Авторская позиция в курсовой работе: как подчеркнуть мнение и позицию автора в курсовой, способы выражения авторской позиции, советы

Выполнение любого студенческого проекта предполагает не банальный пересказ текста, а проведение самого настоящего исследования – изучение темы, выдвижение и проверка предложения (решение проблемы), обоснование собственного мнения и полученных результатов. Притом все эти действия находят отражение в виде небольшого, но очень важного момента – авторской позиции.

Авторская позиция в курсовой работе: как подчеркнуть мнение и позицию автора в курсовой, способы выражения авторской позиции, советы
Выполнение любого студенческого проекта предполагает не банальный пересказ текста, а проведение самого настоящего исследования – изучение темы, выдвижение и проверка предложения (решение проблемы), обоснование собственного мнения и полученных результатов. Притом все эти действия находят отражение в виде небольшого, но очень важного момента – авторской позиции.

Что это такое?

Каждый студент и аспирант, исследователь наверняка хоть раз слышал термин «обоснование авторской позиции». Если обоснование – термин понятный, то с авторской позицией возникают вопросы. Позицию какого автора нужно обосновать или показать и как это сделать?

Итак, при выполнении любого проекта (курсовая, дипломная, научная, исследовательская работы и пр.) автор погружается в выбранную им тему и проблему, притом глубина этого погружения зависит от типа изыскания, осваиваемой ступени образования и цели НИР. Здесь студенту предстоит не просто изучить, что было сделано до него, оценить текущее положение дел в науке или отрасли, но и показать собственное отношение к проблеме. Притом к последней категории будет относиться не просто оценка «как все хорошо или плохо», а целый комплекс фактов: текущая тенденция, проблема и ее симптоматика, гипотеза и результаты ее проверки, мнение исследователя (строго по теме проекта).

Что такое авторская позиция в курсовой работе?
Что такое авторская позиция в курсовой работе?

Таким образом, под авторской позицией в общем или простом смысле следует понимать мнение автора по отношению к рассматриваемой проблеме исследования и текущему положению дел в науке или на практике. Данная категория фактически представляет собой ответ на основной вопрос исследования: «Как решить проблему? Каким я вижу решение?». Притом здесь будет прослеживаться не только сам ход по «ликвидации» проблемы, но и непосредственное отношение исследователя к ней: как он воспринимает текущее положение, на каких фактах основывается, чем руководствуется (на какие теории, мнения и пр. опирается).

Если говорить на более серьезном и научном языке, то под авторской позицией в курсовой, дипломной или научной работе следует понимать основную мысль и идею проекта с отражением полученных результатов и точной постановкой ключевых моментов по схеме проблема – предположение – решение – вывод.

Авторская позиция – это результат научной и исследовательской деятельности автора НИР, который подчеркивает ключевые моменты по проблеме и описывает предлагаемое им решение. Обоснование его «угла зрения» происходит с нескольких позиций: исследовательский (на основе научных фактов), экспериментальный (апробация результатов), прогнозный и пр.

Обратите внимание, что авторская позиция всегда носит частный, индивидуальный характер. Ее невозможно копировать из других студенческих или иных проектов. В ней проявляется новизна научно-исследовательской работы. Поэтому в разных работах даже по одной и той же теме она будет отличаться, ведь выполняли их разные люди, каждый из которых обладал определенной информационной и доказательной базой, пониманием темы и проблематики. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В чем выражается авторская позиция?

Авторская позиция – это настоящая нить, которая связывает все элементы исследования в единое целое. Она учитывает прошлые тенденции и классические традиции, законы, текущее положение дел, собственные возможности и пр. Притом ее отражение происходит на протяжении всего исследования, начиная от первого слова и заканчивая итоговым выводом и рекомендациями автора.

Проявление позиции исполнителя курсовой, дипломной или научной работы отмечается в следующих моментах:

  • Анализ структуры и содержания исследования позволит оценить, с какой стороны автор намерен изучать тему и проблему, насколько он заинтересован ею и степень погружения в тему. В данном случае авторская позиция проявляется в намеченной последовательности действий: что он намерен предпринимать, как изучать, каким способом решать проблему (простой прогноз или апробация результатов), последовательность и глубина погружения в выбранную тему и пр.;
  • Разработка научного аппарата, а точнее выделение основных категорий: тема, цель исследования, проблема и гипотеза. Притом в самом прямом виде отношение и мнение автора будет проявляться в гипотезе (здесь он отмечает, как намерен решать проблему, насколько это эффективно, почему он предлагает данный механизм и пр.). При разработке кастета НИР автор проявит индивидуальность и личное мнение, отношение к проблеме, подчеркнув новизну и значимость исследования.
Связь авторской позиции с научным аппаратом курсовой работы
Связь авторской позиции с научным аппаратом курсовой работы
  • Задействованные первоисточники также помогут определить позицию автора: на какие данные он опирается (насколько они качественные и полезны), глубина погружения в тему изыскания, объективность доказательной базы и обоснованность суждений, предположений и выдвигаемого «инновационного решения». Анализ списка библиографии позволит оценить, насколько хорошо автор разобрался в теме и основных категориях, подходах, методах и реальном положении дел, соответствует ли его точка зрения текущим проявлениям и пр.
  • Выводы по результатам реализованного этапа с констатацией «что сделано – что получено», мнение автора на основе полученных аргументов, научных канонов, положений и предопределение дальнейших действий. Именно в аргументированных выводах можно проследить инновацию, ее весомость и перспективность.

Таким образом, авторская позиция – это не конкретное предложение или абзац в исследовании. Это одна из важнейших составляющих научной работы или студенческого проекта, которая подчеркивает направление изыскания, его цель и компетентность исследователя. Она отражается на протяжении всего исследования посредством проверки выдвинутой гипотезы, обоснования полученных результатов с научной и практической точек зрения. На каждом этапе выполнения НИР она раскрывается с конкретного ракурса, частично, подчеркивая необходимость дальнейших действий и возможностей, подталкивая автора к реализации новых (оптимизированных или кардинально новых) мер, шагов.

Как сформулировать авторскую позицию в курсовой, дипломной ил научной работе?

Важно помнить, что отражение авторской позиции в исследовании происходит в текстовой форме, а это значит, что ее оформление должно учитывать общие правила: научный стиль, принцип научной аргументации, оформление. Согласитесь, что отметить мнение исследователя по теме или проблеме с помощью графика или таблицы невозможно. Указанные компоненты способны отметить доказательства, тенденции, степень правоты или целесообразности предложенных действий, а сформировать четкую точку зрения.

При выполнении студенческих и научных работ недопустимо использование личных местоимений (я, у меня и пр.). Поэтому позиция автора отмечается чаще всего в обезличенной форме, но в таком ракурсе, что становится понятно, кому она принадлежит.

Способы выражения и отражения авторской позиции в курсовой работе
Способы выражения и отражения авторской позиции в курсовой работе

Формулирование отношения исследователя к теме и проблеме возможно в прямом и косвенном виде. Прямой вариант уместен при отстаивании конкретного предложения или решения, однозначной характеристики и пр. Она целесообразна при наличии четкой и точной, достоверной доказательной базы. Притом чаще всего автор опирается на личный опыт и экспериментальные данные (полученные собственноручно).

Обратите внимание на то, что никакой конкретики в выражении или выделения в отдельном контексте, разделе, абзаце не будет. То есть в тексте исследования вы не встретите пометку «авторская позиция» или «автор полагает». Все выводы и обоснования будут приведены по принципу фактчекинга, анализа собранной доказательной базы и промежуточных выводов. Окончательное отношение исследователя к рассматриваемой проблеме найдет выражение в заключении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Косвенное отражение авторской позиции возможно, если исполнитель не имеет на руках конкретных доказательств или однозначных результатов экспериментов, тема подвергается серьезной критике со стороны авторитетных экспертов и пр. То есть все доказательства относительно его правоты» будут косвенными, общими, размытыми.

Самый оптимальный вариант при отражении авторской позиции – использование принципа научной аргументации, в этом случае предложение или мнение исследователя становится грамотно обоснованным, весомым. Его суть состоит в кратком описании предложения автора, его обосновании с научной точки зрения (то есть важно подчеркнуть проблему, опыт предшественников и неэффективность текущих мер, а затем сделать соответствующий вывод, приведя несколько аргументов по результатам апробации или прогнозирования).

Чтобы корректно и грамотно отметить авторскую позицию в исследовании, достаточно придерживаться следующих правил:

  • Точная постановка проблемы и отражение мнения автора по отношению к ней: насколько она актуальна и весома, как ее можно решить (гипотеза). Притом все выражения должны быть емкими и точными, без «размытостей» и воды. В таком формате станет ясна степень разборчивости исследователя, его позиция и предлагаемый способ решения;
  • Необходимо правильно расположить авторскую позицию. Важно подчеркивать ее на каждом этапе исследования с учетом достигнутых результатов. Поэтому следует делать «промежуточные выводы» и отмечать в них отношение к проблеме. Самый простой способ отражения точки зрения исследователя – итоги/выводы по результатам подпункта и главы, общий итог НИР (заключение);
  • Подчеркнуть позицию автора также можно с помощью мнений квалифицированных экспертов, научных фактов и классических правил. Но помните, что исследование не должно быть однобоким. Для пущей убедительности придерживайтесь соотношения: 2-3 аргумента за и 1 против (критика). Не забудьте обязательно подчеркнуть свое отношение ко мнению других исследователей (предшественников, ученых и пр.).

Помните, что сформулировать и описать авторскую позицию – даже не половина дела. Важно грамотно ее обосновать, то есть аргументировать, доказать ее целесоообразность, эффективность и возможности реализации. В данном деле на помощь студенту приходят такие приемы, как сравнение, опровержение, доказательство-оправдание, прогнозирование, апробация и пр.

Популярные приемы для отражения авторской позиции в курсовой работе
Популярные приемы для отражения авторской позиции в курсовой работе

Авторская позиция подлежит обоснованию и отражению лично исследователем на основе полученных им результатов, то есть преимущественно первичных данных (опыт, эксперимент), но дополнять аргументационную базу могут и вторичные источники информации (научные работы, обзоры, комментарии экспертов и пр.). Организатор должен лично убедиться в состоятельности гипотезы, предложения и правильно описать ее в НИР.

Среди типовых конструкций, используемых студентами при выполнении курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ для отражения авторской позиции, можно выделить следующие вариации:

  • По мнению (ФИО квалифицированного эксперта)… Его точка зрения обоснована и напрямую отражает текущие тенденции в отрасли/науке, поэтому…
  • Проявление правила (описание конкретного закона, научного факта), позволяет определить… Поэтому выдвинутая гипотеза имеет место в реалиях;
  • Результаты эксперимента (исследования) показали, что… (далее по теме-проблеме-гипотезе с акцентом на результат, его характер и правоту автора).

То есть правильная формулировка авторской позиции будет придерживаться следующей последовательности: отражение конкретного результата (этапа) со ссылкой на гипотезу и проблему (что пытался разрешить исследователь), что ему удалось установить (аргументы) и о чем они свидетельствуют (с опорой на гипотезу: необходимо ли продолжение ее проверки и пр.). После этого можно отметить окончательный вывод с констатацией авторской позиции: его мнение по проблеме, план по ее разрешению, оценка эффективности и рекомендации по внедрению.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Советы по формулировке и отражению авторской позиции в НИР

Обратите внимание, что авторская позиция выполняет следующие функции при написании курсовой, дипломной или научной работы:

  • Констатирует наличие актуальной проблемы и определяет необходимость ее разрешения инновационными способами;
  • Убеждает целевую аудиторию и иных читателей в необходимости перемен;
  • Призывает объект исследования к изменениям и новшествам во избежание рисков, угроз, минимизации негативных последствий и пр.

Отражение точки зрения исследователя не всегда требует констатации. Порой автору следует раскрыть ее детальнее с помощью рассуждений, аналитических операций и пр.

Чтобы отражение угла зрения автора проекта была отмечена корректно и грамотно, достаточно придерживаться простой схемы:

  • Констатируйте (предельно точно) проблему, цель исследования и гипотезу;
  • Сначала изучите теоретические аспекты и мнение ведущих специалистов по теме/проблеме;
  • Сформируйте свое мнение по отношению к исследуемым параметрам и моментам. Здесь важно отдать предпочтение конкретной позиции и мнениям экспертов, подчеркнув тем самым весомость и обоснованность выбранного «угла зрения»;
  • Проведите «собственное расследование»: возможно сравнение теорий, концепций или реализация эксперимента. Далее обязательно проанализируйте полученные результаты и отметьте степень достижения цели и совпадение с изначальным мнением. Помните, авторская позиция неизменна на протяжении всего изыскания: она либо будет доказана, либо опровергнута;
  • Сформулируйте основной и окончательный вывод по проделанной работе, отметив степень достижения цели, эффективность или верность выдвинутой гипотезы (позиции автора), описав перспективы дальнейшего развития.

Важно понимать, что опровержение гипотезы и авторской позиции – не провал в исследовании или работе. Подобный ход не повлечет снижения итоговой отметки и пр. Главное – результат, а именно то, что исследователь разобрался во всех нюансах и осознал свои ошибки.

Если же у студента есть время на доработку и корректировки, то можно согласовать их с научным руководителем и исправить проект: переформулировать тему, гипотезу и т.д.

Самый оптимальный вариант отражения позиции исследователя в проекте – опора на принципы краткости, емкости и научной аргументации. Притом корректность данного момента зависит от ораторских и описательных способностей автора (словарный запас, логика и пр.).


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Авторская позиция в курсовой работе: как подчеркнуть мнение и позицию автора в курсовой, способы выражения авторской позиции, советы”

  • хорошая статья. В целом в курсовой работе недопустимо использовать личные местоимения и фраза «автор полагает» тоже. Не станешь ведь сам о себе так писать) поэтому лучше придерживаться обезличенной или общей формы и подчеркивать позицию в выводах по пунктам, главам или по итогам конкретного этапа исследования. Огромное спасибо за подсказки. Удалось подчеркнуть авторскую позицию в гипотезе и грамотном формировании выводов (повествовательные и утвердительные предложения). Так получилось более убедительно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *