Ежедневно люди сталкиваются с различными материалами в том или ином обличии: записи, книги, фильмы видео-курсы, диалог и пр. В процессе обмена теми или иными мыслями, а также при проведении научных и иных исследований индивид тщательно знакомится с различными первоисточниками. Так он формирует информационную основу проекта. Притом в ее составе важно уметь выделять информацию и факты.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие факта и информации: что есть что?
Изучение той или иной темы или вопроса провоцирует необходимость поиска и исследования большого объема первоисточников, каждый из которых помогает пользователю понять суть, выделить правила и особенности, научиться чему-либо. Притом пользователи не сразу понимают с чем имеют дело: с простым текстом или научной работой, типичной информацией или научными фактами.
Состав фактов |
Состав информации |
Научные аргументы и выводы | Учебники и пособия |
Результаты экспериментов | Научная литература и статьи |
Статистика и отчетность | СМИ и обзоры, аналитика |
Под информацией понимают общий поток сведений в рамках исследуемого вопроса, который помогают разобраться во всех тонкостях дела. То есть рассматриваемая категория представляет собой спектр всех известных данных по тематике и проблематике, которая помогает автору разобраться в сути, способах решения, причинах и следствиях, провоцирующих факторах, оценить положение дел и принять взвешенное решение и пр.
Факты представляют собой более узкую категорию данных, которая подчеркивает конкретные тенденции, их характер, помогая автору доказать или опровергнуть собственное предположение или решение, а также показать ту или иную черту, характеристику, особенность по заявленной теме.
Фактически, информация – категория широкая, а факты являются ее составляющими.
В основе любой курсовой работы, научной статьи, ВКР или диссертации будут присутствовать оба вида первоисточников. Притом информация поможет автору в целом разобраться по теме и понять, как действовать, почему возникает та или иная ситуация, на что она влияет и пр. Факты же – вещь точная, емкая, так сказать «орудие точечного воздействия».
Следует отметить неочевидную связь между данными парадигмами. Информация, подкрепленная рядом фактов, превращается в знания. Именно их получают студенты в процессе обучения в колледже или вузе, а затем преобразовывают полученную теорию в практику. Согласитесь, необычный информационный круговорот. Именно с его помощью происходит развитие науки и отраслей.
Информация и факты образуют два типа исследовательской основы. Первый – информационный. Он складывается из всех подобранных по теме проекта первоисточников, на которые автор опирается для раскрытия темы, описания ситуации и выработки решения в частном порядке или по цели проекта.
Доказательная база – это набор аргументов, которые призваны подчеркнуть правомерность или незаконность, положительный или отрицательный характер изменений в рамках изучаемого вопроса или проводимого этапа исследования. То есть с их помощью индивид проверяет и подчеркивает эффективность, возможности применения выдвинутой гипотезы, ее специфику и пр.
Важно отметить, что зачастую студенты считают термины «информация» и «факты» синонимами. Но такая трактовка не совсем корректна.
Таким образом, информация и факты представляют собой комбинацию первоисточников, которые помогают пользователю разобраться в том или ином исследовательском вопросе и обосновать полученное мнение и представления по нему. Можно сказать, что эти категории являются взаимодополняемыми.
Функциональные особенности фактов и информации
Чтобы понять специфику указанных парадигм, важно взглянуть на их функции, то есть оценить роль в исследовании или тексте.

На основе общей информационной базы (она и представляет ту самую информацию) пользователь производит «тематическое погружение», то есть знакомится с основными терминами, концепция, подходами и методологиями, действующими методиками и решениями. В этом проявляется ее описательная и развивающая миссия. То есть на основе информации студент или аспирант получает общие представления в конкретном направлении, по заданной проблеме и пр. На ее основе в дальнейшем он сужает ход научного исследования до наиболее значимого момента, вопроса и пр.
Второй функцией информации является аналитическая. Она состоит в том, что при работе с первоисточниками студенту или аспиранту предстоит их не просто читать, но и анализировать – оценивать их качество, определять их уместность и необходимость в контексте своего проекта, совместимость с выдвигаемой идеей или выводом, результатом и пр. То есть информация заставляет пользователя задуматься над ее содержимым, возможностями применения, способами проверки. Вариантами интерпретации и пр.
Третья задача информации состоит в коммуникации. С помощью располагаемых сведений, результатов эксперимента, личного опыта и сторонних мнений автор делится своими соображениями, достижениями, разработками с окружающими. То есть полученная им база данных становится центром внимания и основной конструктивной дискуссии, объектом обмена и пр.
Среди основополагающих функций факто, которые подчеркивают их характерные черты и особенности применения в проекте, моно отметить следующие:
- Детализирующая или уточняющая. Факты – это конкретное выражение, значение или показатель, который призван акцентировать внимание читателя на соответствующем моменте, изменении, положении или мнении. То есть с его помощью автор глубже исследует проблему, устанавливает те или иные связи, изменения и их характер и т.п.
- Обосновательная или опровергающая. На основе располагаемой доказательной базы исследователь подчеркивает значение и новизну полученных им результатов, делая уклон в пользу и эффективность предложенной им гипотезы или ее несостоятельность. То есть на основе располагаемых аргументов и аксиом, автор оценивает характер и качество результатов, перспективы, выстраивает защитную линию и пр.
- Ориентирующая. Факты представляют собой результативные и проверенные утверждения, которые помогают автору понять характер тенденций, установить причинно-следственные связи, показать изменения и помочь в выборе наиболее подходящих, рациональных методик, подходов и пр. То есть именно аргументы выстраивают основную концепцию исследования и способствуют выбору конкретного пути в раскрытии темы и решении проблемы на основе располагаемых данных.
Таким образом, можно отметить, что информация и факты призваны раскрыть и обосновать тему исследования и помочь автору проверить собственные предположения, показать состоятельность и эффективность (или обратное) в отношении полученных им результатов. Только их комплекс позволяет разобраться во всех вопросах и мелочах и довести начатое дело до конца.
Как определить информацию и факт? (основные признаки)
Работа с первоисточниками в рамках проектной деятельности требует особой разборчивости и избирательности. Пользователю предстоит научиться определять простую информацию от фактов и научиться корректно пользоваться каждым из вариантов.
К признакам фактов относят следующие черты:
- Каждый аргумент будет носить утвердительный характер. Факты призваны констатировать то или иное состояние. Изменение и показать его характер. То есть аргументы служат «шкалой оценки», некий «ориентир» для исследователя, на основе которого он будет формировать соответствующие выводы.
- Проверяемость и обоснованность. Рассматриваемая категория будет понятна и проверена исследователем. Притом его результативность или достоверность можно проверить, реализовав описанные действия самостоятельно. Но в большинстве случаев факты являются аксиомами.
- Узость и целенаправленность. Факт – это некий показатель или критерий, который сужает ход научной деятельности до определенного спектра мероприятий или конкретного результата, с перспективой развития. То есть на основе располагаемых аргументов автор проводит определенный этап или действие, изучает более узкие сегменты и моменты, увязывая их с общей картиной.
- Достоверность. Доказательная база складывается только из надежных сведений, которые помогают автору в проверке собственной идеи и оценке ее эффективности. Все доказательства будут только достоверными и никак иначе. Сомнительность к рассматриваемой парадигме никак не относится.
То есть факты – это специфическая часть информации, которая не требует перепроверки или по желанию исследователя может быть перепроверена, оценена и в дальнейшем применена в ходе научной работы с конкретной миссией: что-то показать, убедить, обосновать, опровергнуть, сравнить и пр. То есть они носят констатирующий и уточняющий, обосновательный характер.
Информация обладает немного иными характеристиками, которые помогают пользователю выделить ее и быстро определить:
- Всеобщий характер и разнообразие первоисточников. Рассматриваемая парадигма может описывать тему с разных сторон и позиций, ракурсов, опираться на мнения как авторитетных так и неизвестных исследователей, затрагивать различные термины и области в рамках исследовательского вопроса и пр.
- Качество данных может быть разным. Информационная база может складываться как из научно-популярной литературы, результатов эксперимента, так и на основе сомнительных выводов и мнений, рассуждений и опыта автора проекта и пр. То есть данная категория состоит из самых разных ресурсов. Притом пользователь может опираться как на надежные источники. Так и задействовать сомнительные типы данных.
- Охватывает полный ход исследования на всех этапах. Данная парадигма протекает не точечно, а повсеместно, описывая каждый шаг, теоретически и научно сопровождая исследователя вплоть до получения конечного результата и формирования соответствующего вывода.
Согласитесь, указанные признаки явно подчеркивают особенности каждой из рассматриваемых вариантов освещения темы. Факты – более узкая парадигма, основа аргументационной концепции, а информация – всеобъемлющая система описательного и аналитического типа.
Сходства и отличия фактов и информации
Каждый автор должен понимать разницу между фактами и типичной информацией, так как от этого зависит, куда он распределит соответствующие сведения и какие полномочия в исследовании им будут присвоены. Как следствие, от правильности сортировки данных будет зависеть качество полученных результатов. Поэтому важно выделить сходства и отличия фактов от информации.
Признак |
Факты |
Информация |
Характер | Утвердительный | Описательно-аналитический |
База | Доказательная | Информационная (основная или дополнительная) |
Спектр применения | Обоснование, подтверждение, сравнение | Общая характеристика, сопоставление позиций и подходов, общее руководство по исследованию |
Масштабы | Точечно, целенаправленно | Всеобщий, по всему проекту |
Использование | Однозначное | Адаптированное |
Критерии оценки | Точность и достоверность | Полнота раскрытия темы и информативность |
Отличие 1. Факты – это утверждение, а информация – описание. Доказательства, собранные автором, предстают в виде некоего закона, проверенного и обоснованного результата, аксиомы. Информация же чаще всего не имеет столь детского утвердительного характера и лишь излагает ситуацию в общем со всех доступных позиций.
Отличие 2. Факты точечны и точны, информация – глобальная и всесторонне тематически ориентирована. В этом ракурсе можно отметить, что факты используют лишь на определённом этапе исследования для подтверждения или опровержения выводов, подчеркивая значимости и характера результатов. Информационная база же призвана сопровождать каждый шаг, подсказывая автору, что делать, как оценивать, чем пользоваться и пр. Притом факты – это опора, а информация – возможности выбора дальнейших манипуляций.
Отличие 3. Факты однозначны, а информация – изменчива. Собранная система аргументов всегда трактуется конкретно, с определенным акцентом. Притом этот самый акцент в разных исследованиях имеет один и тот же характер. Используемая информационная база же адаптируется под возможности и потребности, цели автора, то есть изменчива. Ее можно преподнести под разным уклоном и тоном.
Но не стоит думать, что рассматриваемые парадигмы – две кардинально разные области. На самом деле они будут затрагивать одну и ту же тему, идею, проблему, при этом искать их можно как в одних и тех де источниках информации, так и в разных. Главное – уметь правильно группировать, преподносить и структурировать собранный материал.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе над информацией и фактами для студентов и аспирантов
Полагаться на информацию и добытые факты нужно с умом и грамотно. В противном случае любой аргумент можно «искалечить» и неправильно задействовать, усугубив тем самым качество всей работы и информации. Чтобы избежать проблем при работе с доказательной и информационной базой проекта, достаточно следовать следующим советам:
- Любые материалы независимо от их предназначения и характера важно удостовериться, что материалы по теме исследования надежны и достоверны, помогают автору получить качественные результаты и выводы;
- Определите роль и место фактов в проекте. Для этого нужно понять, где они уместны и что способны подтвердить или опровергнуть, как на них выстроить доказательную линию и траекторию исследования;
- Внимательно изучите все ресурсы и первоисточники, чтобы понять общую тематическую ситуацию, узнать действующие концепции и методы. На их основе вы будете выстраивать свой ход деятельности и описывать тенденции и пр.;
- Разберитесь во всех терминах, чтобы лучше понимать суть материалов и значение фактов в контексте;
- Старайтесь грамотно структурировать и группировать материал, используя различные способы интерпретации данных. Не забывайте не просто выделять факт, но и анализировать его в общем с текущими результатами и сведениями. Факт должен быть не самостоятельным звеном, а связующим, оценивающим.
- Не стоит громоздить в одном проекте массу однотипных фактов. Оберите из них наиболее надежные, значимые, актуальные и полагайтесь на них. Отсейте лишнее и сконцентрируйтесь на исследовательском вопросе и гипотезе, текущих результатах.
Надеемся наша статья поможет вам разобраться в своем исследовании и грамотно использовать факты и информацию.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!