Защита дипломной работы имеет свой регламент, сценарий и особенности. От уверенности обучающегося в своих силах, надлежащей подготовки и владения материалом, во многом зависит успешность защиты. Но далеко не все в достаточной мере готовятся к ней, учатся взаимодействию с комиссией и извлекают выгоду из такой подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
Как происходит защита
Структура защитной речи трехчастная. В редких случаях ее можно менять, но мало кто на это решается – классическая схема работает, она стройна, логична и привычна всем сторонам процесса.
Части защитной речи:
- Вступление. Состоит из обращения к членам комиссии. В нем обучающийся озвучивает тему диплома, ее актуальность. Он выделяет цель работы, основные задачи, объект и предмет исследования. Начало может звучать так: «Уважаемые председатель и члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию представлена дипломная работа на тему…»
- Основная часть. Выступающий описывает структурные части диплома. Он должен рассказать, из чего состоит его работа (введение, 3 главы, заключение, библиографический список, приложения). Акцент должен ставиться на выбранные методы исследования, экспериментальную часть (если она есть), проектную работу.
- Заключение. Предполагает обозначение ключевых выводов, итогов работы. Важно, чтобы выступающий оценил сам практическую пользу своего труда. Здесь же уместно обозначить перспективность работы для дальнейшего, более глубокого изучения. Завершается защита тем, что выступающий благодарит комиссию за внимание.
Обычно речь иллюстрирует компьютерная презентация – слайды будут синхронизированы с речью выступающего. Презентация и текст защиты должны дополнять друг друга.
Частые ошибки
Написание речи защиты не всегда обходится без ошибок. Даже если на консультации научный руководитель дал студенту рекомендации, не все они могут быть услышаны или правильно интерпретированы.
Какие ошибки чаще всего допускаются в речи защиты:
- Многословность. Все, что мешает восприятию текста, отвлекает от сути, не двигает речь вперед, нужно убирать. Текст не должен быть громоздким, сложным.
- Сухая речь. Можно составить текст, в котором термин будет сидеть на термине, но его тяжело воспринимать (особенно на слух). Даже высокообразованным членам комиссии сложно дается восприятие сухих, насыщенных терминами речей. Следует избегать длинных предложений, деепричастных оборотов и запутанных фраз.
- Много личных местоимений. Вместо «я» и «мы» лучше использовать такие конструкции: «в исследовании были использованы такие методы», «в ходе работы получено», «задачей этой части работы была».
- Много теории. Дипломная работа, как правило, имеет целую теоретическую главу, но не нужно задерживаться на ней. Она лишь помогает студенту подойти к изучению темы с прикладной стороны. Акцент нужно делать на практической части работы.
- Излишняя детализация. Регламент не позволяет защите подробностей, у выступающего просто нет на это время. К тому же детали уводят от сути.
- Новый вопрос вместо итогов. Если в конце речи обучающийся ставит вопрос вместо вывода, работа выглядит незавершенной. Даже если тема объемная, и ее можно изучать на новой ступени обучения, дипломная работа всегда должна быть законченным проектом.
Речь всегда следует репетировать: проговаривая ее вслух, будут заметны слабые места, громоздкие речевые конструкции, лишняя информация. К тому же тренировки придают уверенности, на защите выступающий будет меньше волноваться, обращаться к тексту-опоре, ошибаться и заговариваться.
Вопросы комиссии
В редких случаях у членов комиссии нет никаких вопросов по защите. Они могут быть формальными, несложными, уточняющими, но обойтись без них – редкий случай. Обычно научный руководитель и еще подопечный заранее продумывают список возможных вопросов, отвечают на них, репетируют ответы.
7 рекомендаций выступающему – как правильно отвечать на вопросы комиссии:
- Отвечать всегда. Отмалчиваться, уклоняться от ответа, говорить «я не знаю» категорически нельзя. Это будет сразу жирным минусом в защите.
- Увести от неизвестного к известному. Например, члены комиссии задают вопрос, которым выступающий не владеет. Тогда он может сказать: «Это хорошее замечание, но, к сожалению, время подготовки и те аспекты, на которых я сконцентрировался в работе, не дали мне возможности глубже изучить указанный вами момент. Считаю, что концентрация на главной теме более важна в моей работе».
- Не спорить с комиссией. Даже если выступающий не согласен с замечанием, спорить с человеком с ученой степенью – изначально проигрышный вариант. Лучше сказать так: «Спасибо за ценное замечание, если я продолжу более глубокое изучение темы, я непременно его учту».
- Не спешить с ответом. Во-первых, эффект перебивания уважаемых членов комиссии еще никому не помогал. Во-вторых, ответ может быть сбивчивым, недостаточно аргументированным.
- Сохранять спокойствие. Волнение всегда ассоциируется с плохой подготовкой. Потому лучше отвечать медленно, делая паузы, чем обнаруживать свою тревожность.
- Включать уместный юмор. Балагурить на защите дипломной работы – не лучший вариант, но легко, остроумно и красиво пошутить можно, если ситуация позволяет. Желательно, чтобы юмор был околонаучным. Например, на вопрос: «Почему вы выбрали именно этот метод исследования?», можно ответить: «Этот метод выбрал когда-то для своей работы будущий Нобелевский лауреат (имя/фамилия), я решил следовать высоким примерам». Но затем нужно обязательно ответить по существу, то есть серьезно аргументировать свой выбор.
- Работать над интонациями. Риторика, красноречие, ораторское искусство – эти сферы помогают выстроить защиту блестяще, вытянуть с ее помощью даже посредственную дипломную работу. Не все от природы выразительны, красноречивы, обладают красивой дикцией и хорошо поставленным голосом, но потренироваться точно могут все.
Бонусная рекомендация – не стоит собирать чужие страхи. Спрашивать у других студентов, которые уже «отстрелялись», как все прошло, можно, но не стоит воспринимать информацию как единственно верную. Людям свойственно преувеличивать, субъективно излагать информацию, эмоционально ее окрашивать. Не нужно присваивать себе чужой опыт, опираться на него и формировать негативные установки.
Улыбаться ли комиссии во время защиты диплома
Все хорошо в меру. Если предстать на защите весельчаком и шутником, теряется сама суть научного выступления. Это будет негативно воспринято комиссией, может показаться неуважением. Но и быть слишком напыщенным, серьезным, сухим тоже не стоит. Лучшая тактика – быть собранным, но не демонстрировать волнения, в уместных ситуациях улыбаться и устанавливать контакт «глаза в глаза» с членами комиссии.
Улыбка заставляет работать зеркальные нейроны, расслабляет, в том числе, и членов аттестационной комиссии, располагает к себе. Она не должна быть заискивающей, выпрашивающей, неестественной – все это выглядит глупо и даже отталкивает. Улыбаться нужно так, чтобы это отмечало хороший настрой выступающего, его радость за финальный этап работы над дипломом, удовлетворенность собственными результатами.
Уместна ли активная жестикуляция
Отталкиваться следует от собственной природы. Если для человека органична темпераментная речь, богатая жестикуляция, ему незачем себя сдерживать. И все же ходить по аудитории, быть слишком громким и эмоционально очень ярким тоже не стоит – определенная сдержанность должна быть. Но замыкаться и стоять на защите как солдат в роте почетного караула, также неверная тактика.
Какие жесты уместны во время защиты:
- открытые, выражающие готовность раскрыться, объяснить свой замысел, передать опыт;
- сдержанные – театральность будет не к месту;
- помогающие продвигать речь, задающие ей динамику.
Жестикулировать все время выступления нельзя, жесты должны помогать, а не быть подменой содержательности речи. Все остальное время нужно продумать для себя позу, позволяющую чувствовать себя уверенно и спокойно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Нежелательно делать это:
- перекрещивать ноги;
- опираться локтями на трибуну;
- избегать контакта «глаза в глаза» с членами комиссии.
Установление визуального контакта – важная часть взаимодействия. Он показывает определенную смелость выступающего, уверенность в себе, а также демонстрирует уважение к членам комиссии, благосклонность. К тому же такой контакт часто может подбадривать самого автора выпускной работы. Видя, что ему улыбаются в ответ, он чувствует поддержку, приятие, и более уверенно продолжает защиту.
Хорошая стратегия защиты
Стратегия, как известно, это общий, недетализированный план. В случае с защитой дипломной работы хорошей стратегий считается следующее: заблаговременная подготовка речи с отрепетированной трехчастной структурой и ответами на потенциальные вопросы комиссии. Акцент делается на подготовку, тренировку, проигрывание возможного сценария.
Хорошая стратегия:
- написание речи, которую нужно будет выучить близко к тексту;
- корректура речи (удаление всей лишней информации, громоздких конструкции);
- работа над искоренением слов-паразитов в своей защите;
- заучивание фраз, которые помогут ответить на любой вопрос комиссии;
- изучение текста диплома, уверенное владение им.
Подготовленный студент не боится выступать, потому что он уже сделал это дома – перед зеркалом, например. Или проговорил защитную речь с научным руководителем. Более успешной стратегии пока просто не существует.
Плохая стратегия защиты
Таковой можно считать импровизацию. На нее способен настолько ничтожный процент выступающих, что брать в учет саму такую возможность не стоит. Речь, написанная утром на коленке, никогда не будет казаться подготовленной, продуманной, проработанной. Также не самым умным решением будет отказаться от рассмотрения возможных вопросов и прописанных заранее ответов на них. На этом «сыпятся» многие студенты.
Примеры хорошей и плохой тактики защиты
Тактика – это составная часть стратегии, детализация. В случае с защитой дипломной работы это те нюансы и тонкости, которые помогают главной задаче.
Относится к хорошей тактике:
- искать визуальной поддержки у членов комиссии (установление контакта «глаза в глаза»);
- улыбка, доброе приветствие, демонстрация уважительного отношения;
- уверенный внешний вид – деловой стиль одежды, собранные волосы, открытое лицо;
- акцент на сильных сторонах работы, интонационно точные расстановки.
Плохая тактика – идти напролом, демонстрировать свое «я» в ущерб демонстрации собственного научного труда. Не стоит выделяться ярким макияжем, выпяченной самоуверенностью, очень громкой речью, надменностью, неуместным дресс-кодом.
Психологи говорят, что если задача человека – быть услышанным, ему нужно делать акцент во внешности на своем речевом аппарате. Например, девушкам на защиту диплома лучше подкрасить губы, но оставить без макияжа глаза (или выбрать сдержанный макияж глаз). Дикторы, ведущие новостей часто используют этот прием, считается, что слушатель неосознанно акцентирует внимание на губах диктора, и это помогает ему концентрироваться на информации.
Рецензия научного руководителя
Если он присутствует на защите диплома, это хорошая возможность для студента улучшить свои позиции. При условии, конечно, что рецензия хорошая и сам научный руководитель доволен своим студентом. Обычно он выступает с рецензией, и это уже формирует у комиссии отношение к работе студента, степени его подготовленности, определяет лояльность.
Потому так важно не просто наладить контакт с руководителем, но и работать с ним в паре, не бояться критики и замечаний. Даже очень строгие руководители заинтересованы в том, чтобы их студент выступил хорошо – это отражает и их работу тоже.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!