Нам с детства прививают любовь к книгам. Детям читают сказки, и затем учат их читать самостоятельно, в школе на занятиях литературы процесс чтения пересекается с разбором произведения, а студентам филологических профилей и вовсе приходится тщательно исследовать каждую эпоху и свойственные ей тексты. Одним из распространенных подходов в литературоведении выступает мотивный анализ. Сегодня мы расскажем о нем подробнее.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие мотивного анализа в литературоведении
Под мотивным анализом понимают специальный инструмент по работе с художественным текстом. С его помощью исследователь или читатель определяет общий контекст и суть текста на уровне ассоциаций, восприятия, представления описанного. То есть в центре внимания лежит мотив – некая тема, сюжет, образ или идея, которую преподносит и раскрывает на протяжении всего произведения автор.

Рассматриваемый подход позволяет найти ответы на различные вопросы:
- Что хотел сказать и донеси автор?
- Какими чертами или характеристиками обладает главный герой?
- Что выходит на первый план? Какова роль «вторичных» персонажей?
- Какие параметры, характеристики или элементы прослеживаются в творчестве автора или конкретном документе, работах одной эпохи и т.д.?
Данный прием появился еще в ХХ веке. Впервые этот термин был введен Борисом Гаспаровым. Он представил мотив не как определенный сюжет или нить событий в тексте, а как запутанный клубок, состоящей из множества нитей, притом каждая их них подчёркивает определённые моменты, черты, эмоции и пр. Основатель категории утверждал, что структура текста – это не просто некая решетка из множества элементов, а тесно переплетенная картина, где каждая ниточка – самостоятельная тропа. Притом сплетение нескольких «нитей» в единую картину как раз образуют полноценный художественный сюжет.
О понятии мотива можно говорить бесконечно. Существует масса его трактовок. В каждой из них ему присуща определенная черта или характеристика. Он суть остается прежней – это развитие и сплетение одного тематического поля посредством использования нескольких подходов, способов выражения и отражения мыслей или ситуации.
Мотивный разбор рассматривает текст не в дословном понимании, а в контекстуальном. То есть здесь важно понять именно суть, смысл и значение не отдельных лексем, а описанных действий, мероприятий, следствий, эмоций и т.д. Притом важно оценивать как отдельные мотивы, так и общие в рамках всего труда в целом.
Среди функций данного подхода можно отметить следующие:
- Смысловая. Она состоит в том, что с помощью такого погружения в текст, читатель внимательно изучает описываемую ситуацию и разбирается в значении действий, конечном результате и выводе, оценивает «основный посыл» автора и его позицию;
- Проблемно-ориентирующая. С помощью такого приема можно изучить ситуацию «изнутри» и понять, на какой проблеме сосредоточен автор, что он хочет сказать и к чему подтолкнуть, каким видит решение или что предлагает и пр. То есть благодаря тако обработке рукописи происходит выделение вопросов, на которые автор старается натолкнуть пользователей и предоставить им ответ в том или ином виде;
- Аналитическая или перерабатывающая. Она состоит в том, чтобы вникнуть и оценить описанную ситуацию, передать основной смысл. То есть посредством такого инструмента индивид будет изучать не отдельные слова, а картину в целом и ассоциировать ее с конкретной ситуацией.
- Доказательная. Благодаря точной и глубокой переработке текста, пользователь сможет не просто сформулировать определенный вывод, мнение, но и собрать доказательную базу для обоснования. С помощью аргументов он убедится в том, что понимает и воспринимает прочитанное правильно, корректно, точно.
- Восполняющая или связующая. Посредством глубинного мониторинга и разбора прочитанного материала, пользователь тщательнее разбирается в значении как отдельных слов, так и контексте, роли каждого фрагмента.
- Результативная. Посредством тщательной и всесторонней проработки текста, индивид приходит к определенному выводу, результату и общему восприятию сюжета, задумки, действий героя и пр.
Таким образом, мотивный анализ в литературоведении представляет собой особый инструмент, нацеленный на разбор произведения в целом, а также определение роли, характера и иных характеристик каждого героя или события.
Правила применения мотивного анализа
Литературное исследование протекает не спонтанно. Чтобы корректно понять то, что хотел выразить и отметить автор, необходимо следовать определенным принципам.

Во-первых, важно изучать текст не дословно, а с учетом смысловой нагрузки, то есть исследователю предстоит вникать в ситуацию, представлять образы, их роли и действия, оценивать каждое действие и результат. В этом проявляется контекстуальный принцип.
Во-вторых, необходимо исследовать не просто сюжет, но и учитывать последовательность и логичность воспроизводимых автором манипуляций, поступков и пр. Пользователю следует понять, в какой последовательности развивались события, что подтолкнуло героев к тому или иному действию или слову. Благодаря этому принципу, легко установить причинно-следственные связи.
В-третьих, принцип связности и обобщения. То есть важно не просто разбирать отдельные «кадры», картины, главы, но и понимать их роль в документе в целом: что их связывает с предшествующими действиями, как они влияют на дальнейший ход событий и т.д.
В-четвертых, принцип символизма и ассоциаций. Каждый автор может выразить одну и ту же идею или мысль по-своему, используя вымышленных героев и их уникальные образы, через описание природы и др. Очень важно уметь различать эти самые символы, облики и корректно соотносить их с лексическим значением.
В-пятых, принцип целеполагания. Он предполагает установление конкретных целей в изложении того или иного момента. То есть важно понять не только, что хотел выразить и выделить автор, но и для чего он это сделала в произведении, на конкретном этапе или в определенном месте и пр.
В-шестых, следует обращать внимание на повторяющиеся элементы, сюжеты, образы. Обычно, автор старается реализовать себя в определённом направлении, посвящая свое творчество определенной проблеме, вопросу, линии. Поэтому лучше всего внимательно изучить несколько трудов одного автора. Тогда выделить мотив будет легче. В этом проявляется правило повторяемости.
В-седьмых, лингвистический принцип. Он предполагает, что необходимо учитывать лингвистические особенности в повествовании, выражении авторской позиции: обратите внимание на то, какими оборотами и фразами пользуется автор, как он лексически подчеркивает те или иные моменты, выделяет проблему или особенности и др.
Но одним из главнейших принципов мотивного инспектирования является планирование. Очень важно понять, с чего начать и как предложить разбор художественного произведения. То есть важно понять, как разбирать картину на части и грамотно обратно «собрать пазл», но уже на ассоциативном уровне. Поэтому важно наметить четкий план действий, а в конце обобщить собранный материал.
Также стоит обратить внимание на правило результативности. По мере прочтения и разбора картины, важно подвести общий итог, где будут отмечены соответствующие итоги: общие впечатления, тема, идея автора, выводы.
Таким образом, для проведения мотивного анализа необходимо понимать цель его проведения, особенности в разборе сюжета и отдельной ситуации, вникать в суть текста (а не в отдельные слова) и уметь представлять описанное автором событие/явление/образ, констатировать причинно-следственные связи и увязывать их в целостную тематическую картину, делать аргументированные выводы.
Подходы к проведению мотивного анализа
Проведение мотивного анализа может проходить с различных ракурсов. Каждый из них будет расписывать произведение или его отдельную часть на базе определенных правил, с конкретной позиции.
Классические концепции предлагают производить изучение художественной литературы следующими способами.
Вариант |
Суть |
Центральное звено |
Прагматический | Переосмысление темы и отдельных мотивов, описываемых событий в рамках сопоставления | Соотнесение общей темы с текущим мотивом (событием, сюжетом, образом) или реалиями |
Структурный разбор | Определение логической последовательности в развитии сюжета, определение связности событий | Расчленение картины на части, определение роли каждого раздела, установление причинно-следственных связей событий |
Семантический способ | Исследование образов, устойчивых «нитей» с акцентом на их восприятие, ассоциации с аналогичными рукописями, способы отражения в разных текстах | Разбор приемов описания и повествования, лексический разбор, оценка образов и их соотнесение с похожими героями (того же или другого автора) |
Семантический подход ориентирован на определении значении каждой «нити», описанной в произведении. Важно определить роль и восприятие каждого явления, действия, понять его значение и суть, определить, с чем он ассоциируется и какие эмоции вызывает, на что наталкивает.
Структурный мониторинг художественного текста призван исследовать описанные моменты с учетом структуры текста: что происходит в начале, как развивается сюжет в основной части, в чем состоит кульминация, каков конец и пр. В данном случае легче определить причинно-следственные связи и показать логичность повествования, особенности сюжета и т.д.
Прагматический способ ориентирован на переосмыслении темы на основе соотнесения мотива и темы в целом, описанных явлений с текущими тенденциями. Благодаря такому подходу можно с легкостью актуализировать классическое произведение и подчеркнуть наличие описанной проблемы в современном мире.
Среди основных подходов мотивного инспектирования можно выделить:
- Интертекстуальный. Этот вариант позволяет рассматривать описанные фрагменты как стороны некоего диалога. С его помощью легче понять сплетение событий, образов, их подборку и действия. Особый акцент делается на разборе рукописи с лексической, культурной и духовной, исторической точек зрения. То есть исследователю предстоит соотнести прочитанное с описываемой эпохой (историзм), выделить нравы всех сторон (культура и этика, духовная сторона), понять значение отдельных слов и т.д.
- Культурологический. Он завязан на тесном сплетении образов, героев с определенными социальными явлениями, историческими событиями и ценностями. Благодаря такому подходу можно показать связь поступков, результатов с национальными, религиозными или культурными ценностями, их влияние на развитие сюжета и т.д.
К современным способам проведения мотивного анализа относят следующие стратегии.
Вариант |
Суть |
Центральное звено |
Нарратологический | Определение смысла и предназначения мотива | Призван разобраться в значении и сути мотива: что это такое? Зачем был показан? Как был выражен? |
Цифровой | Базируется на привлечении ИИ для изучения и обработки текста, выделения основных линий | Использование ИИ, обработка текста после ИИ |
Медиа-ориентированный | Позволяет перенести сюжет на более современный лад, переписать его на современный манер | Транспортация сюжета, актуализация картины, переосмысление ценностей |
Нарратологический разбор художественной литературы призван раскрыть суть и преподнести его в более простом словесном выражении. То есть это упрощение рукописи путем ее пересказа с логической обработкой текста, сохранением изначального смысла и иных деталей. Он позволяет лучше понять замысел, предназначение, особенности сюжета.
Цифровой подход – самый актуальный и простой, искусственный интеллект проводит анализ текста и излагает его с нейтральной позиции, подчёркивая особенности, характеристику главных героев, второстепенные описания и др. Студенту останется лишь понять собственное отношение и впечатления по отношению к литературе, выразить ее отдельно, принять или отклонить анализ и выводы ИИ.
Медийно-ориентированный подход помогает проследить наличие проблемы и вопроса из художественного произведения в реалиях. Данный подход чаще востребован в кинематографии, но в литературе также можно заметить подобные «повторения» в разных эпохах. Авторы не раз обращались к одной и той же проблеме с разных подходов, позиций, описывая разными словами и жанрами. Главное – заметить проблемное сходства и выделить особенности его раскрытия.
Выбирать подход непросто. Главное понимать, какую «сторону медали» вы намерены исследовать, с какой позиции готовы рассматривать материал, какими навыками по обработке информации обладаете.
Студенты чаще всего комбинируют несколько подходов, такой вариант позволяет им наиболее полно разобраться в тексте, определить литературные особенности и тонкости, а также точно понять сюжет и суть.
Как проводить мотивный анализ в рамках курсовой работы? (этапы)
Подготовить курсовую работу по литературоведению – непростая задача, требующая внимательности, умения разбирать произведение и грамотно преподносить полученные результаты.
Проведение мотивной оценки является основополагающим инструментом в литературном исследовании. Поэтому студенту важно знать основной порядок действий по его воспроизведению.

Первый шаг — подготовительный. Он предполагает выбор темы с акцентом на творчество конкретного автора или конкретизацию исследуемой эпох, выделение определенного художественного текста. Например, студент выбрал для исследования творчество А.С. Пушкина.
Затем в рамках подготовки к разбору темы необходимо обозначить четкие границы исследования – проработать научный аппарат и выделить цели и задачи, объект и предмет.
Второй этап – теоретическая подготовка к проведению мотивного анализа. Она состоит в изучении рукописей А. С. Пушкина и выделении в них смыслов, подтекстов, сравнение между собой, обобщение и отражение совпадающих моментов и т.д.
Также теоретическая подготовка предполагает изучение основных правил и концепции, этапов реализации мотивного способа. То есть студенту важно разобраться в избранной им методике (с учетом всех тонкостей: подход к исследованию художественного произведения, порядок проведения НИР, правила применения приема и пр.).
Третий этап – аналитический. Он предполагает углубленное изучение «центральных» картин А. С. Пушкина (которые лягут в основу курсовой работы, обзор). Очень важно выбрать правильный ракурс и тип исследования: семантический, лексический, структурный, прагматический и др.
Здесь студенту предстоит внимательно и неоднократно ознакомиться с текстом объекта литературного исследования и выделить ключевые моменты: главные герои, образы, события и пр.

В рамках аналитической стадии универсант не просто выделяет отдельные компоненты, но и устанавливает их связь, причины и следствия явлений и действий, характер, особенности повествования, лексические «маневры» и пр.
В рамках первичной вычитки можно выделить действующие лица и образы, яркие события, основные разделы материала или этапы повествования.
Вторичная вычитка поможет установить связность и последовательность описанных явлений, причины и следствия поступков, тонкости в описании отдельных фрагментов и др.
В рамках исследования литературного произведения очень важно собрать доказательную азу в виде выдержек, цитат, примеров из текста и пр. Любые выводы важно обосновать.
Мотивный анализ сводится к разбору художественного текста и проведению следующих базовых итераций:
- Определение основного смысла (идеи);
- Выделение главных действующих лиц и их мотивов;
- Изучение вторичных героев и вторичного плана, определение дополнительных «нитей»;
- Определение связности между мотивами, их вариативности;
- Уточнение: семантическое, тематическое, жанровое, авторское и пр.;
- Определение функций мотивов в рамках изучаемой художественной картины;
- Проведение структурного разбора и оценка этапов развития сюжета;
- Оценка роли каждой «нити» в составе картины;
- Сравнительный анализ между произведениями А. С. Пушкина и выделение особенностей и пр.
Четвертый этап – заключительный. Он предполагает, обобщение собранной информации и ее изложение с учетом правил и требований курсовой работы: по главам и подпунктам, логично и последовательно, грамотно, научно.
Структура проекта будет включать в себя следующие разделы, каждый из которых потребует грамотного отражения данных.
Часть работы |
Общее описание |
Ключевые моменты |
Введение | Разработка научного аппарата и логики литературного исследования | Выделение цели и задач, методологии (мотивный анализ с уточнением вида), предмета и объекта и др. |
Теоретическая глава | Раскрытие методики исследования, общий план действий по проведению мотивного анализа | Раскрытие сути и значения, правил и этапов |
Практическая глава | Разбор конкретного труда или творчества определенного автора с акцентом на мотивный анализ | Проведение мотивного анализа на примере, описание полученных результатов |
Заключение | Обобщение, выделение особенностей объекта исследования | Выделение личного представления и впечатления по художественной литературе (объекту), результаты мотивного инспектирования |
Важно отметить, что написание курсовой по литературоведению потребует от автора не просто проведения мотивного мониторинга, но и грамотного изложения полученных результатов.
Оформление курсовой работы будет соответствовать действующим нормам ГОСТ и методическим рекомендациями вуза.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по проведению мотивного анализа
В рамках первичного изучения объекта курсовой, делайте небольшие заметки: выделяйте основных героев, их описание и характер, основные события. Такой подход облегчит дальнейшую ориентацию и поможет в определении мотива.
Как только заметили «мотив», постарайтесь понять, в чем он проявляется и как автор его подчеркивает. Выпишите соответствующие доказательства из текста. Не бойтесь цитировать, отмечать слова-подсказки и другие особенности.
Обязательно ориентируйтесь на контекст. Важно корректно воспринимать то, что описывает автор.
Устанавливайте не только прямой мотив, но и косвенный учитывайте вторичные моменты. Оценивайте их роль в композиции.
Проводите параллель между практической работой и теоретическими аспектами курсовой. При описании результаты литературного исследования не должно быть противоречий с научными парадигмами и подходами.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
если не работаешь по педагогической или филологической профессии, то этот навык развивается только на бытовом уровне. Хотя он очень даже полезен. С ним легче увидеть причинно-следственные связи, понять те или иные поступки и пр. в школе все затрагивают на базовом уровне. Для мотивного анализа важна наблюдательность и критический подход.
именно такой подход помогает разобраться в сюжете. С его помощью легко установить кто и что сделал, к чему это привело, почему он так поступил. Здесь достаточно просто логически порассуждать, понаблюдать, опираться на текст и факты. Ничего довыдумывать не нужно, автор все сделал это. Нудно лишь заметит, понять и правильно воспользоваться)