Музейная практика представляет собой специфический процесс подготовки специалистов в сфере туризма, а также по таким направлениям подготовки, как история, регионоведение, работников сферы культуры и искусства и пр. Чаще всего данный блок предусмотрен в подготовке учащихся исторического факультета.
Что это такое?
Наименование практического блока «музейная практика» говорит само за себя. Учащиеся будут на протяжении определенного периода времени работать в музее, обретая конкретные навыки:
- Организаторские способности: проведение экскурсий для посетителей, подготовка зала к осмотру, контроль за сохранностью и целостностью экспонатов и пр.;
- Исследовательские навыки: изучение всех принадлежностей и их истории, исследование музейных экспонатов и пр.;
- Изучение правил документоведения: порядок постановки на учет каждого экспоната, правил хранения, списания, организация и реализация инвентаризации и документальное оформление ее результатов и пр.;
- Подготовка выставок и тематических кампаний: подбор экспонатов, их размещение, оформление зала, подготовка речи и пр.
Нередко студенты понимают, что работа в музее не так проста и скучна, как это кажется на первый взгляд. Многие из учащихся принимают решение заняться научной деятельностью, стать музейным сотрудником и пр.
Музейная практика длится в среднем 14-21 день, на протяжении которых практиканты не только работают в культурном центре, но и выполняют поручения от кафедры, обретают первый практический опыт, а также оформляют соответствующий отчет.
Особенности прохождения музейной практики
Музейная практика специфична не только по условиям ее реализации – исключительно в музее, специальной галерее искусств и пр. Процесс прохождения практики предполагает поэтапное погружение молодого специалиста в профессиональную деятельность. Обретение всех необходимых качеств возможно в краеведческих музеях, картинных галереях, экспозиционных выставках, художественных (тематических и общих) выставках и галереях искусств и пр.
Цель музейной практики – приобщить студентов к искусству, привить им навыки по «переводу» творческого языка на понятные всем сленг и манеры, описать и рассказать историю искусства, привить креативные и иные способности посетителям и пр. Прохождение практики непосредственно для молодого специалиста играет ведущую роль. Ведь именно здесь он может обрести ключевые умения: ценить искусство, делиться впечатлениями и знаниями с окружающими, исследовать творческую среду, развить определенные качества, сформировать полноценную и всесторонне развитую личность и пр.
Подбор места для прохождения практики с учетом требований образовательной программы возможен двумя способами: студент сам ищет подходящую организацию или пользуется «распределением» от СУЗа/ВУЗа. Чаще всего объектом исследования становится местная галерея искусств, музей и пр. Притом практикант должен не просто описать «будни музейного работника», но и тщательно изучить один из экспонатов, проведя его анализ, «экспертизу», конкретизировав работу с ним и пр.
Проходить музейную практику можно не только в городе или регионе, на территории которого располагается образовательное заведение, но и в иных местах. На сегодняшний день с радостью принимают практикантов следующие заведения:
- Музей современного искусства «Гараж» (г. Москва). Здесь для практики и стажировки молодым специалистам необходимо хорошо владеть иностранным языком историей и археологией. В ходе подготовки студент будет проводить экскурсии для посетителей, рассказывать о местных достопримечательностях и особенностях, экспонатах.
- Госмузей изобразительных искусств имени А. С, Пушкина. В это учреждение попасть смогут далеко не все желающие. Здесь проводится тотальный «отбор» практикантов. Им важно владеть не только иностранным языком, но и тонкостями художественного искусства, дизайна. Также в этом месте можно пройти практику по таким направлениям, как маркетинг, инклюзивные программы и IT-технологии. Студенты-историки, дизайнеры и художники будут заниматься организацией и проведением тематических выставок, презентацией молодых и новых создателей, разработкой новых экскурсионных программ, оформлением залов и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Галерея Виктора Бронштейна (г. Иркутск). Здесь практиканты со всей России обретают бесценные навыки по организации, подготовке выставок, работе с пресс-службами, организации и координации мероприятий, проведению экскурссий и пр. Также же они освоят навыки документального учета экспонатов. Продолжительность практики в этом учреждении достигает 2-15 дней, по ее окончании студент получит характеристику. Все сведения для написания отчета, рекомендательные письма и пр.
- Музей-заповедник Царицыно (г. Москва). Здесь чаще всего проходят ознакомительную практику, так как сама программа подготовки предполагает посещение небольших лекций и практикумов, работу в команде или под чутким контролем действующего специалиста. Студенты будут следить за сохранностью экспонатов, оформлять залы, работать с продвижением услуг музея. Проходить практику на азе этой организации могут как историки, так и экономисты, юристы, маркетологи и пр.
- Российский этнографический музей (г. С.Петербург). Здесь студенты будут проходить «тематическую практику», работая в определённом направлении или зале, с конкретным экспонатом и пр. Обязательно погружение в «тематику», точное знание объекта исследования. В их обязанности будет входить подготовка зала и экспонатов к выставке/экскурсии, разработке плана мероприятий для отдельных посетителей, подготовка презентационной речи (рассказ об объекте), исследование особенностей объекта и пр.
В каждом музее, галерее будут действовать собственные правила и порядок прохождения практики с учетом требований образовательной программы. Практикантам важно тщательно с ними ознакомиться.
В процессе прохождения данного практического рубежа необходимо не только выполнять прямые рабочие обязанности, но и формировать соответствующий документ – отчет.
Отчет по музейной практике: понятие и порядок написания
Отчет по музейной практике представляет собой грамотно структурированный материал, который подробно распишет основные моменты прохождения практики, ключевые занятия и мероприятия, обретенные навыки, проблемы в подготовке специалиста, а также покажет исследовательские способности учащегося.
В структуре этого документа выделяют:
- Формальная часть, которая представлена в виде титульного листа, оглавления, вводной и заключительной части, списка литературы, приложений.
- Дневник практиканта. Это небольшой документ, конкретизирующий каждое действие и ежедневную программу обучения на базе объекта: чем он занимался, какие поручения выполнял, с какими сложностями столкнулся и пр.
- Основная часть. В этом пункте принято выделять два аспекта: теоретический, призванный кратко описать суть прохождения практики с учетом цели, задач, индивидуального задания и пр. Практический блок выполняет следующую миссию: описать организацию, исследовать конкретный экспонат (изучить его особенности, историю происхождения, особенности хранения, подготовки к выставке и пр.), разработать план действий или рекомендаций и пр. Здесь важно предоставить общую характеристику объекта и действия, которые необходимо проводить над или с ним: как хранить, учитывать на балансе, подготовить к мероприятию и пр.
- Оформительская. На этом этапе автор систематизирует все сведения, материалы в единый логичный, последовательный, структурированный и читабельный проект с учетом действующих правил (методических рекомендаций ВУЗа, ГОСТов и пр.). В раздел «Приложения» необходимо приложить фото экспонатов и иных элементов, экспозиций с которыми работал практикант. К числу обязательных сопутствующих отчету документов относят характеристику на практика с места практики, рецензия или отзыв к отчету, дневник практиканта и пр.
Средний объем отчета по музейной практике достигает 20-40 страниц печатного текста с учетом всех оформительских параметров. Документ редко проверяется на уникальность, но в некоторых Вузах устанавливают процент оригинальности текста на уровне 60-70%. Выпускники нередко используют данные из этого файла в качестве основы ВКР (аналитический раздел, вторая глава).
Для проведения анализа экспоната целесообразно прикладывать его фото, делать сравнительные таблицы, схемы и пр. В отчете должна содержаться не только текстовая составляющая, но и графическая. На все приложения должна присутствовать ссылка или сноска в основной части. Текст изложения мыслей автора должен укладываться в рамки академического письма, а также учитывать принципы логичности, последовательности и читабельности.
Защита отчета по музейной практике проходит очно в виде небольшого выступления перед экзаменаторами, в числе которых могут присутствовать не только научный руководитель и декан, но и представитель организации (на базе которой студент проходил практику).
На отчете по практике должны стоять подписи руководителей (от СУЗа/ВУЗа и предприятия) а также «мокрая» печать музея, заверяющая факт прохождения практики и работы учащегося.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!