В ходе изучения того или иного языка учащимся приходится зубрить множество правил, применять их на практических занятиях, осознавать и запоминать все тонкости и механизмы. Упражнения и задания, лежащие в лингвистической плоскости, принято называть лингвистическими задачами. Сегодня мы расскажем об особенностях их выполнения.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и роль лингвистических задач
Под лингвистической задачей понимают специфический вид заданий, требующий для решения знания лингвистики. То есть внешне она представляет собой классическое упражнение, где в качестве объекта представлен определенный текст или слова, задание – то есть поставлен конкретный вопрос или проблема для решения, техническое задание – конкретизация отдельных параметров, требований к решению.
Лингвистические задачи можно расценивать как эффективное средство обучения на любом уровне образования. В данном случае она нацелена на углубленное изучение языковых правил и норм, повышение культурного уровня учащихся. Также ее можно расценивать, как способ саморазвития, так как решение подобных упражнений требует анализа ситуации, логических рассуждений, поиск инструментов и способов для решения и пр.
Еще одной особенностью лингвистических задач можно назвать то, что с ней сталкиваются не только школьники и студенты, но и обычные люди притом на повседневной основе. Ежедневно мы получаем большой поток информации, пользуемся полученными данными с выгодой, то есть применяет соответствующие знания, восприятия, переработки данных во благо. Чем не лингвистическая задача: изучи, разберись, пользуйся?
Если рассматривать лингвистическую задачу сугубо с учебного процесса, то ее роль неоднозначна. С одной стороны, она нацелена на более глубокое изучение языковых норм и развитие навыков по их применению на практике. С другой стороны, содействует расширению кругозора индивида, так как требуется много читать, анализировать, учитывать и пр. С третьей стороны, решение подобного рода заданий содействует личностному развитию учащегося, требуя от него обоснованности действий (почему он выбрал именно данный метод, прием, правило), логического рассуждения, развитию памяти и пр.
Таким образом, лингвистическая задача выступает весомым элементом учебного процесса, затрагивающая как «языковые предметы», так и иные дисциплины, основанные на рассуждении, анализе ситуации и пр. Этот параметр можно смело расценивать, как способ обучения индивидов, основанный на переосмыслении, запоминании, рассуждении и запоминании ключевых механизмов и правил по заявленной теме.
Чаще всего решение непосредственно лингвистических задач выпадает на плечи лингвистов, филологов, преподавателей. В данном случае – это сугубо учебный материал. Решение подобных заданий приводит школьника или студента к получению новых знаний и развитию навыков по их применению.
Признаки лингвистических задач
Лингвистические задачи – это специфическая категория или инструмент в образовательном процессе. Данный инструмент обладает рядом специфических черт, подчеркивающих его особенности и возможности применения.
Признак лингвистической задачи |
Общая характеристика |
Ключевые моменты |
Лингвистический уклон | Требуется вычитка материала и определения основных параметров, условий | Выделение дано: условия задачи, аргументы, параметры, тенденции, ключевой вопрос
Анализ данных с целью определения достаточности фактов для решения, тематическая принадлежность и пр. |
Описательный формат | В условии задачи описывается конкретная ситуация или преподносится материал с акцентом на определённую тему, раздел, где требуется произвести анализ и пр. | Условие задачи – констатация фактов, конкретный образец для изучения и анализа |
Применение определенных алгоритмов | Решение лингвистических задач кроется в использовании действующих правил, механизмов, готовых формул и алгоритмов | Подстановка условий задачи в изученные правила |
Логика | Все лингвистические задачи основываются на логических рассуждениях автора, которые помогают ему подобрать наиболее эффективный способ решения проблемы | Анализ данных, рассуждение, подбор инструментов и механизмов посильных для учащегося |
Первый признак лингвистической задачи – лингвистический уклон. Данный момент проявляется в том, что для решения поставленного задания необходимо знать и владеть соответствующими правилами, нюансами. В частности, для восприятия и распределения обозначенных в упражнении моментов, важно понимать текст, уметь читать, переосмысливать его, выделять определенные моменты и факты, подбирать инструментарий для решения обозначенной проблемы.
Вторая характерная черта для лингвистической задачи проявляется в описательной форме задания. Само по себе задание будет состоять из условия – то есть постановка конкретного вопроса, условия, задания, проблемы, основной части – представленная «проблемная зона» — текст, слова, определенные языковые параметры и пр., третий элемент – непосредственно задание или вопрос, на который необходимо предоставить ответ.
Третья особенность лингвистических задач заключается в использовании определенных алгоритмов, схем для решения, не требующих при этом выработки новых механизмов от учащихся. То есть решение поставленного в задании вопроса происходит по конкретной, известной (пройденной) всем схеме, определенным правилам и пр. Фактически, лингвистическая задача нацелена на умение ориентироваться в правилах лингвистики, грамотный подбор инструментов и методов и пр.
Четвертый признак – логические операции. Для установления истины и решения обозначенного вопроса, проблемы, автору предстоит не просто вспомнить подходяще правила, способы, но и логически порассуждать для поиска недостающих данных или обоснования выбранного способа.
Смотря на специфичность лингвистических задач, спектр их применения не ограничивается сугубо «языковыми» предметами. Подобные задания могут встречаться и в математических, технических, экономических науках, где требуется не только производить расчёты, но и анализировать ситуацию, подбирать наиболее эффективные инструменты и способы воздействия, применять классические приемы и пр.
Классификация лингвистических задач
Лингвистические задачи – это не просто определенный формат задания. Данный обучающий инструмент имеет массу разновидностей. Притом каждый из вариантов обладает узкой миссией и специфическим набором инструментов, параметров.
В зависимости от присущего раздела лингвистики, можно выделить следующие типы заданий:
- Орфографические, нацеленные на закрепление правил орфографии. Они могут быть представлены в виде вставки необходимых бук в слова, анализ текста и поиск некорректных моментов, развитие навыков по проверке орфографии и пр.;
- Пунктуационные, предполагающие акцент внимания пользователя на правильной расстановке знаков препинания;
- Синтаксические задачи преследуют цель – грамотно, понятно, доступно и в рамках действующих правил формировать текст, предложения. В данном деле необходимо обратить внимание на порядок слов, логику текста, последовательность и структуру материалов.
- Стилистические задачи. Их миссия – научить индивида разбираться, определять стили речи, а также умело пользоваться соответствующими канонами, парадигмами при подготовке текстов с учетом его тематики, характера, цели выполнения и пр. Стилистические лингвистические задачи чаще всего ставят вопрос об определении стиля предоставленного материала, выделении специфических черт, характерных оборотов и средств выражений и пр. То есть они позволяют закрепить пройденные и изученные постулаты, развить навыки по их применению, повысит наблюдательность и внимательность;
- Логические, нацеленные на исследование структуры и содержания текста, качества преподнесенной информации, определение связности и уместности выражений, фактов и т.д.
То есть в данном случае каждая разновидность логической задачи подчеркивает специфику тех или иных правил, возможности их применения, наиболее распространенные ошибки в тексте, допускаемые писателями и учащимися.
По принадлежности лингвистических задач к конкретной дисциплине, можно выделить:
- Языковые или чисто лингвистические, которые основаны на изучении определенного языка и его специфики, возможностей применения, перевода и пр.;
- Математические. В данном случае лингвистическая задача предстает в виде условия задания: писании ситуации, параметров, условий их применения и центрального вопроса;
- Экономические. С данного ракурса лингвистическое выражение позволяет конкретизировать и выделить первостепенные и второстепенные условия, параметры, условия ля оценки экономических процессов и явлений, подбирать наиболее эффективные подходы к решению проблемы.
- Комбинированные, свойственные целому спектру или комбинации наук, нацеленная на развитие логики, пространственного и критического мышления, аналитических способностей и пр.
В данной градации лингвистические задачи предстают как инструмент или способ познания более узких или конкретных наук, дисциплин, проблем и пр. Их миссия сводится к развитию общеличностных параметров и качеств: развитие памяти, внимательности, ответственности, избирательности, акцент на эффективности решения и пр.
С учетом особенностей условия, описанных в составе упражнения, лингвистические задачи можно классифицировать на следующие виды:
- Самодостаточная, то есть решение которой не требует поиска дополнительных параметров, аргументов, данных. Предоставленный текст позволяет подобрать классический, единый механизм для решения обозначенной проблемы. То есть в этом случае остаточно воспользоваться изученными правилами лингвистики или в рамках соответствующего предмета, все условия и данные располагают к этому. Достаточно лишь подставить в нужную концепцию или формулу имеющиеся факты.
- Несамодостаточная, предполагающая необходимость дополнительного исследования и поиска недостающих звеньев в рамках цепочки событий для решения поставленного вопроса. Подобные упражнения чаще всего действуют по математическим, экономическим, юридическим и прочим наукам, где важна неопровержимая и достоверная доказательная база, действует определенный алгоритм действий и законов и пр.
Как правило, каждая лингвистическая задача требует тщательного обоснованного выдвинутого решения. Поэтому в природе невозможно найти априори самодостаточных видов. В любом случае автору предстоит доказывать состоятельность предложенного метода, подбирать конкретные факты, правила, устанавливать взаимосвязи и пр.
В школах чаще всего используют самодостаточные лингвистические задачи для закрепления пройденного материала и автоматизации соответствующих навыков, а в вузах и колледжах – несамодостаточные с акцентом на конкретный предмет и тему.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Схема решения лингвистических задач
Если рассматривать лингвистические задачи сугубо как материалов для изучения и тотального погружения в тему, то она представляет собой тренировочное задание с целью осознания изученных правил, законов, формул и поиска способа их применения, констатации уместности и необходимости соблюдения обозначенных парадигм.
Для решения любой лингвистической задачи (свойственной как сугубо лингвистическим поправлениям подготовки, так и иным предметам), достаточно следовать следующей программе.
Первый этап – изучение условий задания. В данном случае необходимо выделить ключевые параметры: что дано (условия, параметры, тенденции), что нужно определить или решить (проблема, ключевой вопрос), рабочий материал и инструментарий (тематические и предметные границы, научные границы).
То есть первый шаг на пути к решению лингвистической задачи предполагает изучение условий задачи и предварительный анализ данных, чтобы понять, что требуется сделать и на какой вопрос предоставить ответ.
Второй этап – тотальный анализ данных с целью определения достаточности фактов, ресурсов для поиска решения. На данной стадии необходимо определить принадлежность упражнения и вопроса к конкретной теме, дисциплине. Вспомнить основные правила и формулы, а затем сопоставить текущие данные с научными канонами и инструментами. Если какого-либо параметра не хватает для решения, придется полагаться на ряд вариантов: найти на основе текущих компонентов недостающий элемент (методы подстановок, преобразование, связанные параметры и пр.) или подобрать иной подход к решению задачи, где текущие условия и данные будут достаточными для решения и не потребуют дополнительных исследований.
Третий шаг на пути к решению лингвистической задачи – воспроизведение правил по теме и поиск решения, перепроверка результатов с целью определения точности, корректности итогов.
Четвертая стадия – оформление решения по заданию с учетом общих правил и требований учебных заведений.
Таким образом, решение лингвистических задач чаще всего происходит по одной и той же схеме, но с применением специфических правил (с учетом дисциплины, темы и текущих данных). Каждый учащийся самостоятельно подбирает подходящий и посильный для него метод, прием, подход к решению и реализует его при поиске ответа на поставленный вопрос.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!