От картин до мемов: как анализировать визуальную культуру в дипломном проекте?

Студенты творческих направлений. Так или иначе связанные с иллюстрациями, графикой, визуальной интерпретацией, сталкиваются с необходимостью изучать, анализировать в дипломе соответствующие объекты культуры и разрабатывать новые, оригинальные варианты картин, изображений и пр. При написании дипломной работы важно показать разборчивость в творчестве и умении грамотно его применять. Зачастую для демонстрации соответствующих компетенций выпускникам приходит анализировать визуальную культуру и подчеркивать ее особенности.

От картин до мемов: как анализировать визуальную культуру в дипломном проекте?

Студенты творческих направлений. Так или иначе связанные с иллюстрациями, графикой, визуальной интерпретацией, сталкиваются с необходимостью изучать, анализировать в дипломе соответствующие объекты культуры и разрабатывать новые, оригинальные варианты картин, изображений и пр. При написании дипломной работы важно показать разборчивость в творчестве и умении грамотно его применять. Зачастую для демонстрации соответствующих компетенций выпускникам приходит анализировать визуальную культуру и подчеркивать ее особенности.

Понятие и роль визуальной культуры в дипломной работе

Под визуальной культурой понимают способы внетекстовой интерпретации материалов, суждений, выводов и результатов. То есть к данной нише относят всевозможные изображения, картины, рисунки, иллюстрации, рекламные объекты, фотографии. Притом они могут быть представлены не только в графической форме, но и содержать элементы текста (надписи, диалоги и пр.).

Согласитесь, что ни одна дипломная работа немыслима без графических элементов. С их помощью автор подчеркивает определенные тенденции, особенности в течении тех или иных процессов и явлений, взаимосвязи и различия и пр. То есть с их помощь автор наглядно показывает соответствующие специфические черты и особенности по теме исследования.

Элементы визуальной культуры
Элементы визуальной культуры

Применение графики, рисунков, диаграмм и иных средств визуальной интерпретации данных происходит осознанно. Автор использует либо готовые заготовки, рисунки и схемы, либо (в 90% случаев) разрабатывает их самостоятельно на основе располагаемых первоисточников и фактов, результатов НИР. Поэтому можно смело сказать, что задействование визуальной культуры в дипломной работе происходит запланировано и целенаправленно.

Но если посмотреть на термин «визуальная культура» шире, то можно понять, что она захватывает гораздо больший инструментарий. К этой нише относят не только всевозможные графики и базовые картинки, но и предметы живописи и мирового художественного искусства, граффити, комиксы, всевозможные мемы и пр. То есть рассматриваемая парадигма включает в себя все известные способы интерпретации данных.

Визуальная культура в дипломе выполняет немало полезных функций. Во-первых, с ее помощью происходит упрощение подачи определенных данных, результатов. Согласитесь, что далеко не всегда описание тех или иных процессов и результатов получается понятным, доступным для простой аудитории. Иллюстрации и графические элементы способны показать расположение, связность и влияние отдельных параметров на объект исследования. То есть с их помощью автор привносит разнообразие в ход повествования и делает материал более информативным и читабельным, понятным.

Во-вторых, благодаря грамотной интерпретации данных, отмечается выгодная и полезная коммуникация. При правильной разработке картинки порой можно избежать излишнего или детального анализа данных, так как их графической подачи уже становится все ясно: что провоцирует изменение, как оно происходит, на чем сказывается и пр.

В-третьих, визуальная подача результатов исследования помогает грамотно регулировать объем рукописи. С помощью иллюстративным форматов авторов может сжать материал и уменьшить объем проекта или же наоборот, развернуть его и сделать более понятным. Обоснованным, детальным.

В-четвертых, посредством применения визуальных объектов в составе диплома, автор может повысить уникальность текста. Все используемые в ходе исследовательской деятельности графики, таблицы, рисунки, схемы исследователь создаёт с помощью переработки и преобразования располагаемых материалов. Благодаря такому подходу снижается доля плагиата.

Визуальная культура играет немаловажную роль в исследовательской деятельности (притом не только в сфере искусств). С помощью таких форматов интерпретации данных автор упрощает ход восприятия полученных им результатов и выводов, подчеркивает связи и отмечает их особенности, делает акцент на наиболее важных аспектах исследования.

Сходства и отличия картин и мемов

При выполнении дипломных работ в творческой среде (особенно в сфере художественного искусства, графического дизайна) важно различать соответствующие элементы и способы визуализации. Если при написании студенческих и научны работ авторы полагаются преимущественно на базовые картинки, графики, диаграммы, то исследования творческого тип требуют разбора и анализа соответствующих объектов: картины, этюды, зарисовки, граффити, мемы и пр.

Если между жанрами и наиболее популярными вариантами интерпретации разница очевидна (например, между пейзажами и аниме, портретом и натюрмортом и пр.), то не все универсанты понимают разницу между картинами и мемами.

Картина представляет собой полноценное произведение с определенной тематикой и стилистической окраской. Каждое произведение искусства описывает определённую эпоху, часть жизни общества или автора, подчеркивает эмоциональную составляющую и выполняется в определенной технике и пр. В ней выражается не только определенная суть, но и видение создателя, его восприятие «мира» и пр.

Картина

Мем

Тематический акцент

Выражается преимущественно художественным способом без специальных надписей и посылов Сочетает рисование с элементами подписей, диалогов, символьного обозначения и выражения и пр.
Пишется на холсте, возможен перевод в цифровой вид Создается преимущественно графическим способом
Культурное и духовное развитие Распространение в интернете с целью выделить проблемы с помощью сатиры, юмора и пр.

Способ самовыражения автора

Картина, как объект визуальной культуры, формируется на холсте или в цифровом виде, может быть монотонной или красочной и пр. Ей свойственно сугубо художественное выражение, без каких-либо приписок, символов и пр. Она посвящается определенной теме или вопросу, герою и сконцентрирована на нем, ориентирована на отражение глубинных аспектов, развитие духовной и эстетической культуры, фантазии и философии.

Мемы представляют собой шуточные емкие зарисовки или иллюстрации с определенным подтекстом. Чаще всего они появляются в цифровом виде и распространяются в интернет-пространстве чуть ли не со скоростью света. Такой формат визуализации нередко имеет сатирический или саркастический, юмористический характер. Он тематически ограничен или обрублен, ориентирован на определенную целевую аудиторию с целью определенного воздействия на их подсознание или восприятие действительности.

Важно отметить, что оба рассматриваемых типа визуализации данных предстают в художественной манере и нацелены на отражение определенных вопросов, тем, подтекстов и пр. Чтобы понять их замысел и предназначение, важно уметь грамотно их анализировать.

А теперь давайте подумаем: уместны ли при написании диплома те самые мемы и картины, рисунки и пр.? Если говорить о преобразовании основной информационной базы исследования в иллюстрации, графики и схемы – то безусловно, они нужны и важны. Но может ли универсант использовать в проектной деятельности предметы культурного наследия (известные классические картины) или современные мемы?

Чаще всего применение картин и мемов в составе диплома возможно только в том случае, если они выступают в качестве объекта исследования. На их основе универсант проводит исследование соответствующего направления в художественной или графической среде искусств, подчеркивает авторские особенности и традиционные манеры, техники, правила и пр. При написании таких проектов важно уметь правильно и грамотно проводить анализ картин и мемов.

Изредка допускается включение мемов в состав диплома. В этом случае важна целенаправленность (то есть выражение определенного результата или провокация конкретных эмоций, впечатлений, умозаключений у целевой аудитории), корректность и контекстуальные особенности документа. Важно увязать соответствующую зарисовку с текущими результатами или ходом исследования.

Таким образом, использование в тексте диплома картин, мемов и иных графических элементов должно быть уместным, целесообразным, понятным и результативным. Важно продумать, что и как можно отметить, выделить и как грамотно преподнести в тексте.

Как проводить анализ картин и мемов в дипломе?

Итак, давайте попробуем понять, как же правильно анализировать картины и мемы в составе проекта? Чаще всего такая необходимость возникает, когда соответствующие иллюстрации выступают в качестве объекта исследования. То есть они изначально заложены в рамках темы исследования. Сразу отметим, что единой или стандартной схемы по разбору таких элементов в дипломе нет. Каждый автор сам решает, что он будет отмечать, как исследовать и какие моменты выделять.

Этап исследования

Инструментарий и методология

Общая характеристика объекта Исторический и историографический анализ, описание главных героев, задумки автора, особенности эпохи, прослеживание тенденций, тематическая оценка произведения и пр.
Формальный анализ картины, мема Стилистическая оценка, техническая экспертиза исполнения (жанр, техники, подходы), семиотический подход (разбор значений и влияния символов и пр.)
Стилистический анализ Выделение в картине определённых фактов, черт, свойственных конкретному жанру, научное обоснование результатов и выводов, анализ цветовой гаммы и техник исполнения, тематический анализ
Сравнительный анализ Сравнение картин одного автора в разные периоды творчества, сравнение картин разных художников в один и тот же период, выделение особенностей в произведении искусства или меме
Описание личных впечатлений и ассоциаций Критический анализ, сравнительный анализ, социокультурный мониторинг, ассоциативная оценка, научная и практическая обоснованность выводов

Среди основных моментов в рамках анализа картин и мемов в дипломной работе можно отметить следующие:

  • Изучение истории создания картины: от зарождения идеи до изучения эпохи или периода (в рамках которого она появилась), особенности эволюции художественной среды или сферы искусств и пр. То есть в данном случае основополагающим приемом станет исторический и историографический анализ. С их помощью универсант сможет подчеркнуть влияние внутренних и внешних факторов на ход создания объекта, его особенности, отличия от аналогичных работ более ранних периодов, совпадающие тенденции и пр.
  • Формальный анализ согласно нормам и правилам той или иной техники работы. У каждой картины или мема есть свои особенности в создании по стилю, отдельных элементам изображений и пр. Студент может внимательно изучить объект исследования и выделить его особенности, а затем соотнести выделенные черты с нормами того или иного жанра, выделить его приверженность и соответствие определённой манере, подчеркнуть особенности (которые привнес автор) и пр. Такой подход поможет вузовцу показать умение различать соответствующие стили, виды и обосновывать свои выводы в рамках научной литературы и располагаемых фактов, личных наблюдений;
  • Описание главных героев. В данном случае автору предстоит выделить особенности в изображении главных героев и их роль на картине или в меме. Особый акцент важно сделать на пересечении между наименованием картины, эмоциональным характером произведения, цветовой гамме, особенных чертах в изображении тех или иных черт и пр. То есть в данном случае важно понять, как автор изобразил основные лица, на чем сделал акцент, что и как выразил, как передал характер и настроение произведения, в чем его суть, как краски передают соответствующие параметры и пр. Здесь тесным образом соприкасаются стилистические, исторические, личные моменты.
  • Разбор техники исполнения. Такой анализ визуальной культуры поможет студенту показать особенности в исполнении мастера. Здесь важно обратить внимание на цветовые манипуляции и особенности в цветовой гамме, а также методах изображения: мазки, отдельные черты и тонкости, основа (краски, карандаши, масляные материалы и пр.), приверженность определенному стилю или жанру и пр. Если в исследовании в центре внимания лежит мем, то также стоит обратить внимание на его символьное напыление и роль этих символов: что с их помощью хотел сказать автор, особенности их отражения ясность, характер и пр.
  • Самовыражение или описание впечатлений от картины, мема. В данном случае студенту предстоит описать собственное мнение и отношение к изучаемому объекту: чем его впечатлила картина, над чем заставляет задуматься, какие эмоции и настроение навеивает и пр. Здесь присутствует элемент эссе, где важно не просто описать собственное состояние и понимание объекта исследования, но и обосновать соответствующие выводы.

В зависимости от масштабов проводимого исследования последовательность и глубина погружения в тот или иной этап анализа картины, мема может меняться. Если автор акцентирует внимание на определённом сегменте (например, особенности цветовой гаммы в творчестве художника), то уместнее будет провести сравнительный анализ нескольких картин с упором на художественную краску и техники исполнения.

Если же предполагается комплексный разбор произведения искусства или мема, то лучше всего делать это поэтапно, останавливаясь на каждом параметре: история происхождения, герои, художественные аспекты исполнения, символическое содержание, эмоциональный посыл и ассоциации и пр.

Но независимо от глубины и ширины проводимого исследования, универсант будет полагаться на общенаучные подходы и специальный инструментарий. Притом для исследования и описания объекта ему пригодятся такие качества и умения, как наблюдательность и внимательность, теоретическая подготовка, аналитический и критический склад ума, сравнительный анализ, ассоциативное мышление, научное обоснование и пр.

Тонкости проведения анализа визуальной культуры в дипломе

Анализ визуальной культуры в дипломной работе сопровождается рядом нюансов. Изучение художественных объектов культурного наследия, представителей сферы искусства и современных мемов требуют не просто разбора и описания, но и соблюдения ряда правил, нюансов.

Правила проведения анализа визуальной культуры
Правила проведения анализа визуальной культуры

Во-первых, студенту важно грамотно продумать ход исследования. Проектирование и планирование помогут выделить основу и границы проекта. Вузовцу стоит продумать ход проведения анализа картины или мема. Выделить ключевые моменты и использовать посильный инструментарий. То есть ля начала стоит понять, что изучать и как это делать.

Во-вторых, важно уметь грамотно преобразовывать собранные материалы, наблюдения и факты в единую картину и структурировать их согласно формальным требованиям диплома. То есть при описании результатов исследования важно уметь сортировать, группировать данные и грамотно, корректно их преподносить.

В-третьих, все результаты и выводы нужно тщательно обосновать с научной точки зрения и с практической. Универсанту предстоит показать актуальность темы или проблемы (в рамках картины, мема), корректно изложить все мысли и доводы, впечатления и показать их адекватность, достоверность.

В-четвертых, при описании картины или мема важно соблюдать формальные требования к составу и качеству дипломной работы. То есть все тенденции, особенности нужно излагать в рамках академического письма. Использовать специальные термины придется аккуратно и понятно (либо с пояснением в тексте, разработкой глоссария или с раскрытием в рамках контекста). Более того, описание проводимого изыскания важно уложить в рамках формальной структуры: в теоретической главе можно рассказать об особенностях эпохи и творческих тенденциях, творчестве художника или автора, идеи зарождения картины или мема и пр. В практической части – перейти к углубленному анализу соответствующего произведения искусства.

В-пятых, если картина или мем употребляется в основной части исследования (например, определенный фрагмент был увеличен для детализации и пр.), то важно задействовать его уместно, с учётом контекста и пр.

В-шестых, в рамках сравнительного анализа постарайтесь не отвлекаться на мелочи. Делайте акцент на существенных моментах по теме.

Таким образом, проведение анализа визуальной культуры в дипломе важно разбираться в соответствующем теме направлении, уметь устанавливать специфические черты и мотивы, глядя на изображение, грамотно философствовать, соблюдая все этические и формальные рамки.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по проведению и интерпретации результатов анализа визуальной культуры в дипломе

Сосредоточьтесь на конкретном объекте исследования и постарайтесь выделить его особенности.

При проведении исследования картины важно выделить ее эстетические, художественные, тематические особенности и провести параллель с реалиями для отражения актуальности и ценности.

Разбор мема потребует учета внешних факторов: анализ внутреннего наполнения изображения с пересечением в политике, культуре, экономике или иных проблемах общества. Притом важно оценить не только визуал, но и контекст всех символов и выражений.

Полагайтесь на системный подход и различные методы исследования. При грамотной комбинации результаты и мысли автора получаются более обоснованными, узкими, грамотными и убедительными.

Учитесь четко группировать и структурировать материал, чтобы упростить дальнейший анализ и обобщение.

При описании картины или мема важно проникнуться ею, понять ее смысл, контекст, роль в современном искусстве и классике.

Выражайте результаты исследования и выводы корректно, обоснованно, емко. Не забывайте соблюдать формальные требования к оформлению диплома.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!