежащем владении языком.
Языковые варианты – носят формальный характер. Разновидности идентичной единицы, отличие между которыми заключается в звуковом составе. Словом, языковую норму нельзя назвать какой-то догмой. Это не тот случай, когда обязательно ее выполнять. Учитывая задачи общения и четко поставленные цели, от принципов языковых средств, вполне реально допустить некоторые отклонения от нормы. Главное понимать, что они должны быть несущественными. В противоположном случае научный стиль уже не будет таковым.
Научный стиль речи отличается от других. Здесь нет места философии, личным размышлениям. Необходимо оперировать исключительно проверенными фактами. Тогда такой материал обязательно заинтересует целевую аудиторию.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!