Еще со времен СССР отечественная медицина считалась одной из лучших во всем мире. Сегодня в «пик коронавируса» практически ничего не изменилось. Россия сумела первой разработать эффективную вакцину от злосчастного вируса. Но, столкнувшись «лоб в лоб» со столь серьезным и малоизученным противником, эксперты сумели выявить ряд недостатков в подготовке медицинского персонала. О них мы расскажем в нашей статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Недостаток №1. Продолжительность обучения.
Чтобы стать квалифицированным медиком, студенту придется убить не 3-4 года, а практически целое десятилетие на подготовку. Образовательный процесс будущих медработников многоступенчатый. Притом такой порядок действовал еще до введения Болонской декларации. Поэтапное становление позволяет привить учащимся знания и навыки пошагово, лучше усвоить программу.
![Программы медицинского образования в России](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/01/word-image-218.png)
В среднем, подготовка младшего медицинского персонала (медсестер, медбратьев, акушеров) занимает около 4-5 лет, подготовка врачей – от 6 до 9 лет. Притом иметь на руках диплом о высшем медицинском образовании еще не дает права заниматься соответствующим видом деятельности, лечить людей и помогать им. Вслед за ВУЗом новоиспеченному специалисту необходимо в обязательном порядке пройти первичную аккредитацию, которая предоставит допуск к трудовой деятельности.
Далеко не каждый человек сможет учиться по 6-9 лет, периодически проходить переаттестацию, получать допуски и разрешения на осуществление профессиональной деятельности. Более того, работа медиков сопряжена с постоянным совершенствованием навыков ввиду новейших разработок методов лечения внедрения современной техники, появления новых препаратов, недугов и пр.
По статистике лишь треть от общего числа зачисленных в ВУЗ людей успешно становится дипломированными специалистами. Около 45% студентов отсеиваются на 2-3 курсах из-за неуспеваемости (академической задолженности), а оставшаяся часть добровольно прекращает обучение. Не все морально и физически готовы ко столь длительному и непростому (большой нагрузке) обучению.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Недостаток №2. Малая доля практики.
Этот изъян относится к системе образования в целом: студенты средних и старших курсов проходят практику на предприятиях под руководством опытных экспертов. К сожалению, данное мероприятие длится всего 21 день, 1 раз в течение каждого учебного года. За столь непродолжительное время учащиеся не просто не могут быстро освоиться на «новом месте», понять принцип работы, но и запомнить, закрепить реальные навыки, которые в течение следующего года фактически не будут ими использоваться нигде на практике.
![Образовательный процесс](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/01/word-image-219.png)
Практика в подготовке медицинских кадров – обязательная часть учебной программы, но, к сожалению, она также непродолжительная. Как за короткий срок научиться ставить правильный диагноз, лечить, проводить сложные операции и пр.?
Недостаток №3. Поступать нужно в конкретный (узкопрофильный) ВУЗ – выбор не велик!
Для получения конкретных знаний и навыков в сфере медицины абитуриентам необходимо подавать документы в конкретный ВУЗ или СУЗ – медицинский. Поэтому поступающему придется тщательно взвесить все «за» и «против», определиться с профессией (кем именно, каким врачом он желает стать) и выбрать подходящее учебное заведение с достижимыми проходными баллами, вступительными испытаниями учебной программой.
В РФ насчитывается около 80 медицинских ВУЗов и примерно столько же медицинских СУЗов. В колледжах можно освоить профессию младшего медицинского персонала, а в ВУЗе – стать узко профилированным специалистом, врачом.
Недостаток №4. Жесткие требования и конкурсный отбор.
Проходные баллы и вступительные испытания в медицинские Вузы – одни из самых жестких. Поступить сможет лишь самый подготовленный абитуриент, который имеет серьезную базу знаний по таким предметам, как биология, химия. Ввиду этого, реализовать мечту и стать медиком посильно не каждому желающему.
На сегодняшний день средний проходной балл в медицинских ВУЗах установлен на уровне 80-85 баллов по каждому предмету. Более того, для поступления в СУЗ абитуриентам необходимо преодолеть дополнительное испытание: собеседование, тестирование и пр.
Недостаток №5. Сложная учебная программа.
Профессиональное становление будущих медиков многоступенчато, притом на каждом этапе они глубоко погружаются в каждый предмет. Базовая часть предполагает серьезное изучение общих предметов, дающих представление об организме, симптоматике общих недугов, правил оказания первой помощи и пр.
![Профподготовка медиков](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/01/word-image-220.png)
Профильная подготовка предполагает погружение именно в те дисциплины, которые имеют прямое отношение к выбранному направлению: терапия, хирургия, травмотология, неврология и пр. Именно здесь начинают познавать в теории правила оказания первой помощи, процедуры, диагностику болезней, а затем переходят непосредственно к практической подготовке и тренировке, которая (к сожалению) не всегда достаточно для полноценной подготовки дипломированных специалистов, готовности к трудовым будням.
Также в этом сегменте важно отметить, что образовательные программы обновляются раз в 5 лет, а совершенствование технологий и методов лечения может происходить гораздо быстрее. Поэтому студенты могут получать неактуальные знания.
Недостаток №6. Слабая оснащенность лабораторий и учебных классов для практической подготовки студентов.
Бедная или устаревшая материально-техническая база – одна из серьезнейших проблем, которая тормозит подготовку и развитие медицинских работников. Современные Вузы получают недостаточное финансирование и не имеют возможности приобретать дорогостоящее или новейшее оборудование.
![Практика студентов медВУЗа](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/01/word-image-221.png)
Зачастую из-за недостаточной материально-технической базы в учебных классах и лабораториях студенты медицинских Вузов получают устаревшие знания, навыки по работе со старым оборудованием и отсутствие представлений о работе с новыми технологиями, по новым правилам и пр.
Недостаток №7. Коммертизация высшего образования.
Если в период СССР поступить в медицинский ВУЗ можно было только на бюджетную основу, для чего требовалось преодолеть самые жесткие и серьезные испытания, то сейчас данная миссия в значительной степени облегчена – появилось коммерческое отделение. Данная основа обучения предполагает установление более лояльных требований к поступающим.
На коммерцию поступить может фактически каждый желающий. Главное – освоить учебный план, образовательную программу, преодолеть все аттестации и пр.
Недостаток №8. Подготовка престижных специалистов без учета потребностей трудового рынка и системы здравоохранения.
Сегодня, на фоне коммертизации ВУЗов (появления коммерческих отделений и возможности получать дополнительную выгоду), в образовательных заведениях можно поступить практически на любую желаемую специальность. Самый большой поток и количество вакантных мест действует в отношении востребованных и престижных направлений подготовки. Поэтому нередко наблюдается переизбыток одних специалистов и нехватка других дипломированных кадров. Система образования не учитывает реальные потребности отрасли.
Недостаток №9. Развитие коррупции в подготовке медкадров.
По статистике, самый большой уровень коррупции в системе образования отмечается при подготовке медицинских работников, врачей. К сожалению, не стесняются в этом деле ни преподаватели, ни сами студенты. Педагоги требуют «вознаграждения» за их работу (даже по самым простым, непрофильным предметам), чтобы «облегчить» участь молодых специалистов.
![Виды финансовых связей при обучении в ВУЗе](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/01/word-image-222.png)
Студенты же сами также готовы предложить взятку преподавателю, чтобы не сдавать экзамен. В этом случае «финансовые связи» ухудшают качество образования: учащиеся не стремятся изучать определенные базовые дисциплины и преодолевать самостоятельно сложные преграды (экзамены по трудным, неподдающимся пониманию или усвоению предметам).
Именно поэтому сегодня к молодым врачам относятся с опаской: многие из них не раз «покупали» сессии, экзамены и пр.
Недостаток №10. Необходимо получать и периодически обновлять допуск к трудовой деятельности.
Как мы уже ранее отмечали, чтобы оказывать медицинскую помощь людям, недостаточно иметь диплом о соответствующем образовании. Для работы в медучреждении каждый новоиспеченный специалист обязан пройти «первичную аккредитацию» (за собственный счет!), призванную проверить уровень подготовки и готовность к суровым трудовым будням. В дальнейшем «пропуск» необходима периодически обновлять, то есть перепроходить аттестацию, совершенствовать свои знания или навыки и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!