
На подготовку дипломной работы отводится как минимум полгода или весь последний учебный год. За это время студент должен успеть продумать ход изучения темы и исследовательского вопроса, провести его и грамотно описать. Нередко для выполнения этой задачи ему требуется собрать панельные данные или провести лонгитюдное исследование.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки панельных данных для диплома: суть панельного и лонгитюдного исследования
Подготовка дипломной работы чаще всего основывается на эмпирической информации или проведении практического исследования в форме наблюдения, регистрации и анализа определенных показателей и пр. Студентам приходится собирать и обрабатывать панельные материалы.
Под ними понимают материалы, которые получают в ходе неоднократного сбора и переработки посредством наблюдения, измерения, фиксации и анализа. Особенность таких НИР состоит в том, что автору приходится наблюдать за объектом в динамике – спустя некоторое время или в определенные промежутки времени (по графику).

К особенностям панельного исследования в ВКР можно отнести следующие характеристики:
- Сбор материалов проводится в отношении одного и того же объекта, но в разные периоды времени. Допустимо частичное изменение состава объекта (выборки). Поэтому измерение и описание коэффициентов проводится в 2 срезах: по объекту и по динамике (во времени);
- Разнообразие показателей для оценки объекта. Информация об объекте исследования будет включать в себя различные первоисточники, а также конкретные измерения, расчеты. То есть данный момент подлежит тщательному изучению. Автору предстоит рассмотреть все доступные показатели, чтобы сформировать качественную характеристику, определить особенности и тенденции в разные моменты;
- Сравнительный подход. Основные параметры должны быть исследованы в динамике, а также в сравнении с аналогичными исследованиями, объектами, статистическим данными для выделения сходств и отличий, особенностей объекта и пр.;
- Объекты исследования могут быть неоднородными. То есть в центре внимания будут не только количественные показатели, точные сведения, но и качественные характеристик, подчеркивающие особенности ситуации и потенциальные факторы воздействия, которые ранее не были учтены в аналогичных НИР и пр.;
- Неоднократность наблюдений с целью полного сбора информации по теме. Многомерный характер подчеркивает специфику панельного или лонгитюдного исследования. Автору предстоит несколько раз наблюдать, измерять, фиксировать комплекс показателей, тенденций и затем анализировать их. Притом во внимание попадают как пространственные характеристики, так и временные.
Применение панельных данных при написании дипломной работы обладает как преимуществами, так и недостатками.
|
Положительные черты |
Негативные черты |
| Всесторонний сбор материалов по теме диплома | Не всегда удается быстро провести панельное исследование |
| Повышение точности и качества информационной базы на фоне многомерной оценки ситуации | Студенты не всегда понимают, какая информация важнее, что нужно фиксировать. Трудно перерабатывать большой объем информации |
| Учет индивидуальных особенностей объекта в исследовании | Трудности при выявлении связности материалов, факторов, возможно смещение результатов из-за изменений данных |
| Выделение тенденций на основе динамичной оценки данных | Не исключено искажение данных. Мнение людей может изменяться. Кто-то может запоминать ответы и просто их дублировать. Важен тщательный контроль за честностью |
Таким образом, панельные данные представляют собой тщательно проверенные и неоднократно измеренные первичные материалы, позволяющие сделать вывод по теме и проблеме исследования, реально оценить ситуацию и выработать эффективное решение с учетом всех особенностей, факторов и нюансов.
Как собирать панельные данные?
Собирать панельные данные приходится во время проведения прикладного исследования. То есть изначально нужно спланировать ход НИР, составить программу эксперимента, а затем реализовать намеченный план действий.
Панельные данные можно собирать различными способами. Главное – учитывать критерии к объектам исследования и периоду проведения исследования (временные рамки, диапазоны).
Чаще всего студенты при написании дипломной работы полагаются на следующие техники сбора панельных материалов.
- Опрос. Данный формат предполагает, что исследователь будет сосредоточен на определенной группе людей. В течение определенного периода времени (например, раз в месяц, квартал и пр.) Он будет проводить опрос и фиксировать их ответы, а затем анализировать их.
Опрос можно проводить очно или дистанционно в форме интервью, анкетирования и пр.). Важно. Чтобы выборка респондентов была единой. - Готовые записи. К данной категории информации относят ранее проведенные аналогичные исследования, научные факты и пр. Чаще всего универсанты обращаются к личным записям и заметкам, научным базам данных, статистическим службам и отчетам.
Такая информация служи основой для сравнительного анализа и установления тенденций, частично – для обоснования гипотезы или результатов исследования. - Наблюдение. Данный подход требует тщательно подготовки, подбора испытуемых, планомерности. Исследователю предстоит наблюдать и фиксировать данные в течение определенного периода времени. Такой подход требует оперативности, сосредоточенности, внимательности, критического и аналитического склада ума.
Сам по себе процесс сбора панельных данных будет длительным и тщательно продуманным. Во-первых, автору диплома важно понять, какие именно сведения ему потребуются для раскрытия темы, определения и описания проблемы, выдвижения гипотезы и ее проверки и т.д. Исходя из ответа на это вопрос станут очевидны требования к целевой аудитории (выборке), объекту исследования и условия проведения НИР.

Во-вторых, следует понять, какое количество респондентов будет оптимальным и достаточным ля проведения исследования, какие критерии отбора будут действовать по отношению к ним, как и где их искать-привлекать и пр. То есть процесс поиска и проведения исследования будет тщательно продуманным.
В-третьих, панельные данные «снимают» многократно, в конкретные промежутки времени. Поэтому важно конкретизировать, когда будет проводиться эксперимент и фиксация материалов, сколько раз необходимо повторить процедуру и пр.
В-четвертых, исследователю предстоит отобрать наиболее эффективные и посильные методы сбора информации. Следует понять, какой прием наилучшим образом поможет разобраться в теме, вопросе, проблеме и пр. Учитывайте правила и условия применения каждого способа, соотносите с располагаемыми возможностями, сроками проведения НИР и т.д. Чаще всего универсанты проводят очные опросы среди одногруппников и сокурсников.
В-пятых, важно правильно и оперативно фиксировать собранный материал для дальнейшей переработки, анализа. Поэтому нужно предварительно подготовить соответствующие бланки или формы, систему обозначений и т.д.
Поиск панельных данных будет ограниченным и целенаправленным. Исследователю предстоит учитывать массу аспектов: тема и границы исследования, география исследования, продолжительность исследования и периодичность сбора панельных данных, доступность информации.
Таким образом панельные данные формируются по предварительно утверждённому плану, программе исследования и собираются непосредственно в ходе проведения исследования. Фактически, это первичная информация, которую автор диплома получает самостоятельно. Чаще всего для этих целей они полагаются на метод опроса, интервью, анкетирования в очном или дистанционном формате.
Где искать панельные данные?
Согласитесь, что выпускнику не всегда удается несколько раз провести эксперимент, чтобы собрать панельные данные для анализа. Порой им достаточно 1 раз реализовать прикладную часть НИР, а для сопоставления и анализа использовать результаты аналогичных исследований или статистические материалы, нормативы и пр.
Панельные материалы можно отыскать в самых разных первоисточниках. Чаще всего они размещены на официальных сайтах государственных ведомств и служб, описаны в научных работах (диссертациях и статьях), отмечены в специализированных базах данных и пр.
Чаще всего студенты обращаются ко следующим источникам панельных данных:
- Росстат. Здесь можно найти статистические отчеты, показатели по отраслям и организациям, социально-экономические параметры и показатели и пр. На их основе проводится анализ тенденций в динамике.
- Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (сокращенно РМЭЗ). Данная база ведется НИУ ВШЭ. Она содержит сведения о домохозяйствах. Здесь можно найти сведения о благосостоянии населения, доходах и расходах, уровне жизни, состоянии здоровья, мнении россиян о качестве услуг и пр.
- Международная база Евростат. Здесь можно найти основные показатели, подчёркивающие экономическое, демографическое, культурное, социальное и прочее развитие населения (отраслей стран и т.д.).
- Специализированные базы данных. В частности, студенты часто обращаются в узкие научные базы для сбора информации по определённой предметной области или теме. Ярким примером такой платформы является pubmed, где публикуют отчеты об исследованиях. Статистические данные по регионам или состоянии здравоохранения государства и т.п. Также найти полезные материалы можно в международных базах данных Скапус, wos, JSTOR и пр.
- Международные организации: ВОЗ, Всемирный банк, Европейская комиссия и пр. Такие организации публикуют материал по конкретному направлению или в государственных, глобальных масштабах. На их основе можно проводить сравнительные исследования.
- И др.
При работе со вторичной информацией важно обратить внимание на ее актуальность и «чистоту». Конечно, фактчекинг таких данных провести довольно сложно. Но важно убедиться, что материал качественен, не вызывает сомнений и пригоден в НИР.
Как оформить панельные данные в дипломе?
Панельные данные – основная часть информации при написании диплома. Она используется преимущественно в практическом разделе, но также может стать отличным дополнение м материалов (для подчеркивания актуальности и ценности исследования) в теоретической части.
Форматирование таких материалов должно учитывать требованиям, предъявляемые к диплому. То есть важно ориентироваться на методические рекомендации и госты. Поэтому правила оформления будут едиными. Мы уже не раз описывали, как грамотно оформить дипломную работу.

Панельные данные могут быть получены в качественном, количественном виде. Студенту предстоит тщательно их переработать, сгруппировать, преобразовать, чтобы далее представить результаты анализа и подчеркнуть результаты, выводы, факты и т.д.
Чаще всего панельная информация преподносится в виде графиков, схем, диаграмм. Такой формат позволяет наглядно отметить тенденции, взаимосвязи, темп роста или сопоставить отдельные показатели.
Числовые данные студенты предпочитают отмечать в таблице, систематизируя данные по степени связности, взаимодополняемости. Результативности. При таком подходе каждая таблица посвящается определённой группе показателей, тенденции, где изменение тех или иных параметров описывается с научной и практической точек зрения.
Все графические материалы и таблицы подлежат озаглавливанию и нумерации. Заголовок призван отразить суть, тенденцию или проблему, которая была замечена на основе соответствующей группы материалов. Он излагается емко, кратко, информативно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе с панельными данными в дипломе
Применение панельных данных в дипломной работе требует от автора осторожности и избирательности. Писать диплом на основе такой информации непросто. Поэтому стоит обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, нужно сначала разобраться в избранной теме, направление, проблематике и только потом приступать к поиску панельных данных. Очертите конкретный круг информационного поля: что вам нужно и для чего. Не спешите собирать все доступные первоисточники. Сосредоточьтесь на проблеме и гипотезе.
Во-вторых, оцените возможности по проведению эксперимента или прикладного исследования на основе опроса, анкетирования и пр. В данном случае важно составить программу НИР, определить сроки реализации каждого этапа (не забывая при этом о многомерном подходе).
В-третьих, для сравнения можно использовать личные наблюдения, статистические материалы, отчётность объекта исследования (организации). Важно на их основе не просто изложить общую ситуацию, но и выделить конкретные изменения, причины и факторы, особенности и пр. Панельные данные не только уточняют, но и обосновывают выводы.
В-четвертых, все источники информации должны быть включены в диплом грамотно, уместно, легально. Это означает, что автору предстоит понять, как и в каком месте (главе, параграфе и пр.) Он намерен применить материал, для чего (что он хочет показать с его помощью). Более того, при включении вторичного источника важно указать ссылку на его автора. Важно исключить плагиат чужих работ, мыслей, выводов.
В-пятых, используйте разнообразные формы подачи данных. Для сравнения материалов по периодам можно использовать таблицы или диаграммы, гистограммы, линейной графики. Для отражения итогов корреляционного или регрессионного анализа подойдут диаграммы рассеяния. Притом не стоит бояться группировать данные. Главное – делать это с умом: логично, связно, обоснованно.
Панельные данные в составе дипломной работы могут играть как описательные, так и доказательные функции. С их помощью можно расширить тему, подчеркнуть актуальность или особые тенденции, обосновать результаты и выводы. Все зависит от контекста и целей их использования. Главное – писать научно, четко, однозначно, опираясь на проверенные сведения.
Собирая такой материал важно обеспечить стабильность выборки, периодичность проведения исследования и контроль за качеством данных.
При оформлении диплома тщетно следуйте гостам, а также рекомендациям научного руководителя.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





