Правильная постановка вопросов: лайфхаки для студентов на паре, зачете или экзамене, в проектной деятельности (как правильно задавать вопросы?)

Во время обучения студентам предстоит отвечать на массу возникающих вопросов. Они могут затрагивать учебный процесс, проверку домашнего задания, выполнение курсовой работы или написание диплома и пр. Но бываю ситуации, не когда универсанта опрашивает преподаватель, а наоборот: учащийся задает вопросы педагогу или комиссии. Сегодня мы расскажем, как пользоваться «вопросной тактикой» и правильно ставить вопрос в зависимости от ситуации.

Правильная постановка вопросов: лайфхаки для студентов на паре, зачете или экзамене, в проектной деятельности (как правильно задавать вопросы?)

Во время обучения студентам предстоит отвечать на массу возникающих вопросов. Они могут затрагивать учебный процесс, проверку домашнего задания, выполнение курсовой работы или написание диплома и пр. Но бываю ситуации, не когда универсанта опрашивает преподаватель, а наоборот: учащийся задает вопросы педагогу или комиссии. Сегодня мы расскажем, как пользоваться «вопросной тактикой» и правильно ставить вопрос в зависимости от ситуации.

В каких случаях студент может ставить вопросы преподавателю или аудитории?

В общепринятой практике, студенты подвергаются опросам на занятиях практически ежедневно. Поэтому считается нормальным и обыденным, когда преподаватель ставит вопрос перед универсантом ожидает получить от него полноценный ответ. На самом деле, у учащегося так есть право обозначить ряд вопросов перед педагогом и требовать на них ответ или как минимум намек, совет. Давайте разбираться, когда же вузовец может спрашивать преподавателя.

Когда студент может задавать вопросы?
Когда студент может задавать вопросы?

Во-первых, универсант имеет право интересоваться темой занятия и уточнять непонятные или сложные моменты, спрашивать преподавателя по изложенным им моментам с целью прояснения тематической картины и качественного погружения в нее.

Во-вторых, при выполнении научных статей, курсовых и дипломных работ, студиоз может обращаться за советом и помощью к научному руководителю – преподавателю вуза. В рамках такого взаимодействия он также будет задавать различные вопросы для восполнения пробелов и упрощения проектной деятельности.

В-третьих, в рамках предэкзаменационной или предзачетной консультации вузовцы также могут задавать интересующие их вопросы с целью разъяснения наиболее сложных моментов по предмету, осознания хода экзаменационной процедуры и т.д.

В-четвертых, непосредственно на экзамене универсант также может спрашивать экзаменатора. В данном случае с помощью таких формулировок учащийся конкретизирует, что ему нужно сделать, как, когда или переспрашивает заданный вопрос (ели плохо расслышал или не понял).

В-пятых, студент вправе обращаться с вопросами к работникам кафедры, деканата и ректората. В этом случае они затрагивают судьбу и условия обучения, получение определенных преимуществ и привилегий, документов и пр.

Таким образом, вариантов, когда студент может задавать вопросы преподавателю или одногруппникам – масса. Но самое главное – это правильно сформулировать свой запрос.

Правила четкой и эффективной постановки вопроса

Далеко не всегда студенты могут обозначить интересуемый их вопрос корректно и точно с первого раза. Бывают ситуации, когда собеседник не сразу понимает, о чем его спрашивают и какого ответа-результата от него ожидают.

Такое бывает в следующих случаях:

  • Когда вопрос слишком размыт или громоздкий: содержит излишние слова (вводные, ненужные и пр.);
  • Когда формулировка содержит слишком много узких терминов, которые усложняют восприятие сути;
  • Когда сам вопрос звучит обобщенно, а ему предшествует громоздкое описание ситуации или пример (например, студент сначала описал ситуацию и спросил: «А что дальше?» или «Какой метод тут лучше?»);
  • И пр.

Чтобы универсант понимал, как правильно задавать вопрос, чтобы собеседник его услышал и понял, достаточно следовать базовым принципам.

Правила постановки вопросов
Правила постановки вопросов

Во-первых, формулировка «диллемы», вызывающей интерес со стороны учащегося, должна быть целенаправленной. Для этого нужно понимать, что именно непонятно или сложно для его восприятия. То есть индивид должен определить, О ЧЕМ он намерен спрашивать у собеседника, ЧТО именно непонятно (какой термин, момент, правило, метод и пр.). То есть важно выделить конкретный «проблемный сегмент» и постараться словесно его сформулировать.

Во-вторых, важно придерживаться принципа контекста. Он предполагает умелое выделение сути. То есть нужно не просто понимать, о чем спрашивать, но и знать, КАК выделить «искомый элемент», на чем сделать акцент, какими словами обозначить проблему.

В-третьих, вопрос должен звучать точно и конкретно. Поэтому важно выражать его без лишних слов, «лирики». Старайтесь говорить предельно просто, затрагивая лишь необходимое. Избегайте бессмысленных оборотов, откажитесь от художественных приемов, слишком сложных или множества узких терминов. Старайтесь быть четкими и краткими, выделяйте свой вопрос, затрагивая суть и непосредственно «сложность».

В-четвертых, принцип перефразирования. Он очень выручает студента, если тот не может с первого раза четко обозначить, что его интересует и что ему непонятно, какие моменты требуют пояснения или развернутого ответа со стороны преподавателя или иного лица. В этом случае, нужно переформулировать и повторно задать вопрос. «Игра слов» поможет уточнить запрос, сфокусировать внимание на определенном моменте, «навести» собеседника на нужный фрагмент, деталь, аспект и прояснить его.

В-пятых, принцип дублирования. Он уместен, если первая попытка не увенчалась успехом. В этом случае необходимо либо повторить изначально заданный вопрос, либо перефразировать его и задать повторно. То есть, если индивид не получил с первого раза нужный результат, ответ, он имеет право еще раз (и не 1 раз, а много!) Спросить и уточнить интересующие аспекты и пр.

Таким образом, чтобы ответ на поставленный запрос студента был получен с первой попытки, важно грамотно формулировать его, полагаясь на вышеописанные правила.

Виды вопросов и особенности их применения

Казалось бы, вопрос – он и в Африке вопрос. Но на самом деле, такие формулировки имеют массу видов. Притом каждый из них обладает своими особенностями, сферой применения, нюансами составления и пр.

В зависимости от характера и масштабов «захватываемой проблемы», студент может сформулировать свой запрос обобщенно или сосредоточенно. В зависимости от этого параметра принято выделять узкие и общие вопросы. В первом случае они нацелены на разъяснение темы или определенного аспекта в целом, то есть требуют наиболее полного и развернутого ответа, с проведением примеров. Обычно к таким аспектам далее универсант формулирует дополнительные вопросы.

Какие бывают вопросы?
Какие бывают вопросы?

Узкие – ориентированы на выделение конкретного неясного аспекта. Они более четкие, акцентируют внимание на сложной для восприятия тематике, моменте. Такие формулировки чаще всего носят уточняющий характер с пояснительным эффектом. Ответ, как правило, емкий, но с примерами для наилучшего понимания.

В зависимости от характера и особенностей построения запроса, можно выделить открытые и закрытые формулировки. Открытый вопрос предполагает изначальное поступление вопроса. От есть первым будет центральное вопросительное слово, затем последует проблемное звено (что именно нужно прояснить) и т.д. Он требует полного, развернутого ответа. Например, что такое оборачиваемость активов? Ответ на этот запрос будет представлен в виде определения термина, емкого описания состава активов, формулы оборачиваемости, ее значения, приведение примеров и пр.

Закрытый вариант чаще всего уже содержит в себе «ответ». Чаще всего он призван установить контакт с целевой аудиторией, уточнить ее мнение по конкретному поводу. Его формулировка предельно четкая, заостренная на целевой проблематике. Но в большинстве случаев, ответ на него очевиден или односложен – да/нет. Например, закрытый вопрос «Умеете ли вы пользоваться формулой расчета оборачиваемости активов?». Ответ на него уже скрыт: да или нет. Уточнений не требуется.

В зависимости от характера и предназначения принято выделять наводящие и уточняющие вопросы. Уточняющие призваны конкретизировать соответствующие моменты по теме или проблеме, получить более точное разъяснение или описание, которое легко и просто для понимания и запоминания. Такие формулировки уместны на занятиях (лекциях, семинарах), консультациях перед экзаменами и пр.

Наводящие парадигмы призваны «подвести» собеседника к конкретной мысли, позиции, теме, показать ему логику и ее особенности, собственную позицию и пр. Это своего рода «вопросительная подсказка», которая помогает сориентироваться в тематике в целом или в мыслях, расскажет собеседника.

Также студенты, в качестве «кокетничающей» манеры могут иногда задавать риторические вопросы. Чаще всего такие мотивы присутствуют в составе курсовой работы, научной статьи, эссе, повседневном разговоре с одногруппником или преподавателем. Он может носить как утвердительный, так и отрицающий характер, но с очевидным акцентом, уклоном и ответом.

Каждый из видов вопросов имеет определенную сферу действия и тонкости формулировки.

Вид

Сфера применения

Особенности, предназначение

Общий На лекции или семинаре, экзамене, консультации, в рамках проекта Получение согласия на выполнение того или иного действия, согласование плана работы, обобщение по теме и пр.
Узкий Конкретизирующий определённый аспект по тематике или проблематике
Открытый Повсеместно Получить более развернутый ответ по теме или определённому моменту
Закрытый Проектная деятельность, экзамен Уточнение мнения, уточнение понимания материала (так ли это и пр.)
Уточняющий Экзамен, семинар, по проекту Акцентирование внимание на непонятных моментах или конкретизация наиболее важных аспектов по теме
Наводящий Лекция, семинар, зачет или экзамен, в составе студенческой работы Подталкивание собеседника к определённой теме, мнению и пр.
Риторический Проектная деятельность, лекция, реже — экзамен Завершение ответа по теме, обобщение материала, отражение собственного мнения и его обоснование
Контрольный Контрольная работа, зачет, экзамен, переаттестация и пр. Проверка качества знаний и умений, контроль
Провокационный Экзамен, аттестация проекта, зачет, госы

Предлагаем ниже по тексту детальнее разобраться в особенностях постановки вопросов, исходя из ситуации и иных факторов.

Формула постановки вопроса (с чего начать, как развить, структура и состав вопроса)

Для начала давайте разберемся, что же такое вопрос.

Под вопросом понимают некую просьбу изъяснить конкретный момент, тему или аспект, который вызывает сложности в восприятии, понимании, запоминании. То есть это некий запрос на получение дополнительной или основной информации по конкретной теме. Он преподносится не в утвердительной, а «побудительно-вопросительной» форме, то есть это обращение к собеседнику с целью получить от него конкретный ответ, объяснение и т.д.

Порой студенты не могут корректно выразить свои мысли в нескольких словах. Им приходится громоздить объемные рассказы и в конце пытаться задать свой вопрос. Обычно, такой ход приводит к спутанности мыслей, может сбивать с цели и тогда запрос будет скомканный или некорректный.

Классическая схема по постановке вопроса для любой ситуации выглядит следующим образом.

Как сформулировать вопрос?
Как сформулировать вопрос?

Первый шаг предполагает выдвижение ключевого вопросного слова, который предопределит характер просьбы и непосредственно подчеркнет, что ожидает узнать автор: пояснение термина, разъяснение метода, уточнение какого-то фрагмента и пр. То есть важно выбрать подходящее вопросное слово и начинать формулировку запроса с него: как, когда, что значит, как понять, из чего состоит… и т.д.

Второй этап – определение сути вопроса и целевого «поискового момента». То есть студенту нужно максимально емко выразить то, что он намерен уточнить, прояснить и запросить. То есть после вопросного слова нужно выделить проблему. Именно эта часть будет лежать в центре вопросного тела.

Третий этап – уточнение вопроса с акцентом на интонацию, завершение. В данном случае важно привести некоторые детали, подчеркивающие неясность, сложность момента и требующего прояснения. Завершение формулировки предполагает соответствующую интонацию (вопросительную, спрашивающую) и логическое окончание мысли.

Фактически, вопрос – это логически завершенная просьба пояснить отдельные моменты по теме ли предмету.

Формулировка вопроса потребует грамотного подбора слов. Чем проще он звучит, тем лучше: сможете получить более точный, емкий и понятный ответ.

Как задавать вопросы на паре?

Во время пары (будь то лекция или семинар) универсант может задавать вопросы преподавателю. Притом такой ход явно демонстрирует заинтересованность и активность учащегося, его стремление к новым знаниям и желание развиваться.

Постановка вопросов – дело инициативное и добровольное.

Как правило, спросить об интересуемом явлении или процессе можно только после того, как вы изучили соответствующий текст или момент. То есть важно сначала погрузиться в соответствующую предметную область, узнать о ней и далее сформировать список запросов, в которых будут помечены пробелы и сложности восприятия, освоения материала и пр.

Во время занятия студент имеет шанс выставить любой тематический вопрос. Он может быть как развернутым, так и емким, с примерами или без. Главное – в рамках цензуры и этики.

Вопрос может быть задан сразу же после освещения конкретного аспекта или части темы или после занятия. Но лучше всего действовать оперативно. Обычно материал преподносится связно, последовательно. Если в одном месте возникла сложность, то далее изучать тему будет еще сложнее.

Поэтому план действий будет таков:

  1. Слушаем преподавателя и делаем пометки. Отмечайте непонятные или сложные моменты и составьте список вопросов.
  2. Стараемся кратко прояснить нюансы: формируем вопросы по соответствующим меткам, неясностям.
  3. Если преподаватель предоставляет возможность, то поднимает руку и задаем все интересующие запросы. Если ответ не удовлетворил ваши потребности, то попробуйте подойти к педагогу после занятия или изучите дополнительную литературу и разберитесь в нюансах самостоятельно.

Может ли студент задавать вопросы на зачете или экзамене?

Казалось бы, экзамен – время требований педагога и ответа на поступающие задачи и вопросы со стороны студента. Но на самом деле даже в столь непростых условиях, универсант имеет право задать вопрос экзаменатору.

Принцип диалога
Принцип диалога

Чаще всего студиоз может задавать следующие вопросительные варианты во время зачета или экзамена:

  • Переспрашивать устный вопрос, если плохо его услышал или не понял изначально;
  • Уточнить у преподавателя ход экзамена: сколько времени отводится на подготовку, можно ли выйти из аудитории и пр.;
  • Уточнить отдельные нюансы по экзаменационному билету: порядок предоставления ответа на текущие задания, особенности в раскрытии отдельных моментов и т.д.;
  • Просьба исправить ошибку, переделать задание или получить дополнительное задание для улучшения положения и повышения итоговой отметки.

Лучше всего тщательно готовиться к аттестации, чтобы на ней возникало как можно меньше проблем и загвоздок, требующих прояснения, уточнения. Все вопросы лучше всего задавать в рамках предэкзаменационной консультации. Там преподаватель ответит на все поступающие просьбы, разъяснит все сложности и нюансы, подскажет, что делать в каждой конкретной ситуации, укажет на литературу для изучения или повторения и т.д.

При постановке просьбы и запросов на зачете и экзамене соблюдайте субординацию и рамки этики. Будьте вежливы, корректны и точны в выражениях, осторожны с интонацией.

Как задавать вопросы в ходе проектной деятельности (научному руководителю, рецензенту, переводчику, исполнителю)?

Выполнение курсовой или дипломной работы, доклада или статьи всегда вызывает массу вопросов. Чаще всего универсанты не знают, с чего начать подготовку исследования и как его описать в документе с учетом массы правил, требований и т.д.

При подготовке студенческой работы к защите, автор сталкивается с необходимостью взаимодействовать с научным руководителем, рецензентом, в отдельных случаях – переводчиком текста или исполнителем заказа (по подготовке рукописи). С каждым из них он ведет диалог по принципу беседы или «вопрос-ответ». Поэтому важно уметь правильно формулировать свои мысли и просьбы.

В рамках проектной деятельности студент может задавать вопросы:

  • Строго по теме проводимого им исследования с целью получения простого объяснения по отдельным параметрам и фрагментам;
  • В отношении организационных моментов: как подготовить план работы, что писать в каждой главе, как оформить материал, как оценить и изменить уникальность текста и пр.;
  • Относительно пояснения терминов, подходов, получения рекомендаций для проведения отдельных манипуляций и т.д.;
  • Согласование действий и получение разрешения на дополнительные исследования и их отражение в документе;
  • Просьба о помощи в выполнении отдельных этапов исследования или иных действий (перевод текста, оформление документа и т.д.): можете ли вы, уложитесь ли в сроки и пр.;

При выдвижении списка вопросов научному руководителю, рецензенту или иному лицу по проекту, важно подчеркнуть с какими проблемами столкнулся автор, что ему непонятно или сложно для восприятия/воспроизведения и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по постановке вопроса для студента

#1. Прежде чем задать вопрос, выделите конкретную проблему. Проанализируйте ее. Постарайтесь понять, что именно вам не поддается, неясно, вызывает сложности. Затем сформулируйте свою «беду» предельно кратко и емко, но понятно. По необходимости придумайте пример и опишите на нем свои загвоздки и «непонятки».

#2. Соблюдайте правила культуры и этики. Задавайте вопрос преподавателю или стороннему лицу с учетом субординации и правил общения. Избегайте грубости, нецензурной речи.

#3. Тщательно подбирайте слова для вопросной формулировки. Будьте точны в выражениях, однозначны. Старайтесь предельно просто указать на проблему и показать необходимость ее прояснения, помощи в ее устранении.

#4. Не бойтесь повторяться и дублировать вопрос, если так и не смогли получить ожидаемый результат, прояснить ситуацию. Будьте в меру настойчивы.

#5. Если преподаватель не понял ваш запрос, то постарайтесь его переформулировать, убрав всю воду и оставили лишь самое главное.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!