Методы проведения психолого-педагогического исследования

Исследования, проводимые в области психологии и педагогики, являются сложным процессом, что осуществляется в научно-познавательной деятельности. Как правило, он нужен для выявления, проверки и использования в педагогической практике различных новых приёмов, что совершенствуют систему воспитания.

Проведение исследования

Исследования, проводимые в области психологии и педагогики, являются сложным процессом, что осуществляется в научно-познавательной деятельности. Как правило, он нужен для выявления, проверки и использования в педагогической практике различных новых приёмов, что совершенствуют систему воспитания.

Основные методы исследования

Сегодня мы подробно поговорим об основных методах, которые используются в самых распространённых случаях при написании психолого-педагогического исследования.

Беседа

Беседа является таким процессом, в ходе которого испытуемому задают ряд вопросов, на которые он должен ответить в устной форме. В данном случае с помощью разговора исследователь выясняет психологические особенности своего собеседника.

При помощи беседы можно легко выявить, как ученик относиться к определённому учителю и наоборот. Данный метод всегда был и остаётся отличным кладезем нужной информации, которую в одних случаях довольно просто обнаружить, когда собеседник является разговорчивым. И напротив, бывают такие ситуации, когда «расколоть» человека крайне сложно.

Психолого-педагогическую беседу используют тогда, когда хотят проникнуть глубоко во внутренний мир учащегося, пытаясь найти там зачатки возникнувших проблем, часто являющихся связанных с учебным процессом.

Также с помощью данного метода можно узнать об интересах, мировоззрении, взглядах, предпочтениях собеседника. Это делается для того, чтобы исследователь смог лучше понять своего испытуемого, а также сумел более точно вникнуть в суть происходящего.

Стоит заметить, что беседа является больше дополнительным методом для сбора информации, нежели основным. Так как он всё-таки не отличается особенной надёжностью. Но в то же время помогает иногда пролить свет на непростые ситуации.

Анкетирование

Анкетирование является полностью письменной методикой, в ходе которой испытуемым нужно ответить на определённые вопросы. Обычно анкетирование используют, когда нужно опросить сразу много людей.

Назвать анкетирование точным методом для сбора информации также довольно сложно. Ведь люди далеко не всегда правдиво отвечают на вопросы анкеты. В одних случаях они пытаются выставить себя в лучшем виде, чем они есть. В другом же, не до конца понимают себя, чтобы точно ответить на вопрос.

Существует довольно много различных типов анкет. Вот некоторые из них:

  • открытые (в данном случае требуется самим придумать ответ на вопрос);
  • закрытые (в таких анкетах предусмотрены различные варианты ответов);
  • именные (учащимся нужно указать свои личные данные, т. е. имя и фамилию);
  • анонимные (имена и фамилии учащихся остаются вне досягаемости исследователя).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Составлять вопросы для анкетирования нужно корректно. Обычно при этом учитываются следующие факторы:

  • каким является содержание вопроса;
  • какова форма вопроса;
  • насколько точна сама формулировка, есть ли в вопросе какие-либо подсказки или предпосылки для ответа;
  • какое количество вопросов, и в каком порядке они составлены.

Обычно вопросы при анкетировании в количественном соотношении подбирают так, чтобы на них можно было ответить в течение тридцати-сорока минут. Последовательность зачастую генерируется случайно.

Эксперимент

Под данным термином подразумевается наблюдение, в ходе которого экспериментатор может вмешиваться в сам процесс, что-либо меняя в нём, а также регистрируя свои действия в письменной форме.

Психолого-педагогические эксперименты могут различаться по следующим критериям:

  • по форме, в которой они проводятся;
  • по количеству использованных в них переменных;
  • по целям, которые они преследуют.

По форме можно выделить два основных вида эксперимента. И о каждом из них мы расскажем по отдельности.

Лабораторный эксперимент, как правило, проходит в специально подготовленных для него условиях, что призван продемонстрировать наиболее точные результаты.  В лабораторном эксперименте являются задействованными регистрирующие приборы, которые могут с предельной точностью измерить время протекания различных психологических процессов.

Естественный эксперимент в отличие от лабораторного проводится в самых обычных условиях, т. е. в рамках учебной деятельности либо какой-нибудь игры. Часто бывает так, что испытуемые даже не подозревают, что они являются участниками какого-либо эксперимента. Поэтому исследователь может наблюдать естественное поведение учащихся, делая при этом определённые выводы.

Естественный эксперимент всегда тщательно планируется и подготавливается. Им стоит пользоваться только в том случае, когда исследователю необходимо срочно получить определённую информацию, не прерывая при этом обычную деятельность испытуемых. В качестве главного недостатка данного вида научного исследования можно выделить то обстоятельство, что в данном случае невозможно рассчитать абсолютно всё, поэтому могут появиться такие помехи, о которых исследователь даже не задумывался.

Одномерный и многомерный эксперименты

По количеству переменных, что участвуют в эксперименте, можно выделить два вида данного метода исследования:

  • одномерный эксперимент;
  • многомерный эксперимент.

Одномерный эксперимент обычно имеет место быть при проведении лабораторного эксперимента. В него входит одна зависимая и независимая переменная.

Многомерный эксперимент применяется при реализации естественного эксперимента. Ведь при его проведении приходится измерять сразу много различных признаков и их независимость невозможно зачастую определить заранее.

Выводы

В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что в современных реалиях для получения различных результатов применяются разные методы исследования. Если вам нужно быстро получить данные, то целесообразнее всего будет воспользоваться анкетированием.

Если вам нужно разобраться в каких-либо личностных переживаниях ребёнка или взрослого, то в таком случае лучше воспользоваться таким методом проведения психолого-педагогического исследования как беседа.

В том случае, если вы хотите получить наиболее точные результаты, то можете воспользоваться лабораторным экспериментом. Только учтите при этом, что вам придётся усердно потрудиться, чтобы подготовить его. Но если вы всё-таки нацелены главным образом на результат, то это не должно являться для вас помехой.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!