Написание научной статьи или простого реферата требует тщательного подбора первоисточников с дальнейшим целевым применением каждого отобранного ресурса. В одном случае достаточно правильно процитировать, в другом – перефразировать, в третьем – преобразовать в новый вид. Но не все пользователи знают, что все основных подходы по применению источников информации в проекте можно разделить на две группы: переработка и реферирование.
СОДЕРЖАНИЕ
Что есть что?
Студенты и аспиранты чаще всего сталкиваются с необходимостью искать и обрабатывать большой объем информации. В данном случае они ориентируются на тематическую приверженность материалов и их контекст, возможности и уместность использования, качество.
Всем известно, что прямое копирование сторонних трудов запрещено. Важно грамотно и правильно пользоваться внешними первоисточниками, чтобы соблюсти нормы авторской этики и плагиата. Поэтому важно прибегать к двум официальным вариантам заимствования – переработка текста и реферирование.

Переработка и реферирование данных – это две специфичные категории, обозначающие непосредственный процесс над собранными сведениями, фактами и пр.
Под переработкой понимают визуальное изменение способа интерпретации материалов с сохранением их смысла, значения и истинного авторства. То есть при таком подходе пользователь группирует, структурирует и преобразует оригинальные первоисточники в новый формат.
Чаще всего переработка рукописей основывается на таких операциях, как:
- Удаление лишней и бесполезной информации;
- Группировка сведений из разных первоисточников, затрагивающих один и тот же аспект;
- Преобразование текстовой информации в таблицы, графики и схемы и наоборот;
- Проведение дополнительных исследований с целью дополнения своего проекта новыми фактами;
- Фактчекинг первоисточников и их отбор для цитирования;
- Изменение стиля повествования с акцентом на точечные моменты: факты, результаты, мнения и пр.
Миссия переработки текста состоит в том, чтобы сделать его более понятным, доступным и читабельным.
Реферирование первоисточников представляет собой процедуру перефразирования данных. То есть это краткое описание сути, фактов с отражением авторства. В данном случае авторские достижения, мнение и даже стиль повествования (манера) сохраняется. Изменяется лишь способ описаний. Автор может сравнивать данные из разных источников информации, переписывать текст иными словами и пр.
В числе основополагающих способов реферирования можно выделить:
- Пересказ первоисточника;
- Синонимизация отдельных категорий;
- Сжатие данных с акцентом на ракурс, план собственного научного исследования или проекта;
- Повышение информативности и читабельности текста на основе упрощения хода повествования и пр.
Таким образом, методы реферирования и переработки текста являются базовыми при выполнении всех типов студенческих и научных работ. С их помощью авторы описывают и анализируют тему, обосновывают свое мнение или гипотезу и развивают науку. Чтобы корректно ими пользоваться и получать достоверные результаты, важно понимать их сходства и различия.
Сходства реферирования и переработки текста
Во-первых, рассматриваемые подходы ориентированы на работу с источниками информации, связанными общей темой и целью. То есть все материалы, подвергаемые вычитке, сортировке и дальнейшей обработке будут лежать в одной научной плоскости и тематике, затрагивать один и тот же исследовательский вопрос. В этом прослеживается принцип общности.
Во-вторых, оба подхода призваны повысить уникальность нового проекта, так как они видоизменяют первоисточники, но сохраняют их первоначальную суть.

В-третьих, реферирование и переработка текста будут учитывать контекстуальные нормы для включения ново созданного текста. То есть в ходе преобразования данных автор будет искать наиболее подходящее место для их применения, выделяя для соответствующей группы определённую роль: описание, обоснование, опровержение, сравнение, дополнение и пр.
В-четвертых, рассматриваемые процедуры основаны на вычитке и систематизации материалов, их преображении. Поэтому можно смело сказать, что данные процессы немыслимы без осознания и творческого подхода. В рамках каждого из них исследователь будет выделять суть, значение, факты, ключевые и опорные слова и затем учитывать их в ходе трансформации.
В-пятых, при работе над материалами в обоих случаях допустимо изменение структуры текста. То есть на фоне объединения или удаления части информации происходит и ее видоизменение, конкретизация и пр.
Таким образом, рассматриваемые методы работы с первоисточниками будут действовать в одной и той же тематической плоскости, затрагивать однородные и взаимодополняемые данные, которые можно грамотно объединить и освежить, преподнести в новой интерпретации. Притом сохранение контекста, фактов, авторства – обязательно для каждого варианта.
Отличия между переработкой текста и реферированием материалов
Несмотря на массу сходств, между процедурой переработки и реферирования материалов есть серьезные отличия, подчёркивающие специфику каждого из подходов.
Переработка текста |
Реферирование данных |
Преобразование из текста в новый вид | Пересказ, переписывание |
Сжатие или развертывание темы | Сжатие данных до сути и фактов |
Проведение дополнительных исследований | Нет дополнительных исследований |
Объединение нескольких материалов | Точечное использование каждого первоисточника или их объединение |
Творческий подход | Метод аналогии |
Визуальное преображение | Дополнение отдельных моментов |
Итак, цель переработки данных состоит в их визуальном преображении. То есть в этом случае первоисточник меняет свою изначальную форму посредством синтеза с дополнительными материалами, перегруппировки. При таком подходе автор легко систематизирует большой объем информации в емкую таблицу, график с дальнейшим анализом-расшифровкой.
При реферировании чаще всего сохраняется первоначальный вид и тип повествования. Допустимо объединение нескольких ресурсов в один контекст при условии взаимодополняемости.
Переработка текста полагается на методы дополнений, удалений, сжатия и развертывания темы. Реферирование же исключает проведение дополнительных исследований и предполагает работу над конкретным текстом.
Более того, реферирование текста сохраняет стилистику оригинала, в то время как переработка рукописей допускает смену стиля, манеры повествования и пр.
Чаще всего переработка текста связана с более подробным, но емким описанием конкретного этапа или результата исследования. Реферирование же призвано качественно и грамотно, умело дополнить отдельные моменты свежими фактами и подходами.
Таким образом, рассматриваемые техники работы с материалами на основе преобразования и реферирования имеют существенные различия, подчеркивающие специфику методологического аппарата и функциональных особенностей каждого из них.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по применению техник переработки и реферирования материалов
Опытные авторы и исследователи подготовили несколько дельных советов относительно применения рассматриваемых процедур над первоисточниками6
Для начала оцените качество каждого текста. Исключите противоречивые, сомнительные и недостоверные данные, чтобы не ухудшить качество своего исследования.
Оцените взаимосвязанность первоисточников. Отсортируйте те, что являются взаимодополняемыми и дублирующими. Дублирующие – исключаем.
Те материалы, что можно сгруппировать в одном контексте можно смело преобразовывать в новый формат с учетом видимых связей: таблицы, графики. Отдельные или точечные рукописи, которые уместны для более подробного описания, обоснования, уточнения лучше всего отреферировать.
Новосозданный текст важно проверить на корректность и качество. Убедитесь, что сохранена и не искажена изначальная суть оригинала. Также следует удостовериться, что новый формат понятен и ясен, легко читается и воспринимается, вписывается в контекст проекта или его раздела.
Старайтесь в ходе переработки и реферирования сжимать текст до конкретных и важных моментов: разбор фактов, ситуации, выделение тенденций и пр. Сжимайте до основных идей и корректно их вписывайте в свою работу.
Обязательно делайте отсылку на оригинал первоисточника и его автора, чтобы миновать плагиат.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
спасибо за пояснение. не думала, что меду ними есть колоссальная разница. оказывается все намного интереснее и сложнее, чем я себе представляла)