В рамках каждой специализации предусмотрен не только блок аудиторной работы, практические занятия, промежуточная аттестация, но и прикладной (чаще всего внешний) тип профподготовки – практика. Данная часть обучения призвана развить базовый набор умений и навыков по осваиваемой профессии, достаточный для начала построения карьеры и дальнейшего развития дипломанта. Сегодня мы расскажем об особенностях редакционной практики.
СОДЕРЖАНИЕ
Базовые понятия в редакционной практике или что нужно знать для ее прохождения?
Редакционная практика представляет собой практический формат обучения студентов, будущая профессиональная деятельность которых так или иначе связана с информацией и текстом. Чтобы успешно и легко пройти рассматриваемый этап обучения, необходимо владеть основополагающими понятиями и правилами.
![ключевые моменты редакционной практики Понятийный аппарат редакционной практики](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2025/01/word-image-44433-1.png)
Редакция или редактирование – это процесс совершенствования рукописей посредством устранения в них недочетов и ошибок различного генезиса и характера. Притом с этой миссией в рамках учебного процесса фактически сталкивается каждый универсант без каких-либо исключений.
Не менее важным термином в обозреваемой области выступает корректура или коррекция текста. Она представляет собой деятельность по устранению явных, очевидных и грубейших по тексту ошибок, неточностей, приводящих к нарушению логики. Но при этом основной акцент в ходе корректуры делается на повышении удобочитаемости и информативности материала.
Не менее важным аспектом в редакционной деятельности является понятие уникальности. Под ней понимают умение автора самостоятельно отражать сгенерированные им идеи, полученные результаты и грамотно их преподносить, минуя плагиат и нарушение принципов авторской этики. То есть данный показатель подчеркивает нетипичную или отличную от похожих трудов вариацию повествования, интерпретации, подчеркивает ход мыслей и действий исследователя.
Также в редакционной практике важно понимать значение «стилистическая оценка». Она предполагает определение параметров текста, которые подчеркнут его приверженность к конкретному стилю, жанру, формальным рамкам. Также данный вид деятельности позволяет соотнести материал с действующими стилистическими нормами, оперативно выявить недостатки или исправить их.
Указанные основные категории редакционной практики подчеркивают условия и основные действия практикантов над текстом. Без их знания и понимания, умения пользоваться стажировка будет протекать сложно и медленно.
Специфика редакционной практики студентов
Редакционная практика обладает рядом специфических черт. Данный формат профессиональной подготовки реализуется далеко не по всем профилям (несмотря на то что письменная грамотность и умение выражать свои мысли на бумаге сегодня необходимо каждому индивиду). Данная часть программы соприкасается преимущественно с лингвистическими и филологическими, частично с педагогическими профилями. Чаще всего обязанность по стажировке в редакции конкретного издательства возникает у студентов по направлению «Журналистика», «Издательское дело», «Литературное дело», «Перевод и переводоведение», «Реклама и связи с общественностью» и пр.
![состав редакционной практики Основа для прохождения редакционной практики](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2025/01/word-image-44433-2.png)
Второй специфической чертой рассматриваемого этапа обучения является то, что практикантам предстоит работать не просо с текстом, а с информацией в целом. Не стоит буквально воспринимать текст, как набранные в логический связный контент буквы, слова и пр. Редакционная практика учит соприкасаться и работать над разными файлами: будь то рукотворный материал, печатный формат, проект или статья, презентация или буклет и пр. Согласитесь, грамотность и ясность, читабельность важно в любом виде!
Третья характерная черта редакционной практики состоит в том, что она протекает на базе соответствующей организации, которая оказывает услуги корректуры и редактуры текста, перевода рукописей, их печати и пр. То есть чаще всего это действующие отделы СМИ, издательские дома, полиграфии и пр. Притом важно, чтобы практическое становление проходило очно. Онлайн-сервисы и онлайн-практика в этом случае не приемлема и малоэффективна в силу отсутствия тесного контакта и наставничества со стороны опытного специалиста.
Также к особенностям редакционной практики стоит отнести учет формальных правил редактуры и корректуры текста, а также редакционной политики организации. Студентам предстоит не просто сверять рукописи на ошибки и делать соответствующие пометки. Им предстоит учитывать и внутренние регламенты базы практики, то есть адаптироваться под конкретные параметры и ограничения. Притом сроки проверки материалов могут быть ограниченными. Сама по себе стажировка также имеет ограничения по срокам. В среднем она длится от 2 до 3 недель.
Не менее существенной характеристикой редакционной практики является приверженность к конкретному профилю. В рамках каждой специализации на стажировке будет делаться конкретный акцент для развития соответствующего набора компетенций. То есть стажировка у журналиста и редактора будут отличаться по обязанностям и роду деятельности. Об этом подробнее мы расскажем ниже по тексту.
Редакционная практика выполняет массу полезных функций:
- Информационная. Она состоит в том, что перед проверкой текста специалист должен ознакомиться с тематикой, чтобы объективно оценивать рукопись и ее качество.
- Наблюдательная. Чтобы заметить ошибки и недочеты, важно быть бдительным и тщательно исследовать каждый фрагмент рукописи. При обнаружении индивид сделает соответствующую пометку.
- Оценивающая. Она предполагает определение общего качества текста, достоинств и недостатков в нем, вынесение вердикта относительно необходимости правок доработки материалов или допуска к публикации;
- Оптимизационная. Она заключается в том, что индивид устраняет выявленные замечания и недочеты по тексту, делая его более грамотным, понятным и соответствующим определенным нормам и требованиям.
Таким образом, редакционная практика у студентов протекает ограниченно, на базе определенной организации (преимущественно издательского типа), требуя выработки навыков по работе с информацией.
Особенности редакционной практики в зависимости от направления подготовки
Редакционная практика будет также иметь ряд особенностей в зависимости от того, студенты какого профиля ее проходят. В каждом случае она будет смещать акцент в ту или иную сферу, пользу, компетенции.
Будущие журналисты будут учиться проверять не просто лингвистические параметры текста, но и качественные характеристики: достоверность утверждений, результаты и выводов, корректность описания, характер призывов и степень их соответствия политике издания и пр. В данном случае им предстоит освоить принципы фактчекинга, комплексного лингвистического анализа, различать стили и уметь писать разностилевые рукописи и пр.
![профили для редакционной практики Кто проходит редакционную практику?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2025/01/word-image-44433-3.png)
Универсанты профиля «Реклама и связи с общественностью» делают основной акцент на практике на умении формулировать громкие заголовки, формировать рекламные сообщения и сленги, мотивировать целевую аудиторию к действиям, учитывать особенности и цель преподносимой информации (о чем, зачем, для кого) и пр. То есть в данном случае лингвистический анализ отходит на второй план (но он никуда не девается и обязательно проводится позже).
Учащиеся по специализации «Редактура и корректура текста», «Лингвистика» пускаются во все «тяжкие». Именно они фактически отслеживаю каждый миллиметр текста, каждую букву, слово, предложение, абзац и материалов в целом. Они проводят глубокую вычитку и всесторонний анализ предоставленных данных: грамматический и орфографический мониторинг, структурно-смысловой анализ, оценка полнота раскрытия темы, проверка уникальности материалов, логический анализ, частотный анализ и пр. То есть эти практиканты изучают именно внутреннюю составляющую информации.
Стажеры по направлению «Литературное дело» будут работать над определенными жанрами и материалами, проводя их разбор и анализ. В данном случае они занимаются стилистической оценкой рукописей, анализом их сюжета, выделением логической составляющей эмоций и характерных лингвистических приемов и пр.
Казалось бы, редакционная практика — одна. Но на самом особенности ее проведения и спектр обретаемых компетенций по мере ее прохождения у студентов разных профилей будет разниться.
Чем практиканты занимаются в рамках редакционной практики?
В рамках рассматриваемого формата обучения, универсанты будут выполнять определенные действия. В числе общих полномочий стажеров можно отметить следующие:
- Вычитка текста. Данная процедура представляет собой неоднократное внимательное изучение рукописи с целью его общей или узкой оценки: общее восприятие, оценка по определенным параметрам (достоверность, обоснованность, стилистическая приверженность и пр.);
- Комплексная или частичная лингвистическая проверка рукописи. Этот процесс предполагает проведение проверки материалов на наличие ошибок со стороны грамматики и орфографии, пунктуации и синтаксиса, логики и структуры, стиля и пр. Притом оценка рукописи может быть одномоментной (комплексной) или же по срезам.
- Общий разбор произведения или текста с акцентом на его понимание, восприятие, характер воздействия, ассоциации и впечатления и пр.;
- Вырабатывать рекомендации или вносить лично правки по тексту с целью его оптимизации;
- И пр.
Как правило, на начальных этапах практики новичкам доверяют общую вычитку текста с пометкой замеченных ими лингвистических недочетов. Тематический разбор производит опытный профессионал-наставник.
Затем по мере обретения соответствующих знаний и опыта, практикантам доверяют более серьезные виды анализа информации: структурный, логический, стилистический и пр. То есть в данном случае происходит разбор именно качественных составляющих материалов. Притом стажер может работать как над разными заданиями, так и над конкретным материалом (определённый стиль, тема и пр.) На протяжении всего периода стажировки.
Обычно в рамках производственной или преддипломной практики практикантам могу доверить не только анализ и оценку рукописи, но и ее правку. В данном случае он предложит свой вариант отражения тех или иных аспектов, согласует их с научным руководителем, учтет в дальнейшем его замечания и советы.
Обратите внимание, что в рамках любого вида практики стажеры учатся определять целенаправленность текста и учитывать специфику целевой аудитории.
То есть редакционная практика учит стажеров эффективно вычитывать труды, устанавливать в них сильные и слабые стороны недочеты, продумывать способы их устранения, корректировать и редактировать.
Виды редакционной практики и их особенности
Стоит отметить, что спектр полномочий студентов-практикантов в рамках редакционной практики также зависит от ее вида.
![разновидности редакционной практики Какой бывает редакционная практика?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2025/01/word-image-44433-4.png)
Согласно учебному плану, принято выделять три основных формата практики:
- Учебная. Она предполагает, что студент ознакомится с условиями профессиональной деятельности, проанализирует спектр обязанностей действующих специалистов, изучит их повседневный труд и нюансы;
- Производственная. В данном случае практиканта активно привлекают к практической деятельности, доверяя вычитку текста и выделение в нем недостатков. Притом наставник может попросить пояснить каждый момент или подсказать, как лучше проводить анализ рукописи, что было не замечено подопечным и пр.
- Преддипломная. Данный вид практики служит основой для написания ВКР. В данном случае помимо работы над конкретными текстами при издательстве, стажер также формирует информационную и доказательную базу диплома.
В зависимости от того, в каком направлении учится универсант и какие жанры ему более свойственны, можно выделить редакционную практику:
- Над новостными и обзорными материалами, СМИ. В этом случае практикантов учат кратко и емко писать тексты, проверять их подлинность и надежность, ясность и доступность. Чаще всего такой формат используют будущие журналисты, PR.
- Над научными текстами. Такая практика протекает на базе университетских изданий, издательств по научны конференциям и пр. Здесь стажеры работают с сугубо научными рукописями, проверяя их качество, достоверность, обоснованность, степень раскрытия темы, результаты, корректность и точность повествования, степень соответствия действующим гостам и требованиям редакции и пр. В основе такой практики лежит лингвистический, стилистический, структурный, формальный анализ, проверка на плагиат. Притом вносить правки не всегда требуется. Чаще всего практиканты предоставляют рекомендации по совершенствованию текстов.
- Над художественными текстами. В этом случае стажировка протекает на базе полиграфий и издательских домов. Этот формат затрагивает направления «Литературное дело», «Издательское дело» и пр. Основные компетенции, обретаемые практикантами в этом формате: оценка эмоциональности и тональности текста, стилистическая приверженность, оценка композиции произведения и пр.
В зависимости от производимых манипуляций, можно выделить аналитическую и практическую редакционную практику. Первый тип предполагает изучение рукописей и получение общей оценки относительно ее качества, достоинств и недостатков, второй – внесение изменений в труды с учетом действующих правил и иных тонкостей.
Фактически, каждый вид редакционной практики нацелен на развитие компетенций для реализации определенной стадии редакционного процесса.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![помощь студентам disshelp.ru](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Советы по прохождению редакционной практики
Чтобы редакционная практика была полезна для практиканта, важно, чтобы он понимал ее предназначение и особенности. Поэтому внимательно изучите программу практики, определите: что вы должны освоить, чем заниматься и пр.
Не отлынивайте от поручений и заданий. Только реальное выполнение тех или иных действий поможет разобраться во всех тонкостях, преобразовать теоретические представления в умения и навыки.
Будьте предельно внимательны при работе с рукописями. Все коррективы или предложения по изменению текста лучше всего согласовать с наставником.
Если возникают сложности на том или ином этапе редактирования, не бойтесь обращаться за советом или помощью к научному руководителю или к нам – специалистам ОЦ ДиссХелп.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!