Выполнение любого студенческого или научно-исследовательского проекта предполагает выявление изменений с целью дальнейшей их оценки, разработки новшеств, призванных усовершенствовать текущее положение дел в науке или отрасли. В этом деле одним из самых популярных и надежных методов выявления актуальной проблемы является сравнительный анализ.
Что это такое?
Сравнительный анализ представляет собой эмпирический метод исследования, который позволяет познать особенности изучаемых явлений, процессов, объектов с помощью логики. Этот способ базируется на «антонимах», то есть определении причин и следствий, сходств и отличий, достоинств и недостатков, изменений и тенденций.
![Что такое сравнительный анализ?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/01/word-image-127.png)
С помощью сравнительного анализа исследователь может по достоинству оценить все стороны объекта исследования. Делается это путем проведения аналогии между изучаемым «ядром» и аналогичным предметом/явлением, а в дальнейшем автор сравнивает каждый отдельный элемент или объект в целом, выявляя тем самым сходства и отличия, тенденции и отклонения.
Именно с помощью сравнительного анализа исследователь может установить:
- Причину появления проблемы;
- Симптомы ее проявления;
- Достоинства и недостатки объекта исследования, его сильные и слабые стороны;
- Оценить степень воздействия проблемы на объект в целом или отдельный его элемент и пр.
Важно отметить, что сравнительный анализ целесообразно использовать при соблюдении конкретных условий:
- Изучаемый объект должен иметь «родственные» или схожие связи, параметры со сравниваемым «аналогом»;
- В отношении изучаемых явлений действуют одни и те же признаки, правила;
- Критерии оценки разработаны с учетом особенностей каждого объекта;
- Выявленные сходства могут быть приняты в качестве закономерности, а различия – как специфика объекта или отклонение от нормы;
- Автор исследования должен быть максимально точен и объективен.
Сравнительный анализ применяется практически повсеместно: как в повседневной жизни (например, при сравнении товаров между собой и выборе с учетом соотношения цена-качество, желания-возможности), так и в самых разных отраслях: научные исследования, студенческие работы, практика (определение перспектив развития, учет доходов и расходов и т.д.).
Сравнительный анализ позволяет определить актуальную проблему исследования любого плана: гуманитарный, экономический, технический юридический, медицинский, исторический и пр. Фактически данный прием является основным в проведении любого научного изыскания, эксперимента.
Методика проведения сравнительного анализа при выполнении курсовых, дипломных и научных работ
В сравнительном анализе можно выделить пять основных этапов:
- Контекст.
Данный параметр предопределяет дальнейший план действий. Автору научного изыскания предстоит грамотно определить объект исследования и то, с чем он его будет сравнивать (назовем его «аналог»), цель сравнения (должна совпадать с целью проекта), разработать правила сравнения (признаки и характеристики).
На этой стадии необходимо тщательно подумать: что сравнивать, как это делать, для чего, притом лучше всего использовать конкретные примеры или рекомендации авторитетных ученых, специальные и проверенные методики и приемы.
![Сравнительный анализ](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/01/word-image-128.png)
- Основания для сравнения.
Здесь исследователю предстоит доказать необходимость использования сравнительного анализа: зачем ему это нужно, обосновать последовательность действий и логику исследования, ответив на простые вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему. Такой подход сделает исследование не только планомерным, но и логичным, осознанным,
- Аргументы.
Здесь важно конкретизировать выявленные отличия и сходства закономерности. Сделать это можно путем сравнения конкретных параметров и описания полученного результата. Это и будет определенным фактом, который подчеркнет тенденцию или проблему исследования. Именно на данном этапе производится непосредственно сравнение отдельных элементов или объекта и «аналога» в целом, которое является пополнением доказательной базы курсовой, дипломной или иной работы.
- Выбор подходящего метода для сравнения.
Здесь автор должен понять, как и что он будет сравнивать, какой информацией располагает, какие приемы будут уместны, что послужит базой и «аналогом» для проведения анализа, какие нормы и критерии оценки будут уместны и пр.
- Вывод.
На этой стадии исследователю предстоит грамотно оказать причину и следствие, включив в данную цепь аргументы (пункт 3). Здесь автор сумеет либо выдвинуть достойную гипотезу для решения проблемы, либо доказать/опровергнуть свое предположение. Главное – показать четкую связь между объектом исследования и выявленными аргументами, текущим положением дел.
Таким образом, сравнительный анализ при выполнении научно-исследовательских работ позволяет определить проблему, предопределить гипотезу и собрать неопровержимую доказательную базу.
В каких исследованиях и дисциплинах уместно использование сравнительного анализа?
Как мы уже отметили, сравнительный анализ уместен повсеместно: в обучении, трудовой деятельности, повседневной жизни и пр. С его помощью человек может наметить достойные альтернативы, выбрать оптимальный или наиболее подходящий вариант решения конкретной проблемы и пр.
Сравнительный анализ применим для оценки, как качественных характеристик (свойств, теоретических аспектов), так и количественных (которые можно измерить любым удобным способом).
![В каких исследованиях и дисциплинах уместно использование сравнительного анализа?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/01/word-image-129.png)
В каждой научной области или дисциплине применение сравнительного анализа специфично. В зависимости от предмета могут разниться приемы, базы, критерии и сравнительные признаки, схемы действий.
Так, в гуманитарных, теоретических исследованиях допустимо использование следующих разновидностей анализа, основанных на сравнении:
- Качественный метод, который предполагает сравнение определённых качественных характеристик;
- Ретроспективный (исторический) анализ, предполагающий сравнение текущей ситуации с прошлыми сведениями, данными минувших лет;
- Аналитический, призванный выявить сходства и отличия, достоинства и недостатки явлений, процессов;
- И пр.
В гуманитарных или «устных» направлениях принято сравнивать «текст», а не числа. Поэтому здесь важно проводить аналогию в рамках одной конкретной мысли (теории), в отношении определенного объекта/предмета/признака и пр. Притом выявленные недочеты или противоречия плавно перетекают в проблему исследования.
В точных науках (экономических, технических, математических и пр.) сравнительный анализ приобретает детальный характер. Он может быть:
- Горизонтальным и вертикальным, который будет определять динамику или долю конкретного признака/показателя в натуральном или процентном соотношении соответственно;
- Динамический и статический, который будет учитывать дополнительные факторы (период анализа). Например, в динамике (за несколько лет) или в течение конкретного срока (месяц/квартал/год и пр.);
- Одномерный и многомерный, который предполагает анализ в рамках одного или множества признаков (характеристик);
- Нормативный, который предполагает сравнение определенных показателей с действующими стандартами, нормами, определении изменений и отклонений;
- Факторный анализ, позволяющий определить воздействие конкретного фактора на результат, объект.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Сравнительный анализ может проводиться на основе простых расчетов (определение разницы, динамики) или по конкретным формулам, методикам. В этом деле главное правильно подставить необходимые данные и рассчитать показатель, а затем проанализировать результат.
Сравнительный анализ базируется на следующих способах:
- Определение динамики показателя (в натуральном выражении);
- Определение изменений в процентном соотношении (темп роста, темп прироста);
- Сравнение показателей или явлений «до» и «после» перемен;
- Сравнение текущего состояния объекта исследования с данными предшествующих или более ранних периодов;
- Сравнение текущего результата с действующими нормативами.
Результаты сравнительного анализа призваны конкретизировать наличие отклонений или изменений в жизни объекта исследования, выявить причины и следствие, сделать исследовательскую деятельность более аргументированной, объективной и логичной.
В основу сравнительного анализа должны лечь лишь достоверные и проверенные материалы. Только в этом случае результаты аналитической мысли принесут пользу исследователю, позволят грамотно и эффективно решить актуальную проблему.
Опытные исследователи рекомендуют грамотно представлять данные для анализа и полученные итоги. Самый лучший вариант интерпретации аналитических сведений – таблицы, графики и диаграммы. Под каждым из них важно делать выводы, подчеркивающие ключевые изменения и симптоматику.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!