Научный стиль представляет собой единый комплекс языковых средств, которые помогают наиболее верно отражать достижения автора, результаты его работы. В отличие от прочих стилей, особенности научного стиля речи предполагают не субъективность, а максимальную объективность. В исследовательской работе, изучении конкретного предмета практически нет места личному мнению, не подтвержденному практикой или наблюдениями, экспериментальной работой.
Научный язык позволяет стандартизировать результаты проведенных исследований. Привести их к единому, переносимому и понятному виду, когда освоиться в тексте и точно ухватить суть может любой представитель исследовательской среды и не важно, русский это, английский или какой-то иной. С другой же стороны, он позволяет экономить слова, вскрывать и доносить до читателя самую суть, которая и выступает основой и смыслом любого исследования.
Как и прочим, научному стилю присущи определенные языковые особенности: лексика, логика, особенности изложения и построения предложений. Также собственная сфера применения. Кроме того, он представляет собой широкое разнообразие подвидов, которые используются в работах разных жанров и форматов.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое научный стиль и какие элементы в него входят
Научный стиль представляет собой систему инструментов, которые используются для описания результатов исследования или постановки актуальных проблем для дальнейшего изучения. Научный стиль преследует сразу несколько целей:
- Добиться максимальной точности изложения. Тут нет места двусмысленности, неоднозначному толкованию тех или иных терминов, положений.
- Достичь лаконичности. Быть многословным особенности научного стиля речи не позволяют. Авторы максимально экономны и это благотворно сказывается на логике и восприятии.
- Добиться стандартизации. Языковые особенности научного стиля делают его универсальным для общения ученых со всех точек мира, независимо от страны. Поскольку принципы практически везде одинаковы.
- Наконец, достичь полного и непротиворечивого, объективного рассмотрения предмета исследования.
Если смотреть глобально, научный стиль включает в себя несколько элементов:
- Лексику. Множество существительных и прилагательных, минимум глаголов — один из традиционных, характерных примеров.
- Особенности построения предложений.
- Терминологию. Присущую той среде, тому предмету, по которому работает исследователь или коллектив специалистов.
- Логику. Построения всего текста, его разбивки на главы или обособленные фрагменты.
Научный стиль серьезно отличается от прочих. Он начисто лишен образности, сухой, почти как чиновничий, и максимально информативный, что как раз отвечает потребностям исследовательской работы и научной деятельности. На его освоение требуется время.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Где используется научный стиль: жанры
Жанры научного стиля — это те работы, текстовые материалы, в которых он используется. Наиболее ярко языковые особенности научного стиля отражаются в следующих категориях трудов:
- Учебное пособие или учебник. Материал для обучения студентов, будущих специалистов по определенной профессии. Здесь научный стиль используется частично. Поскольку говорить с необученными специалистами максимально сухими выкладками нецелесообразно. Это неэффективно.
- Лекционные материалы. Как и в случае с учебниками, тут научный стиль используется частично, для объяснения профильных вопросов, где применение обыденных речевых средств невозможно или недостаточно полезно для подготовки специалистов.
- Реферат. Разновидность студенческой (и не только) работы, где рассматривается один конкретный вопрос, но без глубокой, детальной проработки материала. Реферат позволяет высказывать собственное мнение, позицию по определенной теме без серьезного и всестороннего обоснования.
- Студенческие работы. Здесь особенности научного, исследовательского стиля речи используются в куда большей мере. Во многом работы как раз и предназначены, чтобы научить студентов аналитическому мышлению, работе с источниками, а также умению писать в научном стиле.
- Научные статьи. Материалы разного свойства, характера и формата. Все они преследуют цель рассмотреть конкретный вопрос в ретроспективном срезе, контексте собственных экспериментов и проч. К статья предъявляют повышенные требования.
- Тезисы. Краткие выкладки о теме доклада на научной конференции. Требуются максимально сжатого изложения материалов. Языковые особенности научного, специального стиля речи тут проявляются особо ярко.
- Доклад. Среди особенностей научного стиля речи — сжатость и возможность использовать в том числе и обыденные языковые конструкции для придания интереса и удержания внимания аудитории, слушателей.
- Диссертации. Работы для присвоения кандидатской или докторской степени. К диссертационным текстам предъявляют повышенные требования. В том числе относительно особенностей изложения мыслей, обоснования. Потому научный стиль тут особенно востребован. Как и в статьях.
- Монографии. Тексты, посвященные подробнейшей и всесторонней разработке конкретной темы или одного единственного актуального вопроса. Зависит от ситуации. В таком большом и требовательном формате языковые особенности научного стиля проявляются особенно ярко.
Помимо названных жанров, есть и другие. Например, те же энциклопедии, в том числе и для детей, пишут с использованием научного стиля. Пусть и не столь жесткого и формального. Еще одна категория — технические тексты: спецификации, патенты и сопроводительные письма к ним. Тут язык, напротив, максимально жесткий и конкретный.
Виды научного стиля
Жанры научного стиля, форматы работ отражают конкретные виды и особенности научного стиля речи. Существует 6 основных видов научного стиля.
Научно-технический отражает прикладное значение тех или иных достижений, исследований и результатов изучения вопросов. К научно-техническому стилю относят сопроводительные документы, которые направляют при оформлении патентов. Также спецификации, стандарты и даже технические условия, которые встречаются не только в науке, но и в обыденной практике (например, при электрификации объектов недвижимости, частных домов и пр.).
Научно-справочный. Не все относят его однозначно к научному, но это неправильно. Языковые особенности научного стиля тут хорошо заметны. А малый объем текста, жесткие ограничения по количеству символов накладывают требования по логике и лаконичности изложения. Справочный подвид формировался для того, чтобы обеспечить пользователю, читателю быстрый доступ к необходимому разделу знаний, информации о предмете. Особенности научного, справочного стиля речи можно найти в справочниках, словарях. Реже сугубо научных энциклопедиях для узкого круга читателей, специалистов или подкованных любителей.
Научно-информативный. Предназначен в первую очередь для трансляции, передачи конкретной информации, систематизации фактов. Также возможна определенная доля авторской позиции. Если она достаточно обоснована. Среди примеров можно назвать:
- Рефераты. Описание конкретного вопроса.
- Обзорные материалы.
- Тезисы. Краткое изложение научной информации, которая представлена в статье или докладе. Подобные выжимки печатают отдельно. Часто — в специальных сборниках.
Научно-популярный. В отличие от рефератов, которые готовят ученые для ученых, научно-популярные материалы предназначены для максимально широкой группы читателей. Будь то любители или полные новички, у которых нет знаний предмета. Языковые особенности научного стиля в этих форматах используются мягко и ненавязчиво. Поскольку сухую техническую информацию читать никто не станет. Плюс даже при желании перевести с научного на русский простому человеку будет трудно. Среди вариантов, где можно встретить научно-популярный подстиль:
- Некоторые статьи.
- Энциклопедии.
- Журналы для широкой аудитории.
Учебно-научный. Представлен широко. Используется для подготовки специальных методических материалов, обучения будущих специалистов профессии, передать знания, заложить теоретическую базу. Среди примерно учебно-научного стиля изложения:
- Учебники.
- Лекционные материалы.
- Пособия.
- Конспекты.
И не только. Языковые особенности научного, специализированного стиля можно найти и в устных ответах по вопросам темы.
Наконец, собственно-научный. Он используется для описания результатов исследований, экспериментов, для представления сообществу итогов своей деятельности. Вариантов собственно-научного стиля, форматов, где он встречается, много:
- Доклады.
- Монографии.
- Статьи.
- Кандидатские и докторские диссертации.
- Сообщения.
Языковые особенности научного стиля, несмотря на множество подвидов, одинаковы. Если не считать отдельных деталей, они встречаются везде, независимо от подстиля и целей передачи информации.
Лексические особенности научного стиля
Лексические особенности научного, исследовательского стиля речи бросаются в глаза первыми. Спутать его с другими сложно. В числе лексических особенностей можно назвать:
- Строгую последовательность слов. Среди языковых особенностей научного стиля — использование различных тропов, игры с порядком слов как, например, в художественных или публицистических текстов не допускается. Разве что в подвидах, где разрешены некоторые вольности: в научно-популярных статьях, энциклопедиях для широкого круга читателей. Унифицированный, правильный порядок слов помогает лучше понять материал и его суть.
- Максимальную сухость. Средства экспрессии, эмоционально окрашенные инструменты отсутствуют практически полностью. Как и в предыдущем случае, исключения встречаются. Но только в тех подстилях, где допускаются вольности. Встречаются эмоциональные суждения и экспрессивные высказывания и в докладах, но реже.
- Тяжеловесность. Предложения длинные, с большим количеством причастных или деепричастных оборотов. Из-за подобной особенности научный стиль трудно воспринимать без специальной подготовки. Он изобилует сложными конструкциями.
- Монолог как основу повествования. Научно-исследовательские тексты отличаются монологом в качестве способа изложения материала. Автор не общается с аудиторией, излагает собственные мысли.
- Значительное количество абстракцией. Языковые особенности научного стиля включают в себя абстрактные понятия, которые не имеют реального выражения и призваны отражать определенные явления. Например: сущность, свойство. Это сугубо научные конструкции, с помощью которых материал становится структурированным и понятным именно специалистам.
- Широкое использование терминов. Языковые особенности научного стиля не обходятся без профессиональной, узкоспециализированной терминологии. Это те слова, которые используются для описания объектов, процессов и явлений в конкретной сфере научного знания. Как показывают исследования, на долю профессиональной терминологии приходится до 20% всего текста.
- Обилие отглагольных существительных, прилагательных при малом количестве глаголов. Грубо говоря, то тексты-описания, а не тексты-действия, как, например, художественная литература. В этом отношении особенности научного стиля речи очень похожи на особенности чиновничьего языка, изобилующего канцеляризмами и сухими, полупонятными простому человеку структурами.
Лексические особенности научного стиля речи не исчерпывают всего многообразия его инструментария. Вторую категорию составляют содержательные особенности.
Логические особенности
Среди языковых особенностей научного стиля особняком стоят содержательные особенности. В их числе:
- Строгую последовательного повествования, представления фактов и прочего. Любой научный текст, не считая некоторых подвидов, требует четкой разбивки. Структура статьи, монографии, диссертации плюс-минус очень похожа. Выделяют введение, где автор ставит вопрос, обосновывает его актуальность, описывает инструменты, которые использовал. Далее начинается основная часть, отражающая суть исследования и направленная на то, чтобы полно представить результаты изучения предмета. Обязательно заключение, где ученый делает выводы, а также оставляет простор для дальнейшего изучения вопросов. Присутствует и список литературы, источников для опоры.
- Жесткую логику изложения материалов. Текст структурируется не только глобально, но и в деталях. Исследование с языковыми особенностями научного стиля обязательно включает в себя обилие фактов, а также тезисов — высказываний, после которых следует подробная аргументация с указанием доказательной базы. В этом заключается сложность работы в научном стиле. Нередко материалы называют недостаточно качественными из-за нарушений логики повествования. А они очень тонкая и нарушить ее просто.
- Обобщенность и объективность. Среди особенностей научного стиля речи эти факторы одни из основных. Поскольку в статье, монографии, диссертации, нет места для субъективного мнения. Разве что автор не пытается дать прогнозы развития определенного явления. В этом случае предположения допустимы, но опять же они должны на что-то опираться.
Содержательные особенности научного, исследовательского стиля речи делают тексты, работы достоверными и полезными. На них основываются другие исследования, которые построены по идентичному признаку. Благодаря выверенности стиля наука развивается по наиболее логичному, простому пути.
Сложности освоения и использования
Освоение научного стиля требует времени и привычки. Как правило, опыт прививают еще в студенческие годы: ответы, курсовые, рефераты, диплом — это форматы, где научный стиль используется достаточно активно. Но даже после этого нужно учиться дальше. Основная сложность, с которой сталкиваются даже ученые с определенным опытом — это отсутствие достаточной доказательной базы, малое количество фактов, трудности с подбором качественных источников для опоры. От ошибок не застрахованы даже самые опытные исследователи.
Для качественного освоения и уверенного использования инструментов научного стиля требуется постоянная практика, наработка необходимого опыта.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Скажите, а как проще выполнять научные статьи: сразу же стараться писать все в научном стиле или сначала изложить своими словами (чтобы отметить смысл работы, смысловую линию) и потом перекладывать в рамки академического письма? И все равно, без вычитки и корректуры не обойтись, ведь нюансов немало, а неопытному автору с первого раза без ошибок точно не обойтись.
Лучше ориентироваться не на простоту решения, а на результат. Способ каждый выбирает для себя сам.