Музейная педагогика: понятие, средства и технологии

Музейная педагогика является инновационной наукой, цель которой – формирование гуманистических и культурных ценностей в обществе. Данный термин появился в России в конце двадцатого века. С момента возникновение понятия в музеях стали создаваться отделы, отвечающие за культурно-образовательное направление, и специальные курсы, касающиеся подобной практики, для работников музеев. Какое место в культурной сфере общества занимает музейная педагогика на данный момент, какие использует средства и технологии для реализации образовательной деятельности – расскажем в этой статье.

Музейная педагогика: понятие, средства и технологии

Музейная педагогика является инновационной наукой, цель которой – формирование гуманистических и культурных ценностей в обществе. Данный термин появился в России в конце двадцатого века. С момента возникновение понятия в музеях стали создаваться отделы, отвечающие за культурно-образовательное направление, и специальные курсы, касающиеся подобной практики, для работников музеев. Какое место в культурной сфере общества занимает музейная педагогика на данный момент, какие использует средства и технологии для реализации образовательной деятельности – расскажем в этой статье.

Понятие музейной педагогики

Музейная педагогика представляет собой элемент коммуникационной деятельности музея. В основе подобной деятельности лежит социальная миссия и раскрытие культурно-образовательного потенциала учреждения. Необходимость реализации просветительской функции обусловлена трансформацией музейной аудитории в последние годы. В России указанная сфера общественной жизни набирает популярность среди молодежи (16-35 лет). Причиной данного явления можно считать государственную политику, направленную на повышение культурного уровня населения. Примером проведения подобной политики является создание «Пушкинской карты», бюджет которой распространяется, в том числе, на посещение музеев и выставок.

Помимо определения, обозначающего музейную педагогику в качестве науки, существует и другое, в рамках которого понятие объясняется, как область научно-практической деятельности, схожая с культурологией и психологией. Направлена данная деятельность на посетителей музеев, поэтому главной ее целью можно считать управление отношениями с потенциальной аудиторией культурно-образовательных учреждений.

Музейная педагогика
Музейная педагогика

Музейной аудиторией считаются различные категории посетителей. На типы аудиторию классифицируют в зависимости от демографического фактора, возраста, профессии, ценностей, ожиданий и так далее. Также критерием разделения может стать уровень готовности к восприятию музейной информации. Пример подобной классификации представлен в таблице ниже.

Уровень подготовки посетителя Частота обращения к источникам предварительной информации Степень эмоциональной отзывчивости к искусству
Высокий уровень подготовки Читают книги об искусстве, интересуются музейными буклетами, посещают большую часть мероприятий внутри музейной культуры Эмоциональное восприятие на высоком уровне, развиты навыки эстетической оценки
Средний уровень подготовки Обращают внимание на рекламные сообщения о мероприятиях, проводимых в музеях, изучают информацию в социальных сетях Уровень эмоционального восприятия варьируется в зависимости от сформированных ранее предпочтений
Низкий уровень подготовки Не интересуются источниками предварительной информации в указанной сфере Низкая степень эмоциональной отзывчивости и отсутствие практики в эстетической оценке музейной информации

Объектом продвижения для реализации культурно-образовательных целей является музейная информация. Элементами данного понятия можно считать все материальные и нематериальные единицы, представленные в музейном пространстве. В соответствии с музейной информацией и выбранным типом аудитории формируется музейно-педагогическая программа. Данная программа представляет собой систему форм и методов, реализуемых для достижения поставленной культурно-образовательной цели. Базируется подобный подход на социальном интересе к музейной педагогике, который обоснован возможностью влияния науки на формирование личности. Также создаются средства для удовлетворения таких потребностей человека, как:

  • Потребность в обучении;
  • Потребность в информировании;
  • Потребность в развитии творческого потенциала;
  • Рекреационная потребность;
  • Потребность в общении (реализуется на экскурсиях, кружках, мастер-классах и других музейных мероприятиях неиндивидуального характера).

Однако, для комплексного воздействия на личность влияние музейной педагогики должно быть программным, а не эпизодическим.

Программно-проектное развитие музейной педагогики

В основе программы развития музейной педагогики находится планомерная подготовка аудитории к пониманию семантико-семиотической сущности языка культуры. Подготовка к обучению данному навыку становится первым этапом программы. Для реализации указанной цели сотрудники музеев проходят мастер-классы и курсы повышения квалификации. Адаптация к новым реалиям включает не только разбор предметной сущности языка, но и способы ориентации на детскую аудиторию и аудиторию 60+. Также рассматриваются возможности создания условий посещения культурных учреждений для людей с особыми потребностями. В процессе подготовки музейные работники изучают социально-психологические особенности различных сегментов аудитории и инструменты взаимодействия с ними. Учитываются требования посетителей со стороны просветительского аспекта, а также рекреационного.

Экскурсия в музее
Экскурсия в музее

Сотрудники музеев глубоко исследуют музейную информацию для определения возможных форматов ее представления аудитории. Определение форм презентации объектов культурного наследия посетителям становятся частью программно-проектного развития, потому что подобные формы представляют собой новые виды интерпретации знаний, распространяемых музеями для просвещения населения.

Вторым этапом программы считается реализация интерактивных методов донесения информации аудитории. Важно предусмотреть перечень инструментов, необходимых для функционирования выбранных методов. Например, при включении в программу экскурсий с использованием интерактивных устройств нужно проверить наличие соответствующего оборудования и его исправность.

Третий этап включает сбор обратной связи и корректировку построенного плана. Отзывы посетителей рекомендуется узнавать сразу после мероприятия, а затем систематизировать и анализировать. В некоторых ситуациях актуально проведение анкетирования в процессе проведения экскурсии или осмотра выставки.

Музейно-педагогическая программа создается в виде письменного или электронного документа, в котором подробно описываются все этапы реализации проекта, средства осуществления целей программы и используемые технологии.

Направления музейной педагогики

Существует пять направлений деятельности в рамках музейной педагогики. Каждое направление связано с удовлетворением одной из человеческих потребностей. Они взаимосвязаны и часто видоизменяются в современных реалиях.

Первым направлением является информирование: оно включает распространение первичных сведений о музейной деятельности и объектах, которые хранятся в культурном учреждении. Данное направление отвечает за первый контакт с будущим потребителем услуг музея. Поэтому информация должна быть выбрана наиболее важная, кратко сформулированная и с добавлением медиаконтента для привлечения и удержания внимания. Традиционными форматами взаимодействия в рамках информирования являются лекции и консультации.

В современном мире более популярной становится реализация контакта с различными сегментами аудитории через социальные сети. Также возможно создание специализированного информационного центра внутри структуры музея. Частью данного направления считается разработка привлекающих внимание указателей, интерактивных карт, аудио-путеводителей по культурным учреждениям и так далее. Качественная навигация – важный элемент информирования посетителей.

Указатель музея
Указатель музея

Вторым направлением музейной педагогики считается обучение. Оно предполагает передачу знаний и навыков в процессе музейной коммуникации. От стандартного обучения музейную педагогику отличает неформальность подхода. Каждый желающий добровольно может принять участие в образовательном процессе. Важно также, что обучение проходит в рамках интересов посетителя, потому что он сам определяет сферу изучения информации. Например, любители истории могут посещать выставки, посвященные прошедшим войнам и экскурсии о жизни исторических личностей, а исследователи живописи – музейные экспозиции картин и онлайн-выставки с аудиогидами.

Специфическим методом обучения является музейный урок. В рамках подобного формата ученики не только изучают музейную информацию, но и проверяют степень усвоения исследованного материала. Процесс проведения урока включает предоставление посетителям дополнительных знаний, практическую часть с изучением элементов экспозиций в помещениях музея и тестирование по итогам пройденной программы. Также в качестве форматов музейного обучения можно выделить:

  • Мастер-классы;
  • Творческие кружки;
  • Музейные фестивали;
  • Историко-культурные реконструкции;
  • Музейные собрания.

Общение – третье направление музейной педагогики, является связующим звеном для всех остальных направлений. Предполагается, что музейная деятельность должна способствовать установления дружеских контактов на основе общих интересов между посетителями. Часто организовывается в формате встреч, тематических собраний и онлайн-форумов. Могут быть созданы и нестандартные мероприятия, например, чаепитие в музее или театрализованное представление на тему экспозиции с участием посетителей.

Важным направлением музейной педагогики также считается рекреация. Под данным термином предполагается организация досуга населения в музейном пространстве. Поэтому должны создаваться условия для проведения свободного времени аудиторий разных возрастов: игровые детские комнаты, видео-экскурсии для людей пожилого возраста (без необходимости много перемещаться между локациями музея) и так далее.

И последнее направление – помощью в развитии творческого потенциала посетителей. Удовлетворение потребности аудитории в творчестве может быть реализовано в рамках курсов и мастер-классов. Например, выставка глиняных сосудов 14 века может сопровождаться курсом по самостоятельному созданию вазы из глины.

Мастер-класс по созданию вазы из глины
Мастер-класс по созданию вазы из глины

Основные задачи и средства музейной педагогики

Задачами музейной педагогики являются:

  1. Формирование представления о деятельности музеев в сознании населения;
  2. Развитие творческого потенциала личности;
  3. Расширение кругозора аудитории и определение форматов, эффективных для повышения интереса к познанию окружающего мира;
  4. Развитие исследовательских навыков у детского сегмента аудитории музеев;
  5. Создание площадок для всестороннего развития визуальной культуры;
  6. Удовлетворение культурно-образовательных потребностей людей.

Для выполнения указанных задач существует комплекс средств. Большое внимание уделяется сегменту аудитории школьного возраста. Условно разделить все виды средств для работы с данным сегментом можно на три категории по характеристикам целевой аудитории – инструменты, направленные на работу с детьми, с родителями и с педагогами.

Для привлечения детей музеи используют тематические интерактивные мероприятия. Пример программы указанного культурного учреждения на месяц для работы с детской аудиторией представлен в схеме ниже.

Работа с аудиторией родителей предполагает включение в программно-проектную деятельность музея тематических бесед, семинаров с практической частью, онлайн-лекций для всей семьи и так далее.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Сегмент аудитории педагогов требует особого подхода. Стоит наладить сотрудничество с рядом школ, проводить ежемесячные консультации для преподавателей, соответствующих тематике музея дисциплин и организовывать интерактивные экскурсии для отдельных классов. Подобные методы практикуют многие известные музеи в Российской Федерации. Например, республиканский детский музейный центр Карелии при заповеднике «Кижи» или центр детского творчества Государственного Русского музея, находящегося в Санкт-Петербурге.

Нестандартные средства музейной педагогики

Регулярно появляются новые средства для реализации музейно-педагогической деятельности. Одним из них является хэппенинг – импровизационное мероприятие, проводимое в музее с целью вовлечения посетителей в процесс обучения и познания. Мероприятие не предполагает использование сценария, но музейные работники создают театральное представление, в котором задействованы все участники экскурсии, мастер-класса или выставки. Часто представление костюмированное и проводится с использованием реквизита. Эффект вовлечения достигается с помощью создания особой атмосферы. Подходит данное средство в большей степени для мероприятий с участием детской аудитории и аудитории, обладающей высокой степенью эмоциональной отзывчивости к искусству.

Другим нестандартным средством музейной педагогики считается проведение лекций в игровом формате. В рамках подобного мероприятия участникам предлагается в процессе изучения информации выполнять различные творческие задания. К примеру, рисовать, коллективно придумывать истории, решать ребусы и анаграммы.

Также одним из новых средств музейной педагогики можно обозначить концертную деятельность. Данный метод предполагает проведение тематического концерта на территории музея. Подобное мероприятие под названием экскурсия-концерт «Италия с любовью» проводилось в Российском музее имени Александра Сергеевича Пушкина. Создается мероприятие с учетом психологических особенностей аудитории, потому что музыкальный формат подходить может не всем.

Тематический концерт на территории музея
Тематический концерт на территории музея

Помимо мероприятий музыкальной направленности создаются литературные вечера, поэтические встречи и кукольные спектакли.

Выбор средств музейной педагогики зависит от состава аудитории. Выделяются три типа мероприятий в зависимости от данного критерия:

  • Индивидуальное мероприятие;
  • Групповое мероприятие;
  • Массовое мероприятие.

Примером индивидуального мероприятия может служить частная экскурсия. Подобное средство музейной педагогики представляет собой ознакомительную лекцию с осмотром основных объектов музейной экспозиции. Часто данная услуга является платной. Цена варьируется в зависимости от основных расценок музея. Например, в государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В.Щусева билет на индивидуальную экскурсию стоит 8 000 рублей, а в воронежском музее имени Крамского – 200 рублей.

Групповые мероприятия наиболее популярны среди музейной аудитории. Перечень часто используемых музеями средств данного вида с конкретными примерами представлен в таблице ниже.

Средство музейной педагогики (групповой формат проведения) Название мероприятия и его суть Пример музея, в котором мероприятие было реализовано
Групповые выездные экскурсии «Измайлово – царская вотчина» – организация путешествия в усадьбу рода Романовых с проведением лекций о музейных объектах заповедника Музей-заповедник «Измайлово»
Игровые квесты «Время игры» – детское рекреационное мероприятие, в рамках которого изучаются старинные игрушки древних москвичей в формате квеста с выполнением заданий и получением призов по итогам игры Государственный музей Москвы
Мастер-классы «Весна красна, или Домовой и все-все-все» – мастер-класс гончарного искусства, где участникам параллельно рассказывается о традициях встречи весны в Древней Руси, а также о сказочных и мифологических героях Музей варежки в Санкт-Петербурге
Циклы групповых лекций, реализуемые через абонементы «Филателия для всех» – 8 лекционных занятий на площадке музея, посвященных коллекционированию марок Центральный музей связи имени А.С. Попова
Конференции и семинары «Искусство и технологии» – семинар в рамках восьмой Международной научно-практической конференции: «TECHNOPERSPECTIVE 2022. Технологическая перспектива: новые рынки и точки экономического роста». Государственный Русский Музей
Музейные групповые кружки «Мастерская средневековых ремесел» – кружок, посвященный истории ремесел в период Московского царства. Участники кружка в процессе занятий получают такие практические навыки, как: печать по ткани, кожевенное и монетное дело, основы книжной печати и многое другое. Государственный исторический музей

Программа применения музейной педагогики предполагает также массовые мероприятия. Например, фестивали и праздники. Часто подобные мероприятия проводятся вне культурного учреждения, но от его имени.

Технологии музейной педагогики

Для донесения информации до посетителей музеев можно использовать различные технологии. Одной из них является повествовательный метод. Данная технология предполагает изложение материала в формате монолога. Применяется часто для проведения экскурсий и выставок с аудио-сопровождением.

Другой разновидностью технологий считается сравнительный метод. В его основе лежит сравнение базовых, привычных понятий с новыми объектами для лучшего усвоения музейной информации. Также существует технология контраста, предусматривающая противопоставление фактов и явлений. Допустим, противопоставление живописи и графического искусства.

Экскурсия в музее
Экскурсия в музее

Технология под названием «проблемный метод» базируется на создании определенной проблемной ситуации и поиска ее разрешения с помощью музейной экспозиции. Подобный инструмент часто используют для организации игровых экскурсий и квестов для детей. Поэтому технологию иногда называют игровой. Разновидностями игр в рамках музейной педагогики являются:

  1. Сюжетные (часто ролевые с заранее прописанным сценарием, реже импровизационные);
  2. Предметные;
  3. Подвижные;
  4. Интеллектуальные (викторины, тесты и так далее);
  5. Дидактические.

Для организации игрового процесса применяются такие методы, как стимулирование самостоятельной деятельности, театрализация, творческие состязания и свободные ассоциации.

Не менее популярна вопросно-ответная технология, которая с помощью постановки конкретных вопросов провоцирует посетителей музея на активное рассуждение для анализа фактов и явлений. Многие музейные работники пользуются данной технологией для тематических экскурсий на противоречивые темы с обширными возможностями для дискуссии.

Также стоит отметить технологию диалогического общения, которая предполагает возможность посетителя самостоятельно ознакомиться с экспозиций, затем задав все интересующие его вопросы, касающиеся объектов музея.

Выбор комплекса технологий для программно-проектного развития музейной педагогики обусловлен рядом факторов. К ним относятся как особенности выбранных сегментов аудитории, так и типы предлагаемых музеем услуг.

Основные принципы музейной педагогики

Для реализации педагогической программы деятельности музея необходимо придерживаться пяти главных принципов. Первый принцип – интерактивность. Вовлечение посетителя музея в образовательный процесс должно осуществляться через специальные форматы, часто с использованием игровых элементов. Подобная практика актуальна для любой сферы педагогики.

Далее важно использовать принцип комплексного подхода к восприятию. Указанный принцип базируется на визуальном, аудиальном и тактильном подходе к подаче информации. Данные способы следует совмещать для повышения эффективности усвоения музейной информации. Рекомендуется добавлять к объектам экспозиций видео- и аудиоматериалы.

Экскурсия с использованием видео- и аудиоматериалов
Экскурсия с использованием видео- и аудиоматериалов

Принцип цифровизации также стоит учитывать при разработке музейно-педагогической программы. Современные технологии проникают во все отрасли общественной жизни, музейная деятельность не является исключением. Требуется внедрять онлайн-экскурсии, механизированные экспонаты и элементы компьютерного программирования в комплекс реализации педагогической деятельности музеев.

Помимо перечисленных принципов, важен принцип диалогичности. Под диалогичностью подразумевается создание в музее особой атмосферы, располагающей к образовательному процессу в формате комфортного общения. И последний принцип – индивидуализация. Стоит учитывать особенности каждого сегмента аудитории и подстраивать музейно-педагогическую программу под данную специфику.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!