Получение диплома бакалавра – не венец и не предел в образовательной системе. Кто-то из выпускников сразу же устремляется покорять научный пьедестал, а кто-то приходит к этому через годы практики. Но в любом случае. Наличие диплома об образовании еще не гарантирует соответствие претендента требованиям рабочего места. Нередко им предстоит совершенствовать свои знания и навыки. Реализовать эту миссию можно с помощью инструментов послевузовского образования и аспирантуры.
Понятие и особенности послевузовского образования и аспирантуры
Прохождение программы бакалавриата или магистратуры увенчивается итоговой аттестацией и получением соответствующего диплома об образовании. Он, в свою очередь, становится ключом к профессиональной карьере. Но на этом развитие новоиспеченного специалиста не заканчивается. В отдельных случаях практикующие эксперты вынуждены периодически повышать квалификацию и проходить переаттестацию. Другие же по личной инициативе устремляются в вузы за освоением очередной ступени. Что из этого следует?
Окончание бакалавриата или магистратуры – не предел мечтаний и знаний. Каждый специалист может повысить уровень своей компетентности с помощью послевузовского образования или аспирантуры.

Послевузовское образование представляет собой систему дополнительного развития индивида. Она может затрагивать как профессиональные качества и навыки. Так и личные интересы индивида. Основная задача этого инструмента состоит в освоении современных методик и инструментов, необходимых и облегчающих ход выполнения обязанностей.
Аспирантура представляет собой наивысшую ступень в рамках профессионального образования (согласно новой системе). Она нацелена на развитие инноваций, свершение научных открытий и развитие НТП. Эта ниша затрагивает как теоретическую область, так и практическую. Здесь активность происходит на базе лабораторий (учебных, научных, специализированных или на территории объекта исследования). То есть аспиранты занимаются сугубо исследованиями, практика же здесь заложена лишь характером темы кандидатской диссертации.
Многие дипломанты путают указанные направления обучения и считают их синонимами. При старой трактовке такое мышление было вполне понятным, ведь аспирантуру относили в системе поствузовского обучения, ориентированной на подготовку научных кадров. Но по новым правилам. Данная ниша является наивысшей ступень профессионального образования.
Многие дипломанты полагают, что добиваться высот, делать открытия можно и без поступления в аспирантуру. Развиваться профессионально и не только можно также без привязки к конкретному вузу и пр. Так может ли система послевузовского обучения стать достойной альтернативой аспирантуре? Давайте разбираться.
Сходства и отличия послевузовского образования и аспирантуры
Чтобы понять роль и возможности каждой из рассматриваемых категорий, достаточно выделить их сходства и различия.
Послевузовское образование и аспирантура имеют следующие схожие черты:
- Поступление в образовательный центр и выбор интересуемого или необходимого направления для подготовки осуществляется индивидом лично. То есть поступление и обучение на этих программах производится по личной инициативе и добровольно;
- Оба варианта подготовки ориентированы по совершенствование тех или иных качеств и умений индивида, то есть целенаправлены.
- В каждом из подходов будет происходить развитие в определенной предметной, научной, профессиональной или иной области, то есть также буду установлены определенные тематические границы;
- В рамках каждого из способов подготовки предусмотрен исследовательский блок. То есть так или иначе индивиду придется проводить исследование, практиковаться и осваивать новые технологии и пр.
- Обучение может быть как платным, так и бесплатным.
Несмотря на указанные сходства, послевузовское образование и обучение в аспирантуре имеют немало серьезных отличий.
Основание для сравнения |
Послевузовское образование |
Аспирантура |
Характер подготовки | Преимущественно прикладной с целью развития профессиональных качеств и компетенций | Научный, ориентирован на развитие научных кадров, развитие инноваций |
Продолжительность обучения | От нескольких недель до нескольких лет | 3 года |
Направление обучения | По выбору поступающего или по имеющейся профессии | Согласно текущему образованию или по выбору абитуриента (смежные области) |
Варианты обучения | Экспресс-курсы, курсы переподготовки, курсы повышения квалификации, тренинги, семинары и практикумы, мастер-классы, курсы МВА и пр. | Очное и заочное |
Основание для поступления | Наличие профессионального образования | Наличие высшего образования, прохождение аспирантских испытаний |
Особенности обучения | Очные и онлайн встречи, проектная деятельность | Научная деятельность, проектная деятельность |
Результаты обучения | Удостоверение, диплом, сертификат | Диплом аспиранта и ученая степень «кандидат наук» |
Послевузовское образование нацелено преимущественно на освоение новых технологий, методик, инструментов с целью повышения производительности труда, саморазвития индивида и пр. Аспирантура же помогает развивать эти новшества и внедрять их на практике.
Подготовка в рамках поствузовского обучения может быть сокращенной (интенсивной),кратко- и долгосрочной. Все зависит от формата обучения, особенностей учебной программы и пр. В аспирантуре же подготовка научных кадров строго регламентирована и проводится в течение трех лет.
Поступить на послевузовские курсы проще, чем в аспирантуру. В первом случае достаточно предоставить документы и заявление, иногда – пройти внутренние тестирования. Для поступления в аспирантуру придется пройти как минимум три экзамена, предварительно защитив аспирантские рефераты по соответствующим предметам.
Не все учащиеся послевузовского образования имеют доступ и разрешение на проведение научных исследований. Они не смогут получить ученую степень без прикрепления к вузу в качестве соискателя. Аспиранты же лично пользуются учебными лабораториями и правомерно занимаются НИР, претендуют на соответствующий статус ученого.
Учтите, что перевестись с послевузовской программы в аспирантуру невозможно. В аспирантуру можно только поступить! Обратная схема из аспирантуры на иные курсы поствузовского характера тоже не действует.
Таким образом, послевузовское обучение и аспирантура позволяют усовершенствовать свои знания и навыки в определенной области, развить исследовательские качества. Но в то же время они заметно отличаются по цели, характеру, продолжительности подготовки кадров, результатам обучения.
То есть вопрос о том, что послевузовское образование сможет полностью заменить аспирантуру – довольно спорный.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации для выбора послевузовского обучения или аспирантуры
Если вы сомневаетесь и не знаете, какой из вариантов подготовки лучше выбрать: послевузовское образование или аспирантуру, то вам стоит прислушаться к следующим советам.
Внимательно изучите оба формата подготовки и определите цели, которые они преследуют. Поствузовское обучение чаще ориентировано на практическое развитие специалиста, а аспирантура – на развитие научных кадров. Трезво оцените собственное положение дел и выделите ваши потребности в развитии, соотнесите их с описанными целями.
Попробуйте оценить собственные шансы на поступление. Поступить в аспирантуру сложнее. Здесь потребуется хорошая подготовка и немало времени на выполнение письменных заданий, проведение исследований и пр. Если у вас не так много свободного времени, то стоит задуматься и поствузовской программе с гибким графиком или краткосрочного типа.
Изучите состав программы и выбирайте то, что вам подходи согласно вашим потребностям и возможностям.
Учтите внешние и внутренние факторы. Если работодатель требует пройти определенные курсы по переподготовке или повышению квалификации, то аспирантура вам в этом случае не поможет. Или если у вас есть определенные идеи и наработки, результаты первичных испытаний, вы на грани открытия, то можно прикрепиться к вузу в качестве соискателя ли поступить в аспирантуру, чтобы полноценно раскрыть свою идею и внедрить ее на практике.
Таким образом, послевузовское образование и аспирантура — это две различные ниши, которые помогают усовершенствовать знания и навыки в определенной области, но делают это разными методами и способами. Притом указанные форматы не являются взаимозаменяемыми, но могут быть взаимодополняемыми!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!