Написание диссертации или монографии требует не просто максимального погружения в тему и ее всестороннего раскрытия, но и практического обоснования выводов и грамотной прикладной проверки гипотезы. Далеко не каждый объект исследования согласится моментально внедрять предлагаемые автором идеи. Поэтому удостовериться в состоятельности гипотезы можно с помощью эксперимента. Притом исследователю важно не только его организовать и провести, но и правильно описать в научной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
Эксперимент для диссертации: понятие, функции, роль, место
Написание диссертации предполагает подробное описание научного исследования, основанного на результатах апробации или эксперименте. Фактически, такие академические труды требуют грамотной прикладной или эмпирической проверки гипотезы с отражением полученных данных.
Прикладная часть сводится к апробации результатов исследования на практике и внедрением идеи в «живое производство», а эмпирическая – предполагает сбор максимально доступной и проверенной информации для перепроверки и оценки идеи автора на практике (это может быть как научная литература, так и личные наблюдения, опыты и пр.).
Эмпирическая часть призвана удостовериться в состоятельности предположений автора на основе реальных данных и фактов.

Эксперимент – представляет собой один из научно-прикладных методов исследования, который позволяет установить эффективность и посильность воспроизведения гипотезы. Такой подход предполагает создание специальных условий или оценку ситуации на примере конкретного объекта.
Цель проведения опытно-экспериментальной деятельности состоит в проверке выдвигаемого предположения-решения. С помощью такого инструмента исследователь собирает доказательную базу, которая либо обосновывает состоятельность подхода, либо опровергает его.
Среди функций эксперимента в научной работе можно выделить следующие:
- Проверяющая. Она состоит в том, чтобы убедить в возможностях, посильности и эффективности применения авторской идеи. Посредством реализации определенных действий исследователь устанавливает, как действовать и при каких обстоятельствах, какие факторы учитывать и пр.
- Доказательно-опровергающая. На основе опытной части автор собирает неоспоримые доказательства, подчеркивающие возможность или невозможность применения предлагаемой им версии-решения;
- Информационная. Перед проведением экспериментального исследования пользователю предстоит тщательно подготовиться: изучить теоретический и научный материал, разобраться в понятиях и правилах, определить основной инструментарий и способы его применения и т.д. Поэтому можно смело отметить, что для воспроизведения опыта диссертанту необходимо «быть в теме» и тщательно подготовиться.
- Демонстрационная. Опыт наглядно и практически демонстрирует возможности, особенности и сложности воспроизведения выдвинутой идеи, концепции или предложения. Такой способ позволяет «примерить» в реалиях предположение и показать все тонкости и нюансы его реализации.
- Оптимизирующая. Испытание в научной работе проводится неоднократно. Такой ход позволяет собрать безукоризненную аргументационную основу. Более того, нем всегда выдвинутый план действий или идея оказывается изначально корректной и эффективной. Диссертант в ходе проведения опыта может скорректировать гипотезу, ликвидировав определенные недостатки или погрешности.
- Контролирующая. В ходе испытания диссертант не просто наблюдает за происходящим, но и фиксирует все факторы, сложности, результаты, после чего формирует конкретные выводы. Фактически, в рамках опыта ситуация полностью находится под контролем исследователя, что позволяет установить факторы и триггеры, причины и следствия и т.д.
Эксперимент – это основа опытно-экспериментальной части диссертации. Без него невозможно подготовить соответствующий раздел.
Фактически, проведение опыта является обязательной частью при выполнении научной работы. Без данного мероприятия невозможно подготовить диссертацию к защите и собрать качественную доказательную базу, удостовериться в состоятельности вдвигаемой гипотезы. Главное – не только продумать ход воспроизведения испытания, но и грамотно его описать и представить в составе НИР.
Правила оформления эксперимента в диссертации
Оформить экспериментальную часть научной работы не так просто. В данном случае важно соблюдать массу правил и требований.
Во-первых, планомерность. Это правило предполагает, что опыт – изначально продуманное событие, феномен, который протекает по заранее сформированной траектории. Поэтому автору НИР необходимо учитывать общий план действий, выделить основополагающие мероприятия и показать их роль и значимость.
Описание испытания – миссия не менее важная, требующая также планомерности. Автору диссертации предстоит оценить располагаемую информационную базу, отобрать наиболее важные моменты и постараться преподнести их четко и ясно, с акцентом на итоги, достижения и инновации, ценность и новизну.

Во-вторых, структурирование. Он предполагает, что отражение НИР будет учитывать особенности информации: тип, связность, последовательность и др. Весь собранный материал будет подвергнут колоссальной переработке и сортировке по параграфам, таблицам, схемам и пр. Притом при переработке собранной информационной и доказательной базы важно учитывать требования ГОСТ, предъявляемые к диссертации.
В-третьих, принцип содержательности и информативности. Согласитесь, что диссертация – документ строго регламентированный, где каждый раздел будет посвящен определённой части и этапу исследования. Поэтому важно лаконично и емко представить соответствующие моменты, обосновав тем самым мнение и позицию автора, показав возможности применения гипотезы. Не спешите подробно расписывать каждый шаг. Опишите лишь самые важные параметры и аспекты, акцентируя внимание на отдельных точках, итогах и выводах.
В-четвертых, принцип логичности и связности повествования требует последовательного и четкого описания проводимого испытания. Характеристика основных шагов и полученных выводов должна преподноситься в единой картине. Пробелов и вопросов относительно действий, хронологии событий быть не должно. Поэтому важно подумать, как увязать между собой собранные итоги, выводы, факты и преподнести их всецело и связно.
В-пятых, принцип научности и обоснованности. Он предполагает, что любые итоги, выводы, описания и аналитика будет сопровождаться грамотной аргументацией. Такой ход необходим, чтобы подчеркнуть правильность суждений, сделать плавный переход от одного этапа к другому, сделать проект более достоверным и надежным. Исследователю предстоит сформировать качественную доказательную базу и грамотно выстроит ход аргументации заключений.
То есть каждый шаг и весь опыт в целом должен привести автора диссертации к определенному исходу, точке. Данная процедура – целенаправленная, поэтому и результат должен быть соответствующим.
В-шестых, проверяемость. Интерпретация должна быть в меру подробной и точной, посильной для воспроизведения. Исполнение данного правила позволяет проверить и убедиться в качестве итогов, обоснованности выводов, возможности реализации плана мероприятий.
Таким образом, описание эксперимента в диссертационной работе требует соблюдения массы правил. Только при грамотном подходе можно достойно представить собранные результаты и факты, показать возможности их применения и эффективность выдвигаемого решения.
Как оформить эксперимент в научной работе (этапы)
Эксперимент важно не только качественно организовать и провести, но и корректно преподнести в составе диссертационной работы. Для этих целей в структуре диссертации предусмотрен специальный раздел – экспериментальный или опытно-экспериментальный.
Чтобы грамотно отразить ход и итоги испытания, автору предстоит преодолеть несколько этапов:
- Подготовительный. Он предполагает описание концепции и плана опытно-прикладной части. То есть автору научного проекта предстоит подчеркнуть, зачем и ради чего проводился опыт, выделить его основные этапы и мероприятия, показать общую схему и логику испытания.
- Констатирующий. Он предполагает сбор информации и емкое отражение базовых действий и полученных результатов. В этом случае исследователю предстоит провести параллель между действиями и итогами, выводами и фактами. Важно понять, что получил автор и как это можно интерпретировать, пояснить, показать в составе диссертации.
- Описательный. Данный шаг предполагает представление хода и результатов испытания с разбором существенных моментов: проведение анализа основных итогов, определение тенденций, причинно-следственных связей, научная и практическая оценка результатов, обоснование выводов и пр.
- Заключительный. Он нацелен на констатацию окончательных выводов и рекомендаций относительно применения идеи, результатов исследования, определение перспектив и возможностей дальнейшего тематического развития и т.д.
Прежде чем приступить к оформлению экспериментальной части, важно внимательно взглянуть на располагаемые материалы и итоги, достижения. Для начала следует провести перераспределение источников информации и сведений по этапам испытания. Такой ход поможет выделить определенные шаги и действия, показать их логику и связность, обосновать их роль в исследовании.
Затем внутри каждого этапа нужно также произвести сортировку сведений и сгруппировать их в информативный вид: таблицы, графики, схемы и пр.
Чаще всего в таблицы укладывают количественные показатели: результаты измерений, итоги расчетных операций (определение тех или иных коэффициентов и т.д.). Притом показатели призваны подчеркнуть особенности объекта исследования с определенной стороны.
Каждый графический или табличный элемент следует подвергать тщательному анализу и выделять основные аспекты: закономерности, изменения и пр. Затем нужно пролить свет на существенные показатели или изменения и объяснить причины такого поведения, показать влияющие факторы и оценить силу воздействия этих колебаний на объект.
То есть в диссертации важно не просто описать сам опыт, но и объяснить полученные результаты, подчеркнуть все особенности и показать, как работает гипотеза в определённых условиях. Все наблюдения и выводы подлежат четкому обоснованию.
Тонкости оформления в диссертации основных этапов эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный
Как известно, при выполнении научной работы «опытное исследование» проводится не 1 раз, а несколько. Такой подход призван убедиться в достоверности собранных сведений и подведённых заключений. Поэтому каждый раз исследователю предстоит фиксировать получаемые итоги и грамотно преподносить их в диссертации (а иногда и в научных статьях).

При описании констатирующего этапа важно показать исходное состояние объекта. Данный вид НИР является первичным. Он позволяет определить основные положения и условия проведения испытания, наметить базовый план мероприятий и оценить его эффективность.
При описании констатирующего испытания автору научной работы следует отразить следующие моменты:
- Теоретическое обоснование исследования и необходимость проведения опыта. В данном случае автору предстоит продумать научный аппарат и наметить основные границы «опытно-испытательного» проведения: цель и задачи, методология, предмет и объект, проблема и идея;
- Программа прикладного или эмпирического изыскания с отражением основных мероприятий и цели их проведения. Здесь происходит уточнение программы НИР с детализацией действий в рамках каждого этапа, шага и пр.;
- Способы первичного обследования объекта: общая характеристика, определение проблемных зон, выделение исследовательского вопроса и обоснование необходимости его урегулирования;
- Отражение исхода первичного испытания. Здесь исследователю нужно отметить, к каким итогам и заключениям он пришел, с какими сложностями столкнулся, насколько достоверны собранные сведения и зафиксированные итоги и пр.
В описании констатирующего опыта важно предоставить полные исходные данные об объекте исследования и отметить эффективность намеченной траектории НИР, необходимость дополнительных мероприятий и пр.
При отражении хода и итогов формирующего эксперимента в составе диссертации необходимо отметить следующие моменты:
- Отражение основных данных об объекте с акцентом на исходные показатели и базовые параметры, полученные в ходе констатирующего этапа;
- Обоснование необходимости дополнительных действий и проведения новых расчетов, анализа ситуации. Затем исследователю предстоит дополнить программу мероприятий, уместно вписав соответствующие действия в базисный план.
- Сравнительный анализ. В данном случае важно определить изменения. Для этого проводят сопоставление изначальных сведений с нормативными значениями, а затем с итогами от проведения дополнительных действий. Любые тенденции должны быть описаны и аргументированы, пояснены с научной и практической точек зрения. Индивиду следует обозначить влияние на объект.
- Обобщение. В этой части исследователь отмечает итоги «доработанного исследования», обращая внимание на связность, обоснованность заключений, отсутствие пробелов и проблем при проведении НИР, отмечая основные условия и критерии опыта.
Обратите внимание, что при разработке и оформлении формирующего эксперимента в диссертации недопустимо просто дублировать и повторно анализировать информацию из констатирующего этапа. Здесь необходимо пересмотреть информационную составляющую и доработать таблицы, графики, дополнить материал новыми подходами или свежесобранными фактами, грамотно увязав в единую и целостную картину.
Контрольный опыт призван удостовериться в том, что на предшествующих стадиях НИР собранная информационная и доказательная база точна, надежна и позволяет сделать правильные выводы, добиться решения проблемы. В этом случае необходимо сосредоточиться на повторном проведении испытания и фиксации итогов.
В рамках контрольного этапа отражают следующие моменты:
- Исходные сведения и программа НИР с учетом всех доработок;
- Исходы проведенных манипуляций с четким научным обоснованием;
- Сравнительный анализ формирующего и контрольного этапов. В данном случае необходимо выделить отсутствие противоречий, вновь выявленные аспекты для анализа, факты;
- Обоснование текущих заключений, оценка перспектив;
- Рекомендации относительно применения гипотезы.
Обратите внимание, на то, что изначальные сведения будут одинаковы во всех трех типах испытаний. Они могут быть лишь дополнены новыми фактами, показателями и пр.
Каждый последующий эксперимент призван проверить точность и достоверность результатов предыдущего, дополнить информационную и доказательную базу, сделать ход НИР более надежным и результативным.
Описание эксперимента в составе диссертации требует умения преобразовывать информацию в читабельный и информативный вид. Поэтому будьте готовы транспонировать качественные данные в количественный формат, проводить различные расчеты и анализ, пользоваться статистическими методами для уточнения тенденций и обоснования выводов.
Требования к оформлению экспериментальной части диссертации
Как же правильно и грамотно оформить экспериментальную часть в диссертации? Для начала автору необходимо изучить госты и требования, предъявляемые к научным трудам. Они очертят формальную структуру и предопределят базисные моменты: что писать, где отмечать, как и когда это делать.

Отражение хода и итогов испытания должно быть уложено в отдельную главу. Чаще всего её называют опытно-экспериментальной. Она подлежит четкому структурированию на параграфы.
Чаще всего оформление экспериментальной части сводится к отражению следующих сведений:
- Общая, характеристика объекта. Сбор исходных данных для, оценки и анализа.
- Программа эксперимента с подробным указанием условий, параметров опыта, последовательности мероприятий и ограничений.
- Краткое описание основных мероприятий и результатов эксперимента. Данная часть чаще всего содержит таблицы и графики с результатами опыта. Под каждой таблицей, графиком необходимо провести анализ ключевых показателей, отметить и описать тенденции, обосновав результаты и выводы.
- Далее уместен сравнительный анализ, который подчеркнет конечные результаты и степень их достоверности.
- Заключение с обобщением ситуации, обоснованием или опровержением гипотезы.
Описание эксперимента в составе диссертации происходит в рамках научного языка. По мере необходимости автор проекта может создать дополнительные разделы: глоссарий, список аббревиатур и сокращений и пр.
Раскрытие опытного этапа диссертации должно быть однозначным, последовательным и понятным. Важно не громоздить научные и профессиональные термины, а умеренно их употреблять с учетом контекста.
Учтите, что объем экспериментальной главы должен быть соразмерен с объемами остальных частей.
Форматирование должно полностью соответствовать нормам гост. Притом доказательная база опытно-прикладного или эмпирического исследования должна быть приложена в разделе Приложения: справки, опросники, акты наблюдений и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по обработке и оформлению эксперимента в диссертации
Эксперимент требует внимательности и бдительности. Постарайтесь максимально точно фиксировать результаты испытания. Не пренебрегайте фактчекингом. Удостоверьтесь, что все сведения надежны и верны. Минимизируйте или исключите любые погрешности и неточности.
Проводите системный анализ. Изначально отметьте важные параметры и подчеркните весомые тенденции, охарактеризуйте их, а затем опишите их влияние на объект в целом.
Используйте проверенные методики: статистические приемы, математические расчеты, научные факты. Только так можно гарантировать точность и достоверность итогов и умозаключений.
Оформляйте все измерения с помощью протоколов и иной специальной документации. Ее необходимо прикрепить к диссертации в качестве сопроводительного пакета или в раздел Приложения. В основной части и экспериментальной главе нужно делать отсылки на соответствующие акты. Такой ход прояснит, как и откуда были получены сведения.
Используйте различные способы визуализации. Подбирайте формат интерпретации, исходя из располагаемой информации, связности данных и т.д.
В конце опытно-экспериментальной части сделайте емкий общий вывод и подчеркните роль эксперимента в исследовании, возможности применения гипотезы и результатов испытания, их новизну и значимость.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!