Метод кейс-стади в социальных науках: теоретические основы и методологические принципы

Сбор данных сегодня – процесс, обеспечивающий исследователей и аналитиков материалом, необходимым для решения огромного количества различных задач. Метод кейс-стади, или исследования случая, считается инструментом качественного анализа, базирующегося на наблюдении, всестороннем и качественном.

Метод кейс-стади в социальных науках: теоретические основы и методологические принципы

Сбор данных сегодня – процесс, обеспечивающий исследователей и аналитиков материалом, необходимым для решения огромного количества различных задач. Метод кейс-стади, или исследования случая, считается инструментом качественного анализа, базирующегося на наблюдении, всестороннем и качественном.

Случай – совокупность аспектов

Под случаем понимается огромное количество аспектов: от события и процесса, до индивида, совершающего аморальные поступки, и индивидуальных социальных программ. Везде в центре внимания исследователей находится «единица», под которой может пониматься не только индивид, но организация, социальная группа или целые институты, социум, отношения в нем, а также события. Несмотря на кажущуюся масштабность некоторых «единиц», они представляются системой ограниченной. И границы прорисовывает тот самый случай.

Суть кейс-стади
Суть кейс-стади

Из этого следует вывод о том, что метод кейс-стади, то есть исследования случая, представляется совокупностью активных мероприятий, направленных на исследование определенной «единицы». Метод кейс-стади – популярный инструмент, который применим в образовании, психологии, экономике, политологии и, конечно же, социологии. Интенсивное исследование случая ориентированно на получение совокупной и детальной информации о том, что представляет собой социальное явление или событие, связанное с рассматриваемой «единицей».

Сбор данных, необходимых для организации и проведения исследования, должен организовываться не из одного источника. К обработке материалов, полученных не только на информационных ресурсах, привлекаются самые разные инструменты. Главный принцип – качество и продуктивность. Наряду с традиционными методами сбора данных, такие как наблюдение или интервью, используется метод обработки документов, исследование артефактов и т.п.

Следовательно, метод кейс-стади представляется методом сбора данных, для которого характерно погружение в глубь исследуемого вопроса, а не расширение границ его охвата. Исследование случая относится к категории описательных, так как наблюдатель не только отслеживает исследуемую «единицу», но и описывает все ее состояния. Наряду с описательной категорией стоит исследовательская, так как описывается обычно то, что произошло или изучается.

И все же, исходя из понимания того, что разные ученые в разные времена с разных точек зрения подходили к процессу рассмотрения такого явления как исследование случая, стоит обозначить, что в общих чертах рассматриваемый процесс видится методом изучения ситуации, для которого характерны критерии всесторонности и основательности. Он ориентирован на углубленное и комплексное рассмотрение ситуации, связанной с социальной единицей для того, чтобы осмыслить не только явное, личное, но и скрытые параметры исследуемой «единицы».

Case-study в социальном исследовании

Case-study – концепция проведения качественного исследования в социологической сфере. В научных кругах данное явление имеет еще одно название – монографический подход или метод.

Кейс-стади (case study) – это метод исследования, который предполагает углубленное изучение одного конкретного случая, ситуации или явления для получения подробного понимания и выявления закономерностей. Это не просто описание случая, а анализ с целью выявления ключевых проблем, факторов и возможных решений.

Главная концепция данного явления – ориентация исследовательских мероприятий на весьма основательное изучение одного единственного случая. Для этого подбираются оптимальные варианты исследовательских методов.

Тонкости кейс-стади и кейса
Тонкости кейс-стади и кейса

Необходимо точно понимать, что такое «кейс». Под кейсом понимается локализованное явление, за которым ведется наблюдение в конкретной точке времени или определенной временном интервале. В этом случае важным критерием становится ситуация.

Доказано, что case-study представляется процессом всестороннего анализа конкретного случая, в результате чего появляется полное и объемное отображение того, что изучается. Важно, что феномен рассматривается в реальных условиях. При этом особое внимание уделяется максимально доступному погружению в тему и исследование механизмов, которые скрыты.

Если рассматривать case-study в рамках социологических исследований, то процесс направлен на выяснение и регистрацию развития во всех его проявлениях. Источники получения данных и применяемые в ходе реализации мероприятий по изучению случая методы должны быть разнообразными, качественными или количественными.

Если рассматривать основные методы, используемы при исследовании случая, то инструментами для сбора данных называются:

  • наблюдение;
  • документация, артефакты;
  • интервью;
  • данные статистические, визуальные.

Среди допустимых инструментов – количественный опрос, контент-анализ и т.п.

Главным правилом сбора информации и проведения кейс-стади называется необходимость организации глубокого исследования в реальном контексте.

В научном мире используется и видовая классификация кейс-стади. Здесь выделяют, согласно видению проблемы Р. Йеном, следующие разновидности:

  • разъяснительное, ориентированное на выяснение причин и следствий выявленных связей;
  • описательное, нацелено на отображение феномена в реальном окружении;
  • разведывательное, предполагающее возможность сбора предварительной информации до начала работы над вопросами исследования.

По мнению Готлиба, выше указанные виды можно дополнить:

  • единичным вариантом, т.е. исследованием, которое детально и основательно анализирует только один уникальный случай;
  • множественным вариантом или сравнительным, который понимается типом исследования, в котором, для обнаружения закономерностей, изучаются и сравниваются данные нескольких реальных проблем.

Как уже отмечалось, кейс требуется изучать со всех сторон, в единстве, совокупности всех проявлений.

Дизайн

Кейс-стади это своеобразное, очень популярное исследование, которое должно обладать своим дизайном.

Из чего складывается кейс в социальном исследовании?
Из чего складывается кейс в социальном исследовании?

Дизайн необходим для того, чтобы визуализировать динамику происходящего. А это значит, что данный аспект изначально предполагает выделение на изучение случая значительного временного интервала.

В рамках понятия дизайна case-study, проявляется термин «триангуляция», ориентированный на рост показателей достоверности исследовательских мероприятий посредством обращения к нескольким информационным источникам или применения, к процессу анализа информации, нескольких подходов. В рамках триангуляции принято использовать разнообразие данных, способов их получения и обработки и привлекать разных исследователей.

Формирование дизайна невозможно без определения и обоснования выборки кейса.

Процесс отбора кейса подчиняется определенной логике. А логика выбора случая бывает достаточно разной:

  • «типичный»;
  • «полярные», «экстремальные» (более информативные);
  • максимальная вариация (одно отличное основание для набора кейсов);
  • «критический».

Кстати, выборка может быть целевой или теоретической. Все определяется задачами проекта, его структурной моделью.

Информации для анализа конкретного случая

Исследования конкретного случае предполагают работу с большим объемом разнообразной информации. Именно на основании собранной информации складывается детальная картина случая с учетом вариативности, многоплановости, комплексности. Основная сложность здесь заключается в том, чтобы не запутаться в этом разнообразии.

Методы работы с информацией

Для анализа собранной информации подбираются самые оптимальные методы, которые могут быть как качественными, так и количественными.

Правила работы с информацией методом кейс-стади
Правила работы с информацией методом кейс-стади

Репрезентативность

Типичность или обобщаемость. Многочисленные исследования дали однозначный вывод о том, что добиться количественной или статистической обобщаемости, в рамках кейс-стади, не представляется возможным. Теоретическая репрезентативность возможна и желательна. В данной связи доказывается возможность применения метода кейс-стади для:

  • выстраивания новых теорий;
  • тестирования имеющихся теорий с помощью формирования нового контекста;
  • формирования целостного восприятия феномена.

А вот степень ценности результатов может обуславливаться самыми разными факторами:

  • формирование моделей посредством теоретической аргументации;
  • симбиоз методов (количественные, качественные);
  • аргументированность процесса формирования выборки.

Разнообразие кейсов в социальных науках позволяет создавать условия для их сравнения. В этом случае речь идет о возможности метаэтнографического анализа.

Метаэтнографический синтез

Данное явление позволяет:

  • осуществлять сравнительный анализ и синтез данных с качественными характеристиками, последние извлекаются из определенного набора кейсов;
  • в ходе реализации проектов международного уровня рассматривать ситуацию в рамках локального контекста или в формате разных языковых проявлений;
  • «развернутый» этнографический случай дает возможность определять наличие общих черт, через анализ уникального явления.

Метаэтнографический анализ предполагает определенную последовательность проведения:

  • формирование базы;
  • выяснение объема данных, относящихся к исследуемой области;
  • формулирование вопросов для проведения исследования;
  • создание общих категорий (коды второго уровня) посредством перевода показателей одного случая в другой;
  • формирование показателей третьего уровня.

База формируется посредством процесса кодирования, где:

  • код первого уровня (открытая форма кодировки) – показатель, практически алогичен исходным данным;
  • код второго уровня (кодировка осевого типа) позволяет получить категории, в которых коды первого уровня обобщаются.

Коды второго уровня служат для создания схемы кодирования, которая пишется на общем языке. Мемо прописывается для участников, а к каждому кейсу оформляется аналитический отчет.

Формирование показателей третьего уровня производится посредством объединения ключевой линии аргументации с базовыми представлениями.

Обратимся к теоретическим основам метода изучения ситуации.

Теоретические основы кейс-стади

В социальных науках метод кейс-стади относится к категории качественных методов изучения различных явлений, предполагающий возможность детального и всестороннего исследования одного или нескольких случаев в реальности. Рассмотрим теоретическую базу метода изучения ситуации.

Философско-методологическая база. Как видно из названия, в основе кейс-стади – философская база:

  • Интерпретативизм, как метод исследования в социологии, в рамках которого анализ поступков или случая базируется на идеологии, стандартах и культурном достоянии общества, в котором совершаются. Модель качественная, ориентированная на изучение информации, связанной рамками социологии с действиями людей. В центре внимания исследователей – осмысление персональных представлений и действий личности.
  • Конструктивизм – подход, опирающийся на понимание активного формирования человеческих знаний их собственными усилиями, а не осваивания готового продукта, получаемого из окружающего пространства. Реальность в данном подходе видится социальной конструкцией, а не установленной объективной реальностью.
  • Критический реализм – подход к поиску объяснений через фокус на возможных достижениях человека в реальном социальном контексте. В центре внимания процессы выявления и познания бессознательных механизмов, на основании которых выстраиваются рассматриваемые феномены.

Без теоретической базы нельзя организовать качественное исследование. А это значит, необходимо поговорить о тех, кто внес свой весомый вклад в создание и развитие метода кейс-стади.

Ведущие исследователи

В научном мире есть практики и есть теоретики. Вторые создают теоретическую базу, которая потом практиками проверяет в ходе реальных исследований. Среди наиболее известных можно назвать:

  • Роберт Ингрэм – ученый, стоящий на позициях структурированного подхода; по его мнению, метод изучения ситуации является методом, который должен использоваться для тестирования предположений.
  • Шаран Мерриам – профессор, видевшая перспективы использования кейс-стади в педагогике, акцентировала широкие возможности метода в сфере обучения.
  • Кэтлин Айзенхардт признавала серьезную возможность использования информации, собранной в кейсах, как базу для выстраивания теорий.
  • Бент Флайвбьерг подвергал критике принцип универсализма, акцентировал внимание на эффективности неабстрактных знаний, получить которые можно непосредственно из кейс-стади.

Метод исследования ситуации пользуется популярностью. Но критика данного подхода стоит того, чтобы обозначить основные спорные или проблемные вопросы.

Недостатки

Несмотря на ряд серьезных достоинств, которые были рассмотрены выше, метод кейс-стади критикуют.

Слабые стороны кейс-стади
Слабые стороны кейс-стади

Серьезную озабоченность со стороны научного сообщества вызывают следующие аспекты:

Первое, на что обращают внимание критики метода, этот тот факт, что результаты исследования ситуации обладают ограниченной применимостью.

Второй критикуемый фактор сосредоточен в области вероятного субъективистского подхода исследователей, которые изучают и объясняют результаты. Риск субъективного восприятия информации и результатов достаточно велик.

Еще один критерий, подвергающийся критике, заключен в трудностях, с которыми сталкиваются исследователи в попытках повторить процесс и подтвердить полученные однажды данные.

Методологические принципы кейс-стади

Выше уже отмечались некоторые методологические принципы метода исследования ситуации. Остановимся еще раз на основных ключевых моментах.

Правила кейс-стади
Правила кейс-стади

Контекстуализация – принцип, базирующийся на необходимости исследования и принятия во внимание глубины контекста, являющегося для феномена локацией для проявления и развития.

Метод кейс-стади не может исследовать изолированный феномен. Поэтому рекомендуется изучать ситуацию в совокупности с его окружением (социальное, культурное, политическое, экономическое).

Доказано, что именно окружающая действительность может наложить отпечаток на то. как феномен будет воспринят, какое поведение будут демонстрировать участники и какими будут показатели проведенного исследования.

Целостность или холизм. При подготовке исследования, проводится работа над поиском цели исследования. В рамках кейс-стади конечным результатом работы становится стремление досконального изучения случая, где не останутся без внимания параметры, связи и последовательность изменений, состояний, проявлений.

Принцип целостности предполагает необходимость изучения и анализ не только элементов кейса, но всех проявляющихся и скрытых связей.

Методологические принципы кейс-стади – это базовые правила и руководящие принципы, используемые в изучении определенного случая (кейса) для всестороннего понимания его параметров, развития и результатов. Они определяют закономерности и организацию исследования, оберегают от субъективности и дают уверенность в надежности достигнутых результатов.

Кейс-стади – метод, в рамках которого присутствует стремление осознать и изучить качественную разноплановость реальности феномена.

Глубинный анализ – принцип, требующий всестороннего рассмотрения и изучения, направленного не на обобщение представления о феномене, а на углубление, детализацию аспектов одного или нескольких случаев. Данный принцип помогает обнаружить скрытые проявления (структуры, процессы, связи).

Для реализации данного принципа проводятся комплексные мероприятия по подбору и реализации методов сбора данных.

Осуществление глубинного анализа возможно при условии приоритетного использования качественного анализа. Данный факт не исключает возможности исследования показателей с количественными характеристиками.

О следующем принципе реализации кейс-стади уже упоминалось. Напомним, что триангуляция определяет необходимость использования разноплановых информационных источников для того, чтобы степень достоверности исследовательских мероприятий в отношении одного случая были максимально высокими. Чтобы добиться желаемого, к реализации кейс-стади привлекается информация из разных источников (наблюдение, статистика, документы и т.п.). Данные об одной ситуации, полученные благодаря нескольким разным методам, позволяющие обеспечить высокий уровень достоверности кейс-стади, используются для сопоставления и проверки информации, полученной из разных источников.

Теоретическая направленность – принцип, доказывающий необходимость хорошей теоретической базы. В рамках кейс-стади старые теоретические аспекты проверяются или формулируются новый предположения.

Гибкость и адаптивность – принцип, доказывающий то, что изначально обозначенные цели, проблемы, инструменты и даже стратегии исследования могут меняться в зависимости от того, что открывается при изучении кейса.

Принцип репрезентативности или обобщаемости (на основе теоретической выборки). О нем тоже упоминалось ваше. Главное, что необходимо помнить, что теоретическое обоснование должно определять процесс выбора кейса. Исследуемый случай, как уже говорилось, может быть типичным, критическим, экстремальным, уникальным, обобщенным. Необходимо исключить фактор случайности из процесса выбора кейса. Это мероприятие должно определяться способностью раскрытия проблему исследования.

Непредвзятость и самоанализ – принцип, который демонстрирует степень того, что исследователь, проводящий кейс-стади, сознательно подходит к процессу исполнения возложенной на него роли. Это отражается на контроле установок и возможного воздействия на процесс. Личность исследователя может стать причиной погрешностей. В его же силах создать условия для того, что подобных недочетов в анализе и результатах было как можно меньше.

Обоснованность выводов – принцип, который определяет качественную сторону обобщающей информации. Основными критериями качественного вывода должны стать аспекты:

  • логичности, позволяющие соотнести данные исследования с итоговой информацией;
  • аргументированности, где в качестве фактического материала могут выступать цитаты или феномен;
  • согласованность с такими факторами как теория вопроса и реальный контекст.

Есть еще аспект универсальности. Однако выводы не всегда могут предложить информацию, соответствующую данному параметру. Поэтому реализация обозначенного аспекта требует под собой серьезных оснований.

В рамках социальных наук кейс-стади признается методом, далеко выходящим за рамки описания изучаемого случая. Сегодня кейс-стади признан научным методом, а значит его реализация предполагает неукоснительное следование обозначенным методологическим принципам. Только такой подход позволит знаниям о ситуации и мире быть исчерпывающими, убедительными и теоретически значимыми.

Фокус-группа в рамках кейс-стади

Ранее мы говорили о методах сбора информации, которые с успехом используют в рамках кейс-стади. Остановимся на методе фокус-группы и рассмотрим это явление в рамках изучения случая.

Суть кейс-стади при работе с фокус-группой
Суть кейс-стади при работе с фокус-группой

Если рассматривать фокус-группу как специфический метод, то это явление реализуется в формате беседы, участником которой становится группа людей. Эксперты и помощники, привлеченные к исследованию конкретного случая, в рамках фокус-группы обсуждают определенную проблематику в соответствии с заранее сформулированным планом. Обсуждение организуется в подготовленном помещении. Беседа идет в формате прямого контакта. Организация работы фокус-группы требует серьезного подхода к процессу спланированного обсуждения. Это необходимо для того, чтобы в атмосфере доверия, уважения и взаимопонимания, зафиксировать мнения по определенной проблематике в рамках исследования конкретного случая.

Формат фокус-группы отлично подходит для обсуждения социальных проблем, вопросов прогнозирования, разного рода исследований. Благодаря специфике кейс-стади, подготовка, реализация и итоги работы фокус-группы гарантирует всегда положительный результат.

Формат фокус-группы помогает генерации самых неожиданных идей. И способствует этому не только доброжелательная обстановка, но и доверительное общение между участниками, которые могут высказывать различные, даже самые абсурдные предположение. Отделить зерна от плевел, то есть нужное от ненужного, можно только в конструктивном диалоге и при наличии полного набора качественной информации.

Среди сложностей организации и проведения фокус-группы в рамках кейс-стади называются трудности, с которыми сталкиваются организаторы в процессе оформления и обработки мнений, идей и т.п.

Трудности

Изучение социального случая требует правильного подбора участников фокус-группы для обсуждения собранной информации. Чтобы результаты обсуждения были максимально продуктивными, необходимо подбирать экспертов, обращая внимание на соответствие претендентов основным заданным характеристикам (социальный класс, пол, национальность, образование, возраст).

Если в группу входят участники приблизительно одного возраста, то, при формировании смешанной группы, требуется учитывать критерий отказа от обсуждения вопросов деликатного характера. Вообще правила формирования фокус-группы по половому признаку очень разнообразны. В процессе планирования данного мероприятия необходимо серьезно подходить к рассмотрению нюансов. Только так можно избежать конфликтных ситуаций и добиться максимальной эффективности задуманного.

При рассмотрении кандидатур для участия в фокус-группе для обсуждения и изучения социального случая, необходимо учитывать перечень ограничений. Так, к примеру, может быть отказано кандидату только по тому, что ему известен процесс реализации задуманной беседы. Еще причинами для отказа могут стать личные знакомства не только с самими участниками, но и с координатором мероприятия. Отказать могут и экспертам, специализирующимся в области рассматриваемого случая, а также профессиональным маркетологам и тем, кто занимается рекламой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Алгоритм

Достаточно сложным представляется алгоритм проведения фокус-группы в рамках изучения социального случая. Он представляет собой последовательность разноплановых шагов, каждый из которых достаточно обширен и кропотлив:

  1. Отбор участников. Процедура начинается с обработки предварительной анкеты, которая позволяет выделить наиболее подходящие кандидатуры. Затем следует этап обзвона пошедших первую ступень отбора. В рамках телефонного разговора решается вопрос времени и места. На этом этапе происходит повторный отсев предполагаемых участников.
  2. Шаг второй – ознакомительный.
  3. Шаг третий – основной. На этом этапе участникам фокус-группы по изучению социального явления представляют проблему и предлагают обсудить не только имеющуюся информацию, но и в целом саму исследуемую ситуацию. Требуется продумать комплекс мотивировочных мероприятий.
  4. Шаг четвертый – заключительный, предполагает подведение итогов беседы, формулирование выводов. Обязательным элементом процесса обсуждения является фиксация происходящего всеми доступными способами (видео, аудио).

Обязательной процедурой завершающего этапа работы фокус-группы становится этап анализа достигнутых результатов. Для этого производится расшифровка видеозаписей и стенографирование текстового материала. Целью всех действий становится процесс формирования «мозаики понимания». Для удобства работы с итогами процесса изучения ситуации в рамках кейс-стади, некоторые материалы оформляются в таблицы, снабжаются комментариями и пояснениями.

По итогу создания полного комплекса теоретических материалов, дополненных обсуждениями и экспертными выводами, оформляется отчет, в котором требуется размещение всей тематической информации: от введения и целей с задачами, до рекомендаций, расположенных в заключении. В отчете обязательно должны располагаться приложения, в которых размещаются все наглядные материалы, таблицы, анкеты, диаграммы и т.п.

Предложенная информация позволяет сделать вывод о том, что подготовка и реализация метода кейс-стади в социальных науках – процесс весьма непростой, но позволяющий добиться максимально эффективных результатов. Добиться этого затруднительно, но необходимо. И в этом поможет не только грамотная теоретическая база, но точное соблюдение методологических принципов и верный выбор методов реализации задуманного.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!