Мотивный анализ в литературоведении: пример применения в курсовой работе

Нам с детства прививают любовь к книгам. Детям читают сказки, и затем учат их читать самостоятельно, в школе на занятиях литературы процесс чтения пересекается с разбором произведения, а студентам филологических профилей и вовсе приходится тщательно исследовать каждую эпоху и свойственные ей тексты. Одним из распространенных подходов в литературоведении выступает мотивный анализ. Сегодня мы расскажем о нем подробнее.

Мотивный анализ в литературоведении: пример применения в курсовой работе

Нам с детства прививают любовь к книгам. Детям читают сказки, и затем учат их читать самостоятельно, в школе на занятиях литературы процесс чтения пересекается с разбором произведения, а студентам филологических профилей и вовсе приходится тщательно исследовать каждую эпоху и свойственные ей тексты. Одним из распространенных подходов в литературоведении выступает мотивный анализ. Сегодня мы расскажем о нем подробнее.

Понятие мотивного анализа в литературоведении

Под мотивным анализом понимают специальный инструмент по работе с художественным текстом. С его помощью исследователь или читатель определяет общий контекст и суть текста на уровне ассоциаций, восприятия, представления описанного. То есть в центре внимания лежит мотив – некая тема, сюжет, образ или идея, которую преподносит и раскрывает на протяжении всего произведения автор.

Что такое мотив?
Что такое мотив?

Рассматриваемый подход позволяет найти ответы на различные вопросы:

  • Что хотел сказать и донеси автор?
  • Какими чертами или характеристиками обладает главный герой?
  • Что выходит на первый план? Какова роль «вторичных» персонажей?
  • Какие параметры, характеристики или элементы прослеживаются в творчестве автора или конкретном документе, работах одной эпохи и т.д.?

Данный прием появился еще в ХХ веке. Впервые этот термин был введен Борисом Гаспаровым. Он представил мотив не как определенный сюжет или нить событий в тексте, а как запутанный клубок, состоящей из множества нитей, притом каждая их них подчёркивает определённые моменты, черты, эмоции и пр. Основатель категории утверждал, что структура текста – это не просто некая решетка из множества элементов, а тесно переплетенная картина, где каждая ниточка – самостоятельная тропа. Притом сплетение нескольких «нитей» в единую картину как раз образуют полноценный художественный сюжет.

О понятии мотива можно говорить бесконечно. Существует масса его трактовок. В каждой из них ему присуща определенная черта или характеристика. Он суть остается прежней – это развитие и сплетение одного тематического поля посредством использования нескольких подходов, способов выражения и отражения мыслей или ситуации.

Мотивный разбор рассматривает текст не в дословном понимании, а в контекстуальном. То есть здесь важно понять именно суть, смысл и значение не отдельных лексем, а описанных действий, мероприятий, следствий, эмоций и т.д. Притом важно оценивать как отдельные мотивы, так и общие в рамках всего труда в целом.

Среди функций данного подхода можно отметить следующие:

  • Смысловая. Она состоит в том, что с помощью такого погружения в текст, читатель внимательно изучает описываемую ситуацию и разбирается в значении действий, конечном результате и выводе, оценивает «основный посыл» автора и его позицию;
  • Проблемно-ориентирующая. С помощью такого приема можно изучить ситуацию «изнутри» и понять, на какой проблеме сосредоточен автор, что он хочет сказать и к чему подтолкнуть, каким видит решение или что предлагает и пр. То есть благодаря тако обработке рукописи происходит выделение вопросов, на которые автор старается натолкнуть пользователей и предоставить им ответ в том или ином виде;
  • Аналитическая или перерабатывающая. Она состоит в том, чтобы вникнуть и оценить описанную ситуацию, передать основной смысл. То есть посредством такого инструмента индивид будет изучать не отдельные слова, а картину в целом и ассоциировать ее с конкретной ситуацией.
  • Доказательная. Благодаря точной и глубокой переработке текста, пользователь сможет не просто сформулировать определенный вывод, мнение, но и собрать доказательную базу для обоснования. С помощью аргументов он убедится в том, что понимает и воспринимает прочитанное правильно, корректно, точно.
  • Восполняющая или связующая. Посредством глубинного мониторинга и разбора прочитанного материала, пользователь тщательнее разбирается в значении как отдельных слов, так и контексте, роли каждого фрагмента.
  • Результативная. Посредством тщательной и всесторонней проработки текста, индивид приходит к определенному выводу, результату и общему восприятию сюжета, задумки, действий героя и пр.

Таким образом, мотивный анализ в литературоведении представляет собой особый инструмент, нацеленный на разбор произведения в целом, а также определение роли, характера и иных характеристик каждого героя или события.

Правила применения мотивного анализа

Литературное исследование протекает не спонтанно. Чтобы корректно понять то, что хотел выразить и отметить автор, необходимо следовать определенным принципам.

Как пользоваться мотивным анализом?
Как пользоваться мотивным анализом?

Во-первых, важно изучать текст не дословно, а с учетом смысловой нагрузки, то есть исследователю предстоит вникать в ситуацию, представлять образы, их роли и действия, оценивать каждое действие и результат. В этом проявляется контекстуальный принцип.

Во-вторых, необходимо исследовать не просто сюжет, но и учитывать последовательность и логичность воспроизводимых автором манипуляций, поступков и пр. Пользователю следует понять, в какой последовательности развивались события, что подтолкнуло героев к тому или иному действию или слову. Благодаря этому принципу, легко установить причинно-следственные связи.

В-третьих, принцип связности и обобщения. То есть важно не просто разбирать отдельные «кадры», картины, главы, но и понимать их роль в документе в целом: что их связывает с предшествующими действиями, как они влияют на дальнейший ход событий и т.д.

В-четвертых, принцип символизма и ассоциаций. Каждый автор может выразить одну и ту же идею или мысль по-своему, используя вымышленных героев и их уникальные образы, через описание природы и др. Очень важно уметь различать эти самые символы, облики и корректно соотносить их с лексическим значением.

В-пятых, принцип целеполагания. Он предполагает установление конкретных целей в изложении того или иного момента. То есть важно понять не только, что хотел выразить и выделить автор, но и для чего он это сделала в произведении, на конкретном этапе или в определенном месте и пр.

В-шестых, следует обращать внимание на повторяющиеся элементы, сюжеты, образы. Обычно, автор старается реализовать себя в определённом направлении, посвящая свое творчество определенной проблеме, вопросу, линии. Поэтому лучше всего внимательно изучить несколько трудов одного автора. Тогда выделить мотив будет легче. В этом проявляется правило повторяемости.

В-седьмых, лингвистический принцип. Он предполагает, что необходимо учитывать лингвистические особенности в повествовании, выражении авторской позиции: обратите внимание на то, какими оборотами и фразами пользуется автор, как он лексически подчеркивает те или иные моменты, выделяет проблему или особенности и др.

Но одним из главнейших принципов мотивного инспектирования является планирование. Очень важно понять, с чего начать и как предложить разбор художественного произведения. То есть важно понять, как разбирать картину на части и грамотно обратно «собрать пазл», но уже на ассоциативном уровне. Поэтому важно наметить четкий план действий, а в конце обобщить собранный материал.

Также стоит обратить внимание на правило результативности. По мере прочтения и разбора картины, важно подвести общий итог, где будут отмечены соответствующие итоги: общие впечатления, тема, идея автора, выводы.

Таким образом, для проведения мотивного анализа необходимо понимать цель его проведения, особенности в разборе сюжета и отдельной ситуации, вникать в суть текста (а не в отдельные слова) и уметь представлять описанное автором событие/явление/образ, констатировать причинно-следственные связи и увязывать их в целостную тематическую картину, делать аргументированные выводы.

Подходы к проведению мотивного анализа

Проведение мотивного анализа может проходить с различных ракурсов. Каждый из них будет расписывать произведение или его отдельную часть на базе определенных правил, с конкретной позиции.

Классические концепции предлагают производить изучение художественной литературы следующими способами.

Вариант

Суть

Центральное звено

Прагматический Переосмысление темы и отдельных мотивов, описываемых событий в рамках сопоставления Соотнесение общей темы с текущим мотивом (событием, сюжетом, образом) или реалиями
Структурный разбор Определение логической последовательности в развитии сюжета, определение связности событий Расчленение картины на части, определение роли каждого раздела, установление причинно-следственных связей событий
Семантический способ Исследование образов, устойчивых «нитей» с акцентом на их восприятие, ассоциации с аналогичными рукописями, способы отражения в разных текстах Разбор приемов описания и повествования, лексический разбор, оценка образов и их соотнесение с похожими героями (того же или другого автора)

Семантический подход ориентирован на определении значении каждой «нити», описанной в произведении. Важно определить роль и восприятие каждого явления, действия, понять его значение и суть, определить, с чем он ассоциируется и какие эмоции вызывает, на что наталкивает.

Структурный мониторинг художественного текста призван исследовать описанные моменты с учетом структуры текста: что происходит в начале, как развивается сюжет в основной части, в чем состоит кульминация, каков конец и пр. В данном случае легче определить причинно-следственные связи и показать логичность повествования, особенности сюжета и т.д.

Прагматический способ ориентирован на переосмыслении темы на основе соотнесения мотива и темы в целом, описанных явлений с текущими тенденциями. Благодаря такому подходу можно с легкостью актуализировать классическое произведение и подчеркнуть наличие описанной проблемы в современном мире.

Среди основных подходов мотивного инспектирования можно выделить:

  • Интертекстуальный. Этот вариант позволяет рассматривать описанные фрагменты как стороны некоего диалога. С его помощью легче понять сплетение событий, образов, их подборку и действия. Особый акцент делается на разборе рукописи с лексической, культурной и духовной, исторической точек зрения. То есть исследователю предстоит соотнести прочитанное с описываемой эпохой (историзм), выделить нравы всех сторон (культура и этика, духовная сторона), понять значение отдельных слов и т.д.
  • Культурологический. Он завязан на тесном сплетении образов, героев с определенными социальными явлениями, историческими событиями и ценностями. Благодаря такому подходу можно показать связь поступков, результатов с национальными, религиозными или культурными ценностями, их влияние на развитие сюжета и т.д.

К современным способам проведения мотивного анализа относят следующие стратегии.

Вариант

Суть

Центральное звено

Нарратологический Определение смысла и предназначения мотива Призван разобраться в значении и сути мотива: что это такое? Зачем был показан? Как был выражен?
Цифровой Базируется на привлечении ИИ для изучения и обработки текста, выделения основных линий Использование ИИ, обработка текста после ИИ
Медиа-ориентированный Позволяет перенести сюжет на более современный лад, переписать его на современный манер Транспортация сюжета, актуализация картины, переосмысление ценностей

Нарратологический разбор художественной литературы призван раскрыть суть и преподнести его в более простом словесном выражении. То есть это упрощение рукописи путем ее пересказа с логической обработкой текста, сохранением изначального смысла и иных деталей. Он позволяет лучше понять замысел, предназначение, особенности сюжета.

Цифровой подход – самый актуальный и простой, искусственный интеллект проводит анализ текста и излагает его с нейтральной позиции, подчёркивая особенности, характеристику главных героев, второстепенные описания и др. Студенту останется лишь понять собственное отношение и впечатления по отношению к литературе, выразить ее отдельно, принять или отклонить анализ и выводы ИИ.

Медийно-ориентированный подход помогает проследить наличие проблемы и вопроса из художественного произведения в реалиях. Данный подход чаще востребован в кинематографии, но в литературе также можно заметить подобные «повторения» в разных эпохах. Авторы не раз обращались к одной и той же проблеме с разных подходов, позиций, описывая разными словами и жанрами. Главное – заметить проблемное сходства и выделить особенности его раскрытия.

Выбирать подход непросто. Главное понимать, какую «сторону медали» вы намерены исследовать, с какой позиции готовы рассматривать материал, какими навыками по обработке информации обладаете.

Студенты чаще всего комбинируют несколько подходов, такой вариант позволяет им наиболее полно разобраться в тексте, определить литературные особенности и тонкости, а также точно понять сюжет и суть.

Как проводить мотивный анализ в рамках курсовой работы? (этапы)

Подготовить курсовую работу по литературоведению – непростая задача, требующая внимательности, умения разбирать произведение и грамотно преподносить полученные результаты.

Проведение мотивной оценки является основополагающим инструментом в литературном исследовании. Поэтому студенту важно знать основной порядок действий по его воспроизведению.

Логика мотивного анализа
Логика мотивного анализа

Первый шаг — подготовительный. Он предполагает выбор темы с акцентом на творчество конкретного автора или конкретизацию исследуемой эпох, выделение определенного художественного текста. Например, студент выбрал для исследования творчество А.С. Пушкина.

Затем в рамках подготовки к разбору темы необходимо обозначить четкие границы исследования – проработать научный аппарат и выделить цели и задачи, объект и предмет.

Второй этап – теоретическая подготовка к проведению мотивного анализа. Она состоит в изучении рукописей А. С. Пушкина и выделении в них смыслов, подтекстов, сравнение между собой, обобщение и отражение совпадающих моментов и т.д.
Также теоретическая подготовка предполагает изучение основных правил и концепции, этапов реализации мотивного способа. То есть студенту важно разобраться в избранной им методике (с учетом всех тонкостей: подход к исследованию художественного произведения, порядок проведения НИР, правила применения приема и пр.).

Третий этап – аналитический. Он предполагает углубленное изучение «центральных» картин А. С. Пушкина (которые лягут в основу курсовой работы, обзор). Очень важно выбрать правильный ракурс и тип исследования: семантический, лексический, структурный, прагматический и др.
Здесь студенту предстоит внимательно и неоднократно ознакомиться с текстом объекта литературного исследования и выделить ключевые моменты: главные герои, образы, события и пр.

Какие мотивы прослеживаются в творчестве А. С. Пушкина?
Какие мотивы прослеживаются в творчестве А. С. Пушкина?

В рамках аналитической стадии универсант не просто выделяет отдельные компоненты, но и устанавливает их связь, причины и следствия явлений и действий, характер, особенности повествования, лексические «маневры» и пр.

В рамках первичной вычитки можно выделить действующие лица и образы, яркие события, основные разделы материала или этапы повествования.

Вторичная вычитка поможет установить связность и последовательность описанных явлений, причины и следствия поступков, тонкости в описании отдельных фрагментов и др.

В рамках исследования литературного произведения очень важно собрать доказательную азу в виде выдержек, цитат, примеров из текста и пр. Любые выводы важно обосновать.

Мотивный анализ сводится к разбору художественного текста и проведению следующих базовых итераций:

  • Определение основного смысла (идеи);
  • Выделение главных действующих лиц и их мотивов;
  • Изучение вторичных героев и вторичного плана, определение дополнительных «нитей»;
  • Определение связности между мотивами, их вариативности;
  • Уточнение: семантическое, тематическое, жанровое, авторское и пр.;
  • Определение функций мотивов в рамках изучаемой художественной картины;
  • Проведение структурного разбора и оценка этапов развития сюжета;
  • Оценка роли каждой «нити» в составе картины;
  • Сравнительный анализ между произведениями А. С. Пушкина и выделение особенностей и пр.

Четвертый этап – заключительный. Он предполагает, обобщение собранной информации и ее изложение с учетом правил и требований курсовой работы: по главам и подпунктам, логично и последовательно, грамотно, научно.

Структура проекта будет включать в себя следующие разделы, каждый из которых потребует грамотного отражения данных.

Часть работы

Общее описание

Ключевые моменты

Введение Разработка научного аппарата и логики литературного исследования Выделение цели и задач, методологии (мотивный анализ с уточнением вида), предмета и объекта и др.
Теоретическая глава Раскрытие методики исследования, общий план действий по проведению мотивного анализа Раскрытие сути и значения, правил и этапов
Практическая глава Разбор конкретного труда или творчества определенного автора с акцентом на мотивный анализ Проведение мотивного анализа на примере, описание полученных результатов
Заключение Обобщение, выделение особенностей объекта исследования Выделение личного представления и впечатления по художественной литературе (объекту), результаты мотивного инспектирования

Важно отметить, что написание курсовой по литературоведению потребует от автора не просто проведения мотивного мониторинга, но и грамотного изложения полученных результатов.

Оформление курсовой работы будет соответствовать действующим нормам ГОСТ и методическим рекомендациями вуза.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по проведению мотивного анализа

В рамках первичного изучения объекта курсовой, делайте небольшие заметки: выделяйте основных героев, их описание и характер, основные события. Такой подход облегчит дальнейшую ориентацию и поможет в определении мотива.

Как только заметили «мотив», постарайтесь понять, в чем он проявляется и как автор его подчеркивает. Выпишите соответствующие доказательства из текста. Не бойтесь цитировать, отмечать слова-подсказки и другие особенности.

Обязательно ориентируйтесь на контекст. Важно корректно воспринимать то, что описывает автор.

Устанавливайте не только прямой мотив, но и косвенный учитывайте вторичные моменты. Оценивайте их роль в композиции.

Проводите параллель между практической работой и теоретическими аспектами курсовой. При описании результаты литературного исследования не должно быть противоречий с научными парадигмами и подходами.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Мотивный анализ в литературоведении: пример применения в курсовой работе”

  • если не работаешь по педагогической или филологической профессии, то этот навык развивается только на бытовом уровне. Хотя он очень даже полезен. С ним легче увидеть причинно-следственные связи, понять те или иные поступки и пр. в школе все затрагивают на базовом уровне. Для мотивного анализа важна наблюдательность и критический подход.

  • именно такой подход помогает разобраться в сюжете. С его помощью легко установить кто и что сделал, к чему это привело, почему он так поступил. Здесь достаточно просто логически порассуждать, понаблюдать, опираться на текст и факты. Ничего довыдумывать не нужно, автор все сделал это. Нудно лишь заметит, понять и правильно воспользоваться)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *