
Выполнение студенческих и научных работ требует не просто обзора ситуации со стороны научной литературы, мнений, но и точности. Ее достичь можно при рассмотрении конкретных показателей, данных, фактов. При том нужно не просто включить соответствующие параметры в состав работы, но и грамотно описать замеченные изменения, тенденции, особенности. В этом деле на помощь студентам приходит так называемая описательная статистика и визуализация данных.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности описательной статистики
Описательная статистика представляет собой специальный инструмент по подаче информации статистического характера в составе различных документов. Она напрямую связана с обработкой, отражением определённых фактов, показателей, упорядочиванием собранных материалов с конкретной целью. Данный подход помогает автору емко и информативно преподнести существенные моменты. Тенденции, результаты, грамотно обосновать выводы и пр.
Описательная статистика напрямую связана с цифрами, графиками, таблицами, комплексным подходом к разбору ситуации. То есть с ее помощью исследователь устанавливает определенные закономерности, особенности, проблему, а также обосновывает собственное мнение и решение.

Благодаря описательной статистике в курсовой или дипломной работе студент уточняет значение и особенности отдельных процессов, явлений, параметров, делает акцент на необходимости определённых действий и пр. То есть такой прием выполняет массу полезных функций:
- Информационная. Она состоит в том, что на основе располагаемой статистической информации автор раскрывает тему, подчеркивает ее особенности, обосновывает наличие проблему и необходимость воздействия на нее. То с помощью такого инструмента автор всецело взглянет на тему и сможет заметить проблемные участки, потребность в работе над ними, выделит особенности и тенденции и пр.
- Описательно-аналитическая. Эта опция проявляется в том, что на основе располагаемых фактов, показателей, расчетов, статистических данных пользователь описывает конкретную ситуацию, оценивает ее и выделяет интересуемые, нужные по теме фрагменты, требующие изучения, решения и пр. Все материалы подвергаются обработке для раскрытия темы и решения исследовательского вопроса.
- Констатационная. Именно благодаря описательной статистике исследователь четко обозначает проблему, выделяет соответствующие признаки, обосновывает важность и уместность тех или иных действий, вмешательств и пр. То есть он констатирует наличие, влияние и пр.
- Доказательная. Описательная статистика помогает автору проекта не только изложить суть сложившейся ситуации по теме, но и сформировать четкую, безоговорочную доказательную базу. Она предполагает выдвижение конкретных фактов для обоснования тенденций, результатов и выводов.
Рассматриваемая парадигма применима практически во всех научных исследованиях. Также порой она оказывается полезно при формировании различных отчетных документов, где требуется представить анализ данных, обосновать выдвинутое решение или показать мнение большинства и пр. То есть этот инструмент востребован как в экономических, социологических НИР, так и в точных науках.
Описательная статистика базируется на особой терминологии. Здесь присутствуют как общие понятия, так и узкие категории, связанные с разными науками, начиная о статистики и математики заканчивая предметной областью исследования (медицина, экономика, социология, техника инженерия и пр.). Поэтому важно разобраться в каждом понятии. Чаще всего студенты сталкиваются с такими вариантами, как переменная, экстремум, мода и медиана, дисперсия, квартиль и пр.
Для описательной статики важно располагать надежными данными. Универсантам приходится обращаться к различным источникам информации. Особенностью рассматриваемого формата является то, что здесь преобладают цифровые значения. То есть автору или исследователю предстоит на основе различных показателей разобраться в ситуации:
- Понять, что происходит и каковы причины такого поведения;
- К чему приводят различные переменные и как они влияют на ход событий?
- Как можно изменить положение дел и что для этого необходимо?
То есть вузовцу или специалисту предстоит преобразовать статистический и иной материал и сделать ан его основе качественные выводы, рекомендации, предложения и пр. Но прежде всего, нужно найти достоверные источники информации для оценки и дальнейшей работы. Где же их взять?
Чаще всего вузовцы обращаются к следующим источникам: учебные и методические материалы по статистике и теме исследования, научные работы, статьи и базы данных, отчетная информация от государственных структур и ведомств, отчетность объекта исследования и пр.
Таким образом, описательная статистика помогает универсанту при подготовке курсовых и дипломных работ. В наибольшей степени она проявляется при разработке и написании аналитического и рекомендательного разделов, где проводится мониторинг и оценка ситуации на конкретном примере. С ее помощью автор обосновывает выбор темы, обозначает проблему и вырабатывает эффективную тактику по ее решению, грамотно преподнося каждый результат, вывод и материал в целом.
Как грамотно преподносить описательную статистику?
Описательная статистика требует грамотного преобразования данных для дальнейшего анализа, переработки и отражения в составе курсовой работы, диплома или диссертации. Именно визуальная составляющая помогает исследователю умело скомпоновать собранный материал и в дальнейшем упростить его оценку, применение.
Перед тем как приступить к визуализации описательной статики, важно разобраться в располагаемых ресурсах. Первым делом следует понять значение известных параметров и показателей, проследить их динамику, установить зависимости и тенденции.

Далее нужно сгруппировать материал в «тематические блоки», подчеркивающие основные изменения, причинно-следственные связи, особенности и пр. Затем следует понять, в каком формате лучше всего визуализировать эти показатели и ресурсы.
Отражение общей ситуации в целом чаще всего приводят на основе сводной таблицы, где отмечают основные показатели, их динамику или соотношение, а затем ниже (под таблицей) приводится емкий разбор основных моментов, делается аргументированный вывод.
При наличии зависимости и установлении факторов, причин и следствий в оценке тенденций, можно представить такие данные с помощью графиков, диаграмм, инфографики и пр. Здесь важно уметь работать с такими элементами: не только составлять, но и читать, анализировать, описывать.
Визуализация данных в рамках описательной статистики также потребует «чувства стиля» и соблюдения норм этики, действующих рекомендаций и правил. Диаграммы и графики должны быть четкими, точными, цветовая гамма – спокойная или «некричащая», приковывающая внимание к существенным моментам и т.п.
|
Способ визуализации |
Характеристика |
Особенности |
| Табличный | Группировка числовых показателей в таблицу | Общее отражение ситуации или конкретизация отдельных моментов, выделение тенденций и соотношений |
| Графический | Представление зависимостей и отдельных данных с помощью графиков | Отражение изменения показателей, демонстрация зависимостей и влияния факторов на переменные, |
| Диаграммный | Изображение данных с помощью того или иного вида диаграмм (круговые, столбчатые, сводные или связанные и пр.) | Констатация положения дел, отражение общей картины, выделение определенной тенденции |
| Текстовый | Описание данных словесно | Пояснение значения показателей или особенностей в их изменения, сравнение, анализ, обобщение |
Визуализация предполагает использование стандартных и дополнительных программ по преобразованию данных. Студенты могут заполнять таблицы в Word или Excel, использовать SPSS или Python, привлекать современные инструменты — ИИ и нейросети и пр.
Интерпретация описательной статистики требует хорошего владения понятийным аппаратом и темой исследования. Нужно разбираться и понимать значение рассматриваемых показателей, фактов, чисел, знать об особенностях их поведения (что означает смещение в ту или иную сторону), проводить сравнительную оценку данных (с аналогичными исследованиями и др.).
Описательная статистика требует умения переводить качественный материал в количественный формат и наоборот, оценивать количественные параметры и описывать качественные характеристики на их основе. Главное – грамотно преподнести основные параметры моменты и изменения.
Связь описательной статистики и визуализации, интерпретации данных: тонкости преобразования и описания
Описательная статистика немыслима без грамотной визуализации и качественной интерпретации. Выполнение курсовой или дипломной работы требует от автора не просто сбора и представления материалов, но и умелой обработки.

Описательная статистика в рамках проектной деятельности предполагает воспроизведение следующих итераций:
- Сбор данных. В данном случае важно обратить внимание именно на «цифровые» (численные) материалы: всевозможные отчетные сведения, различные отраслевые или внутриорганизационные показатели, специальные коэффициенты и пр. Исследователю предстоит отобрать те, что помогут ему в раскрытии темы и обосновании проблемы, ее описании и решении.
- Сортировка и систематизация данных. Этот шаг предполагает, что индивид сгруппирует собранные факты, показатели и упорядочит их, отметит роль каждого параметра, его особенности и влияние на результат.
Здесь же уместно проведение вспомогательных расчетов: подсчет дополнительных показателей, определение разницы между текущими и ранними данными, поиск минимума и максимума (по элементам), анализ частотности, оценка вероятности наступления тех или иных событий и др. - Визуализация. Этот шаг требует выбора подходящего или наиболее эффективного способа отражения исходных данных: таблица, график, диаграмма, гистограмма, инфографика, график рассеяния, распределения и пр. Студенту нужно преобразовать материал в соответствующий формат и показать выявленные тенденции.
- Интерпретация. Описание основных тенденций, показателей, общего положения дел, полученных результатов.
Описательная статистика, визуализация и интерпретация тесным образом взаимосвязаны и существовать в проектной деятельности по отдельности могут с трудом.
Во-первых, применение только описательной статики или только визуализации недопустимо. При таком раскладе легко теряется смысл и трудно понять, что хотел сказать исследователь приведением тех или иных параметров, показателей, статистических данных.
Во-вторых, именно визуальная составляющая упрощает восприятие темы, основных положений, тенденций. То того, как и что отметит автор проекта на своих графиках, схемах, таблицах зависит суть раздела. С помощью качественной подачи данных студент подчёркивает существенные положения, текущие результаты, делает на их основе выводов о тенденциях, наличии и проявлении проблемы, необходимости ее решения, то есть происходит постановка, обоснование проблемы и поиск способов ее решения.
Грамотная визуализация конкретизирует результаты и помогает сделать акцент на существенных тенденциях, собрать и показать доказательную базу.
В-третьих, интерпретация – неотъемлемый атрибут. Он основывается на анализе ситуации. В рамках описательной статистики интерпретация материалов предполагает пояснение значения тех или иных показателей. Коэффициентов, параметров, разбор ситуации и анализ основных тенденций, установление причин и следствий, факторов-провокаторов для дальнейшей разработки решения.
Описательная статистика требует расшифровки каждого показателя или выявленной закономерности, изменения, существенного положения. Любой числовой показатель нужно правильно растолковать. Для этого важно знать, что он отражает, от чего зависит и на что влияет, с какими параметрами или иными показателями связан. В этом и состоит ее искусство по преобразованию чисел в историю.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по применению описательной статистики и визуализации данных в исследованиях
В каждой научной области есть своя специфика при проведении НИР. Описательная статистика помогает констатировать основные параметры, собрать доказательную базу и грамотно преподнести результаты.
Автору следует тщательно разобраться в теме. Разберитесь во всех статистических материалах, показателях. Отберите наиболее значимые и полезные для раскрытия темы ресурсы и сгруппируйте их с учетом взаимосвязанности.
Выбирайте способ визуализации с учетом его типа и предназначения. Например, с помощью гистограмм не получится отметить зависимости или влияние одного параметра на остальные. Гистограмма подчеркнет последовательность или распределение значений в выборке. Столбчатые диаграммы идеальны для сравнительных операций. Круговые диаграммы помогут оценить структуру объекта. Учитывайте возможности применения формата визуализации при переработке или объединении исходных данных.
Не громоздите на одном графике несколько зависимостей или тенденций. Лучше использовать отдельные форматы. Избыточность данных на графике усложняет его восприятие, прочтение и анализ.
Под каждой таблицей или графиком приводите емкий анализ данных с выделением основных положений, результатов и пр. Не забывайте обобщать материал.
Оформляйте материал в едином стиле, используйте одни и те же обозначения, линии, цветовую гамму и пр. Учитывайте требования ГОСТ.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





