Студенты, в процессе освоения выбранной ими специальности, профессии, сталкиваются с различными заданиями. В одном случае им достаточно применить полученные знания, подставив известные параметры в формулу и произведя несложные вычисления. В другом случае – организовать научное исследование и обосновать полученный результат, вывод и мнение. Существует еще один тип заданий, призванный углубить познания и компетенции студентов, а также развить в них умение неординарно мыслить, находить новые пути воздействия, стремление к инновациям, креативу – творческие задачи.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, признаки, функции и особенности творческой задачи
Творческая задача представляет собой специфический формат заданий, ориентированный на развитие критического мышления, логики, воображения и умения адаптироваться под конкретные условия, параметры и с их помощью получить конечный результат с четким обоснованием.

Такого рода формат обучения обладает рядом специфических признаков:
- Единой схемы решения, четкого алгоритма или стандартов для выполнения задания нет. Творческие задачи решаются в индивидуальном порядке и учитывают уровень подготовки исполнителя, определенные предметные рамки и правила, располагаемый инструментарий и возможности индивида и пр. То есть в данном случае происходит учет и следованием общепринятым нормам, но траектория решения может быть любой, по усмотрению решающего;
- Интуитивный подход. Решение и получение результативного ответа на основной вопрос происходит на уровне интуиции. Каждый исследователь самостоятельно выбирает методологию, инструментарий, устанавливает последовательность мероприятий, которые приведут к конкретному результату и выводу. Здесь нет четкого алгоритма, требований, но следовать действующим нормам и правилам придется. Ход выполнения задания зависит от воображения студента и умения быть гибким. Маневренным, учитывать стандарты и правила.
- Комплексность. Данный признак предполагает, что для выполнения кейса или решения определённого вопроса универсанту придется полагаться на различные правила, теории, а также применять практические тактики для проверки (апробации) выдвигаемого решения и его обоснования.
Творческие задачи в рамках учебного процесса выполняют ряд существенных функций. Во-первых, общеинформационную и мотивирующую. Посредством конкретной ситуации или вопроса, такие задания подталкивают студентов к изучению темы, дополнительной литературы, постижению соответствующих правил и научных подходов. Без знания теории выполнить кейс не удастся.
Во-вторых, интеграционная функция. Она состоит в том, что индивиду приходится следовать четким правилам и маневрировать между ними, оперируя располагаемыми сведениями. В этом случае важно грамотно выбирать и объединять различные подходы, инструменты, способы, техники, не бояться комбинаций и креатива. Главное – тщательно продумывать каждый шаг, оценивать потенциальный результат.
В-третьих, креативная и персонализирующая задача. Каждый студент выполняет полученное задание самостоятельно, исходя из собственных соображений. Ассоциаций, возможностей. Поэтому одна и та же задача может быть решена кардинально разными способами. Важно уметь кооперировать материал, работать с ним со всех посильных позиций, всеми способами, проявляя оригинальный подход к заданию. Траектория решения может быть как длинной, так и короткой, но в любом случае будет эффективной и результативной.
В-четвертых, инновационная миссия. Решение творческой задачи должно быть не просто эффективным, но и новым, подчеркивающим авторское мнение, подход, подготовку и сноровку. Как правило, такого рода примеры нацелены на создание кардинально нового продукта, услуги или методики. Для инноваций важно располагать критическим мышлением и креативным подходом. Не бойтесь удивлять, экспериментировать. Но все выдвигаемые положения и решения должны быть аргументированными.
Таким образом, творческие задачи – это особая практическая каста, призванная закрепить теоретический и научный материал, а также развить навыки самостоятельного поиска решения, умений сочетать традиционные подходы с собственным воображением, возможностями.
Правила решения творческой задачи
Чтобы справиться с творческим кейсом или упражнением, важно понимать и уметь пользоваться определенными правилами.

Принцип 1. Последовательность и планомерность решения. Он предполагает, что поиск конечного результата и ответа на основной вопрос будет представлен в виде конкретного процесса, который имеет свое начало, развитие и конец. Поэтому решение творческого задания – это определенная исполнителем последовательность действий и мероприятий, каждое из которых приводит пользователя к определенным результатам, выводам, дает основу для новых размышлений и дальнейший итераций.
Выполнение творческого задания потребует разработки четкого плана. Притом он будет носить индивидуальный или авторский характер. В нем отмечаются основные действия, раскрывающие суть и особенности реализации намеченной идеи.
Принцип 2. Обоснованность. По мере проведения каждого этапа, мероприятия. Исследователь поучит определенный результат. Важно сделать так, чтобы каждое действие было обдуманным, а полученный итог – обоснованным на базе научной теории, статистики, личных примеров и пр.
Все мероприятия, воспроизводимые при поиске ответа на целевой вопрос, должны быть выверенными с научной точки зрения, эффективными – с практической поэтому важно понять и казать их состоятельность, необходимость и уместность с помощью соответствующих правил, теорий, ограничений, формул и пр.
Принцип 3. Креативность. Он предполагает, что предлагаемое студентом решение будет сочетать в себе нормативный, научный и авторский стиль. То есть при разработке стратегии и плана действий, нужно следовать общенаучным и специальным (тематическим) законам, а также умело комбинировать собственное мнение, идею с ними. Пользователю предстоит кооперировать различные инструменты, техники, действия в одну логичную цепочку, которая приведет к конечному результату и выводу.
Решение творческой задачи – процесс неординарный, требующий применения не только действующих научных правил и алгоритмов, предметных особенностей, но и инициативности, воображения. Благодаря такому подходу ход выполнения задания будет оригинальным, новым, отличающимся от привычных тактик.
Принцип 4. Избирательность. Данное правило требует генерации различных сценариев и вариантов выполнения задания, альтернативных способов, но при этом пользователю предстоит выбрать и обосновать один конкретный вариант, зарекомендовавший себя в качестве посильного, эффективного, оправданного, рационального. То есть ответ и тактика выполнения будет определенной.
Таким образом, чтобы справиться с творческим заданием, студенту нужно разбираться в предметной области и научных правилах, выдвигать оригинальную идею и тщательно ее обосновывать, предусматривать различные альтернативные варианты и выбирать наиболее эффективный путь.
Виды творческих задач
Творческая задача – это не просто задание, имеющее множество решений. Существует определенная градация таких кейсов, где каждый пользователь может проявить инициативу, авторский подход и выработать собственную траекторию решения, учитывая видовую специфику, научную и тематическую приверженность задания.

В зависимости от исходных данных и постановки вопроса можно выделить:
- Закрытые задачи – где прописано конкретное условий и поставлен четкий вопрос. Для выполнения таких вариантов достаточно правильно подобрать действующий алгоритм, правила, формулы и умело воспользоваться ими, подставив соответствующие данные.
- Открытые – не имеют четкости и точности, условия чаще всего размыты, исходные параметры – дефицитны и не достаточны для моментального решения, требуют обдумывания, поиска недостающих сведений, выработки дополнительных действий и построения четкой логики с акцентом на результат и целевой вопрос.
В зависимости от характера можно выделить следующе типы творческих задач:
- Изобретательская. Она предполагает необходимость разработки новой теории, подхода, метода для решения поставленного вопроса. Обычно такие кейсы содержат ряд противоречий или противопоставлений, ограничений, условий и параметров, подчеркивающих неоднозначность ситуации и возможностей ее урегулирования. Пользователю предстоит найти неординарный способ ее исполнения.
- Исследовательская. Она предполагает проведение научного исследования и выявление причинно-следственных связей, зависимостей в располагаемой информационной базе, параметрах, проведение тщательного анализа описанной ситуации. Ее решение чаще всего предстает в виде комбинации нескольких классических приемов с современными инструментами, возможностями пользователя.
- Конструкторская. Данного рода кейсы нося прикладной характер и требуют разработки нового или усовершенствованного устройства, инструмента, продукта, методологии. Как правило, условия задачи. Здесь предельно точные, четкие, подробно расписанные. Противоречий нет. Решение вырабатывается на основе интуиции и фантазии студента, но с учетом действующих научных правил, критериев. Такой формат свойственен техническим, IT наукам.
- Прогностическая. Она предполагает оценку конкретной ситуации и разработку предложений по устранению противоречий, но в качестве обоснования приводится прогнозные сценарии и предварительная оценка эффективности выдвинутой идеи. Здесь же уместна разработка триады сценариев: оптимистичный, нейтральный, пессимистичный. Пользователю предстоит в конце выбрать наиболее справедливый формат и обосновать его.
- Адаптационная или задача с подстраиваемым условием. В данном случае студент проводит детальный разбор условий дано, анализ располагаемых параметров, обстоятельств, правил и пытается подобрать традиционный способ решения.
В зависимости от целевого вопроса выделяют следующие виды творческих задач:
- Сравнительные. В данном случае ход решения основывается на сравнительных операциях, логических рассуждениях универсанта. Основной прием – сопоставление и оценка данных, обработка информации.
- Аналогичные. В этом случае пользователь полагается на технику аналогии, выбирая схожие траектории, следуя по примерам (похожим).
- Преобразовательные. Решение таких творческих кейсов требует навыков по работе с исходной информацией, ее дополнению. Здесь студиоз должен грамотно сгруппировать материал, перераспределить его, преобразовать в эффективный вид и формат для поиска и обоснования выдвигаемой идеи-решения.
- Теоретические, где достаточно показать потенциальный путь и обосновать ее с точки зрения науки, предметной области и пр.
- Практические, где требуется проведение эксперимента или опыта для оценки идеи и ее подробного описания-обоснования.
Таким образом, классификация творческих задач обширна. Знание особенностей и типа помогает быстро подобрать наиболее эффективные методы решения.
Методы решения творческой задачи
Решить творческую задачу – значит предложить конкретный способ по удовлетворению поставленного вопроса, его раскрытия и получения конечного результата. В этом деле можно полагаться на различные инструменты и приемы. Чаще всего универсанты используют следующие техники.
Способ |
Характеристика |
Условия применения |
Мозговой штурм | Предложение различных подходов и идей | Задача требует воображения и имеет дефицит информации, важно выбрать наиболее рациональный или эффективный способ |
ТРИЗ | Анализ ситуации и постановка противоречия, поиск решения на основе располагаемой информации | Четкая последовательность действий с акцентом на целевой вопрос, научную принадлежность задания, тщательное обоснование выводов |
Аналогия | Решение задания по образцу | Аналогия из жизни, теории, условий и пр., есть с чем сравнить, готовая траектория со схожими аспектами |
Интеграция или метод фокальных объектов | Рассмотрение объекта с новой стороны и присоединение к нему новых свойств, на этой основе – зарождение нового решения с дальнейшим обоснованием | Междисциплинарность, конструктивная или изобретательная задача |
Диверсионный способ | Предполагает оценку слабых сторон объекта и работу над ними, поиск решений с акцентом на восполнение недостатков, их устранение | Выделение проблемы, поиск отрицательных черт, работа над недостатками |
Техника мозгового штурма применяется в групповом варианте, когда одну и ту же задачу обсуждает команда. В этом случае каждый участник обсуждения выдвигает собственное мнение, идею. Далее происходит обсуждение потенциальных вариантов и выбор наиболее рационального или эффективного.
Например, студенты совместно решают одно и то же задание. Каждый из них предлагает свое «решение», в дальнейшим все идеи подвергаются обсуждению и выбирается одна конкретная траектория.
Метод ТРИЗ считается более гибким и подходит преимущественно к изобретательным типам заданий. В нем проявляется умелое сочетание научности и фантазии студента, нетрадиционный подход к решению проблемы. Акцент делается на известных аргументах и условиях дано.
Например, нужно выбрать такой общественный транспорт, который бы мог с легкостью передвигаться по городу и одновременно с этим перевозить большое число пассажиров. Решение может быть следующим: выбор двухэтажных автобусов или автобуса-гармошкой.
Синектика или метод аналогий предполагает использование ранее известных подходов и приемов для решения задачи. В данном случае аналогия может проводиться между заданием и реальной жизнью, формальными нормами и правилами, алгоритмами и пр. То есть пользователю достаточно подобрать готовый прототип и подставить в него известные параметры.
Техника интеграции предполагает сочетание различных инструментов и приемов для выработки решения творческой задачи. В этом случае важно сочетать науку и креативность, находить новые пути, оптимизировать традиционные методы.
Метод диверсии – это «метод от противного». Если быстро обосновать траекторию не удается, то моно попытаться ее опровергнуть или найти определённые недостатки и поработать над ними. В этом состоит его суть.
Каждый студент выбирает посильный и удобный для него прием.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по решению творческой задачи
Перед тем как приступить к решению творческой задачи. Внимательно ознакомьтесь с условиями дано. Важно понять, к какой предметной области она относится, какие темы и вопросы затрагивает, что известно и как моно оперировать (распоряжаться) известными условиями и параметрами. Для начала определитесь: что вам известно, целевой вопрос и разберитесь в теории.
Не бойтесь экспериментировать. Все предложенные варианты нужно тщательно оценить: пробуйте, анализируйте, опирайтесь на известные научные и иные факты.
Рассматривайте проблему с различных ракурсов. Такой подход поможет заметить новые возможности и варианты ее решения, обоснования.
Не ищите типичный алгоритм. Проявляйте фантазию, полагайтесь на интуицию. Наука в данном случае призвана пояснить, уточнить, обосновать.
Лучше всего полагаться на комплексные техники. С их помощью легче придумать новый подход и показать его состоятельность. Притом такие решения чаще всего более гибкие, адаптивные, современные.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
правила здесь один и ни сугубо научные. В остальном – полная свобода для студента. Он может выбирать и использовать любые посильные инструменты, приемы, способы. Но главное – обосновывать каждое действие и подчёркивать результат. Творческие задачи тем и хорошо, что подчеркивают не только уровень подготовки, но и умение ориентироваться в теме, вопросе, принимать конкретное решение, принимать определенную позицию.