СОДЕРЖАНИЕ
В каких случаях пишут эссе по педагогике?
Освоение педагогического профиля – ответственная миссия. На протяжении всего периода обучения студенты выполняют немало проектов, начиная от рефератов и докладов, курсовых работ, отчетов по педагогической практике и заканчивая дипломной работой. Но в отдельных случаях они также сталкиваются в необходимость написать эссе по педагогике.
Чаще всего данный формат применяется в следующих целях:
- Как способ проверки понимания и усвоения пройденного курса, умения пользоваться освоенными приемами и инструментами, правилами и категориями;
- Самоанализ педагогической практики и деятельности. В данном случае эссе по педагогике помогает выделить сложности в работе или конкретной ситуации, выполнении определенной задачи, выделить «рабочие» методы и подходы, ошибки и пр.;
- Как способ самовыражения. При грамотном философствовании и рассуждении студент или педагог отмечается собственное отношение к делу, конкретной проблеме и отмечает определенные приоритеты, ценности, новые возможности по преодолению сложностей и преград и пр.
То есть эссе по педагогике может являться частью учебной программы, а также инициироваться непосредственно студентом или педагогом для самооценки и самореализации, самовыражения. В ходе его подготовки происходит анализ и оценка личного опыта.
О чём стоит писать?
Для начала, конечно же, стоит выбрать тему и делать это нужно осознанно. Эссе должно отвечать на определённый поставленный вопрос либо обрисовывать конкретную проблему. Притом оно будет затрагивать сугубо педагогическую нишу и соответствующую тематику-проблематику, вопрос. Именно поэтому формулировка темы обязана быть чёткой и понятной для читателя.
В одном эссе можно осветить несколько вещей, но стоит помнить, что структура этого типа текста всегда состоит из обнаружения проблемы, а также из её решения. Которое, впрочем, бывает многозначным и не всегда лежит на поверхности, так как эссе — не сухой научный текст, а нечто большее, в данном случае ещё и воодушевляющее.
Чаще всего автор выделяет такой «исследовательский вопрос», с которым он лично столкнулся в ходе изучения и освоения материала или прохождения педагогической практики. то есть здесь важно именно личное отношение и решение.
Правильно подбираем материал
После того как вы выбрали тему для написания эссе, расслабляться ещё рано, так как теперь нужно подыскать материал для его написания. Одного субъективного рассуждения и повествования от первого лица еще недостаточно. Важно подкреплять собственные суждения, выводы, результаты конкретными фактами.
Источниками вдохновения в первую очередь могут послужить книги, статьи, подходящие вам по теме информационные ресурсы. Определившись с ними, стоит в произвольном порядке выписать всю нужную информацию на бумагу и попытаться её систематизировать и, конечно, проанализировать.
Также подкреплять отмеченные тенденции и выводы можно примерами из личного опыта.
Самое сложное при подготовке педагогического эссе – подобрать подходящие аргументы и литературу, факты ля освещения и обоснования авторской позиции. Не всегда индивид может быстро выделить авторитетные мнения, труды, достоверную информацию и пр. Поэтому к выполнению такой работы придется тщетно подготовиться: изучить немало литературы, статей и пр.
Черновая версия эссе
Не стоит вашу будущую работу писать сразу, лучше начните с черновика, на котором вы сможете выстроить основной скелет, а затем нарастить на него недостающие слова и предложения. Если вы пишете эссе на обычной бумаге, то оставляйте место для исправлений и комментариев. В компьютерном формате это сделать намного проще, так как в текстовом редакторе вы можете просто прочесть на несколько раз набранный текст и тут же исправить в нём все недочёты.
Для начала достаточно сделать набросок: проблема – отношение – решение. Далее наметить основные моменты: с чего начать, о чем писать, как подытожить а далее остается все это умело и грамотно развить.
В черновике могут быть пометки и заметки, исправления. На то он и черновик. Главное – начать эссе. Далее – дело техники и умения рассуждать, излагать, отстаивать.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Работа над текстом
Пожалуй, стоит начать с того, что разные люди пишут эссе по-разному. Одним для этого нужно длительное время. Они работают над будущим текстом порционно, пишут его буквально по кусочкам. Другие поступают с точностью наоборот. Сначала они глубоко внутри вынашивают свой творческий замысел, ведут малопонятные разговоры с окружающими, добывая, таким образом, нужный им материал, а затем садятся за стол и пишут всё в один приём.
Приступая к написанию эссе, не стоит забывать о логике повествования, так как она должна внутренне структурировать ваш текст. Мысли в эссе развиваются последовательно, поэтому не стоит резко перескакивать с одного факта на другой. Переходы должны быть плавными и обоснованными.
Так как эссе пишется по педагогике, то оно должно обязательно освещать конкретные вопросы, перекликающиеся именно с этой областью знаний, т. е. они должны быть связаны с учительством, воспитанием детей и т. д.
В эссе, как и в любой другой письменной работе, чётко выстраивается её структура: введение — основная часть — заключение. Во вступлении формулируется проблематика, фиксируются основные вопросы, также указывается актуальность рассматриваемой проблемы.
В основной части эссе нужно последовательно раскрыть проблематику, затронутую во введении. Здесь происходит ее описание и обоснование в более развернутом виде. Притом важно показать личное отношение к поставленному вопросу и противоречию. Данная часть должна быть выстроена из весомых аргументов, подкреплённых примерами. В написании эссе стоит ссылаться на авторитетные мнения, но в то же время автор имеет возможность добавить что-то от себя, согласиться, либо, наоборот, опровергнуть определённую мысль. Число примеров, подкрепляемых доводы, в оптимальном случае должно быть по два, так как один не всегда выглядит убедительным, а три может перегрузить текст, что крайне нежелательно.
После основной части идёт заключение. В нём освещается то, что автор текста может сказать о той проблеме, которую он поставил в самом начале. Таким образом, у данной письменной работы получается кольцевая структура.
Помимо этого, не стоит забывать о стиле изложения: он должен быть кратким и простым, но в то же время ярким. Эссе, как правило, свойственна экспрессивность и некое буйство красок, поэтому очень важно его не «пересушить», а также сохранить уникальный авторский стиль повествования.
Проверка
Не стоит текст эссе сдавать сразу. Сначала он должен «отлежаться». Если время позволяет, то вашей работе стоит дать два-три дня покоя, чтобы вы смогли на неё потом посмотреть незамыленным взглядом. Если таковым количеством времени вы не располагаете, то постарайтесь последний раз перечитать свою работу через несколько часов после её написания, так как ошибки в любом случае найдутся. Важно оперативно их исправить. Особое внимание уделите орфографическим, грамматическим недочетам, логичности изложения мыслей.
Если возникают сомнения или вопросы при формировании педагогического эссе, то лучше всего обратиться за помощью к преподавателям, друзьям или квалифицированным специалистам. Также можно изучить похожие работы прошлых лет, чтобы понять, как и с чего начать, как писать, как оформлять материал.
В заключение хотелось бы сказать, что составление эссе — это творческий вид работы, к которому, определённо, нужен нестандартный подход. Одновременно с этим студенту или практикующему педагогу важно показать уровень своей подготовки и разборчивости в поставленной проблематике. Основной акцент – личная авторская позиция в рамках заявленной темы и качество ее обоснования. Поэтому постарайтесь во время написания не только правильно выстроить структуру текста, найти все ошибки в нём, чётко сформулировать основную мысль, но также получить максимальное удовольствие от того, что вы делаете.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!