Недостатки в современном высшем медицинском образовании

Еще со времен СССР отечественная медицина считалась одной из лучших во всем мире. Сегодня в «пик коронавируса» практически ничего не изменилось. Россия сумела первой разработать эффективную вакцину от злосчастного вируса. Но, столкнувшись «лоб в лоб» со столь серьезным и малоизученным противником, эксперты сумели выявить ряд недостатков в подготовке медицинского персонала. О них мы расскажем в нашей статье.

Недостатки в современном высшем медицинском образовании
Еще со времен СССР отечественная медицина считалась одной из лучших во всем мире. Сегодня в «пик коронавируса» практически ничего не изменилось. Россия сумела первой разработать эффективную вакцину от злосчастного вируса. Но, столкнувшись «лоб в лоб» со столь серьезным и малоизученным противником, эксперты сумели выявить ряд недостатков в подготовке медицинского персонала. О них мы расскажем в нашей статье.

Недостаток №1. Продолжительность обучения.

Чтобы стать квалифицированным медиком, студенту придется убить не 3-4 года, а практически целое десятилетие на подготовку. Образовательный процесс будущих медработников многоступенчатый. Притом такой порядок действовал еще до введения Болонской декларации. Поэтапное становление позволяет привить учащимся знания и навыки пошагово, лучше усвоить программу.

Программы медицинского образования в России
Длительность обучения по медицинским программам

В среднем, подготовка младшего медицинского персонала (медсестер, медбратьев, акушеров) занимает около 4-5 лет, подготовка врачей – от 6 до 9 лет. Притом иметь на руках диплом о высшем медицинском образовании еще не дает права заниматься соответствующим видом деятельности, лечить людей и помогать им. Вслед за ВУЗом новоиспеченному специалисту необходимо в обязательном порядке пройти первичную аккредитацию, которая предоставит допуск к трудовой деятельности.

Далеко не каждый человек сможет учиться по 6-9 лет, периодически проходить переаттестацию, получать допуски и разрешения на осуществление профессиональной деятельности. Более того, работа медиков сопряжена с постоянным совершенствованием навыков ввиду новейших разработок методов лечения внедрения современной техники, появления новых препаратов, недугов и пр.

По статистике лишь треть от общего числа зачисленных в ВУЗ людей успешно становится дипломированными специалистами. Около 45% студентов отсеиваются на 2-3 курсах из-за неуспеваемости (академической задолженности), а оставшаяся часть добровольно прекращает обучение. Не все морально и физически готовы ко столь длительному и непростому (большой нагрузке) обучению.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Недостаток №2. Малая доля практики.

Этот изъян относится к системе образования в целом: студенты средних и старших курсов проходят практику на предприятиях под руководством опытных экспертов. К сожалению, данное мероприятие длится всего 21 день, 1 раз в течение каждого учебного года. За столь непродолжительное время учащиеся не просто не могут быстро освоиться на «новом месте», понять принцип работы, но и запомнить, закрепить реальные навыки, которые в течение следующего года фактически не будут ими использоваться нигде на практике.

Образовательный процесс
Соотношение теории и практики в образовательном процессе медиков

Практика в подготовке медицинских кадров – обязательная часть учебной программы, но, к сожалению, она также непродолжительная. Как за короткий срок научиться ставить правильный диагноз, лечить, проводить сложные операции и пр.?

Недостаток №3. Поступать нужно в конкретный (узкопрофильный) ВУЗ – выбор не велик!

Для получения конкретных знаний и навыков в сфере медицины абитуриентам необходимо подавать документы в конкретный ВУЗ или СУЗ – медицинский. Поэтому поступающему придется тщательно взвесить все «за» и «против», определиться с профессией (кем именно, каким врачом он желает стать) и выбрать подходящее учебное заведение с достижимыми проходными баллами, вступительными испытаниями учебной программой.

В РФ насчитывается около 80 медицинских ВУЗов и примерно столько же медицинских СУЗов. В колледжах можно освоить профессию младшего медицинского персонала, а в ВУЗе – стать узко профилированным специалистом, врачом.

Недостаток №4. Жесткие требования и конкурсный отбор.

Проходные баллы и вступительные испытания в медицинские Вузы – одни из самых жестких. Поступить сможет лишь самый подготовленный абитуриент, который имеет серьезную базу знаний по таким предметам, как биология, химия. Ввиду этого, реализовать мечту и стать медиком посильно не каждому желающему.

На сегодняшний день средний проходной балл в медицинских ВУЗах установлен на уровне 80-85 баллов по каждому предмету. Более того, для поступления в СУЗ абитуриентам необходимо преодолеть дополнительное испытание: собеседование, тестирование и пр.

Недостаток №5. Сложная учебная программа.

Профессиональное становление будущих медиков многоступенчато, притом на каждом этапе они глубоко погружаются в каждый предмет. Базовая часть предполагает серьезное изучение общих предметов, дающих представление об организме, симптоматике общих недугов, правил оказания первой помощи и пр.

Профподготовка медиков
Профессиональное становление медиков

Профильная подготовка предполагает погружение именно в те дисциплины, которые имеют прямое отношение к выбранному направлению: терапия, хирургия, травмотология, неврология и пр. Именно здесь начинают познавать в теории правила оказания первой помощи, процедуры, диагностику болезней, а затем переходят непосредственно к практической подготовке и тренировке, которая (к сожалению) не всегда достаточно для полноценной подготовки дипломированных специалистов, готовности к трудовым будням.

Также в этом сегменте важно отметить, что образовательные программы обновляются раз в 5 лет, а совершенствование технологий и методов лечения может происходить гораздо быстрее. Поэтому студенты могут получать неактуальные знания.

Недостаток №6. Слабая оснащенность лабораторий и учебных классов для практической подготовки студентов.

Бедная или устаревшая материально-техническая база – одна из серьезнейших проблем, которая тормозит подготовку и развитие медицинских работников. Современные Вузы получают недостаточное финансирование и не имеют возможности приобретать дорогостоящее или новейшее оборудование.

Практика студентов медВУЗа
Варианты прохождения медицинской практики

Зачастую из-за недостаточной материально-технической базы в учебных классах и лабораториях студенты медицинских Вузов получают устаревшие знания, навыки по работе со старым оборудованием и отсутствие представлений о работе с новыми технологиями, по новым правилам и пр.

Недостаток №7. Коммертизация высшего образования.

Если в период СССР поступить в медицинский ВУЗ можно было только на бюджетную основу, для чего требовалось преодолеть самые жесткие и серьезные испытания, то сейчас данная миссия в значительной степени облегчена – появилось коммерческое отделение. Данная основа обучения предполагает установление более лояльных требований к поступающим.

На коммерцию поступить может фактически каждый желающий. Главное – освоить учебный план, образовательную программу, преодолеть все аттестации и пр.

Недостаток №8. Подготовка престижных специалистов без учета потребностей трудового рынка и системы здравоохранения.

Сегодня, на фоне коммертизации ВУЗов (появления коммерческих отделений и возможности получать дополнительную выгоду), в образовательных заведениях можно поступить практически на любую желаемую специальность. Самый большой поток и количество вакантных мест действует в отношении востребованных и престижных направлений подготовки. Поэтому нередко наблюдается переизбыток одних специалистов и нехватка других дипломированных кадров. Система образования не учитывает реальные потребности отрасли.

Недостаток №9. Развитие коррупции в подготовке медкадров.

По статистике, самый большой уровень коррупции в системе образования отмечается при подготовке медицинских работников, врачей. К сожалению, не стесняются в этом деле ни преподаватели, ни сами студенты. Педагоги требуют «вознаграждения» за их работу (даже по самым простым, непрофильным предметам), чтобы «облегчить» участь молодых специалистов.

Виды финансовых связей при обучении в ВУЗе
Финансовые проблемы в сфере медицинского образования

Студенты же сами также готовы предложить взятку преподавателю, чтобы не сдавать экзамен. В этом случае «финансовые связи» ухудшают качество образования: учащиеся не стремятся изучать определенные базовые дисциплины и преодолевать самостоятельно сложные преграды (экзамены по трудным, неподдающимся пониманию или усвоению предметам).

Именно поэтому сегодня к молодым врачам относятся с опаской: многие из них не раз «покупали» сессии, экзамены и пр.

Недостаток №10. Необходимо получать и периодически обновлять допуск к трудовой деятельности.

Как мы уже ранее отмечали, чтобы оказывать медицинскую помощь людям, недостаточно иметь диплом о соответствующем образовании. Для работы в медучреждении каждый новоиспеченный специалист обязан пройти «первичную аккредитацию» (за собственный счет!), призванную проверить уровень подготовки и готовность к суровым трудовым будням. В дальнейшем «пропуск» необходима периодически обновлять, то есть перепроходить аттестацию, совершенствовать свои знания или навыки и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!