Создавать новшества и внедрять их в отрасль или деятельность отдельных предприятий – не так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь недостаточно бурной фантазии, красок, важно оценивать каждое изобретение со всех ракурсов: эстетика, эффективность, затратность, безопасность, экологичность, применимость, необходимость, целесообразность и пр. Согласитесь – немало требований к работе одного специалиста. Но несмотря на столь комбинированный подход, образовательная программа «Инноватика» появилась сравнительно недавно и успешно действует вплоть до настоящего времени.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика специальности «Инноватика»
Инноватика представляет собой специфическую область знаний, которая регламентирует и развивает процесс разработки и внедрения новшеств (по отраслям и в общих чертах), содействуя преобразованию старых знаний в новые, то есть их актуализации и совершенствованию.
Основная миссия данного направления заключается в анализе и осмыслении нововведений, их оценке и определении перспектив применения, совершенствования или оптимизации. Фактически профиль содействует продвижению во всех отраслях современных технологий, модернизации, основанных на результатах НТП.
Инноватика – это общее направление подготовки, но оно классифицируется по отраслям. Поэтому воспитание квалифицированных специалистов также распределено по соответствующим направлениям и факультетам при вузах: экономика, менеджмент, техника и технологии, педагогика, информационные технологии и IT-индустрия и пр.
В целом, инноватика – это специфическая профессиональная область, которая находится на стыке техники (физики) и экономики. Студенты обретают знания инженера, физика и менеджера одновременно. Поэтому в характере обучения отмечаются такие качества как точность действий и креатив одновременно.
Программа доступна только на базе высших образовательных заведений на уровне бакалавриата и магистратуры. Для поступления абитуриентам необходимо иметь в кармане результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, физике/информатике/иностранному языку. В среднем конкурс на одно место достигает 7-9 человек. Согласитесь, конкуренция неслабая, поэтому готовиться к поступлению следует тщательнее.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чему учат студент по профилю «Инноватика»?
Программа «Инноватика» в целом многогранна и интересна, так как захватывает несколько научных областей одновременно. Притом подготовка специалистов носит проектный и научно-исследовательский характер. Первый проявляется в выполнении всевозможных кейсов, прикладных и лабораторных работ, а второй – изучение последних тенденций в отрасли, конкретной области.
Погружение в профессию происходит поэтапно, постепенно, но при этом предпочтение отдается дуальному становлению, когда теория и практика воспринимаются параллельно. Такой способ позволяет лучше познать и понять теоретические аспекты и научиться применять их в профессиональной жизни.
Теоретическая подготовка предусматривает изучение общих, базовых и профильных предметов. К первому блоку относят всем привычные дисциплины, которые развивают общие навыки и представления по профессии: русский язык, математика, экономика философия, социология, маркетинг, этика, информатика и пр.
Базовый курс предполагает изучение начальных или основных предметов с учетом «узости выбранной профессии». Но здесь подготовка продолжает носить общий характер. Студенты в одинаковой степени погружаются в ключевые дисциплины, обретая лишь самые необходимые трудовые компетенции и представления о будущей работе. В числе основополагающих предметов можно выделить:
- Экономические: экономика организации. Основы экономического анализа, бухгалтерский учет и анализ данных, маркетинг и логистика, менеджмент (общий, стратегический. Финансовый, рисковый, операционный и пр.), технологии нововведений инновационный менеджмент;
- Технические: физика, механика, электроника, электротехника, химия, промышленные технологии, IT-системы и технологии, инженерная и компьютерная графика, высшая математика и пр.;
- Инновационный блок: управление инновациями и управление проектами, маркетинг в инновационной деятельности, теоретическая инноватика, проектирование нововведений, основы моделирования инноваций, основы принятия решений, внедрение инноваций и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В числе узких дисциплин (свойственных преимущественно программам магистратуры), подлежащих тотальному изучению с теоретической, научной и практической точек зрения можно выделить:
- Инноватика в технической отрасли;
- Инноватика экономических процессов;
- Современные интернет-технологии в бизнес-индустрии/технической отрасли/социальной среде и пр.;
- Разработка технической и сопроводительной документации при внедрении инноваций в промышленной среде;
- Промышленные технологи и инновации;
- Основы проектирования и конструирования с помощью современных средств ЭВМ и автоматизации;
- Промышленный инжиниринг;
- Технологическое прогнозирование;
- Организация опытного производства;
- Экспертиза инновационных процессов и пр.
Глубина погружения в конкретные науки зависит от узости выбранной профессии: экономисты будут серьезнее исследовать соответствующие правила, техники и инженеры – погрузятся в математические и физические, IT-основы и новшества.
Формат занятий по программе «Инноватика» в вузе
Сугубо теоретических предметов в рамках данной специальности фактически нет. Каждая дисциплина будет постигаться как минимум с двух сторон: теория и практика, теория и наука.
Аудиторная работа студентов будет включать в себя классические варианты занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные исследования на базе специально оборудованных классов.
Научно-исследовательская составляющая проявляется с первого курса. На первых порах она основывается на выполнении простейших рефератов, докладов, решении кейсов (решение задач с анализом ситуации, выработкой конкретного решения и его обоснования), выполнении отчетов по НИР или отчетов по лабораторной работе. Далее с конца первого курса – начала второго курса студенты в обязательном порядке выполняют курсовую работу или отчет по практике (1 раз в семестр). При этом данные изыскания носят научно-исследовательский характер или проектный, где требуется изучить современную научную литературу и описать текущие тенденции в рамках выбранной темы, а затем проанализировать реальный объект (ситуацию, явление, предмет), определить его сильные и слабые стороны и постараться усовершенствовать (смоделировать/проектировать предложение и обосновать его как минимум с трех точек зрения: экономическая эффективность, техническая и технологическая часть, порядок внедрения и использования).
Проектная подготовка – обязательна для студентов программы «Инноватика», так как именно благодаря такому подходу они учатся следовать строгим регламентам и стандартам, корректно формулировать свои мысли, аргументировать их, а также вести специальный документооборот (техническая документация, проектная документация, генеральный план или модель и пр.).
Помимо этого, для специалистов технического характера предусмотрена опытно-конструкторская подготовка, предполагающая изучение конкретных свойств технических процессов/явлений/процессов/оборудования и пр. изнутри, определение «составных процессов» и способов их совершенствования, создание кардинально новых агрегатов или улучшение отдельных сторон (ликвидация пробелов и пр.).
В НИР по инноватике важна именно инновация, то есть новшество, изобретение. Поэтому любая НИР должна содержать данный аспект в виде предложений и рекомендаций, прогнозов или результатов апробации. Притом обойтись без расчетов, чертежей, схем, графиков и прочих вариантов моделирования/конструирования и планирования невозможно.
Помимо научно-исследовательского блока студенты также практикуются на базе внутривузовских мастерских со специальными манекенами, агрегатами, образцами, аппаратами и оборудованием, а также на действующих предприятиях под кураторством опытных наставников.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки, ключевые профессиональные навыки квалифицированных специалистов по программе «Инноватика»
В процессе обучения студенты обретают фундаментальные знания и представления в рамках физических, экономических, управленческих и правовых дисциплин. Притом особый акцент (доминант) делается на том наборе и научной области, которая важна для будущего специалиста: инженерам придется тщетно исследовать точные науки и естественнонаучные дисциплины, экономистам и управленцам – экономические, правовые, социальные и психологические предметы.
В результате обучения по программе «Инноватика» выпускники обретают следующие компетенции:
- Аналитический склад и ума и развитое критическое мышление;
- Основы бизнес-планирования;
- Проектирование и моделирование ситуаций, инноваций;
- Организаторские способности: планирование мероприятий, оптимизация процессов на предприятии с четом потребностей, координация действий и контроль выполнения плана, управление внедрением инноваций и адаптация новшеств;
- Учетная миссия: определение возможностей, рисков и угроз, формирование четного плана действий с перераспределением ресурсов и пр.;
- Творческий подход к решению проблемы с использованием последних новшеств, научных достижений;
- Рабочие навыки по сборке/разборке оборудования, ремонтные работы, поиск альтернатив и пр.
Выпускники-инноватики востребованы ив самых разных отраслях народного хозяйства: от частных и государственных компаний, заводов, крупных холдингов дол государственных структур и ведомств, научных центрах. Чаще всего они трудятся в качестве руководителей отделов, инженеров, специалистов по внедрению инноваций или оптимизации производственных и иных процессов.
Специалисты ОЦ Disshelp готовы помочь в выполнении любого студенческого и научного-исследовательского проекта по программе «Инноватика»: от реферата, доклада до курсовой, дипломной или научной работы, гарантируя точность расчетов, корректность выводов и новизну рекомендаций.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!