Студенты и аспиранты перед написанием своего проекта проводят самое настоящее научное исследование. Именно оно подлежит описанию. А полученные результаты обоснованию и оценке. Чтобы все моменты, излагаемые автором, были корректными и точными, важно следить за качеством располагаемой информации. В этом деле приходит на помощь фактология.
Фактология – это наука, которая изучает особенности фактов и способы их получения, применения. Чтобы правильно и точно аргументировать свою позицию или обосновать выдвигаемую идею, нужно значит и применять соответствующие законы.
СОДЕРЖАНИЕ
Так ли важны для студентов и аспирантов принципы фактологии?
В рамках научно-исследовательской деятельности именно принципы фактологии помогают универсантам собирать и умело пользоваться доказательной базой, отстаивать гипотезы или обосновывать результаты, выводы и авторскую позицию. То есть, по сути, законы фактологии является ключевыми критериями при работе с первоисточниками и проведении собственного исследования.
Основная задача рассматриваемого направления состоит в том, чтобы изучить факты, установить их достоверность и возможности применения с учетом контекста проекта, умело сгруппировать и систематизировать, а затем преподнести с необходимым акцентом.

Применение правил фактологии в исследовательской деятельности способствует развитию студентов и аспирантов по следующим флангам:
- Развитие аналитических качеств и критического мышления. Определить факт или голословное утверждение, мнение, дополнение можно только при помощи анализа и оценки информации, определения ее роли в основной работе и пр. То есть аналитика помогает универсантам глубже понять материал, разобраться в составных частях и первоисточниках, выделить аргументы и пр.
- Освоение навыков по обработке информации. Найти факты – половина дела. Далее важно грамотно их задействовать в собственном научном исследовании. В этом случае фактология помогает придать однозначность или конкретный характер, функцию подобранным доказательствам: опровержение или обоснование, подтверждение или противопоставление и пр.;
- Развитие навыков легального и корректного цитирования, правомерного использования сторонних материалов. Факты – вещь упрямая и прямолинейная. Чтобы задействовать его в собственном проекте, важно указать на происхождение первоисточника (кто это установил и описал). Только при таком условии соблюдается авторская этика, а аргумент используется правомерно и обоснованно.
- Мотивирует на дальнейшее развитие темы или разработку нового решения проблемы. Располагаемые факты помогут исследователю понять уязвимые места в собственной теории или гипотезе, оперативно их устранить и ли подскажут потенциальные варианты решения проблемы. Более того, наличие разных фактов способно заинтересовать исследователя в дальнейшем расширении тематических границ и проведении более масштабных изысканий.
Студенты и аспиранты не смогут проводить полноценное научное исследование, обосновывать полученные результаты и выдвигаемые гипотезы без знания правил фактологии. То есть именно данная наука является фундаментом при выполнении курсовых и дипломных работ, диссертаций и статей и пр. Она упрощает понимание особенностей фактов, упрощает их поиск и помогает определить наилучшее применение в проекте. Соблюдая основные правила фактологии материал получается достоверным, современным и аргументированным.
Базовые правила фактологии для универсантов
Базовые правила фактологии устанавливают четкие границы и условия применения собранной доказательной базы. Они предопределяют базовые операции над аргументами, которые будет воспроизводить автор в рамках заявленной темы и формата проектной деятельности.

Первое правило фактологии гласит, что студен или аспирант должен быть избирательным. Суть этого канона заключается в том, что пользователь должен сначала внимательно исследовать избранное им направление, проблематику и отобрать подходящие для его идеи, точки зрения аргументы. Притом отбирать нужно целенаправленно, учитывая целевое предназначение доказательства в проекте (для сравнения или подтверждения, обобщения или аналогии, противопоставления и пр.).
Принцип избирательности предполагает, что автор будет ориентироваться на тему проекта, его цель и границы. То есть факты будут подбираться, исходя из восприятия ситуации исследователем.
Второе правило фактологии состоит в проверяемости. В научной практике есть место аксиомам и проверяемой информации. В первом случае информация не подлежит проверке. Это априори достоверный материал, который может быть смело использован в студенческой или аспирантской работе в качестве доказательства.
Проверяемые факты – это сведения, которые исследователь должен перепроверить на достоверность и точность. По сути, это все то, что не относится к аксиомам и леммам. Проверка предполагает не просто точное воспроизведение описанного исследования. Она может состоять в уточнении информации и определении корректности ее описания в первоисточнике, однозначности толкования и пр.
В академических работах нужно опираться только на надежные и проверенные материалы. Только так автор сможет собрать качественные факты и найти им достойное применение.
Третье правило фактологии – актуальность. Согласитесь, что обосновывать свежеполученный результат на основе исторической, архивной или справочной информации можно, но такое обоснование будет сомнительным. Студентам и аспирантам важно подчеркнуть текущее положение дел, действие и проявление проблемы на основе современных материалов: обзор свежей отчетности и статистики, анализ объекта, изучение последних исследований и пр. Чем «свежее» факт, тем убедительнее результаты и вывода автора.
Четвертое правило фактологии для универсантов и аспирантов гласит о контекстуальных особенностях аргументов в проекте. Согласитесь, что один и тот же факт в разных проектах может применяться по-разному. В одном случае с помощью конкретного аргумента исследователь опровергает те или иные утверждения, мнения, а в другом – наоборот, обосновывает, становится сторонником и пр. Поэтому важно учитывать не только само доказательство в первоисточнике, но и условия и особенности его применения в собственной работе. Факт нужно грамотно вписывать в контекст работы, придавая ему ту или иную функцию.
Не стоит забывать о корректности в применении и описании аргументов. Их значение не должного противоречить изначальной версии (оригинал, первоисточник).
Пятый принцип фактологии заключается в разнообразии фактов в рамках одного проекта. Студент или аспирант не может выстроить защитную или опровергающую линию только на одном показателе или аргументе. Доказательная база должна состоять из нескольких аргументов, полученных разными способами, из разных источников информации. Притом будет лучше, если они будут разноплановыми, не зависящими друг от друга, но взаимодополняющими. Например, можно полагаться на научные физические законы и статистические данные, результаты анализа или эксперимента и пр. То есть фактология приемлет системный подход ко сбору и применению информации.
На основе указанных принципов фактологии универсанты научатся правильно определять и применять доказательства при выполнении собственных научных исследований, проектов. Знание вышеописанных правил обеспечит надежность и достоверность, аргументированность и перспективность полученных результатов и выводов.
Важнейшие законы фактологии для студентов и аспирантов
Помимо базовых правил, существуют общепризнанные законы фактологии. Они представляют собой именно способы определения и оценку научной и практической аргументации в проекте, первоисточнике.

Закон объективности и достоверности предполагает, что собранная доказательная база исследования будет неким «островом», где сконцентрировалась независящая от текущих тенденций, заведений парадигма. То есть это такие сведения, которые действительны на данный момент и неоднократно подтверждаются современными исследованиями.
Достоверность же ориентирована на точное и правильное описание фактов: ка они получены, о чем свидетельствуют, на что влияют, от чего зависят и пр. Именно то точности фактов зависит качество нового проекта и исследования. Чем выше достоверность располагаемой доказательной базы, тем точнее и качественнее новые результаты, выводы и рекомендации.
Закон универсальности и применимости базируется на том, что факт будет оставаться фактом всегда, при любом повороте событий. То есть подобранное доказательство будет использоваться определённым способом в любом новом проекте. Но сфера его применения может разниться с учетом характера и плана исследования, цели проекта. Авторской интерпретации и пр. То есть он может использоваться как аргумент для обоснования или опровержения. В целом, иных вариантов не дано. Притом неважно, первичен или вторичен факт.
Закон целостности факта предполагает доказательная база – это некая система, комплекс фактов, которые будут рассматриваться в одной определённой плоскости, ракурсе, взаимосвязи и пр. Автору студенческой или научной работы предстоит показать как точечное влияние фактов на картину, так и их общность. Только такой подход поможет пояснить нюансы и выделить общие перспективы, мотивы и пр.
Закон однозначности в рамках академических работ означает, что каждый факт будет иметь определённое толкование и предназначение. Он не должен быть искажен (по сравнению с оригиналом, первоисточником), но может быть дополнен новыми более свежими аргументами. При том в рамках проекта у каждого доказательства будет своя функция, связь с конкретным этапом и результатом исследования. О есть у каждого доказательства будет определённое место в работе и предназначение, конкретное описание и пояснение (о чем он свидетельствует и пр.).
Указанные законы фактологии являются обязательными не только для ученых, но и студентов, начинающих исследователей. Только с их помощью можно выстроить грамотную линию защиты, показать и отстоять авторскую позицию, оценить и обосновать результаты и перспективы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Как пользоваться правилами фактологии и не усложнять ход исследования?
Правила фактологии едины для всех авторов и ученых, практикующих специалистов. Лишь их правильное и грамотное использование облегчит ход развития идеи, обоснования результатов и пр. Упростить их применение можно, придерживаясь следующих советов:
- Вникайте во все первоисточники и учитесь определять полезную информацию от бесполезной, достоверную от некачественной, научную от повседневной и пр.;
- Перепроверяйте первоисточники перед их задействованием в своей работе. Фактчекинг поможет отобрать лишь самые точные и надежные аргументы, сформировать корректную и целенаправленную доказательную базу;
- Перепроверяйте факты. Убедитесь, что они однозначно и идентично растолкованы в разных трудах, не противоречат друг другу;
- Придавайте каждому аргументу определённую роль в исследовании. Распределите систему фактов по этапам проекта, учитывая контекст и возможности его упоминания. Старайтесь делать это с помощью определённого приема, который облегчит правомерное употребление: цитирование, сравнение, аналогия и пр.
- Будьте точны в интерпретации. Притом факты можно преподносить как в текстовой, так и иных формах: таблицы. Графики, диаграммы, рисунки и пр. Главное – чтобы они легко считывались и корректно воспринимались.
- Учитывайте тематические границы. Не стоит строить доказательную базу проекта на аргументах из смежных областей. Постарайтесь раздобыть материалы строго по теме. Без лишних отклонений и пр.
- Соблюдайте нормы авторской этики во избежание плагиата. Факт – это чье-то открытие, успех, результат.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
никогда ранее не слышала о такой науке. но в целом уже по ее названию «факт и логика» понятно, что речь будет идти о фактах, аргументах, работе над ними. описанные законы вполне логичны и понятны. ни разу не встречала факты. довольно много узнала для себя из текущей статьи. было интересно почитать)