Понятие, особенности и виды редакционной практики студентов

В рамках каждой специализации предусмотрен не только блок аудиторной работы, практические занятия, промежуточная аттестация, но и прикладной (чаще всего внешний) тип профподготовки – практика. Данная часть обучения призвана развить базовый набор умений и навыков по осваиваемой профессии, достаточный для начала построения карьеры и дальнейшего развития дипломанта. Сегодня мы расскажем об особенностях редакционной практики.

Понятие, особенности и виды редакционной практики студентов

В рамках каждой специализации предусмотрен не только блок аудиторной работы, практические занятия, промежуточная аттестация, но и прикладной (чаще всего внешний) тип профподготовки – практика. Данная часть обучения призвана развить базовый набор умений и навыков по осваиваемой профессии, достаточный для начала построения карьеры и дальнейшего развития дипломанта. Сегодня мы расскажем об особенностях редакционной практики.

Базовые понятия в редакционной практике или что нужно знать для ее прохождения?

Редакционная практика представляет собой практический формат обучения студентов, будущая профессиональная деятельность которых так или иначе связана с информацией и текстом. Чтобы успешно и легко пройти рассматриваемый этап обучения, необходимо владеть основополагающими понятиями и правилами.

Понятийный аппарат редакционной практики
Понятийный аппарат редакционной практики

Редакция или редактирование – это процесс совершенствования рукописей посредством устранения в них недочетов и ошибок различного генезиса и характера. Притом с этой миссией в рамках учебного процесса фактически сталкивается каждый универсант без каких-либо исключений.

Не менее важным термином в обозреваемой области выступает корректура или коррекция текста. Она представляет собой деятельность по устранению явных, очевидных и грубейших по тексту ошибок, неточностей, приводящих к нарушению логики. Но при этом основной акцент в ходе корректуры делается на повышении удобочитаемости и информативности материала.

Не менее важным аспектом в редакционной деятельности является понятие уникальности. Под ней понимают умение автора самостоятельно отражать сгенерированные им идеи, полученные результаты и грамотно их преподносить, минуя плагиат и нарушение принципов авторской этики. То есть данный показатель подчеркивает нетипичную или отличную от похожих трудов вариацию повествования, интерпретации, подчеркивает ход мыслей и действий исследователя.

Также в редакционной практике важно понимать значение «стилистическая оценка». Она предполагает определение параметров текста, которые подчеркнут его приверженность к конкретному стилю, жанру, формальным рамкам. Также данный вид деятельности позволяет соотнести материал с действующими стилистическими нормами, оперативно выявить недостатки или исправить их.

Указанные основные категории редакционной практики подчеркивают условия и основные действия практикантов над текстом. Без их знания и понимания, умения пользоваться стажировка будет протекать сложно и медленно.

Специфика редакционной практики студентов

Редакционная практика обладает рядом специфических черт. Данный формат профессиональной подготовки реализуется далеко не по всем профилям (несмотря на то что письменная грамотность и умение выражать свои мысли на бумаге сегодня необходимо каждому индивиду). Данная часть программы соприкасается преимущественно с лингвистическими и филологическими, частично с педагогическими профилями. Чаще всего обязанность по стажировке в редакции конкретного издательства возникает у студентов по направлению «Журналистика», «Издательское дело», «Литературное дело», «Перевод и переводоведение», «Реклама и связи с общественностью» и пр.

Основа для прохождения редакционной практики
Основа для прохождения редакционной практики

Второй специфической чертой рассматриваемого этапа обучения является то, что практикантам предстоит работать не просо с текстом, а с информацией в целом. Не стоит буквально воспринимать текст, как набранные в логический связный контент буквы, слова и пр. Редакционная практика учит соприкасаться и работать над разными файлами: будь то рукотворный материал, печатный формат, проект или статья, презентация или буклет и пр. Согласитесь, грамотность и ясность, читабельность важно в любом виде!

Третья характерная черта редакционной практики состоит в том, что она протекает на базе соответствующей организации, которая оказывает услуги корректуры и редактуры текста, перевода рукописей, их печати и пр. То есть чаще всего это действующие отделы СМИ, издательские дома, полиграфии и пр. Притом важно, чтобы практическое становление проходило очно. Онлайн-сервисы и онлайн-практика в этом случае не приемлема и малоэффективна в силу отсутствия тесного контакта и наставничества со стороны опытного специалиста.

Также к особенностям редакционной практики стоит отнести учет формальных правил редактуры и корректуры текста, а также редакционной политики организации. Студентам предстоит не просто сверять рукописи на ошибки и делать соответствующие пометки. Им предстоит учитывать и внутренние регламенты базы практики, то есть адаптироваться под конкретные параметры и ограничения. Притом сроки проверки материалов могут быть ограниченными. Сама по себе стажировка также имеет ограничения по срокам. В среднем она длится от 2 до 3 недель.

Не менее существенной характеристикой редакционной практики является приверженность к конкретному профилю. В рамках каждой специализации на стажировке будет делаться конкретный акцент для развития соответствующего набора компетенций. То есть стажировка у журналиста и редактора будут отличаться по обязанностям и роду деятельности. Об этом подробнее мы расскажем ниже по тексту.

Редакционная практика выполняет массу полезных функций:

  • Информационная. Она состоит в том, что перед проверкой текста специалист должен ознакомиться с тематикой, чтобы объективно оценивать рукопись и ее качество.
  • Наблюдательная. Чтобы заметить ошибки и недочеты, важно быть бдительным и тщательно исследовать каждый фрагмент рукописи. При обнаружении индивид сделает соответствующую пометку.
  • Оценивающая. Она предполагает определение общего качества текста, достоинств и недостатков в нем, вынесение вердикта относительно необходимости правок доработки материалов или допуска к публикации;
  • Оптимизационная. Она заключается в том, что индивид устраняет выявленные замечания и недочеты по тексту, делая его более грамотным, понятным и соответствующим определенным нормам и требованиям.

Таким образом, редакционная практика у студентов протекает ограниченно, на базе определенной организации (преимущественно издательского типа), требуя выработки навыков по работе с информацией.

Особенности редакционной практики в зависимости от направления подготовки

Редакционная практика будет также иметь ряд особенностей в зависимости от того, студенты какого профиля ее проходят. В каждом случае она будет смещать акцент в ту или иную сферу, пользу, компетенции.

Будущие журналисты будут учиться проверять не просто лингвистические параметры текста, но и качественные характеристики: достоверность утверждений, результаты и выводов, корректность описания, характер призывов и степень их соответствия политике издания и пр. В данном случае им предстоит освоить принципы фактчекинга, комплексного лингвистического анализа, различать стили и уметь писать разностилевые рукописи и пр.

Кто проходит редакционную практику?
Кто проходит редакционную практику?

Универсанты профиля «Реклама и связи с общественностью» делают основной акцент на практике на умении формулировать громкие заголовки, формировать рекламные сообщения и сленги, мотивировать целевую аудиторию к действиям, учитывать особенности и цель преподносимой информации (о чем, зачем, для кого) и пр. То есть в данном случае лингвистический анализ отходит на второй план (но он никуда не девается и обязательно проводится позже).

Учащиеся по специализации «Редактура и корректура текста», «Лингвистика» пускаются во все «тяжкие». Именно они фактически отслеживаю каждый миллиметр текста, каждую букву, слово, предложение, абзац и материалов в целом. Они проводят глубокую вычитку и всесторонний анализ предоставленных данных: грамматический и орфографический мониторинг, структурно-смысловой анализ, оценка полнота раскрытия темы, проверка уникальности материалов, логический анализ, частотный анализ и пр. То есть эти практиканты изучают именно внутреннюю составляющую информации.

Стажеры по направлению «Литературное дело» будут работать над определенными жанрами и материалами, проводя их разбор и анализ. В данном случае они занимаются стилистической оценкой рукописей, анализом их сюжета, выделением логической составляющей эмоций и характерных лингвистических приемов и пр.

Казалось бы, редакционная практика — одна. Но на самом особенности ее проведения и спектр обретаемых компетенций по мере ее прохождения у студентов разных профилей будет разниться.

Чем практиканты занимаются в рамках редакционной практики?

В рамках рассматриваемого формата обучения, универсанты будут выполнять определенные действия. В числе общих полномочий стажеров можно отметить следующие:

  • Вычитка текста. Данная процедура представляет собой неоднократное внимательное изучение рукописи с целью его общей или узкой оценки: общее восприятие, оценка по определенным параметрам (достоверность, обоснованность, стилистическая приверженность и пр.);
  • Комплексная или частичная лингвистическая проверка рукописи. Этот процесс предполагает проведение проверки материалов на наличие ошибок со стороны грамматики и орфографии, пунктуации и синтаксиса, логики и структуры, стиля и пр. Притом оценка рукописи может быть одномоментной (комплексной) или же по срезам.
  • Общий разбор произведения или текста с акцентом на его понимание, восприятие, характер воздействия, ассоциации и впечатления и пр.;
  • Вырабатывать рекомендации или вносить лично правки по тексту с целью его оптимизации;
  • И пр.

Как правило, на начальных этапах практики новичкам доверяют общую вычитку текста с пометкой замеченных ими лингвистических недочетов. Тематический разбор производит опытный профессионал-наставник.

Затем по мере обретения соответствующих знаний и опыта, практикантам доверяют более серьезные виды анализа информации: структурный, логический, стилистический и пр. То есть в данном случае происходит разбор именно качественных составляющих материалов. Притом стажер может работать как над разными заданиями, так и над конкретным материалом (определённый стиль, тема и пр.) На протяжении всего периода стажировки.

Обычно в рамках производственной или преддипломной практики практикантам могу доверить не только анализ и оценку рукописи, но и ее правку. В данном случае он предложит свой вариант отражения тех или иных аспектов, согласует их с научным руководителем, учтет в дальнейшем его замечания и советы.

Обратите внимание, что в рамках любого вида практики стажеры учатся определять целенаправленность текста и учитывать специфику целевой аудитории.

То есть редакционная практика учит стажеров эффективно вычитывать труды, устанавливать в них сильные и слабые стороны недочеты, продумывать способы их устранения, корректировать и редактировать.

Виды редакционной практики и их особенности

Стоит отметить, что спектр полномочий студентов-практикантов в рамках редакционной практики также зависит от ее вида.

Какой бывает редакционная практика?
Какой бывает редакционная практика?

Согласно учебному плану, принято выделять три основных формата практики:

  • Учебная. Она предполагает, что студент ознакомится с условиями профессиональной деятельности, проанализирует спектр обязанностей действующих специалистов, изучит их повседневный труд и нюансы;
  • Производственная. В данном случае практиканта активно привлекают к практической деятельности, доверяя вычитку текста и выделение в нем недостатков. Притом наставник может попросить пояснить каждый момент или подсказать, как лучше проводить анализ рукописи, что было не замечено подопечным и пр.
  • Преддипломная. Данный вид практики служит основой для написания ВКР. В данном случае помимо работы над конкретными текстами при издательстве, стажер также формирует информационную и доказательную базу диплома.

В зависимости от того, в каком направлении учится универсант и какие жанры ему более свойственны, можно выделить редакционную практику:

  • Над новостными и обзорными материалами, СМИ. В этом случае практикантов учат кратко и емко писать тексты, проверять их подлинность и надежность, ясность и доступность. Чаще всего такой формат используют будущие журналисты, PR.
  • Над научными текстами. Такая практика протекает на базе университетских изданий, издательств по научны конференциям и пр. Здесь стажеры работают с сугубо научными рукописями, проверяя их качество, достоверность, обоснованность, степень раскрытия темы, результаты, корректность и точность повествования, степень соответствия действующим гостам и требованиям редакции и пр. В основе такой практики лежит лингвистический, стилистический, структурный, формальный анализ, проверка на плагиат. Притом вносить правки не всегда требуется. Чаще всего практиканты предоставляют рекомендации по совершенствованию текстов.
  • Над художественными текстами. В этом случае стажировка протекает на базе полиграфий и издательских домов. Этот формат затрагивает направления «Литературное дело», «Издательское дело» и пр. Основные компетенции, обретаемые практикантами в этом формате: оценка эмоциональности и тональности текста, стилистическая приверженность, оценка композиции произведения и пр.

В зависимости от производимых манипуляций, можно выделить аналитическую и практическую редакционную практику. Первый тип предполагает изучение рукописей и получение общей оценки относительно ее качества, достоинств и недостатков, второй – внесение изменений в труды с учетом действующих правил и иных тонкостей.

Фактически, каждый вид редакционной практики нацелен на развитие компетенций для реализации определенной стадии редакционного процесса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

 

Советы по прохождению редакционной практики

Чтобы редакционная практика была полезна для практиканта, важно, чтобы он понимал ее предназначение и особенности. Поэтому внимательно изучите программу практики, определите: что вы должны освоить, чем заниматься и пр.

Не отлынивайте от поручений и заданий. Только реальное выполнение тех или иных действий поможет разобраться во всех тонкостях, преобразовать теоретические представления в умения и навыки.

Будьте предельно внимательны при работе с рукописями. Все коррективы или предложения по изменению текста лучше всего согласовать с наставником.

Если возникают сложности на том или ином этапе редактирования, не бойтесь обращаться за советом или помощью к научному руководителю или к нам – специалистам ОЦ ДиссХелп.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!