Особенности и проблемы подготовки дизайнеров в российских вузах

Становление дизайнеров в системе отечественного образования происходит согласно традиционным канонам и реалиям. С одной стороны, колледжи и вузы реализуют определенную программу с набором конкретных дисциплин, с другой – стараются совершенствовать предметные комбинации и материально-техническую базу с целью практического воспитания специалистов. Сегодня мы расскажем об особенностях профессионального становления дизайнеров на базе отечественных вузов.

Особенности и проблемы подготовки дизайнеров в российских вузах
Становление дизайнеров в системе отечественного образования происходит согласно традиционным канонам и реалиям. С одной стороны, колледжи и вузы реализуют определенную программу с набором конкретных дисциплин, с другой – стараются совершенствовать предметные комбинации и материально-техническую базу с целью практического воспитания специалистов. Сегодня мы расскажем об особенностях профессионального становления дизайнеров на базе отечественных вузов.

Общая характеристика направления «Дизайн»

Данная специальность относится к разряду творческих, но зачастую освоить ее можно в стенах многопрофильных ссузов и вузов на отдельном факультете, факультете информационных технологий, строительном факультете или специальной кафедре. На самом деле данная специальность настолько многогранна, что позволяет воспитать всесторонне развитого эксперта, способного оценивать ситуацию, анализировать обстоятельства, условия и принимать взвешенные решения с учетом предоставленных возможностей.

Разновидности дизайна
Разновидности дизайна

Современное высшее дизайнерское образование основывается на следующих принципах:

  • Тотальное погружение в теоретические (преимущественно гуманитарные) предметы с целью расширения кругозора и мировоззрения, понимания культурного, этического, творческого аспекта, развития абстрактного и пространственного мышления, пробуждения фантазии и воображения и пр.;
  • Практическое погружение и выполнение творческих проектов на базе специальных мастерских при учебном центре, практические занятия и стажировки на базе действующих компаний (строительные, градообразующие, архитектурные и пр.);
  • Внедрение в учебный процесс инноваций – современных программ и приложений, техники, обзор новейших методик работы и технологий и пр.;
  • Выполнение творческих проектов и участие во всевозможных конференциях.

Традиционная программа обучения «Дизайн» при колледже и вузе включает в себя следующие блоки обучения. На начальных курсах (1-2) студенты осваивают общеразвивающие, гуманитарные дисциплины, призванные развить в них аналитические способности, логику и ассоциации, способы самовыражения, определить картину мира и собственное мировоззрение (соотнести их) и пр. К данной категории относят историю, литературу, географию, социологию, философию, экономику и пр. Также здесь же захватывают азы профессии – базовая часть дизайнерской подготовки, которая также пока что выглядит только теоретически: история мировой культуры, технологии дизайна, основы живописи, рисунок, композиция. Начальные навыки черчения, основы дизайнерского проектирования и пр.

Особенности проектной подготовки дизайнеров: виды исследований
Особенности проектной подготовки дизайнеров: виды исследований

На старших курсах (3-4) студенты приспосабливаются к профессии, тотально погружаясь в соответствующие предметы, которые обретают больше практический характер. Здесь доминирующая часть дисциплин относится к истории искусств (изучение основных направлений ИЗО, живописи и пр.), освоение современных IT-направлений и инструментов (графический дизайн и графические редакторы, веб-дизайн, дизайнерское проектирование, компьютерная графика и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Начиная с первого курса у дизайнеров присутствуют практические занятия, которые проходят в обычных классических канонах, а также специфически. Студенты посещают лекции, семинары, где обсуждают определенные темы (в рамках учебного плана) с акцентом на современные тенденции. Здесь практика сводится к изучению конкретных тем и вопросов, подготовке рефератов, докладов, курсовых работ и пр.

Виды занятий в вузах по направлению "Дизайн"
Виды занятий в вузах по направлению «Дизайн»

Вторая группа практических занятий представлена в виде работы в мастерских и компьютерных аудиториях: проектная деятельность, выполнение конкретного задания или кейса (планирование и проектирование помещения, подбор цветовой гаммы, и пр.), работа в современных компьютерных программах (моделирование, проектирование и пр.).

Третья группа занятий – пленэрные, с выездом на определенное место и его «воссозданием» на холсте, проектированием и пр. Также здесь уместны встречи с практикующими дизайнерами, прохождение практики на базе действующих компаний и т.д.

Конечно же, аудиторная работа не обходится без промежуточного контроля: сдача и защита творческих проектов и кейсов, написание рефератов, курсовых и контрольных работ, сдача зачетов и экзаменов.

Программа «Дизайн» доступна преимущественно на 2 ступенях – бакалавриат и магистратура. Для поступления на нее абитуриентам достаточно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературы обществознанию, а также пройти ДВИ в форме рисунка или композиции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чему не учат дизайнеров при отечественных ссузах и вузах?

Несмотря на наличие практических занятий и стажировку студентов, современное образование все же готовит больше теоретиков, отдаленных от реалий и требований работодателей.

Дизайнер – специальность прикладная несмотря на все противоречия и особенности обучения. Притом противоречия проявляются не только в системе обучения, но и отношению, направлению в целом. Обратите внимание, что в русском языке дизайн воспринимается не как самострельное движение или направление, а как часть «маркетингового хода»: проектирование продукта, его упаковка, внешний вид, планирование и проектирование и пр.

Современное высшее дизайнерское образование имеет ряд существенных недостатков, которые проявляются в следующих моментах:

  • Медленное обновление образовательных программ и пополнение материально-технической базы. К сожалению, не каждому колледжу или вузу посильно оперативно внедрять инновации с учетом достижений НТП;
  • Недостаточность реальной практики. В большинстве случаев практические занятия и обретение профессиональных качеств сводится к выполнению банальных проектов и решению кейсов. Лишь треть современных вузов сумела установить прочные отношения с действующими компаниями, где готовы «стажировать» студентов и прививать им определенные навыки, пригодные в трудовых буднях;
Достоинства и недостатки направления "Дизайн"
Достоинства и недостатки направления «Дизайн»
  • Обучение сводится к изучению и выполнению творческих проектов на основе живописи, рисунка, истории МХК и пр. Но на самом деле направлений дизайна – свыше нескольких десятков, каждое из которых уникально и требует освоения определенной области. Допустим, веб-дизайнеру не обязательно иметь навыки рисования, ведь ему предстоит работать преимущественно в специальных программах, которые не всегда обозреваются в рамках обучения при вузе.
  • Минимум точности, максимум теории и абстракции. На самом деле дизайнерам предстоит сначала проанализировать требования и условия работы, а затем тщательно спланировать ее ход вплоть до мелочей, рассчитать «затратность» проекта и представит готовый «бизнес-формат» с подробным описанием: что есть, что предлагается изменить и обустроить, экономическая эффективность и пр. К сожалению, далеко не все студенты понимают специфику подготовки НИР и всестороннего изучения темы, а не только с творческой стороны. Воображение должно укладываться в определённые рамки и границы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

К сожалению, несмотря на комплексный подход в системе профессионального образования дизайнеров, высшее или среднее профессиональное образование в данном сегменте не принесет выпускникам желаемых результатов: уровень практической подготовки остается низким, владение теорией – чаще всего носит «справочный» характер, так как изучаемая литература устаревает, а программы не обновляются вовремя.

Обучение дизайнеров в вузах позволяет им обрести тотальные знаний, но навыков – по минимуму. В этом и кроется ключевая проблема современного дизайнерского образования. Более того, преподаванием в учреждениях чаще всего занимаются «бывшие практики», которые слабо владеют современными технологиями и новшествами.

Поэтому становление будущих дизайнеров при вузе должно тесным образом соприкасаться с самообразованием, которое дополнит копилку учащегося.

Что лучше: вуз или онлайн-курсы?

В настоящее время обучение приобрело немало вариаций и предоставляет массу возможностей профессионального роста. Одной из таких модификацией стали онлайн-курсы. Дистанционные программы при колледжах и вузах. Уместны ли они при подготовке квалифицированных дизайнеров и способны ли заменить традиционное (очное) обучение?

Давайте рассмотрим, достоинства и недостатки подготовки дизайнеров при вузе или в рамках онлайн-программ.

В вузе студенты обретают тотальные и всесторонние мультидисциплинарные познания. Формирующие их мировоззрение, общее представление о действительности, понимание сути и пр. Затем они погружаются в профильный блок с акцентом на творческие моменты и нюансы, выработку определенных навыков. Фактически обучение в высших образовательных заведениях соприкасается одновременно и с теорией, и с практикой, но доля последнего минимальна или несовершенна.

Как освоить дизайнерскую профессию?
Как освоить дизайнерскую профессию?

Обучение в рамках онлайн-программ нацелена на развитие конкретных качеств. Здесь теория отводится полностью на самоизучение, а практика сводится к выполнению творческих проектов (и не более того).

Казалось бы., существенной разницы между подготовкой дизайнеров в вузах и на онлайн-площадках нет. Но на самом деле работодатели предпочитают квалифицированных (дипломированные) специалистов, владеющих азами и современными технологиями. Поэтому рекомендуется совмещать обучение при вузе с т курсами о самоподготовке, онлайн-курсы и дополнительные программы, так как в первом случае (вуз) – дает фундамент, а онлайн-обучение – позволяет освоить современные инструменты и тенденции в профессиональной среде, актуализировать и адаптировать имеющиеся знания.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод: современное высшее дизайнерское образование носит больше теоретический характер, а практика зачастую сводится к выполнению творческих проектов, пленэров, выполнению кейсов, индивидуальных и групповых работ. Поэтому, чтобы стать востребованным и профессионально пригодным специалистом рекомендуется параллельно заниматься самообразованием и искать место для настоящей практики – компанию, готовую «ввести новичка» в профиль, организовать стажировку или практику во время обучения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие ошибки допускают студенты-дизайнеры при обучении в вузе?

Нередко в процессе обучения студенты недоумевают: «Зачем нам общеразвивающие предметы и теория вообще?», опуская при этом изучение таких дисциплин, как история, биология, химия, экономика и пр. На самом дел, общеразвивающая часть – это основа дизайнера и любого специалиста ведь для начала следует понять: с чем предстоит работать чем пользоваться, что нужно делать и как. Именно оценить, проанализировать ситуацию позволяет кругозор студента. Важно понимать, что дизайн – это мультидисциплинарная область, которая призвана подчеркнуть особенности объекта, сделать его более уютным, привлекательным и пр.

Помните, дизайнер — это не просто творческая личность и специалист, это многоликий и многогранный эксперт, владеющий обширной базой знаний, воображением и фантазией.

Не менее распространённым заблуждением выступает миф о бесполезности диплома об образовании и загроможденности обучения лишними предметами. Многие студенты полагают, что для трудоустройства достаточно овладеть онлайн-курсом, но на самом деле в рамках такого формат получают лишь азы современных методов, а база опускается или сводится к самоизучению.

Еще одним мифом выступает утверждение: «Для освоения направления важен талант». Да, для дизайна в сфере архитектуры, ландшафта, моды важны навыки художника, владение пером и кистью, но для веб-дизайнера достаточно знать теоретические азы (подбор палитры, элементов) и современных IT-программ.

Поэтому, чтобы стать квалифицированным дизайнером, важно ответственно подходить к каждому предмету и занятию (независимо от его характера и роли), заниматься самообразованием, п возможности – практиковаться под кураторством опытных наставников (во время прохождения практики), не отлынивая от любых заданий.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *