Любое исследование требует колоссального подхода, максимум внимания и ответственности, так как от результата может зависеть не только репутация автора, но и развитие науки и отрасли. Одним из важнейших этапов выполнения любой научной работы является подбор методов и инструментов, которые позволят максимально эффективно достигнуть намеченной цели, выполнить поставленные задачи с минимальными затратами и потерями, рисками.
Понятие методологического аппарата
Методологический аппарат научного исследования предполагает наличие всех обязательных элементов, которые в совокупности позволят решить актуальную проблему и предложить ее эффективное решение.
![Понятие методологического аппарата](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-168.png)
При формировании методологического аппарата студенческой или научно-исследовательской работы необходимо учитывать:
- Специфику отрасли или области наук, выбранной темы проекта;
- Цель и задачи научной работы: для чего она создается, какая роль отводится ей в теоретическом и практическом плане;
- Методы и инструменты исследования: какими приемами и методиками будет пользоваться автор, обоснованность выбора и пр.;
- Проблему проекта, которая проявляется в сложностях, возникающих в работе педагога, различных противоречиях относительно действия тех или иных теорий, законов и пр.;
- Гипотезу автора, то есть вероятное решение проблемы.
- Специфику объекта исследования: основные характеристики, текущее положение и пр.
- И пр.
Как правило, методологическая база научной работы по педагогике подчеркивается во введении. В его основу включают основные элементы вводной части студенческого или научно-исследовательского проекта.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Краткая характеристика методологического аппарата педагогического исследования
Методологический аппарат педагогического исследования должен способствовать полному раскрытию темы. Он призван продемонстрировать актуальность и значимость изучаемого вопроса, а также определить возможности и стремления автора: какой базой он располагает, какими инструментами и приемами владеет и т.д.
Ключевыми параметрами методологического аппарата педагогического исследования являются:
- Актуальность выбранной темы, которая подчеркивает наличие важной и нерешенной проблемы, проблем в науке или отрасли и пр. Данный постулат свидетельствует о том, что рассматриваемый вопрос остается востребованным, имеет уязвимые места и требует решения.
- Проблема, объект и предмет исследования. Автору научно-исследовательской работы важно грамотно определить, что именно он будет изучать, в каких пределах (ограничения уставит предмет исследования). Также ему необходимо четко обозначить, кто будет являться объектом исследования: класс или группа, индивид, возраст, пол и пр.
![Ключевые параметры методологического аппарата педагогического исследования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/08/word-image-169.png)
- Цель и задачи, гипотеза проекта. Цель должна отражать наличие проблемы и необходимость ее решения. Притом сама проблема должны быть строго связана с темой исследования. Задачи – это поэтапный план действий, который позволит изучить и решить конкретную проблему. Автор научной работы также должен сформулировать собственную позицию и предлагаемое им решение в виде гипотезы, которая на протяжении всей работы будет доказываться или опровергаться. Гипотеза в педагогическом исследовании может носить практический характер (нацелена на совершенствование реальной практики педагога, методов преподавания) и теоретической (изучение эффективности действия теорий в современных условиях).
- Методы исследования. Здесь автор подбирает инструменты, приемы и методы, с помощью которых будет раскрывать выбранную тему, решать поставленную проблему и исследовать гипотезу.
- Новизна и значимость научной работы. Данные параметры призваны показать, что автор стремится привнести определенные перемены в научную и практическую среду педагогики, предлагаемые им действия и мероприятия важны и эффективны.
Автору педагогического исследования нужно правильно определить каждый элемент методологического аппарата. В противном случае исследование будет бессмысленным и недостоверным.
Если исследование предполагает проведение эксперимента, то о необходимости его проведения также необходимо заявить в методологическом аппарате.
Особенности отражения методологического аппарата педагогического исследования
По сути, методологический аппарат зрительно предстает перед читателями научной работы в виде введения. Поэтому писание этого элемента проекта должно быть логичным, последовательным и взаимосвязанным.
Автор должен конкретизировать каждый параметр (актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы и пр.). Далеко не во всех проектах допустимо использование выделение текста, поэтому каждый последующий элемент целесообразно начинать с красной строки.
Методологический аппарат педагогического исследования позволяет показать, почему автор выбрал тему, как он намерен ее раскрыть, какие новшества предлагает, как будет отстаивать собственную позицию.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!